КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
проект (подготовительная группа) на тему

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №40» дошкольное отделение  «Сорочата»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карта инновационного педагогического опыта

                                                                                       1. Формальные параметры

1.1. Наименование педагогического опыта.

«Радуга творчества»

1.2. Автор -  разработчик педагогического опыта

Родюкова Наталья Александровна – воспитатель первой  квалификационной категории 

1.3. Тип и вид представляемого образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №40» дошкольное отделение  «Сорочата»

1.4.Период формирования и функционирования педагогического опыта.

Проект инновационный, практико-ориентированный, долгосрочный, общественно-полезный, рассчитан на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Реализация проекта проходила в 4 этапа:

I этап подготовительный (изучение психолого-педагогической и методической литературы по данной теме; разработка плана).

II этап – диагностический

III этап – основной(внедрение проекта)

IV этап – итоговый (подведение итогов)

Педагог представляет собой  систему работы по развитию   творчества у  детей старшего дошкольного возраста, основу, которой составляет тестопластика.

1.5. Адрес педагогического опыта

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра,

г. Нижневартовск, ул. Дзержинского, 29

2. Содержательные параметры:

2.1. Актуальность педагогического опыта.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Поэтому развитие творчества - одна из главных задач дошкольного воспитания. В проекте Федеральных  государственных требований одной из целей, связанных с модернизацией содержания  образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.

Отечественные психологи и педагоги (Л.С.Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н.Поддьяков, Н.А.Ветлугина, Н.П.Сакулина, И.А.Лыковой, Т.Н.Дороновой и др.) доказали, что творчество   дети  проявляют уже в дошкольном возрасте и развитие его  происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения.

Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. На занятиях лепкой вышеперечисленные качества развиваются особенно. Так как любой предмет имеет объем, он воспринимается ребенком со всех сторон.     Специфику лепки определяет материал. Соленое тесто – материал  эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.

Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребенка.

 Лепка из соленого теста способствует развитию творчества дошкольников: повышает сенсорную чувствительность;  развивает воображение, творческое  мышление, формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, воображение которые являются основными компонентами творческой деятельности.

     Тестопластика позволяет расширить возможности в развитии ощущений и восприятия: развивается и пространственная ориентировка, преодолеваются трудности в расположении фигуры, выборе пропорций, дети учатся целенаправленно и планомерно обследовать объект, развивается мелкая моторика рук, что, в свою очередь, влияет на развитие речи. 

Эмоциональные переживания детей, как в процессе деятельности, так и в процессе обсуждения ее результатов, побуждают детей говорить.  Участие ребенка в создании коллективного произведения естественным образом порождает ситуации общения, речевого диалога, объемность  выполненной  фигурки  стимулирует детей  к игровым действиям с ней, углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками все это  ведет к развитию коммуникативных навыков. Развитый ребенок в целом - залог дальнейшего успешного обучения в школе.

    Лепка из соленого теста в современных условиях педагогического процесса  практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей. Приобретаемый опыт прочно входит в деятельность педагогов. Таким образом, можно отметить, что работа с соленым тестом в дошкольном детстве, все чаще и чаще прослеживается именно как средство развития творчества детей дошкольного возраста. 

2.2. Содержательная форма представления педагогического опыта (программа, проект, технология, методика и т.д.).

Педагогический проект «Радуга творчества» представляет собой систему творческих заданий, особенностью которой является организация творческой деятельности, ориентированной на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов. 

В основе проекта  идеи программы  И.А. Лыковой  «Цветные ладошки»,  которая развивает поисковую деятельность, творческую инициативу, самостоятельный поиск нужного решения при создании художественного образа, с использованием технологических карт. 

Большое внимание  уделяется предварительному наблюдению, созданию проблемных ситуаций, выявляющих задачу, и отсутствие готовых средств,  для их решения, что стимулирует  поисковую деятельность. В процессе обучения формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел. На каждом занятии  на развитие воображения проводятся дидактические игры. Использование   игровых моментов,  дополнительных материалов, свободный доступ к ним стимулирует творческую активность детей.

В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, воспитанники от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек, тематических композиций.

В своей работе придерживаюсь, позиции ученых, выделяющих творческие способности, как результат целенаправленного обучения творческой деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать любой свой замысел.

Обучение творческой деятельности состоит из трех этапов. Каждый этап имеет свою цель, содержание, что является необходимым условием для накопления учеником субъективного творческого опыта. 

I этап– «Путешествие в страну Тестопландию начинается»

Цель: активизация интереса воспитанников к тестопластике, обучение технологии  изготовления изделий из солёного теста.

На первом этапе детям предлагались задания, направленные на ознакомление детей  со свойствами соленого теста, возможностями использования тестопластики, с инструментами и дополнительными материалами, их назначениями,  обучение  способам лепки, овладение основами  создание образа, создание форм предметов на основе восприятия действительности путем обучения обследованию предметов, на основе самостоятельных поисков.
II этап – «Увлекательная тестопластика»

Цель: приобретение детьми творческого опыта в преобразовании изделий из соленого теста.

Работа строилась  на основе возникшего у детей желания внести свои добавления, изменения в изделие, создаваемые по готовому образцу, схеме, эскизу. Большое внимание уделялось детскому экспериментированию с материалами,  с инструментами и  техниками. Детям предлагаются задания, которые ведут их к целенаправленным действиям и поискам.

III этап  «Мы – волшебники». 

Цель: Развитие способности самостоятельно создавать выразительные образы, отличающиеся оригинальностью (субъективной новизной).

Опорой на этом этапе служит детское творческое воображение, позволяющее не только отображать замысел, но и свое отношение к создаваемому образу. 

 Дети учились переносить свой опыт  в новые условия и самостоятельно применять его в творческих ситуациях, рассматривать объекты с различных точек зрения, видеть новые функции объектов. Этому в наибольшей степени способствовало  решение проблемных задач, имеющих не один, а несколько вариантов решения. 

Проект  составлен с учётом интеграции образовательных областей, в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы.

Образовательная область «Познание» -   дети знакомятся с объектами, со свойствами и качествами материалов.

Образовательная область «Коммуникация», дети лепят не только героев сказок, но и фоновые композиции, дополнительные атрибуты. Это помогает еще раз вернуться к тексту сказки, что приучает детей вслушиваться в содержание, обращать внимание на мелочи. В процессе разыгрывания сюжетов с вылепленными персонажами развивается  речь детей, умение  общаться  друг с другом.

Образовательная область «Художественное творчество»,  дети знакомятся с различными жанрами изобразительного искусства, с выразительными  средствами изображения и с целью воспитания эстетического вкуса.

Образовательная область «Социализация»  предполагает   тесную связь с игрой, объемность  выполненной  фигурки  стимулирует детей  к игровым действиям с ней. Организация занятий  в виде  игры  углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможности общения со сверстниками и взрослыми. Занятие лепкой из соленого теста открывает безграничные возможности игры.

Работа по развитию творчества детей проводилась в соответствии с моделью организации образовательного процесса:

-непосредственно-образовательная деятельность;

- совместная деятельность взрослого и детей;

- самостоятельная деятельность.

 2.3. Инновационная направленность педагогического опыта (новизна педагогического опыта).

                 Инновация  программы заключается: 

- в введении в совместную  продуктивную творческую деятельность детей дошкольного возраста  использование тестопластики, которая не предусмотрена основной общеобразовательной программой Т.Н. Дороновой  «Радуга»; 

- в поэтапном усложнении творческих заданий, направленных на формирование  у детей способностей создавать новые образцы используя для этого средства выразительности;

- в комплексном использовании творческих упражнений,  проблемных ситуаций (придумай, оформи, закончи, найди) для развития и активизации  творческого воображения;

- в интеграции  тестопластики с образовательными  областями «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество»;

- в использовании нетрадиционных для данного вида искусства способах работы для создания художественного образа (каркас, декорирование изделия различными материалами, такими как текстиль, бросовый и природный материал), экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания ребенка об их свойствах и возможностях применения, стимулирует к поискам новых способов действий, дает прекрасную возможность для развития творчества, фантазии, воображения, абстрактного и логического мышления. Никаких скучных заданий, никаких тренировок, которые  обязательно необходимо выполнять. Напротив! Игра, фокус, чудо. Именно такое впечатление производит на детей лепка из соленого теста. 

Поэтому этот дополнительный раздел  вносит существенный вклад в систему знаний ребенка о разнообразии изобразительных материалов,  умении передавать  свое эмоциональное состояние в творческой деятельности.

2.4. Методологическая база педагогического опыта.

Классики дошкольной педагогики  (Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Н.А.Ветлугина, Доронова,  И.А.Лыкова и др.) в своих работах писали, что «творчество» - это деятельность, характеризуется двумя показателями: оно должно представлять общественную ценность и давать совершенно новую продукцию. Конечно, о полном соответствии детского творчества этим критериям не приходится говорить, однако его общественно-педагогическая ценность очевидна.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности.

Если рассматривать детскую деятельность с позиции объективной новизны и значимости, то, конечно, её нельзя назвать творчеством.  Поделки детей – это не произведение искусства, они не имеют художественной ценности.

Л.С. Выготским, Б.М. Тепловым, Е.А. Флериной, И.П. Сакулиной была принята позиция, что ребенок не  открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя. Поэтому применительно к деятельности ребёнка правомерно использовать термин творчество, ограничивая его словом детское.

Но не каждую детскую продукцию можно называть творчеством. В методической литературе определены критерии, которые показывают наличие творческого начала в художественной деятельности детей (по Н.А.Ветлугиной):

а) отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве – увлечённость, способность «войти» в воображаемые обстоятельства,  в условные ситуации, искренность переживаний;

б) способы творческих действий – находчивость при решении новых задач, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, оригинальность способов действий, дополнения, изменения, вариации; 

в) качество детской продукции – отбор детьми характерных черт изображаемых предметов и персонажей, поиск художественных средств.

Н.А.Ветлугина отмечает, что формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющиеся в процессе деятельности, рассматривает как непременные составные творчества.

Ученые   Г.С.Альтшуллер, В.А.Бухвалов, А.М.Матюшкин  считают, что наиболее адекватной формой развития творчества         является обучение творческой деятельности дошкольников, любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий.  Определяют  творческие задания как “…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых  ребенок  должен сам найти способ решения, применять знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое”.

Систему творческих заданий представили тремя направлениями, ориентированными на накопления учеником субъективного творческого опыта.

  1. Познание, создание объектов (накопление творческого опыта познания действительности, создания объектов);
  2. преобразование объектов (приобретение детьми творческого опыта в преобразовании объектов);
  3. создание субъективно  новых  объектов, использование объектов в новом качестве

(перенос ранее приобретенных знаний и умений в новую ситуацию; видение новых функций объекта; поиск альтернативных способов решения).

Методологическими основаниями, положенными в основу проектирования опыта, являются основные принципы:

-принцип систематичности и последовательности- постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному»;

-принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

-принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;

-принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости);

- принцип сравнений подразумевающий разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.

- принцип выбора подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе.

Учитывая наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников, основной материал дается с помощью наглядных и практических методов и приемов образования:

-экспериментирование;

- игры, викторины;

- прием разрешения проблемных ситуаций;

- провокационные ситуации;

- беседы;

Формы работы с дошкольниками в процессе проведения проектов:

- занятия;

- познавательные минутки;

- целевые прогулки;

- экскурсии;

- чтение художественной литературы;

- выставки детских работ;

- рисование, ручной труд;

- развлечения и досуги.

2.5. Педагогическая целесообразность педагогического опыта.

Целесообразность проекта  заключается в том, что  он способствует развитию творчества детей старшего дошкольного возраста посредством совместной продуктивной деятельности через  обучение детей лепке из соленого теста.

В результате реализации педагогического проекта «Радуга творчества»:

озданы педагогические условия развития творчества у старших дошкольников на основе тестопластики;

-обеспечена положительная  динамика развития творчества у старших дошкольников

-дошкольники овладели основными приёмами и навыкам работы с соленым тестом.

- Овладение   тестопластикой способствовало:

- - развитию у детей  восприятия (формы, фактуры, цвета, веса, пластики), укреплению мелкой моторики рук,  речи, коммуникативных навыков; - воспитанию  чувства гармонии и красоты,  желание сделать свои работы общественно значимыми,  практически применять в быту навыки изготовления изделий (подарки к праздникам, сувенирные украшения для дома, выставок);

- укреплению общих интересов в семьях путём привлечения детей и взрослых к проведению совместных праздников и мероприятий.

Практическая значимость состоит:

 в апробировании педагогического опыта по развитию  творчества детей старшего дошкольного возраста путем использования тестопластики.

2.6. Психологическая целесообразность педагогического опыта. 

Психологическая целесообразность педагогического проекта:

-развитие положительного психо-эмоционального состояния ребенка-дошкольника (снятие  нервного напряжения, страхов, радостное, приподнятое настроение);

- развитие психологических процессов (память, мышление, воображение);

- максимальное раскрытие индивидуальности каждого воспитанника с учетом возрастных особенностей;

-  осуществление коррекционного направления в воспитательной работе (самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность);

-включение в ситуацию успеха (возможность продемонстрировать свои достижения другим, в том числе родителям, получение  общественного признания своего труда).

2.7. Социальная направленность педагогического опыта.

Данный педагогический проект  помогает ребенку самореализоваться в жизни, адаптироваться к динамичной картине мира, эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, быть активным членом общества, аргументировано,  убедительно и дружелюбно отстаивать свою позицию, делать позитивные выводы, вносить предложения, быть полезным обществу, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни. 

В результате  проведенной работы  заметно возрос  интерес родителей к жизни детей в детском саду, появилось желание участвовать в совместной деятельности, в досугах и развлечениях.

В результате организованной деятельности налажено взаимодействие с социальными объектами города  «МУДО Центр детского творчества» (участие в городских конкурсах,  выставках, проведение экскурсий).

 муниципальной образовательной средней школой №40 (участие в городских мероприятиях, обеспечение непрерывности образования). 

2.8. Воспроизводимость педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих использование данного опыта другими педагогами. Оценка возможности воспроизведения педагогического опыта.

     Программно - методическое обеспечение проекта позволяет воспроизводить данный опыт другим педагогам, как в нашем ДОУ, так и в других образовательных учреждениях.

В результате реализации опыта: можно организовать выставки детских работ, использовать детские поделки  в украшении помещения детского сада, создать атрибуты для сюжетно – ролевых игр, изготовить настольный театр, настольные игры, счетный материал элементы декораций для игр- драматизаций.

   Опыт не требует материальных и финансовых затрат. Работу с тестом  отличает не столько доступность, экологичность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые предоставляет этот материал для творчества. Программу  «Радуга творчества» можно использовать: для организации дополнительных платных услуг, на интегрированных  занятиях,  в игровой и  художественной  деятельности, в повседневной жизни,   в семье для повышения эффективности развития творческого мышления, воображения, речи у  детей; а также    для повышения взаимодействия педагогов с семьёй.

Что подтверждается результатами реализации проекта в подготовительной группе «Фантазеры»  и в логопедической группе «Непоседы»  МБОУ «СОШ №40» дошкольного отделения «Сорочата».

2.9. Ресурсное обеспечение педагогического опыта.

Реализация проекта не предъявляет особых требований к кадровому, методическому и техническому обеспечению. Для реализации проекта разработана система взаимодействия между воспитателями, родителями, которая позволяет организовать работу более эффективно.

Информационные ресурсы: психолого-педагогическая, методическая литература, групповая газета, сайты сети интернет для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Человеческие (кадровые): воспитатель (разработчик проекта), второй воспитатель группы, воспитанники, семьи воспитанников, заведующий, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, заместитель заведующего по административно-хозяйственной работе, музыкальный руководитель.

Учебно-методическое, материально-техническое обеспечение: литературные произведения, репродукции картин, иллюстрации, фонотека, видео - и аудиозаписи, фотоаппарат, магнитофон, материал для художественного творчества.

3. Результативные параметры:

3.1. Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов. 

Результаты работы по реализации практико-ориентированного проекта подтверждаются следующими показателями:

1.уровень усвоения программы по образовательной области «Художественное творчество»,  вырос на  51% , составил в 2012 году – 95%.  

2. созданы оптимальные условия (программно-методические, кадровые, материально-технические) для  повышения качества образования по образовательным областям «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация»;

3. налажено взаимодействие дошкольного учреждения с социальными объектами  города: музеем, центром детского творчества;

4. доля родителей,  вовлеченных в мероприятия, проводимые в образовательном учреждении с  2009 года – 2012год выросла на  62 % и составляет 96%;

5. создана предметно-развивающая среда, направленная на развитие творческих способностей детей.

Полученные результаты говорят о правильности и  важности  организованной системы работы по развитию творчества дошкольников.

3.2. Распространение педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества

В августе  2010 года педагогический  опыт «Развитие творческих способностей в продуктивных видах деятельности» был представлен на городском  педагогическом совете.

В 2010 году  участвовала в заочном этапе городского конкурса профессионального мастерства «Педагог года  2010».

   В 2011 году опыт работы по теме «Развитие творческих способностей детей  в процессе тестопластики» был представлен на городском  методическом объединении «Развитие творческих способностей детей  в продуктивной деятельности».

В марте  2012 года приняла участие во Всероссийском Интернет - конкурсе педагогического творчества в номинации «Педагогические идеи и технологии», где представила программу по обучению детей лепке из соленого теста «Радуга творчества»

   В  2012 году представлен мастер – класс на городском семинаре «Формирование мелкой моторики через содержание образовательной области «Художественное творчество» как важнейший аспект проблемы преемственности ДОУ и начальной школы»

   Ежегодно мною проводятся открытые занятия как для студентов БУ СПО Нижневартовского социально-гуманитарного колледжа, так и для молодых специалистов, для которых являюсь наставником.

3.3. Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта. Обоснование стабильности показателей, характеризующих эффективность педагогического опыта на протяжении определенного количества лет. Доказательство не случайности влияние педагогического опыта на качество образования в образовательном учреждении

Стабильность педагогической эффективности данного опыта подтверждается ежегодным педагогическим мониторингом на протяжении 2010- 2012 учебных годов.

Реализация проекта по развития  творчества детей старшего дошкольного возраста, способствовало повышению качества образования по данному направлению:

-дети воспринимают и эмоционально реагируют на эстетическую сторону окружающей действительности,

-проявляют творчество  в  декоративной дизайнерской деятельности,

 - участвуют в конкурсах, выставках, представляя свои работы, выполненные в различных техниках

- родители стали активными участниками всех мероприятий

- детские дизайнерские работы используются для украшения детского сада, групповых помещений

  Сравнительный анализ результатов обследования воспитанников старшей и подготовительной группы за 2009- 2012 учебные годы наглядно показывает положительную динамику в развитии творческих способностей: 100 % детей проявляют интерес к лепке из соленого теста, продуктивной деятельности, 90%  планируют свою работу по реализации замысла,  проявляют инициативу и самостоятельность, стремление полно и до конца реализовать свой замысел. 95% дошкольников способны самостоятельно изготовить поделку, полностью передавая образ доступными выразительными средствами, детально передают характерные внешние особенности образа, передают действие, связь между объектами в сюжетной композиции.

Дети в процессе изготовления поделки проявляют искреннюю заинтересованность,  непосредственность переживаний в процессе создания образа.

   Данный проект  способствовал повышению уровня профессиональной компетентности родителей в вопросах развития творчества  детей дошкольного возраста. По результатам мониторинговых исследований  100% родителей стали осознавать значимость работы по данному направлению. 96% родителей стали принимать активное участие в мероприятиях,  проводимых в образовательном учреждении.  Появились совместно созданные педагогами, детьми и родителями результаты–продукты проекта.

Таким образом, можно сказать, что система работы по развитию творческих способностей детей посредством обучения лепке из теста способствовал   воспитанию у детей интереса к художественно-творческой деятельности, стремлению к овладению знаниями и навыками в работе с соленым тестом, формированию у дошкольников желания сделать свои работы общественно значимыми:  практически применять в быту навыки изготовления изделий: подарки к праздникам, сувенирные украшения для дома, воспитанию у детей потребности к самообразованию и самореализации в современных условиях.

  Ежегодно мои воспитанники принимают участие в городских  конкурсах «Русь мастеровая», «Мы на севере живем», «Семья – источник вдохновения»  диплом 3 степени в номинации  декоративно- прикладное искусств

  Организована выставка на городском фестивале «Город мастеров», где были представлены результаты работы проекта  (детские изделия)   

3.4. Репрезентативность внедрения педагогического опыта.

 Воспитатели-2

Музыкальный руководитель-1

Воспитанники (старший дошкольный возраст):

2011 г. – 20 чел.

2012 г. – 20 чел.

3.5. Публикация педагогического опыта в печати. 

Опыт опубликован в сборнике педагогических идей и технологий всероссийского Интернет конкурса, 2012 год.

И.о директора МБОУ «СОШ № 40»

дошкольного отделения  «Сорочата»                                 Е.А. Суркова

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта инновационного педагогического опыта "Методы и приёмы ТРИЗ как средство развития речи и творчества дошкольника"

Теоретическую основу педагогического проекта составили  методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.А. Альтшуллер,1964г.), алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных...

Карта инновационного педагогического опыта воспитателя муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Сказка» города Покачи Смаранди Матрёны Дмитриевны.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре....

Информационная карта инновационного педагогического опыта

Информационная карта инновационного педагогического опыта представляет собой описание  системы работы и  является инструментом структурирования педагогического опыта...

Карта инновационного педагогического опыта

Практико-ориентированный проект по математическому развитию детей дошкольного возраста посредством логических игр и упражнений, долгосрочный, общественно-полезный, рассчитан на детей старшего дошкольн...

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА по приобщению к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА по приобщению к чтению художественной литературыдетей старшего дошкольного возраста средствамипознавательно-исследовательской деятельности...