«Проблема внедрения инклюзии в систему дошкольного образования России»
статья на тему

Новикова Татьяна Николаевна

В России в последние двадцать лет серьезно изменились социально-экономические условия, которые повлекли за собой изменения в различных сферах социальной и общественной жизни страны, в том числе в системе дошкольного образования.

Произошли кардинальные перемены в структуре дошкольного образования. Особое внимание со стороны Министерства образования и науки РФ и общественных организаций в настоящее время направлено на перестройку воспитания и социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также создание инклюзивного образовательного пространства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novikova_t.n.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

«Проблема внедрения инклюзии в систему дошкольного образования России»

Т.Н. Новикова, старший воспитатель, МДОУ «Детский сад № 2 комбинированного вида «Капитошка»,  
г. Железногорск, Курская область

В России в последние двадцать лет серьезно изменились социально-экономические условия, которые повлекли за собой изменения в различных сферах социальной и общественной жизни страны, в том числе в системе дошкольного образования.

Произошли кардинальные перемены в структуре дошкольного образования. Особое внимание со стороны Министерства образования и науки РФ и общественных организаций в настоящее время направлено на перестройку воспитания и социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также создание инклюзивного образовательного пространства.

На государственном уровне инклюзивным образованием в России стали заниматься только в конце первого десятилетия XXI в. В качестве результата внимания руководства страны к данной проблеме можно считать новые ФГОС, которые учитывают не только интересы детей, воспитывающихся в общеобразовательных организациях, но и потребности детей с ОВЗ, которые до недавнего времени учитывались только в системе специального образования.

Специальное образование многие годы являлось основной формой работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Однако, воспитываясь в специальном учреждении, ребенок с ОВЗ изолирован от реального общества, что значительно ограничивает его в развитии. При этом он, как и любой ребенок, нуждается не только в качественном специальном образовании, но и в общении со сверстниками. Поэтому основной целью инклюзивного образования является включение ребенка с ОВЗ в социальную жизнь. Инклюзия предоставляет возможность детям с особенностями развития ходить в обычные детские сады и воспитываться вместе с другими детьми.

С другой стороны, инклюзивное образование позволяет формировать у здоровых детей высокий уровень эмпатии, понимания состояния других людей (не только детей с ОВЗ), они становятся более общительными и терпимыми, что в настоящее время является особенно актуальным для нашего общества, где отмечается крайне низкий уровень толерантности ко всем «не таким, как мы». Важно отметить, что включение здоровых детей и детей с ОВЗ значительно снижает иерархические проявления в детском коллективе, что также является элементом профилактики ранней жестокости среди детей.

Вместе с тем необходимо отметить, что внедрение инклюзивного образования в России сталкивается с рядом трудностей.

Так, по мнению Н. Н. Малофеева, основные сложности связаны с отсутствием всероссийской программы социальной интеграции детей с ОВЗ, повышения уровня толерантности, самосознания и помогающего поведения со стороны здоровых людей. Без создания и апробации такой программы внедрение инклюзии в систему образования будет сопровождаться серьезными проблемами и непониманием ее необходимости со стороны участников образовательных отношений. [6]

Существует серьезная проблема совмещения темпов воспитания и объема знаний, доступных детям с ОВЗ и здоровым детям. Для снижения уровня стресса и сохранения имеющихся способностей и навыков ребенка с ОВЗ необходимо помещаться в ту социальную среду, которая в данный момент соответствует его индивидуальным возможностям воспитания.

Важно отметить, что объективно возникают трудности во взаимодействии детей с ОВЗ и здоровых детей. В отношениях возникает эмоциональная напряженность, контакты между детьми выстраиваются медленно. Настороженное, а порой и негативное отношение здоровых детей к детям с особенностями в развитии во многом формируется родителями. Родительская общественность здоровых детей в большинстве случаев не готова к инклюзивному образовательному процессу и категорически не желает совместного воспитания своих детей с детьми, имеющими различные функциональные особенности.

Другой весьма острой проблемой является отсутствие специалистов для работы в условиях инклюзии. В детских садах возникает необходимость введения в штат образовательного учреждения должности тьютора, а также обязательной подготовки всех педагогов к работе в инклюзивном пространстве и обучения их технологиям инклюзивного образования с использованием личностно-ориентированного подхода.

Понятие «личностно-ориентированный подход», по мнению ряда ученых, определяется как концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.

В личностно-ориентированном образовании воспитанник – главное действующее лицо всего образовательного процесса. Педагог при этом становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности дошкольника.

К проблеме подготовки будущих педагогов к условиям работы в системе инклюзивного образования обращались различные специалисты, в том числе Е. Л. Агафонова, М. Н. Алексеева, С. В. Алехина, Е. Н. Кутепова и др. Эти ученые определяют уровень готовности педагога к деятельности в инклюзивном пространстве посредствам оценки их профессиональной и психологической готовности.

В структуре профессиональной готовности авторы выделяют комплекс компетенций, которые, по их мнению, должны являться базовыми составляющими, определяющими профессионализм педагога. К ним указанные специалисты отнесли: владение педагогическими технологиями, знание основ коррекционной педагогики и специальной психологии, информационную готовность, вариативность и гибкость педагогического мышления, учет индивидуальных различий детей, рефлексию профессионального опыта и результата, готовность к профессиональному взаимодействию.

Помимо этого, ученые в психологической готовности выделяют ряд параметров, направленных на оценку педагога с точки зрения его личных психологических качеств. Это мотивационная готовность, которая включает в себя личностные установки (нравственные принципы педагога, его личное отношение к инклюзии); эмоциональное принятие детей с различными нарушениями в развитии; готовность включать таких детей в образовательную деятельность. [1]

В своих работах А. С. Сиротюк расширяет спектр компонентов, обуславливающих психологическую готовность, а структура профессиональной компетентности представлена следующими ее составляющими: профессионально-специализированные компетенции, профессионально значимые качества личности и профессионально-личностная позиция [8].

Точка зрения А. С. Сиротюк позволяет рассмотреть профессиональную компетентность как цельную многогранную структуру.

Многие исследователи (Т. П. Дмитриева, Е. Н. Кутепова, Н. Я. Семаго, М. С. Староверова) отмечают, что подготовка специалистов для инклюзивного образования может стать эффективной лишь при условии полного понимания значимости инклюзивного образования, определения приоритетов инклюзии для различных возрастных групп детей. Ученые акцентируют свое внимание на том, что инклюзивное образование предусматривает учет принципов включения детей с особыми образовательными потребностями в образовательное пространство, базируется на современном научном понимании психических особенностей детей при различных вариантах отклоняющегося развития [3; 5; 9].

Авторы, являясь сторонниками синергетического подхода, предлагают проектировать подготовку специалистов, реализующих инклюзивную практику, комплексно. При этом учеными выделяются три аспекта подготовки: ценностный, организационный, содержательный, а программа подготовки построена по модулям. Это позволяет не только формировать ценностные ориентиры педагогов на инклюзию, но и развивать умение правильно организовывать совместное обучение детей с нормативным и нарушенным развитием.

Подобная идея отмечается и в работах Т. Ю. Четвериковой, где автор акцентирует внимание на необходимости включения в подготовку педагогов концептуальных позиций: сведений об инклюзивном образовании, особых образовательных потребностях обучающихся с ОВЗ, методиках обучения таких детей, технологиях организации совместного обучения детей с разными возможностями [10].

На основании вышеизложенного можно констатировать, что в настоящее время в России идет создание нового инклюзивного пространства, которое призвано решить целый ряд проблем, касающихся как социализации детей с ОВЗ, так и формирования у здоровых детей эмоциональной чуткости, толерантности, эмпатии. Процесс создания инклюзивной образовательной среды сопровождается проблемами, среди которых недостаточность методической и правовой базы, необходимость изменения профессиональной подготовки педагогов, способных реализовывать программы инклюзивного образования и использовать личностно-ориентированный подход к детям с ОВЗ.

Литература

1.Алехина C. B. О мониторинге инклюзивного процесса в образовании // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: матер. междунар. науч. конф. – М.: МГППУ, 2011.

2.Афанасьева Н. Личностный подход в обучении // Школьный психолог. – 2001. – № 32. – С. 7–10.

3.Дмитриева Т. П. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении. – М.: Школьная книга» 2010. – С. 5–7. Серия «Инклюзивное образование». – Вып. 3.

4.Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: метод. пособие / под ред. М. С. Староверовой. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 167 с.

5.Кутепова Е. Н. Готовность педагога к деятельности в условиях инклюзивной практики / Е. Н. Кутепова, Ж. Н. Черенкова // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред.: С. В. Алехина. – М., 2013. – С. 588–592.

6.Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Интеграция и специальное образование: необходимость перемен // Дефектология. – 2008. – № 2. – С. 86–93.

7.Самарцева Е. Г. Модель формирования готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию детей // Новые педагогические технологии: мат-лы Междунар. науч.-практ. конференции. – М., 2011. – С. 312–314.

8.Сиротюк А. С. Организация полусубъектной деятельности специалистов в системе инклюзивного образования // Alma mater: Вестник высшей школы. – 2012. – № 4. – С. 66–70.

9.Семаго Н. Я. Инклюзивное образование как первый этап пути к включающему обществу / Н. Я. Семаго [и др.] // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 1. – С. 51–58.

10.Четверикова Т. Ю. Теоретическая готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // В мире научных открытий. – 2014. – № 5.1(53). – С. 475–485.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры– средство реализации процессов интеграции и инклюзии в современном дошкольном образовании.

В статье рассматриваются вопросы современной коррекционной педагогики....

Дорожная карта введения федерального государственного образовательного стандарта в систему дошкольного образования

Дорожная карта- поэтапный алгоритм введения ФГОС в образовательную систему дошкольных отделений ГБОУ Лицей №1524...

Инклюзия в системе дошкольного образования

ИНКЛЮЗИЯ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯЗдоровый образ ребенка способен формироваться в здоровой, адекватной возрасту и потребностям среде. Человек успешнее развивается и более полно про...

Презентация "Внедрение ФГОС в систему дошкольного образования"

Психологическая установка на активное освоение Федеральных Государственных образовательных стандартов педагогами ДОУ...

Доклад на августовской конференции на тему «Управление качеством дошкольного образования. Внедрение системы оценки качества дошкольного образования» август, 2017г.

Что же такое «качество дошкольного  образования» и как им управлять? В настоящее время – вопросов больше, чем ответов. Потребители дошкольных образовательных услуг обычно рассма...

Статья из опыта работы на тему: «Внедрение и реализация проектной деятельности в систему дошкольного образования»

В последнее время проектный способ постоянно используется в педагогике. Знания и навыки, обретенные воспитанниками детского сада, например, в ходе проекта, становятся достоянием их собственного опыта....

Внедрение ВФСК ГТО в систему дошкольного образования

Цели, задачи и принципы комплекса ГТО.Историческая справка.Оценка уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта для дошкольников.Методические рекомендации....