Проект "Скоро в школу"
проект (подготовительная группа) на тему

Идея проекта:

Организация и проведение проекта «Взаимодействие детского сада и семьи по подготовке детей к школе» для повышения педагогической, психологической и коммуникативной компетентности участников проекта, что позволит создать условия для успешного обучения детей в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skoro_v_shkolu.docx34.12 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №23 комбинированного вида

Московского района Санкт-Петербурга

ПРОЕКТ

«Скоро в школу»

Автор проекта:

Венедиктова Яна Гансовна

Паспорт проекта

Название: «Скоро в школу»

Вид проекта: информационно-познавательно-речевой.

Продолжительность проекта: среднесрочный (с 07.11.16-10.12.16)

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители,  библиотекарь, сотрудник ГИББД, физкультурный руководитель.

Проблема проекта:

  • Несформированность мотивационной готовности  детей к обучению в школе.
  • Профилактика дезадаптации в начале обучения ребенка в школе и создание условий для его успешности.

Идея проекта:

Организация и проведение проекта «Взаимодействие детского сада и семьи по подготовке детей к школе» для повышения педагогической, психологической и коммуникативной компетентности участников проекта, что позволит создать условия для успешного обучения детей в школе.

Актуальность проекта.

Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Ребёнок открывает для себя совершенно новый мир. Прежде всего, это ответственность. В первом классе он начинает свою общественно-трудовую жизнь. Главное, что необходимо ребёнку, - положительная мотивация к учению. Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями детского сада.

Детская цель: побыть школьниками.

Цель проекта: формировать представления  о школе и положительное  отношение к школьной жизни у старших дошкольников.

Задачи проекта:

  1. формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
  2. способствовать развитию взаимопонимания, дружелюбия;
  3.  снятие чувства тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой;
  4. повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.

Ожидаемые результаты:

  • формирование у детей мотивационной готовности к школе;
  • повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки;
  • благоприятное течение адаптационного школьного периода.

Результат (продукт) проекта: изготовление лэпбука по теме совместно с родителями.

       План реализации проекта будет проходить в три этапа.

План-схема

реализации проекта

«Скоро в школу», информационно-познавательно-речевой.

Этап

Основные направления реализации проекта (мероприятия)

Материалы и средства реализации проекта

1 этап подготовительный

  • приглашение детей вмини-музей «Школьные учебники»;
  • подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, настольно-печатных, дидактических, словесных игр, бесед и т.д.);
  • подбор научной и методической литературы по теме проекта;
  • анкетирование родителей;
  • на этом этапе родители задают вопросы, которые наиболее остро стоят перед ними. Определение круга проблем по подготовке детей к школе.
  • помощь со стороны родителей в подборе литературы и настольно – печатных игр на школьную тематику.  

Изучение педагогической литературы по проблеме. - Разработка проекта.

Информационные компетенции педагогов и родителей.

2 этап основной

Совместная деятельность педагога  с детьми

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

  • Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Школа», «Магазин. Школьные принадлежности», «Библиотека».
  • Встреча с ученицей 1 класса, выпускницей детского сада (рассматривание портфеля, учебников, тетрадей, пенала и т.д.);
  • Обсуждение ситуаций «Детский сад», «Скоро в школу», «Школьная форма», «Мне трудно», «Перемена», «Урок», «Как избежать конфликта», «Мой внешний вид».
  • Ручной труд: «Закладка для книги», тетради,  учебники для игры в школу;
  • Беседы по ПДД: «Самый безопасный путь домой?», «Люди знакомые и незнакомые», «Безопасное поведение на улице», «Правила обращения с опасными предметами», «Правила поведения на перемене в школе», «Как правильно вести себя с незнакомым человеком».
  • Беседы по ОБЖ: «»Я упал», «Один на улице», «Телефоны помощи».
  • Дидактические игры: «Опасно-неопасно», «Кто лишний», «Разложи картинки по порядку»;
  • НОД «Безопасность по дороге в школу».
  • Выступление сотрудника ГИББДД о дорожных знаках и правилах поведения на улице.
  • Виртуальная экскурсия в школу, в библиотеку (с ИКТ технологией);
  • Рассказ «Дети в школу идут», «Скоро в школу», «История возникновения школы»;
  • Работа в тетради в клеточку, графический диктант;
  • Математическая викторина «Волшебный город»;
  • Загадывание загадок, чтение пословиц, ребусы, кроссворды о школе;
  • ФЭМП: «Знак плюс», «Число и цифра 4» с ИКТ, «Число и цифра 5», счёт на слух, счёт по осязанию, отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами, прямой и обратный счет в пределах 10
  • Презентация «Здравствуй школа», «Школа. Школьные принадлежности», «Дошкольникам о школе»,
  • Просмотр мультфильмов: «Маша идет в школу», «Лесная школа», «как верблюжонок и ослик в школу пошли», «Козленок, который умел считать до 10», «Остров ошибок», «Уроки тетушки Совы», «Моя мама волшебница» И. Папузинской,
  • Настольно-печатные и дидактические игры: «Собери портфель», «Добавь букву», «Когда это бывает», «Что сначала, что потом», «Узнай и назови», «Составим цифры из счётных палочек», «Числовые домики», «Чудесный мешочек», «Что лишнее?» (школьные принадлежности и другие предметы); Игра-ходилка «Азбука животных М. Дружинина», «Назови соседей», «Назови правильно»,
  • Игры на конструирование: «портфель», «школа», «Составь из палочек», «Найди ошибку».
  • Игры на моделирование: «Пентамино», «Сложи узор».
  • Интерактивные игры: «Найди 10 отличий»;
  • Беседы: «Чем школа отличается от детского сада», «Что мы знаем о школе», «Для чего нужно учиться», «Кто учит детей в школе», «Скоро в школу», «Как работает библиотекарь», «Что мы знаем о библиотеке», «Что такое школа», «Школьные профессии», беседа о уроках, переменах, о школьном звонке, о школьной форме; «Школа вежливости», «Дружба начинается с улыбки», беседа о правилах безопасного поведения на переменах в школе», «Книга-источник знаний», «Будьте добры» (вежливые слова в жизни будущего школьника), «Что значит быть отзывчивым», «Как мама и папа в школу ходили».
  • Рассматривание картин, иллюстраций о школе в настоящем и прошлом (анализ);
  • Фантазийный рассказ «Каким будет мой первый день в школе»;
  • Составление рассказа по картине «Скоро в школу»;
  • Монологический рассказ «Почему я хочу учиться в школе»;
  • Словесные игры: «Радио», «Путешествие», «Отгадай, кто мой друг», «Четвертый лишний», «Я знаю..», «Слова перевертыши», «Запомни слова», «Добавь букву».
  • Игры на развитие звуковой и интонационной культуры: «Строим дорожку», «Ловушка», «Поймай слог», «Закончи фразу», «Если бы…», «Закончи сам».
  • Дидактические игры: «Читаем по слогам», «Я хочу в школу, потому что…», «Откуда ручка пришла», «Мой путь в школу», «Школьные чувства»,  «Что лежит в портфеле», «Какой, какая, какие», «Первоклассник»,  «Какие предметы помощники в учебе».
  • Игры на внимания слуха:
  • Обучение грамоте: «Добрая сказка о буквах» с ИКТ технологией, «Катя в стране Букв и Слов», «Звук и буква У», «Звук и буква И», «Звук и буква М» с ИКТ технологией, «Все для мамы»
  • Рассказ библиотекаря «Е. Чарушин».
  • Рисование «Мой будущий портфель»;
  • Выставка «я рисую школу», «Что тебе понравилось в школе», коллективное рисование «Картинки для азбуки».
  • Лепка «Буквы и цифры»;
  • Конструирование «Моя школа» (по представлению)
  • Плоскостное моделирование – составление сюжетов из мозаики на школьную тематику.
  • Аппликация «Блокнот будущего первоклассника», «Мы школьники», Лепка букв из соленого теста»,;
  • Рисование «Мой будущий портфель», «Я в школе», «Кем я хочу быть», «Дорога и мы»;
  • Рисование букв, цифр на подносе с манкой.
  • Чтение художественной литературы: И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А», «В школу» , «Первый урок» А. Барто, С. Маршак «Первый день календаря»,З. Александрова «В школу»,  пословицы о школе, А. Алексин «Первый день», В.Моруга «Что ждет меня в школе»,  Успенский «Чебурашка идет в школу»,  Т. Рик «Аришкин денек», Л. Толстой «Филипок» ИКТ, О.В. Хухлаева «Сказка о котёнке Маше»,  Н.П. Слободяник «Памси», Михалков «Важный день»,  «Сказка о летающем ботинке», С. Маршак «Первое сентября», В. Воронкова «Подружки идут в школу», Э. Мешковская «Мы играем в школу», «Читалочка» В. Берестова.
  • Музыкальные произведения: «Учат в школе» В. Шаинский, «Песня первоклассника» из к/ф «Разные судьбы», «Наташка-первоклашка» слова К.Ибряева , музыка Ю.Чичкова,  песня о школе из к/ф «Первоклассница» слова Е. Долматовского, музыка Д. Кабалевского.
  • Игры-соревнования: «Кто быстрее пролезет через обруч к флажку», «Чья команда забросит больше мячей в корзину»;
  • Игры-эстафеты: «Веселые соревнования», «Мяч над головой», «Дорожка препятствий»;
  • Беседа «Как заботиться о своей одежде», «Культура еды – серьезное дело», «О пользе физкультурных упражнений для здоровья человека»
  • Чтение Я.Аким «Неумейка», С.Михалков «Я сам», Н.Литвинова «Королевство школьных приборов»;
  • Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики: «Я выросла»,  «Семь вещей у нас в портфеле», «Мы писали, мы писали», «Счет», «Карандаш», «Слова».
  • Подвижные игры: «Переменка», «Урок и перемена»,  «Ловкие ребята»,  «Ловишки с мячом», «Два Мороза», «Кто дольше пропрыгает?», «Делай как я!».

Введение и реализация проекта

Данный этап реализации проекта включает в себя как специально организованные занятия НОД, так и другие виды деятельности: беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры, сюжетно- ролевые игры с детьми.

3этап заключительный

  • презентация проекта « Скоро в школу» (отчёт о проделанной работе);
  • выставка творческих рисунков детей;
  • разработка индивидуальных рекомендаций родителям по подготовке детей к школе;
  • результатом (продуктом) проекта: изготовление совместно с родителями лэпбука «Скоро в школу»;
  • видеоролик проделанной работы «Вместе весело шагали и о школе все узнали!».

Анализ реализации целей, задач и результатов проекта. - Подготовка публикаций по результатам деятельности по проекту.

В ходе основного этапа реализации проекта в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей. Необходимо отметить, что тематика консультаций варьируется в зависимости от социального запроса родителей.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по нескольким направлениям.

Коллективные

- консультативно-рекомендательная работа: вечера вопросов и ответов; групповое собрание родителей; тематические консультации; педагогические беседы с родителями.

- практические занятия для родителей: дни открытых дверей во всех школах Санкт-Петербурга; выставки рисунков, фотографий.

- совместная работа родителей, детей и педагогов: мастер-класс «Букет для учителя», праздник «День матери».

 Индивидуальные

Родители, задавая вопросы по подготовке детей к школе, подвели меня к созданию буклетов.

-консультативно-рекомендательная работа: беседа, консультация, буклеты, индивидуальные методические рекомендации.

Наглядно-информационные:

-консультативно-рекомендательная работа: уголок для родителей, выставка психолого-педагогической литературы, папки-передвижки, лэпбук для родителей, доска объявлений.

План работы с родителями:

  • Родительское собрание «Скоро в школу» с ИКТ технологией.
  • На сайте ДОУ  представлена презентация для родителей «Методические рекомендации по подготовке к школьному обучению»
  • Анкетирование родителей «Готов ли ребенок к школе?»
  • Индивидуальные консультации по результатам обследования готовности детей к школьному обучению и по вопросам  родителей.
  • Оформление стендов : «Советы родителям будущих первоклассников»;  «Как подготовить ребенка к школе»; «Семья и ребенок: взаимоотношения и готовность к обучению в школе».
  • Папки-передвижки: «Возрастные особенности детей 6-7 лет», «Кризис 7 лет».
  • Памятки для родителей: «Что должен  уметь и знать ребенок  при подготовке к школе»; «Подготовка детей к обучению в школе»; книги для  семейного прочтения; питание школьника»,
  • Психолого-педагогическая литература по подготовке детей к школе;
  • Рекомендации по подбору художественной литературы, мультфильмов, дидактических игр по школьной тематике;
  • День открытых дверей во всех школах.

Совместная деятельность детей и родителей

  • Ориентировка в пространстве: схема-маршрут «Я иду в школу»;
  • Подбор фотографий родителей в школьные годы;
  • Мастер-класс «Букет для учителя» с помощью техники плоскостного торцевания.
  • Создание родителями мини–музея  «Мир школьника», где были школьные принадлежности, учебники, портфели, школьная форма.

Вывод:

Подводя итоги работы по разработке проекта «Скоро в школу», можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит результаты. В проекте показана система работы с детьми и раскрыто содержание основных форм взаимодействия с семьей.
В первую очередь уделяется внимание личностной готовности ребенка к школе, мотивационной готовности.

Список использованной литературы:

  1. Т.А. Шорыгина  «Детский сад», Москва 2012
  2. М.А. Панфилова «Школа», 2012.
  3. Е. Куцина, Н. Созонова, Н. Хрушкова  «Учимся пересказывать», 2015.
  4. Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»2015.
  5. А. Никитина  «Занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром», 2012.
  6. Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников», 2008.
  7. Е.А. Алябьева «Поиграем в профессии»2014.
  8. А.М. Федотова «Познаем окружающий мир играя», 2014.
  9. Т.С. Комарова, И.И. Комарова, А.В. Туликов «Информационно-коммуникационные технологии», 2011.
  10. И.Ф. Мулько «Развитие представлений о человеке в истории и культуре», 2004.
  11. Ю.В. Гурин, Г.Б. Монина «Игры для детей», 2011.
  12. О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», 2012.
  13. И.А. Мозанин «500 скороговорок, пословиц, поговорок для детей», 2004.
  14. Э.Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр», 2013.
  15. И.В. Гусева «Игрушки из соленого теста», 2011.
  16. И.Л. Гейченко, О.Г. Исавнина «Ребусы, кроссворды, головоломки», 2012.
  17. Н. Винокурова «Подумаем вместе», 1998.
  18. К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», 2013.
  19. Степанова О. А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2003
  20. Павлова Т. Л. Диагностика готовности ребенка к школе. – М. : ТЦ Сфера, 2006
  21. Попова Д. А. Как подготовить ребенка к школе? Книга для родителей. - Ростов н/Д: «Феникс», 2006
  22. Абашина В.В., Шайбакова С.Г. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом // Детский сад от А до Я. – 2008.
  23. Андреева Н.А. Организация совместной работы педагогов и родителей по подготовке детей дошкольного возраста к школе // Детский сад от А до Я – 2007
  24. АндрющенкоТ.Ю., Шашлова Г.М. Кризис развития ребенка семи лет: Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр “Академия”, 2003.
  25. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.
  26. Чивикова Н. Ю. Как подготовить ребенка к школе. – М. : Рольф, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада.  Зад...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)

Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...