"Использование Лэпбука в развитие познавательной активности младших дошкольников"
статья (младшая группа) на тему

Гайдай Елена Николаевна

Представлена эффективность использования тематических папок в работе с дошкольниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             «Использование лэпбука в развитие познавательной

                            активности младших дошкольников.»

        Находясь в постоянном поиске новых ,эффективных форм работы с

детьми , я остановилась на создании тематических папок – Лэпбук.

Созданная мною серия дидактических пособий "Лэпбук", представляет собой самостоятельный продукт, соответствующий разделам  программы «Овощи-фрукты», «Дикие и домашние животные» ,"Мастерская Деда Мороза»  .             Лэпбук – сравнительно новое средство обучения , представляющий собой наглядно-практический метод, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы освоить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Созданные «лэпбуки» помогут закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.  

         Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, "Лэпбук" даёт возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Использование "Лэпбука" обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка.

Лэпбук  позволяет достичь новых образовательных результатов;

- пробуждает познавательный интерес у воспитанников;

-  предполагает активную деятельность детей;

- отличается логичностью построения;

- соответствует визуальным и возрастным возможностям дошкольников;

- предполагает "обратную" связь с воспитанниками;

- предполагает возможность полифункционального использования для развития способностей ребёнка с ОВЗ (сенсорное, познавательное, творческое, речевое,  физическое развитие....)

- обладает особой привлекательностью для детей дошкольного возраста;

Пособие хорошо подходит как для организованной , так и для самостоятельной деятельности дошкольников. Возможно его применение  в группах, подгруппах  и индивидуально, а также  для совместной  работы с родителями.

Важно отметить , что лэпбук позволяет ребёнку  выполнить самостоятельный выбор : какое задание он хочет выполнить? с кем он его будет выполнять?

         В результате применения лэпбука у детей развиваются универсальные умения и навыки :

 -  планировать предстоящую деятельность;

- договариваться со  сверстниками;

 - распределять обязанности;

- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;

-самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

- используя  устную  речь, выражать свои мысли и желания.

     «Лэпбук»  отвечает всем требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде:

1. Информативен. Информация, содержащаяся в лэпбуке, понятна ребёнку.

2. Прочен. Учитывая, что с ним будут заниматься дети, то он достаточно крепкий.

3. Эстетичен.  Лэпбук  оформлен аккуратно, красиво,  у ребёнка появляется желание взять его в руки. Таким образом, лэпбук  является средством художественно-эстетического развития ребёнка.

4. Вариативен.  Имеет несколько вариантов использования каждой его части.

5. Доступен. Его структура и содержание доступно для детей младшего дошкольного возраста. Взяв, лэпбук в руки, ребёнок  самостоятельно выбирает то, что ему интересно.

Минимум подписей. Никаких методических рекомендаций, текстов с описаниями, лишней информации.

6. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра)

7.Обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

      Используя  «лэпбук» я стремилась добиться следующих результатов;

1.  Помочь ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно  учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление). Мои наблюдения показали, что и родителям такая форма обучения понравилась.

2.   Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает «лэпбук» и с радостью повторяет пройденное.

3.   Помочь ребенку самостоятельно организовывать полученную из Лэпбука информацию.

4.   «Лэпбук» хорошо подходит для занятий в группах. Можно выбрать задания под силу каждому малышу.

5.  Создание   «лэпбука» является  одним  из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

Ну и в конце концов, это просто интересно.

      Я постаралась оформить лэпбуки таким образом ,чтобы они воспринимались детьми как игрушка, в которой очень много интерактивных вещей: различных скрытых интересных элементов, которые раскрывают себя при взаимодействии. Получается эффект киндер-сюрприза, который чрезвычайно нравится малышам. Детей интересует сюрприз, тайна, загадка, что-то, что внутри, что еще неизвестно, но вот сейчас тайна уже будет раскрыта. И эту тайну раскроют они. Если смотреть в суть вещей, для детей «киндер-сюрприз» — это маленькое приключение. Лэпбук создает похожий эффект…

       Все лэпбуки очень яркие, красочные, привлекающие внимание детей. Кроме того ,что игры представлены на бумажных носителях , заламинированы ,я подготовила ПРИЛОЖЕНИЯ -игры для развития не только мыслительных процессов , но и для развития пальчиков .Проводя работу с «лэпбуками» я могу отметить следующие плюсы;

• воспитатель включается в деятельность наравне с детьми;

• дети без принуждения присоединяются к работе с «лэпбуком»

• во время деятельности дети свободно общаются и перемещаются;

• каждый ребенок работает в своем темпе.

Работа с Лэпбуками дает детям первичное представление об окружающем мире, о предмете, расширяет словарный запас, тренирует память, развивает мышление, воображение, творчество.

В своей работе начала использовать «лэпбуки» на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Но занимаясь с детьми,  я заметила, что дети не достаточно уверены в своих знаниях, что с ними ещё надо заниматься и заниматься. Я решила прибегнуть к помощи семьи. Семья ,вместе с детским садом, создает важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность всего учебно-воспитательного процесса. Родители — неотъемлемое звено в образовательном пространстве детского сада.

На проводимом в этом году родительском собрании ,посвященном игре ,Я провела ознакомительно - информационный экскурс для родителей на тему: «Лэпбук — как форма совместной деятельности взрослого и детей»,что вызвало у родителей восторг, понимание и желание принимать участие в создании пособий для детей по др.темам.

Это ещё одно эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству, тем более что родители могут обеспечить поддержку:

- организационную (экскурсии, походы)

- техническую (фото, видео)

- информационную (сбор информации для лэпбука)

- мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе)

Поэтому так важны поиск и введение в практику новых форм работы не только с дошкольниками , но и их родителями.

Вывод:

«Лэпбук» — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование эксперимента в развитии познавательной активности детей-дошкольников

В выступлении раскрывается значение экспериментальной деятельности для познавательного развития ребёнка-дошкольника. Также описывается алгоритм проведения эксперимента, оборудование зоны экспериментир...

Использование макетов для развития познавательной активности детей дошкольников

Мотивы практической деятельности ребенка в природе носят познавательно творческий характер. Знакомство с окружающими явлениями природы дети отображают в своей творческой деятельности, т.е в создании м...

«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников» - из опыта работы

Материал раскрывает мою деятельность с детьми младшего дошкольного возраста по организации экспериментирования с целью оптимизации познавательной активности воспитанников....

Статья"Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности младших дошкольников."

Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности младших дошкольников...

Возможности использования Лэпбука для развития познавательной активности детей с ТНР.

Лэпбук в игровой форме познакомит детей со свойствами воды с круговоротом воды в природе, тремя состояниями воды, значением ее для человека и природы. Лэпбук рассчитан на старший дошкольный возраст. З...

Использование инновационной технологии Ай-Стоппер для развития познавательной активности младших дошкольников

Использование Ай - стоппера в ДОУ – это совершенно новая технология, цель которой - привлечь внимание детей и родителей к какой-то важной информации, которую нам хочется донести. Поэтому в групп...

Из опыта работы. Консультация для педагогов «Роль лэпбука в развитии познавательной активности старших дошкольников.»

Лэпбук – в дословном переводе с английского (lapbook) значит «наколенная книга» (lap- колени, book- книга). Лэпбук – это самодельная наколенная книга, в которой размещен матери...