Из опыта работы "Использование лэпбука в работе с детьми"
консультация на тему

Костеева Анна Викторовна

В консультации расскрываются варианты работы с лэпбуком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet._lepbuk._1.docx34.01 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРОНЕ ОБЩЕСТВО

«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 233 ОАО «РЖД» 

Из опыта работы

 «Использование лэпбука в работе с детьми при ознакомлении с миром природы»

Воспитатель: Костеева А.В.

2018 г

Для того чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности. Так, важно научиться адекватно реагировать на происходящие изменения в сфере образования, грамотно и качественно организовывать образовательную деятельность с воспитанниками, эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с родителями для решения образовательных задач, самостоятельно осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы, ориентируясь на требования ФГОС дошкольного образования.

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Кроме этого в нашей практике все чаще встречаются дети, которые не хотят заниматься, которым неинтересно то, что происходит в совместной образовательной деятельности педагога и детей. Поэтому важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются не расширение  образовательных задач, а разработка новых педагогических технологий, связанных, в первую очередь, со спецификой общения ребенка со взрослыми и сверстниками,  с рациональной эффективной организацией жизни ребенка в детском саду, направленных на развитие самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности.  Вот и я начала изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук.

Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Татьяна Пироженко является автором популярного блога для развития детей "Это интересно!", детских книг, вышедших в издательствах «Феникс» и «Питер», нескольких обучающих пособий компании «Умница», создает авторские интерактивные папки-лэпбуки. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.

Научной литературы по технологии «лепбук» на данный момент нет. Авторы передового опыта дают разное толкование данной технологии: одни относят ее к игровой, другие к проектной, третьи – к исследовательской технологии. По всей видимости, это определяется от ведущей задачи работы с использованием лэпбука.

Татьяна Пироженко, автор адаптированной технологии лепбук в нашей стране, дает следующее определение этому термину – «это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.»

Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения.  При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской  познавательной деятельности.

Оптимальный возраст ребенка для начала занятий с тематическими папками — 5 лет.  

Почему технология «лэпбук» актуальна в наше время?

1. Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.

-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

-обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;

-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

-вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

-его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;

-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

2. Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской  деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Надежда Александровна Короткова:

- включенность воспитателя наравне с детьми;

- добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Лэпбук могут делать:

  • Педагоги;
  • Педагоги с детьми;
  • Педагоги, дети и родители;
  • Дети и родители;
  • Родители
  • Дети самостоятельно, что будет последней, высшей ступенью развития познавательной деятельности детей.

Значимость и преимущества технологии «лэпбук»:

  • активизирует у детей интерес к познавательной деятельности;
  • позволяет самостоятельно собирать нужную информацию (в старшем возрасте);
  • развивает креативность, творческое мышление, мелкую моторику, речь;
  • помогает разнообразить занятия, совместную деятельность со взрослым;
  • помогает детям лучше понять и запомнить информацию (особенно если ребенок визуал);
  • позволяет сохранить собранный материал;
  • объединяет педагогов, детей и родителей;
  • способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;
  • способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми;
  • обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми;
  • способствует творческой самореализации педагога.

        В результате данной культурной практики у детей развиваются универсальные умения, такие как:

 -  умение планировать предстоящую деятельность;

- договариваться со  сверстниками;

 - распределять обязанности;

- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;

-самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

- используя  устную  речь, выражать свои мысли и желания.

 Эффективно использовать лэпбук можно  как для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной, так и для самостоятельной работы.

Кроме этого,        лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.

       Родители обеспечивают поддержку:

•        организационную (экскурсии, походы)

•        техническую (фото, видео)

•        информационную (сбор информации для лэпбука)

•        мотивационную (поддерживание интереса,    уверенности в успехе)

Создание лэпбука содержит все этапы проекта:

Давайте подробнее остановимся на использовании лэпбука при ознакомлении детей с миром природы.

Одним из вариантов использования лэпбука в моей работе было внесение готового материала,  где я подобрала материал, по теме «Грибы», который в течение недели пройдет у меня в разные режимные моменты. Знакомство с ним я начала с простого рассматривания содержания нашей «книги», познакомила с правилами пользования лэпбуком. Также мы рассмотрели  игры, уточнили их правила, когда и где можно в них поиграть.

В течение недели, включала работу с лепбуком в разные виды деятельности: в совместную образовательную деятельность  в режимные моменты включала загадки и занимательный материал,  в организованную образовательную деятельность – строение насекомых, растений, грибов экологические знаки, судоку, также включала в  самостоятельную деятельность детей - дети брали  и играли в лото, загадывали друг другу загадки, обменивались занимательными заданиями, играли в игру «Съедобное – несъедобное». Таким образом, у нас прошло знакомство с первым лэпбуком, как вариант работы с детьми, когда вы вносите готовый материал.

Следующий вариант, это совместное создание лэпбука с детьми, как итог проекта, тематической недели «Шестиногие малыши. В течение недели мы с ребятами знакомились с насекомыми, собирали информацию, подбирали материал, на занятия готовили карточки, а в конце недели мы оформили его в «умную книгу», где дети стали непосредственными участниками при оформлении данного пособия, которым они могут пользоваться по мере необходимости.

Еще один вариант  лэпбук «Цветы»– это домашнее  задание семьям, где родители, как непосредственные участники  образовательного процесса совместно с ребенком подбирали дома материал, оформляли  его и представляли  другим детям, обыгрывали свои задумки и содержание лэпбука.

Еще один вариант в перспективе  – это «творческая мастерская» родителей и детей, где родители и дети в группе в тесном взаимодействии с педагогом, все вместе создают один из компонентов будущего лэпбука, и презентуют его перед другими участниками, получается один большой лэпбук, где потрудились родители и дети всей группы одновременно, но здесь  родителей заранее информируем  о том, что именно мы будем делать, распределяла информацию между семьями, которую им необходимо приготовить, назначаем день, в который состоится «мастерская»,  где совместными усилиями детей-родителей и педагога  будет создаваться   тематическая папка или  оформлялась часть тематической папки по намеченной теме.

Таким образом, лэпбук — это средство индивидуализации дошкольного образования, сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, приобщения детей к социокультурным нормам, формирования познавательных интересов и познавательных действий. Это игра, познание и творчество!

Использование  игровой технологи «лэпбук» является успешным шагом на пути внедрения ФГОС ДО. Ведь она позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.

Поделитесь своими лэпбуками с нами (представления лэпбуков других педагогов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛЭПБУК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки ...

Использование "Лэпбуков" при работе с детьми с ОВЗ.

Статья на тему  Использование "Лэпбуков" при работе с детьми с ОВЗ. автор Старыгина И.Ю....

Лэпбук в работе с детьми дошкольного возраста

Что такое лэпбук?Преимущество лэпбука?Для чего лэпбук нужен?В этой презентации есть ответы на все эти вопросы...

Презентация из опыта работы "Лэпбук в работе с детьми"

В презентации отражены формы работы с лэпбуком....

Практическое применение лэпбука в работе с детьми дошкольного возраста

В презентации отражен опыт работы применения лэпбука в работе с детьми дошкольного возраста. Что такое лэпбук? Как создать лэпбук своими руками?...

Методические разработки по использованию лэпбука в работе с детьми дошкольного возраста Лэпбук «Дикие животные».

Методические разработки по использованию лэпбука в работе с детьми дошкольного возраста    Лэпбук ...

статья "Использование инновационной технологии "Лэпбук" в работе с детьми дошкольного возраста"

Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений...