Развитие дошкольников посредством музыкально - игровой деятельности по методике К. Орфа.
методическая разработка на тему

Пристанскова Лариса Петровна

Развитие дошкольников посредством  музыкально - игровой деятельности  по методике К. Орфа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt_v_nachale_aprelya.docx20.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие дошкольников посредством  музыкально - игровой деятельности  по методике К. Орфа.

Методика К. Орфа учитывает индивидуальные особенности ребёнка и позволяет эффектно взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и потребностями. Методика закладывает огромный потенциал для развития детей в дошкольном возрасте  и дальнейшей творческой деятельности. Композитор ввел термин «элементарное музицирование», то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: пения, импровизации, движения и игры на инструментах.

   Карл Орф разработал детские песенки, пьесы и упражнения, которые легко можно изменять и придумывать новые вместе с детьми Податливый материал для занятий побуждает детей фантазировать, сочинять и импровизировать. Таким образом, на музыкальных занятиях достигается цель развития творческого начала ребенка. Создаётся атмосфера игрового общения, где каждый ребёнок наравне с взрослым может проявить свою индивидуальность.

   Единая структура занятий помогает детям хорошо ориентироваться в новом материале, творить, создавать образы и радоваться успехам. Малыши учатся общаться со сверстниками. У них повышается психическая активность, развивается эмоциональная сфера.  Элементы системы музыкального воспитания направлены на развитие творческих способностей и навыков ребенка, они гармонично вплетаются в структуру занятий. Приобщение детей к музыкальной культуре является важной составляющей художественно-эстетического развития дошкольников,  способствует развитию музыкального вкуса, обогащению музыкальных впечатлений, развитию навыков движений под музыку, вызывает  яркий эмоциональный отклик при ее восприятии. Главный инструмент ребенка – это он сам: руки, ноги, хлопки, щелчки, движения, а также интонационно выразительная речь. Главное в методике – создать атмосферу радости, объединить музыку, движения и речь, тем самым развивать в ребенке творчество.

Виды музыкально-речевых игр: 

Звучащие жесты, 

Речевые игры, 

Ритмическая разминка, 

Речевая диалогическая игра,

Игровая песня,  

Двигательно-активная игра,

Инструментально-исполнительская игра и др.

ЗВУЧАЩИЕ ЖЕСТЫ -  это звуки человеческого тела, которые являются первым и естественным музыкальным инструментом, таящим в себе богатство тембров, притопы ногами, шлепки по коленям, хлопки и щелчки пальцами в сочетании между собой. Например, «Веселые палочки».

 Описание игры: дети сидят по кругу, перед ними лежат по две палочки. Звучит литовская народная песня « Добрый мельник». Дети отстукивают ритм вначале по коленям,

 кулачками, щелчками, берут палочки, ритмично стучат  ими, после чего перекатывают следующему ребёнку, игра продолжается по кругу.

  Цель игры: музыкально-эмоциональное  воспитание детей, развитие двигательных, слуховых, тактильных ощущений.

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ: – это ритмические декламации стихотворного или прозаического текста. Ритм, который заключен в словах, ощущается детьми естественно и извлекается без всякого труда.

РИТМИЧЕСКАЯ  РАЗМИНКА воспитателя и детей  с увеличением и замедлением темпа.

– воспроизведение заданного ритмического рисунка. Игра - приветствие

 « Здравствуйте» ( по принципу  «Эхо»)  - внимательно прослушать ритм и воспроизвести его различными способами: хлопками в ладоши, по коленям, кулачками, деревянными ложками, с использованием других звучащих предметов.

РЕЧЕВАЯ  ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА:

для формирования ритмического интонационного слуха, навыков инструментального сопровождения речи. Непременным условием является выразительное мимическое сопровождение диалога, которое помогает формированию интонационной выразительности речи.

Цель:  развитие быстрой и точной реакции, внимания, координации действий со всеми играющими.

ИГРОВАЯ ПЕСНЯ:

 воспитывает у детей навыки двигательной импровизации, воображение, фантазию, чувство юмора.

Описание игры: дети поют хором песню с простейшими движениями, хлопками, шлепками, приставными шагами. затем двое детей образуют ворота, в которые поочередно входят четверо детей и замирают в образе какого-нибудь сказочного персонажа.

Цель: раскрепощение детей и создание психологически комфортной атмосферы, развитие артистических способностей.

ДВИГАТЕЛЬНО-АКТИВНАЯ ИГРА:

учит передавать музыкальные образы в ритме музыки  в сочетании с элементами подвижной игры. Игра «Жуки и бабочки»»

 Описание  игры:

 Видели ли дети жуков. Бабочек ? А как они двигаются? Изобразите! На куплет песни дети танцуют с маракасами или мячами, а на последний аккорд дети стремятся найти «домик»-обруч. Обручей на один  меньше, чем играющих детей. Выбывшие дети  в центре комнаты поют и  аккомпанируют себе звучащими жестами.

Цель игры: создавать теплое, радостное настроение, развивать способность  чувствовать и передавать другим эмоциональную теплоту и радость, развивать слуховое и зрительное воображение, ассоциативное мышление.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ  ИГРА: сопровождение  фонограммы ритмичным звучанием определенных инструментов согласно поднятой карточке с изображенным инструментом: металлофон, колокольчик, трещотка, треугольник и др.

Цель: развитие внимания, чувства ритма, музыкальных способностей и активного интереса к игре.

Игры с инструментами: Этот вид деятельности совершенствует ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля. Разнообразие шумовых инструментов, используемых на занятиях  по методу Орфа, трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты , бубны, деревянные коробочки,  маракасы, барабаны, и многие другие. Интересной находкой Орфа были стеклянные стаканчики, наполненные по-разному водой и таким образом настроенные на звуки определенной высоты. По ним играют деревянными или металлическими палочками. В детском саду широко используются различные дидактические развивающие игры, в том числе  и  на развитие слухового внимания,  пальчиковые игры, сопровождаемые стихами, активно используется предметная среда для развития мелкой моторики пальцев рук. Музыкально-игровая деятельность способствует эмоциональному благополучию детей, поддержке инициативы и самостоятельности дошкольников; ориентирована на индивидуальные возможности и интересы каждого ребенка, а также музыкально-игровая деятельность способствует не только развитию музыкальных  способностейно и развитию речи, внимания, памяти, образного мышления. По принципам К.Орфа работают  многие педагоги мира, в том числе кандидат искусствоведения Т.Э. Тютюнникова. Инструменты, применяемые в работе с дошкольниками по методике К.Орфа – ксилофон, металлофоны (большой и малый), треугольники, звоночки, маракасы, палочки и инструменты, а также  шумовые инструменты, сделанные самими детьми  с помощью взрослых.

Дети одновременно и играют, и обучаются, даже не замечая, что их обучают. Игровое общение педагога и детей становится более результативным, эмоциональным, непредсказуемым, ярко запоминающимся. Конечно, такое обращение требует от педагога артистизма, заинтересованности в происходящем, отчего те и другие получают огромное удовольствие от такого союза. Если педагог сам увлечён, то он увлечёт и детей!  Звучащие жесты являются лучшим средством к импровизации, формированию чувства ритма. Также использую и речевые упражнения, основой для которых служит детский фольклор: считалки, потешки, дразнилки, прибаутки, за клички, песенки. Ритм, заключённый в словах и фразах  ощущается детьми естественно и «извлекается без труда»: прохлопывается, притоптывается, пришлёпывается и переносится на инструменты. Единство речи, музыки, движения, игры на инструментах, обладают большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно оказывает мощное влияние на развитие личностных качеств: способность к импровизации, эмоциональность, навыки невербального общения, умения сотрудничать и взаимодействовать, решать задачи и проблемы творчески, умения находить в музыке средства гармонизации своего внутреннего мира. Таким образом: подборка игр по методике К.Орфа заметно обогатит положительными эмоциями, как свободную самостоятельную деятельность ребенка,  так и образовательную деятельность, сделает пребывание ребенка в детском саду содержательным, что способствует совершенствованию внимания, памяти, образного мышления, речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Интеллектуальное развитие дошкольников в игровой деятельности"

Статья «Интеллектуальное развитиедошкольников в игровой деятельности» Сенсорное развитие - это фундамент общего умственного развития ребёнка. Оно также имеет самостоятельное значение, так как...

Интеллектуальное развитие дошкольников в игровой деятельности с использованием пособий М. Монтессори

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью. В дошкольном возрасте быстрыми тем...

«СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

«СОЦИАЛЬНО - КОММУНИ КАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВВ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...

ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация: Статья посвящена вопросам развития творческих способностей воспитанников с учетом их индивидуальных особенностей, как одной из основных целей художественно - эстетического развития. В качес...

Мастер – класс для педагогов «Система работы по речевому развитию дошкольников с использованием нетрадиционных методик»

Матсер-класс для воспитателей ДОУ по речевому развитию. Презентация. Приложения....