"Театральная мозаика" Программа кружка по развитию театральных способностей у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему
"Театральная мозаика" Программа кружка по развитию театральных способностей у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Составитель Котова Л.А. музыкальный руководитель первой квалификационной категории МАДОУ "Детский сад с.Корнилово" Томского района.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kotovoy_l.a.docx | 74.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД С.КОРНИЛОВО» ТОМСКОГО РАЙОНА
Рекомендовано к утверждению педсоветом №3 от 28.02.2018г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ «Детский сад с.Корнилово» Томского района ___________ С.И.Решетняк приказ №23а от 01.03.2018г. |
«ТЕАТРАЛЬНАЯ МОЗАИКА»
ПРОГРАММА
КРУЖКА ПО РАЗВИТИЮ ТЕАТРАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5 -7 лет)
Составитель: музыкальный руководитель
первой квалификационной
категории
Котова Л.А.
С.КОРНИЛОВО, 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
Паспорт программы 3
1. Пояснительная записка 5
1.1. Актуальность программы 7
1.2. Новизна программы 8
1.3. Принципы отбора содержания и реализации программ 8 1.4. Цели и задачи Программы 11
1.5. Организационные условия реализации Программы 13
2. Учебно-методическое обеспечение Программы 17
2.1 Методическое обеспечение 17
2.2 . Материально-техническое оснащение 17
2.3. Взаимоотношения с родителями 18
3. Содержание программы 21
3.1. Календарно – тематическое планирование 24
4. Требования к уровню подготовки воспитанников 45
5. Способы проверки знаний, умений и навыков 48
5.1. Протокол обследования уровней сформированности театральных способностей детей старшего дошкольного возраста 48
5.2. Качественная характеристика уровней сформированности театральных способностей детей старшего дошкольного возраста 51
Список литературы 52
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование дополнительной платной услуги | Проведение занятий по развитию театральных способностей у детей |
Наименование Программы | «Театральная мозаика», программа дополнительной платной образовательной услуги по развитию театральных способностей у детей старшего дошкольного возраста |
Основание для разработки программы | - Конституция Российской Федерации; - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года; - Конвенция ООН о правах ребенка; - СанПиН – 2.4.1.3049–13 от 15.05.2013 № 26 - Письмо Минобразования РФ от 14.03.00г. №65-23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»; - программа «От рождения до школы»(под редакцией Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, 2016 г.; - «Рабочая программа по приобщению дошкольников к театрально-игровой деятельности» (А.В.Щёткин)- Устав МАДОУ «Детский сад с.Корнилово» Томского района |
Заказчик Программы | Родители (законные представители) воспитанников МАДОУ «Детский сад с.Корнилово» Томского района |
Организация-исполнитель Программы | Администрация МАДОУ «Детский сад с.Корнилово» Томского района |
Составители Программы | Котова Л.А., музыкальный руководитель первой квалификационной категории |
Целевая группа | Дети старшего дошкольного возраста |
Цель Программы | Создание условий для развития у ребёнка интереса к театральной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников. |
Задачи Программы |
|
Планируемые результаты | В ходе реализации Программы дети
|
Срок реализации Программы | 2018-2019 учебный год |
Координация и контроль реализации Программы | Осуществляется администрацией МАДОУ «Детский сад с.Корнилово» Томского района и родителями. Отслеживание результативности предусмотрено в различных формах:
|
Механизм реализации Программы | Администрация МАДОУ: - анализирует ход выполнения мероприятий по реализации программы, - вносит предложения по ее корректировке, - осуществляет организационное, информационное и методическое обеспечение реализации программы. |
Краткая характеристика Программы | В программе систематизированы методы и средства театрально-игровой деятельности, обосновано их распределение в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преобразования, происходящие в нашем современном обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе, среди которых и развитие у них творческих способностей.
Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – это составная часть социально-экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Творческая деятельность – это деятельность, которая рождает нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного "я". Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.
В нашем современном мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая при этом огромное эмоциональное наслаждение.
Театр - это огромный, прекрасный и многоликий мир, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Театр – это мир звуков, образов, мир полный сказки и волшебства.
Программа «Театральная мозаика» (далее – программа) составлена в соответствии с основной образовательной программой МАДОУ «Детский сад с.Корнилово» Томского района и является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой художественно-эстетической направленности базового уровня освоения образовательных результатов.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 5 – 7 лет. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.
Возраст обучающихся: 5-7 лет.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
- Актуальность
Актуальность программы определяется обострившейся в настоящее время проблемой нравственного воспитания детей. Низкий художественный уровень многих телевизионных передач, обилие безнравственной рекламы на улицах и экранах телевизоров, развитие новых информационных технологий при деградации их идейного содержания – все это негативно влияет на духовно-нравственное состояние детей. Агрессивность, разобщенность, замкнутость, нетерпимость, неуважительное отношение к труду, непочтительное отношение к старшим, неумение сострадать ближним, неустойчивая психика и многие другие болезни подрастающего поколения – требуют лечения, в том числе средствами искусства, требуют пристального внимания именно к нравственному воспитанию детей.
Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни. Воспитание потребности духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества личности - все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.
- Новизна данной программы в том, что она направлена на расширение содержания базового компонента образования, овладение детьми дополнительными знаниями, умениями и навыками. Программа дополняет базовую наличием дополнительных образовательных задач художественно-эстетической направленности.
В дошкольном возрасте дети подражательны, не самостоятельны, творчество проявляется незначительно. Дети повторяют за педагогом, за другими детьми рассказ, рисунок, образ. Данная программа направлена на развитие у детей самостоятельности в художественном творчестве, активности. Я хочу научить детей самому придумывать игры, сказки, рассказы, сценарии, по-своему передавать сценический образ. Не копировать чужое, а самому создавать, фантазировать. Программа способствует развитию наблюдательности у детей. Лишь наблюдая за поведением животных, людей, дети могут понять реальные чувства наблюдаемых, донести до зрителя эти чувства. Данная программа охватывает, кроме театральной и другие виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую, коммуникативную. Дети проявляют творчество и в изобразительной деятельности – самостоятельно выбирают материал для изготовления различных видов театров, по-своему изображают героев сказки, передавая в рисунке свое отношение к нему, каким он представляет, видит данного героя, передает в рисунке эпизоды рассказа, придуманные им самим. В коммуникативной деятельности дети высказывают свое собственное мнение: «Я считаю», «Я полагаю». Важно научить ребенка думать, размышлять, не бояться высказывать собственное мнение, отличное от мнения других.
1.3 Принципы отбора содержания и реализации программы:
Процесс обучения по данной программе строится на общих дидактических и специфических принципах: систематичности и последовательности; организация и последовательная подача материала («от простого к сложному», «от легкого к трудному»).
Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.
Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.
Деятельностный подход. Деятельность – основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Полусубъектный подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического взаимодействия с детьми.
Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Талантливый ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т. е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Принципы организации театрально-игровой деятельности с дошкольниками
Концепция программы построена на основных педагогических принципах, следование которым обеспечивает реализацию ее целевого назначения.
При организации и оформлении развивающей предметно-пространственной среды театрального кружка следует опираться на следующие принципы:
• принцип комплексирования и гибкого зонирования, указывающий на то, что жизненное пространство в театральном кружке дошкольного учреждения должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности, что позволит детям в соответствии с их желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу;
• принцип активности, стимулирующий активность и познавательную деятельность ребенка; стимулирующим фактором является ситуация свободного выбора цели действия;
• принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку самостоятельно определить его отношение к среде: воспринимать, подражать, создавать; самостоятельно выбирать то, что ему по душе;
• принцип иллюзии жизненной правды, позволяющий поставить детей в такие условия, при которых они могли бы получить психическую и фактическую возможность поддаться созданному обману и поверить, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими, подлинными, предметами;
• принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды.
Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
1.4 Цели и задачи Программы
Целью программы является создание условий для развития у ребёнка интереса к театральной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников; устранение зажатости и эмоциональное раскрепощение, преодоление «боязни сцены».
Задачи
Для решения поставленной цели мною были сформулированы задачи:
Образовательные
- Дать начальные знания о театре: истории его возникновения, назначении, различных направлениях театрального искусства, основах актёрского мастерства.
- Освоение элементов актерского мастерства на практике через выступления в спектаклях и мероприятиях;
- Обучение технике сценической речи на основе дыхательной гимнастики;
- Развитие чувства ритма;
- Обучение мышечному контролю и снятию зажимов;
- Ознакомление с профессиями актера, художника-декоратора, гримера, музыканта, хореографа, режиссера и др.;
- Обучение воспитанников методике работы с поэтическим, драматическим и прозаическим текстами;
Развивающие
- Развитие у детей: наблюдательности; творческой фантазии и воображения; ассоциативного и образного мышления; внимания и памяти; чувства ритма.
- Раскрытие и развитие голосовых возможностей каждого ребенка.
- Развитие эмоциональности детей, в том числе способности к состраданию, сочувствию, сопереживанию.
- Развитие навыков выполнения простых физических действий на сцене.
- Развитие умения анализировать предлагаемый материал и формулировать свои мысли, уметь донести свои идеи и ощущения до слушателя.
Воспитательные
- Формирование партнерских отношений в группе, взаимного уважения, взаимопонимания;
- Воспитание самодисциплины, умение организовывать себя и свое время;
- Способствовать удовлетворению ребенка в самовыражении;
- Формирование и развитие эстетического вкуса;
- Развитие способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни;
- Воспитание патриотизма, уважения к наследию русской культуры, следования традициям родного края;
- Обогащение внутреннего мира детей, выявление и развитие их творческих способностей. Реализация программных задач позволит добиться следующих результатов:
- дети овладеют элементарными навыками театральной культуры;
- научатся понимать эмоциональное состояние персонажа и выражать его через движения, жесты и мимику;
- овладеют доступными возрасту навыками сценического творчества.
В ходе освоения программы дети будут:
1) иметь представление о театре как виде искусства;
2) знать: роль сценического действия как основы актёрского творчества; виды театрального действия (ролевые игры-сказки, мини-спектакли, мини-сценки);
3) уметь:
- определять главные и второстепенные события в действии;
- различать сюжет и содержание театральной постановки;
- различать характер и эмоциональные состояния героев;
- слушать партнёра, понимать и оценивать его слова и поведение;
- определять место нахождения действующего лица в каждый отдельный момент;
- владеть сценическим пространством;
4) применять:
- полученные знания и учебные умения на практике;
5) иметь опыт:
- участия в мини-спектаклях для родителей, сверстников и младших детей;
- участия в конкурсах.
1.5. Организационные условия реализации Программы
Программа «Театральная мозаика» рассчитана на 1 год обучения детей старшего дошкольного возраста.
Формирование групп осуществляется через заключение договора с родителями (законными представителями) воспитанников об оказании дополнительных платных образовательных услуг на основе учета индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Услуга предоставляется в дошкольном учреждении музыкальным руководителем первой квалификационной категории.
Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности 2 раза в неделю, продолжительностью 30 минут. Занятия проводятся с сентября по май месяц включительно.
Учебный план
Таблица №1
№ п/п | Наименование услуги | Кол-во занятий в неделю/месяц | Кол-во часов в неделю/ месяц | Форма проведения |
1. | Проведение занятий по развитию театральных способностей у детей | 2/8 | 60/240 | фронтальная |
Итого в год | 72 | 2160 |
Программа состоит из 4 разделов, работа над которыми ведётся параллельно:
- Театральная игра
- Ритмопластика
- Культура речи
- Основы театральной культуры
Программа рассчитана на один год обучения с детьми старшей и подготовительной группы (5 - 7 лет) (с 01.09 по 31.05.)
В течение 1 месяца предусмотрено 8 занятий, которые включают в себя:
- чтение литературы, просмотр спектаклей и беседы по ним;
- сочинение сказок, придумывание историй для постановки;
- упражнения для социально-эмоционального развития детей;
- игры-драматизации и коррекционно-развивающие игры;
- упражнения на развитие речевого аппарата (артикуляционная гимнастика);
- упражнения на развитие детской пластики;
- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
- театральные этюды;
- подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
Расписание занятий кружка строится из расчета два занятия в неделю.
Режим занятий: вторник-четверг, время: 16.20-16.50.
Занятия проводятся:
- с подгруппой детей (10-12 человек);
- в музыкальном зале;
- длительность занятий 30 минут.
Организационные формы обучения – групповые занятия с индивидуальным подходом и созданием соревновательного фона, стимулирующего повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.
Формы занятий:
- теоретические и практические занятия;
- групповые и индивидуальные занятия.
- экскурсии;
- занятие – путешествие;
- совместная деятельность детей и родителей;
Программа реализуется по безоценочной системе в очной форме обучения.
Формы подведения итогов реализации программы: текущий контроль в процессе проведения каждого учебного занятия, направленный на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и формируемых умений;
Подведение итогов работы кружка осуществляется через постановку театрализованных представлений для родителей, педагогов и воспитанников ДОУ 1 раз в квартал.
Методы и приемы: игровой, беседа, познавательный рассказ, объяснение с показом приемов изготовления, демонстрация наглядного материала, использование художественного слова, музыкальных произведений, создание игровых и проблемных ситуаций, использование схем, моделей, экспериментирование, обсуждение результатов.
Чтобы интерес к театрализованной деятельности у детей не угас, в ДОУ создана современная предметно-развивающая среда, которая является одним из основных средств развития личности ребенка. Применение ИКТ: просмотр презентаций, видео, аудио прослушивание.
Для качественного усвоения материала необходимо использовать следующие формы работы, которые включают в себя:
- Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.
- Игры драматизации.
- Упражнения эмоционального развития детей.
- Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
- Задания для развития речевой интонационной выразительности.
- Игры – превращения («владеть своим телом»), образные упражнения.
- Упражнения на развитие детской пластики.
- Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук.
- Упражнения на развитие выразительной мимики.
- Упражнения по этике во время драматизаций.
- Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
- Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.
- Личный пример.
2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1 Методическое обеспечение
Возможные формы занятий: традиционное занятие, комбинированное занятие, практическое занятие, тренинг, игра (деловая, ролевая), праздник, мастерская, конкурс, фестиваль, творческая встреча, репетиция и т.д.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:
- фронтальный - одновременная работа со всеми детьми;
- коллективный - организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;
- индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
- групповой - организация работы по малым группам (от 2 до 7 человек);
- коллективно-групповой - выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение;
- в парах - организация работы по парам;
- индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Формы подведения итогов: концерт, конкурс, коллективный анализ выступлений.
Дидактический материал: альбомы репродукций картин, памятки, научная и специальная литература, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства и др.
2.2 . Материально-техническое оснащение
Для более успешного усвоения программного материала используется следующее материально-техническое обеспечение:
- Помещения для занятий и хранения костюмов.
- Музыкальные инструменты (фортепиано, синтезатор и др..)
- Ноутбук;
- Набор театральных костюмов.
- Атрибуты, необходимые для спектаклей (ширмы, декорации, бутафория и др..)
- Разные виды театра: бибабо, перчаточный, пальчиковый театры, настольный, теневой и др.;
- Мягкие игрушки, маски-шапочки;
- Методические разработки;
- Подбор литературно - художественного материала (сказки, стихи, загадки, пословицы, поговорки и др..)
- Картотеки,папки-передвижки, лэпбуки и др..)
11) Фонотека и видеотека.
12)Аудио- и видеотехника, интерактивная доска, микрофоны, микшер.
13) Доступ к фондам сельской библиотеки.
14) Доступ к информационно-коммуникационным сетям.
С целью успешной реализации программы следует придерживаться следующих рекомендаций:
Следует выбирать художественные произведения в соответствии с уровнем развития и возрастных особенностей. При подборе произведений нужно соблюдать требования: произведения должны усложняться по содержанию, объёму и нравственному значению.
При написании сценариев обязательным условием является наличие авторской речи, с помощью которой осуществляется руководство действиями детей на сцене, придающее им уверенность в себе.
При распределении ролей нужно обязательно учитывать, какая речевая нагрузка возможна для данного ребёнка. Даже если у ребёнка есть дефект речи, нужно давать ему хотя бы маленькую роль, чтобы он выступал наравне со всеми, перевоплощаясь, отвлекался от своего речевого дефекта, обретая веру в себя.
Также много и активно нужно работать над техникой речи – это произношение чистоговорок, скороговорок, разминка языка, ритмичные движения, разминка пальцев, упражнения, направленные на произнесение гласных, согласных звуков.
2.3. Взаимоотношения с родителями.
Реализация данной рабочей программы осуществляется во взаимодействии с семьями воспитанников и совершенствования педагогического мастерства педагогов.
Самые главные ценители театральных постановок, восторженные почитатели талантов маленьких актеров - это их родители.
Только при тесном взаимодействии семьи и детского сада театрализованная деятельность будет успешной. ДОУ должно быть открытой системой – родители должны иметь возможность прийти на занятие, чтобы понаблюдать за своим ребенком. А педагоги должны быть готовы к позитивному взаимодействию, оказывая им необходимую консультативную помощь.
В процессе творческого взаимодействия с ребенком педагог прежде всего озабочен процессом воспитания, а не обучения, А воспитание детей включает и воспитание их родителей, что требует от педагога особого такта, знаний и терпения.
Основными формы работы с родителями:
- Беседа – консультация
- Выставки (фото выставки, выставка детских работ, выставка рисунков)
- Совместные творческие вечера (родители привлекаются для постановки спектаклей, для участия в конкурсах чтецов «Расскажем стихотворение вместе»)
- Анкетирование
- Совместные спектакли
- Совместные театральные праздники (по инициативе родителей)
- Дни открытых дверей
Формы театрализованной деятельности:
- Спектакли с участием родителей.
- Театральные праздники для детей разного возраста и разных возможностей (совместная организация педагогов разных структурных подразделений детского сада).
- Семейные конкурсы, викторины.
- День открытых дверей для родителей.
- Мастер-классы и семинары-практикумы «Театральная мастерская».
- Консультации для родителей
План взаимодействия с родителями
Сроки | Тема | Форма проведения |
1 квартал | «Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей» | Стендовая информация |
2 квартал | «Мои любимые герои» | Выставка рисунков |
3 квартал | «Знаете ли вы своего ребёнка?» | Анкетирование |
Помимо всего выше перечисленного, родители привлекаются к изготовлению костюмов, декораций, атрибутов, афиш, помогают в выборе пьес для инсценировок.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа предусматривает работу с детьми по четырём видам творческой деятельности:
- Основы театральной культуры
Данный раздел способствует формированию представлений детей о театре, знакомство с его устройством, приобщение к театральной культуре.
Основными формами работы являются: беседы о театре, театральных профессиях, правилах поведения в театре; посещение театральных спектаклей; участие в праздниках ДОУ.
- Культура и техника речи
Этот вид деятельности включает развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата, дикции, а так же способствует развитию умения пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивлённо, сердито; строить диалоги.
Навык четкого произношения формируется через игры и упражнения; скороговорки, чистоговорки, потешки, стихи, мини- этюды, пальчиковые игры.
- Театральная игра
Данный вид творческой деятельности способствует развитию навыков общения и взаимодействия в игре, учит детей договариваться с партнёром, подчиняться правилам. Театральные игры развивают фантазию, логическое мышление, познавательный интерес, сообразительность и включает игры – словесные, сказкотерапии, на развитие воображения, драматизации, с движениями.
- Ритмопластика
Раздел состоит из основ актёрского мастерства, самостоятельной театральной деятельности, пантомимики, танцевального творчества, пиктограмм и предполагает обучение детей имитации характерных действий персонажей сказок, развивает умение разыгрывать сценки, мини-сценки по знакомым сказкам, стихотворениям с использованием атрибутов, элементов костюмов, декораций. Дети учатся различать в музыке разнообразное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, а так же находить эмоциональный отклик и желание двигаться под музыку. Для этого используются: этюды, фонограммы, атрибуты, костюмы, декорации необходимые для данных упражнений, средства из предметного окружения по собственному замыслу.
Изучение программного материала начинается с несложных заданий, которые постепенно, с накоплением опыта детей, усложняются.
Таблица №2
Виды творческой деятельности | Содержание деятельности | Цель | Средства обучения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Театральная игра | Словесная игра. Игра-терапия. Игры на развитие воображения. Игры-драматизации. Игры с движениями. Пантомима. | Способствовать развитию навыков общения и взаимодействия детей в игре. Учить детей договариваться с партнёром, подчиняться правилам. Развивать фантазию детей, логическое мышление, познавательный интерес, сообразительность. | Атрибуты, необходимые для игры. |
Ритмопластика | Основы актёрского мастерства. Самостоятельная театральная деятельность. Пантомимика. Танцевальное творчество. Пиктограммы. | Учить детей имитировать характерные действия персонажей сказок. Развивать умение детей разыгрывать сценки, мини-сценки по знакомым сказкам, стихотворениям с использованием атрибутов, элементов костюмов, декораций. Учить слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой. Вызвать эмоциональный отклик и желание двигаться под музыку. | Этюды; фонограммы; атрибуты, костюмы, декорации необходимые для данных упражнений; выбор средств из предметного окружения по собственному замыслу. |
Культура и техника речи |
| Развивать речевое дыхание и артикуляционный аппарат; развивать дикцию. Учить пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивлённо, сердито. Учить строить диалоги. Совершенствовать навык четкого произношения. | Игры и упражнения; Скороговорки, чистоговорки, потешки, стихи, мини- этюды. Пальчиковые игры. |
Основы театральной культуры | Беседы о театре, о театральных профессиях, о правилах поведения в театре; посещение театральных спектаклей, участие в утренниках ДОУ. | Формировать представление детей о театре, знакомить с его устройством; познакомить с правилами поведения в театре; приобщать к театральной культуре. | Набор открыток, фотографий театров; литература о театрах; видео; лэпбук «Театр». |
3.1. Календарно-тематическое планирование
Таблица №3
Неделя | № занятия | Тема | Программные задачи | Методические приемы |
Сентябрь | ||||
1 | 1 | Пока занавес закрыт | Развивать интерес детей к сценическому искусству. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками. Совершенствовать внимание, память, наблюдательность. | Музыкальная разминка. Игра «И я тоже!». Игра на знание театральной терминологии. Игра «Птицы, на гнезда!». Игра на развитие внимания. «Слушай хлопки» |
2 | Мы пришли в театр | Развивать коммуникативные способности, желание участвовать в театрализованных представлениях, умение слушать, запоминать, повторять за педагогом.
| Музыкальная разминка Рассказ о театре (виды театров). Иллюстрации. Просмотр кукольного театра «Колобок». | |
2 | 3 | «Эмоции» знакомство с пиктограммами | Развивать у детей воображение, фантазию, пантомимические навыки, умение пользоваться мимикой и жестами. Обучать имитации характерных движения сказочных персонажей. Воспитывать желание активно участвовать в театрализованной игре. | Музыкальная разминка Пиктограммы. Упражнение «Узнай и покажи». Пантомима под музыку «Почемучка». |
4 | Основы театральной культуры | Воспитывать культуру поведения в театре | Музыкальная разминка Понятие: «этюд», «билеты», «театр. касса», «кассир» Игра «Театр моды». Скороговорка «Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь!». Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише». | |
3 | 5 | Театральная игра «Кругосветное путешествие» | Развивать фантазию, умение оправдывать свое поведение. | Музыкальная разминка. В игре используются музыка народов мира, шумовые эффекты — гром, дождь, шум бури, шторм, костюмы и маски. |
6 | Театральная игра «Одно и то же по-разному» | Развивать воображение, фантазию детей. | Музыкальная разминка. Игра «Одно и то же по-разному». Игра «Превращение предмета». Упражнения на дыхание «Скрипят деревья», «Больной зуб» | |
4 | 7 | Сказка «Теремок на новый лад») | Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние человека. | Музыкальная разминка. Чтение сказки Беседа о прочитанной сказке. Скороговорка «Мышки сушки насушили, мышки мышек пригласили, мышки сушки кушать стали, мышки зубки поломали!» Игра: «Прогулка» |
8 | Драматизация сказки «Теремок на новый лад» | Совершенствовать воображение, фантазию детей; готовить их к действиям с воображаемыми предметами; развивать дикцию. | Музыкальная разминка. Работа над дикцией. Скороговорка «Клала Клара лук на полку, кликнула к себе Николку». Упражнение на развитие воображения «Оживи предмет» | |
Октябрь | ||||
5 | 9 | Ритмопластика | Развивать умение детей равномерно размещаться по площадке; двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах. | Музыкальная разминка. Игра «Конкурс лентяев». Игра «Гипнотизер».Этюд «Прогулка» |
10 | Культура и техника речи | Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление детей. | Музыкальная разминка. Творческие игры со словом «Сочини сказку», «Ручной мяч». Игры со скороговорками «Фраза по кругу». | |
6 | 11 | Знакомство со сценарием сказки «Репка» | Познакомить со сценарием. | Музыкальная разминка. Беседа по сказке Игра на расширение диапазона голоса« У бабушки в деревне» |
12 | Репетиция по сказке «Репка» | Закреплять умение играть куклой с «живой» рукой. | Музыкальная разминка. Куклы би-ба-бо «Репка» Скороговорка «Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят». | |
7 | 13 | Репетиция по сказке «Репка» | Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя умение играть куклой с «живой» рукой. | Музыкальная разминка. Куклы би-ба-бо «Репка» Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания «Петух», «На турнике», «Насос» |
14 | Кукольный спектакль «Репка» | Поощрять желание выступать перед зрителями. | Музыкальная разминка. Куклы би-ба-бо «Репка» | |
8 | 15 | Разыгрывание этюдов | Познакомить детей с понятием «этюд»; развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. | Музыкальная разминка. Беседа на тему «Что такое этюд?» Работа над этюдами «Покупка театрального билета», «Утешение». Упражнение на силу голоса «Многоэтажный дом» Этюд «Что я делаю?» Этюд «Хозяйка и кот». Этюд «Киска». |
16 | Театральные игры | Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память. | Музыкальная разминка. Игра «Веселые обезьянки». Игра «Поварята». | |
Ноябрь | ||||
9 | 17 | Русская народная сказка «Маша и медведь» | Формировать интерес к русскому фольклору и театральной деятельности. Развивать коммуникативные способности. Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки, воспитывать желание активно участвовать в действии. | Музыкальная разминка. Беседа о праздниках на Руси. Хороводы: «Ах, вы сени», «На горе-то калина». Сюрприз (медведь и скоморох). Просмотр сказки (кукольный театр). |
18 | «Какие бывают театры» | Продолжать знакомить детей с театром. Расширять знания о том, какие бывают театры (кукольный, пальчиковый, настольный и т.д.). Воспитывать желание узнать больше о театре. | Музыкальная разминка. Игра «Превращения» Беседа о разновидностях театров. Игры детей с куклами по желанию. | |
10 | 19 | Сказка «Под грибом» | Учить сочетать движения и речь, выразительно произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску. Развивать пантомимические навыки и мелкую моторику рук, воображение и творческую инициативу у детей. | Музыкальная разминка. Этюд «Доброе утро». Упражнения на развитие памяти физических действий (имитационные движения-дети гуляют в саду или огороде). Игра «Представьте-ка» Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом». |
20 | Сказка «Яблоко» В. Сутеева | Вызвать у детей симпатию к героям сказки. Воспитывать у детей желание выступать. | Музыкальная разминка. Чтение сказки Беседа о прочитанной сказке. Скороговорка «Мышки сушки насушили, мышки мышек пригласили, мышки сушки кушать стали, мышки зубки поломали!» Игра: «Прогулка» | |
11 | 21 | Подготовка к спектаклю «Яблоко» | Учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь; учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста. | Музыкальная разминка. Упражнения на дыхание, на артикуляцию «Капризуля», «Колокольчики». Работа над скороговорками «Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу». Этюд «изобрази животное» |
22 | Репетиция сказки «Яблоко» | Продолжать работу по раскрытию творческих наклонностей. Развивать эмоциональное отношение к художественным произведениям, речь, воображение. Воспитывать умение дослушивать до конца сказку сверстника. | Музыкальная разминка. Работа над скороговорками «— Расскажите про покупки. — Про какие, про покупки? — Про покупки, про покупки, про покупочки свои». Упражнение для развития речевого дыхания «Вырасти большой», «Пастушок» | |
12 | 23 | Репетиция сказки «Яблоко» | Продолжать работу над спектаклем (интона-ционной выразительностью речи детей и их умением имитировать движения персонажей театрального действия). Воспитывать уважи-тельное и доброжелательное отношение к партнёру. | Музыкальная разминка. Игра «Весёлые стихи» или «Забавные стихи» Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания «Задуй упрямую свечу», «Паровоз», «Каша» |
24 | Показ сказки «Яблоко» | Творческий отчет по театральной деятельности. | ||
Декабрь | ||||
13 | 25 | Культура и техника речи | Работа над голосом | Музыкальная разминка. «Свеча» - упражнение, «Прыгуны» скороговорки «Повар Павел, повар Петр. Павел парил, Петр пек». Игра «Похожий хвостик» |
26 | Основы театральной культуры | Продолжать знакомить детей с театром (устройство театра). Формировать коммуникативные качества детей и прививать элементарные этические нормы поведения в театре. | Музыкальная разминка. Понятие: «эмоция», «мимика», «жест», беседа-диалог о театре; Упражнения на дыхание: «Самовар», «Пчела» Игра «Диалог по телефону». Этюд на воспроизведение черт характера «Страшный зверь» | |
14 | 27 | Моя Вообразилия | Развивать навыки импровизации, пантомимику, творческую инициативу, фантазию, коммуникативные качества. | Музыкальная разминка. Упражнение «Ритмический этюд». Игра «Считалочка». Упражнение на дыхание «У бабушки в деревне» Упражнения на имитационные движения «Комары», «Птенчики», «Земляника», «Лиса», «Две лягушки» (под муз. сопровождение). |
28 | Зимние забавы | Учить детей сочетать движения и речь, определенный голосовой диапазон детей при проговаривании стихотворения. Развивать фантазию, подражательные навыки, умение импровизировать. Закреплять знания детей о зиме. | Муз.разминка. Беседа о зиме. Театр рук «Снежные бабочки». Игра с движениями «Пингвины на льду». Самомассаж. Игра с движениями «Море волнуется». | |
15 | 29 | Путешествие по сказкам «Новогодняя карусель» | Воспитывать интерес к сказкам, развивать фантазию. Накапливать запас художественных произведений. Учить детей владеть куклами марионетками. | Музыкальная разминка. Упражнения на дыхание «Эхо», «Пьем чай», «Колокольчики» Этюд на развитие выразительной мимики Игра «Волшебное зеркало» |
30 | Ритмопластика | Развивать чувство ритма, координацию движений; умение согласовывать действия друг с другом. | Музыкальная разминка. Упражнение «Ритмический этюд». Игра «Считалочка». Упражнение на дыхание «У бабушки в деревне» | |
16 | 31 | «Новый год» | Развивать коммуникативные способности, умение и желание выступать на публике. Воспитывать у детей желание принимать активное участие в мероприятиях детского сада. | Участие на утренниках в младших группах. |
32 | Викторина | Развивать фантазию, эмоциональную память, творчество. Продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умением имитировать движения персонажей театрального действия. Воспитывать дружеские отношения, эмоциональный отклик на театрализацию знакомых произведений. | Музыкальная разминка. Игра «Назови сказку, персонажей». Проговаривание стихов с использованием мимики, жестов. Имитация движений персонажей сказок. Этюды (повторение). | |
Январь | ||||
17 | 33 | Игры-импровизации отрывки из знакомых сказок | Продолжать учить детей сочетать движения и речь. Развивать логику, творческие способности, имитационные навыки, артикуляционный аппарат. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим и положительный эмоциональный настрой. | Музыкальная разминка. Игра с движениями «Если весело живётся». Игра «Продолжи фразу и покажи». Игры- импровизации |
34 | Культура и техника речи | Продолжать совершенствовать речевой аппарат; учить детей пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито. | Музыкальная разминка. Упражнение на дыхание «Спать хочется». Упражнение на гласные и согласные «Шутка». Работа над пословицами и поговорками. | |
18 | 35 | Игры с пальчиками | Учить имитировать голоса животных, интонировать. Развивать коммуникативные качества детей, мелкую моторику рук в сочетании с речью. Воспитывать заботливое отношение к животным, творческую инициативу, умение импровизировать. | Музыкальная разминка. Разминка для пальцев рук. Игры на имитацию голоса с использованием пальчикового театра «Доктор Айболит». Игра «Оркестр» из серии игр «Представьте себе» на воображение. |
36 | Ритмопластика | Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки | Музыкальная разминка. Игры: «Снеговик», «Баба-яга» Упражнения на силу голоса «Звонок», «Муха» Этюд на воспроизведение черт характера«Волшебное колечко» | |
19 | 37 | Основы театральной культуры | Познакомить с главными театр. профессиями «Кто и что должен делать» | Музыкальная разминка. Понятия: актер, художник, режиссер, композитор Игра «Крошка Енот». Упражнения для развития физиологического и речевого дыхания «Задуй упрямую свечу», «Паровоз» Этюд «Страшный зверь» |
38 | Зимние развлечения | Учить детей длинному и прерывистому выдоху. Развивать фантазию и память физических действий. Закреплять правильное произношение звуков, произносить их протяжно и с разной силой голоса. | Музыкальная разминка. .Беседа о зиме. Упражнения на имитацию движений «Кружатся снежинки». Артикуляционная гимнастика. Дыхательные упражнения. Игра «Снежинка». Игра «Снежная баба» (имитация движений). | |
20 | 39 | «Представьте себе» | Учить детей интонационно и выразительно проговаривать заданные фразы. Развивать коммуникативные способности и навыки импровизации, пантомимические навыки и творческое воображение, фантазию. Воспитывать дружеские отношения. | Музыкальная разминка. Чистоговорка «Мыши» Пантомима «Мухи». Игра «Разговор по телефону». Музыкальная игра «Три синички». Игра «Нарисуй и скажи». |
40 | Театральная игра | Продолжать развивать воображение, фантазию детей; - развивать умение оправдывать свое поведение | Музыкальная разминка. Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость, гнев, грусть, удивление, страх, отвращение. «Лисенок боится». «Ваське стыдно ». «В магазине зеркал». Игра «Робот». Упражнения для развития физиологического и речевого дыхания «Гуси летят», «Каша» | |
Февраль | ||||
21 | 41 | Культура и техника речи Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять | Пополнять словарный запас, развивать образное мышление детей. Развитие дикции; разучивание новых скороговорок; введение понятия «рифма», упражнять в придумывании рифмы к словам. | Музыкальная разминка. Артикуляционная гимнастика «Считай до пяти» «Больной зуб» «Укачиваем куклу» «Игра со свечой» «Самолет» «Мяч эмоций» |
42 | «Всё о театре» | Формировать у детей этические нормы поведения в театре. Продолжать знакомить детей с театром. Закреплять знания о профессиях, об устройстве театра. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к людям, работающим, в театре. | Музыкальная разминка. Беседа о театре. Рассматривание открыток, иллюстраций. Чтение: Э. Машковская «Вежливые слова» | |
22 | 43 | Пантомима | Развивать коммуникативные качества, воображение, логическое мышление, инициативу, пантомимические навыки. Воспитывать у детей желание принимать активное участие участию в театрализованных играх. | Музыкальная разминка. Сюрпризный момент (появление Петрушки). Игра «Волшебные игрушки». Игра «Поиграем-угадаем». Пантомимические загадки. |
44 | Чтение сказки «Гуси-лебеди» | Прочитать и обсудить сказку «Гуси-лебеди» | Музыкальная разминка. Просмотр иллюстраций. Упражнения на дыхание «Пчела», «Скрипят деревья» | |
23 | 45 | Обсуждение сказки «Гуси-лебеди» | Обсуждение сказки «Гуси-лебеди» | Музыкальная разминка. Беседа о прочитанной сказке «Гуси лебеди» Деление сказки на эпизоды. Импровизация сказки «Гуси-лебеди» Упражнения на дыхание «Пьем чай», «Колокольчики» |
23 | 46 | . Работа над эпизодами сказки «Гуси-лебеди» | Работать с импровизированным текстом эпизодов сказки «Гуси-лебеди»; развивать воображение, память, фантазию. | Музыкальная разминка. Упражнения на артикуляцию гласных и согласных «Волки», «Комар», «Качаем малыша». Работа над скороговорками «Милая Мила мылась мылом». Репетиция эпизодов сказки «Гуси-лебеди» с импровизированным текстом. |
24 | 47 | Репетиция эпизодов сказки «Гуси-лебеди»: «Налетели Гуси - лебеди», «Алёнушка ищет Иванушку» | Работать с импровизированным текстом, развивать воображение, память, фантазию, внимание детей. | Музыкальная разминка. Работа над техникой речи (дыхание, дикция) Упражнения на опору дыхания «Птичий двор»; Упражнения на силу голоса «Муха» |
48 | Репетиция эпизодов сказки «Гуси-лебеди»: «Иванушка у Бабы-яги», «Побег» | Репетиция эпизодов сказки «Гуси-лебеди»: «Иванушка у Бабы-яги», «Побег» | Музыкальная разминка. Беседа о героях, репетиция. Упражнения на силу голоса «Многоэтажный дом», « Звонок» | |
49 | Репетиция спектакля «Гуси-лебеди» | Провести репетицию, используя все выразительные средства спектакля (декорация, музыка, костюмы, свет, реквизит, бутафория). | Музыкальная разминка. Упражнения на дыхание «Большой филин», «Маленький филин», «Скрипят деревья» Этюд «изобрази животное» | |
Март | ||||
25 | 50 | Премьера спектакля «Гуси-лебеди» | Поощрять желание выступать перед зрителями. | Показ спектакля для детей детского сада и их родителей. |
26 | 51 | «Выражение лица» (мимика и жесты) | Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёра. Развивать коммуникативные способности детей, их пантомимические навыки, творческую инициативу. | Музыкальная разминка. Л.Фадеева «Выражение лица». Мимическая игра «Передавалки». Рассказ стихов с помощью жестов и мимики. Этюд «Брусничка». Мини-сценка «Филя и Уля». |
52 | Сила голоса и речевое дыхание | Развиваем силу голоса и речевого дыхания; активизация мышц губ. | Музыкальная разминка. Артикуляционная гимнастика; игра «Гудок»; скороговорки; этюд «Удивительно»; пальчиковые игры. | |
27 | 53 | Театрализованные игры | Развивать коммуникативные способности детей. Воспитывать у детей желание принимать активное участие в театрализованных играх. | Музыкальная разминка. Инсценировка «Три мамы». Этюд «Мама спит». Игры на развитие мимики и жестов «Угадай и покажи». Повторение этюдов по желанию детей. |
54 | «Развиваем речь» | Развивать интонационную выразительность, диалогическую и монологическую связную речь речи, артикуляционный аппарат, пантомимические навыки, воображение. | Музыкальная разминка. Чистоговорка. Игра «Придумай весёлый диалог». Игра-пантомима «Черепаха». Упражнения на развитие мимики. | |
28 Март | 55 | Театральная игротека: «Весёлые стихи» (с использованием театра «живой руки») | Игры на расширение диапазона Упражнять во владении куклой. | Музыкальная разминка. Игры на расширение диапазона «Чудо – лесенка», «Самолёт» |
56 | Ритмопластика | Развивать чувство ритма, координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность. | Музыкальная разминка. Упражнение на внимание и координацию. Речедвигательная координация. Игра на двигательные способности «Зернышко» Упражнения на опору дыхания «Птичий двор», «Эхо». Этюд «Ерема» | |
Апрель | ||||
29 | 57 | Театрализованные игры | Учить детей интонационно выразительно передавать характер выбранного персонажа и его эмоциональное состояние. Развивать мелкую мускулатуру пальцев и сочетать движения рук с речью. Поощрять творческую инициативу детей, желание принимать на себя роль и играть её. Воспитывать доброжелательные отношения в игре. | Музыкальная разминка. Путешествие в весенний лес. Игра на имитацию движений «Зверушки». Игра на пальцах «Сороконожки». Разыгрывание мини-сценок. Заключительный танец |
58 | «Театр изнутри и снаружи» | Развивать интерес к театральным играм, желание узнавать больше. Продолжать закреплять знания детей о театре и всё, что с ним связанно. Воспитывать доброжелательное отношение к театру и людям, работающим в нём. | Музыкальная разминка. Беседа о театре. Рассматривание открыток и иллюстраций Игры детей с игрушками разных видов театра. | |
30 | 59 | Пантомима | Формировать умение эмоционально и выразительно общаться. Развивать интонационную выразительность и монологическую речь. | Музыкальная разминка. Беседа о весне. Чистоговорка «Сойка». Игры пантомимы «Сугроб», «Медве-жата». Разыгрывание по ролям «Воробушки», «Лось». |
60 | «Учимся говорить и играть» | Учить детей чётко произносить слова чистоговорки, меняя интонации, сочетая движения и речь. Развивать воображение и речь, пантомимические навыки. Привлекать детей к проигрыванию мини-сценок. | Музыкальная разминка. Проговаривание чистоговорки. Театрализованная игра «Загадки без слов». Разыгрывание по ролям мини-сценки «Мыши». | |
31 | 61 | Основы театральной культуры. | Продолжать знакомство с гримом; профессиональный костюмер; воспитывать культуру поведения в театре и на концерте. | Музыкальная разминка. Предложить детям сочинить этюды на поведение в зрительном зале и игру «Что можно взять с собой в театр» Упражнения дыхательной гимнастики «Трубач», «Петух», «Насос». Этюд «Что я делаю?», «Назови действие» |
62 | Викторина | Развивать речь, память, воображение, фантазию, импровизационные навыки. Воспитывать доброжелательные отношения детей, желание активно участвовать в театрализованных играх. | Музыкальная разминка. Викторина «Мой маленький театр». Ритмический рисунок. Разыгрывание по ролям «Рыбак и рыбка»,«Как по речке, по реке». Задание на имитацию движений. Пропеть фразу. «Танец утят». Общий танец. | |
32 | 63 | Сказка Ш. Перро "Красная Шапочка" | Познакомить детей со сказкой Ш. Перро "Красная Шапочка". | Музыкальная разминка. Чтение сказки Ш. Перро "Красная Шапочка". Беседа о прочитанной сказке. |
64 | Репетиция сказки "Красная Шапочка" | Объяснить детям значение слова "событие"; продолжать работу над сказкой, обращая внимание детей на элементы актерской игры (внимание, общение, наблюдательность). Совершенствовать технику речи, правильную артикуляцию гласных и согласных. | Музыкальная разминка. Упражнение для голоса "Воробьи". Беседа о театральной терминологии. Репетиция сказки "Красная Шапочка". | |
Май | ||||
33 | 65 | Репетиция сказки "Красная Шапочка" | Совершенствовать воображение, фантазию детей; готовить их к действиям с воображаемыми предметами; развивать дикцию. | Музыкальная разминка. Репетиция сказки "Красная Шапочка" |
66 | Репетиция сказки "Красная Шапочка" | Совершенствовать память, внимание, общение детей. Работать над голосом. | Музыкальная разминка. Работа над дыханием, артикуляцией. Работа над голосом. Репетиция I, II и III событий сказки "Красная Шапочка". | |
34 | 67 | Премьера спектакля «Красная Шапочка»» | Поощрять желание выступать перед зрителями. | Показ сказки «Красная Шапочка» для детей детского сада и их родителей |
68 | Ритмопластика | Выявить у детей умения владения мимикой и жестами в процессе инсценирования, имитировать характерные особенности персонажей сказок. | Музыкальная разминка. Упражнения. Этюды . | |
35 | 69 | Игровая программа «Это вы можете!» | Закрепление пройденного материала; дать детям возможность проявить инициативу и самостоятельность в выборе и показе отрывков из поставленных ранее спектаклей | Музыкальная разминка. Показ детьми самых любимых эпизодов и ранее сыгранных ролей. |
70 | «Мой театр» | Выявить у детей представление о театре, о разновидностях театра, о профессиях, об этических нормах поведения в театре. | Музыкальная разминка. Беседа с использованием наглядного материала. | |
36 | 71 | Театральная игра "Сам себе режиссер" | Создавать условия для импровизации мини-спектакля. . | Музыкальная разминка. Просмотр самостоятельных режиссерских работ детей. |
72 | Спектакли | Активизировать детей, вызвать желание принимать участие в различных видах театрализованной деятельности. | Показ спектаклей родителям. |
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ
Таблица №4
Результат | Способы проверки |
1 | 2 |
1. Ребёнок понимает некоторые эмоциональные состояния другого человека и умеет выразить своё состояние | Беседы с педагогом, наблюдения |
2.У ребёнка развит устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности с удовольствием участвует в драматизации знакомых произведений, создавая образ персонажа, пользуется мимикой, жестами, выразительными движениями, интонацией | Диагностика Н.Ф.Комаровой «Определение уровня развития игры» |
3. Ребёнок умеет связно и выразительно пересказывать сказки, рассказы, стихотворения; составляет небольшие сказки на основе моделей; умеет придумывать сказку на предложенную тему, по картинкам; может выстроить сюжет в соответствии с заданной темой, соблюдая структурные элементы высказывания (начало, середина, конец), охотно поддерживает беседу с взрослыми и сверстниками; формулирует полные предложения | Наблюдение, собеседование, творческое задание |
4.В группе создан комфортный психологический климат, у детей наблюдается снижение зажатости, проявление взаимопомощи. | Наблюдение |
Показатели уровня подготовки воспитанников
Таблица №5
Возраст детей | Требования к умениям, навыкам и знаниям ребёнка, приобретённым в результате реализации программы | |
Должен уметь | Должен знать | |
1 | 2 | 3 |
5-6 лет | Сопровождать речью свою деятельность. Употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики. С помощью взрослого сочинять небольшие сказки. Разыгрывать несложные сценки, сюжеты, правильно использовать интонацию, мимику, жесты. Чувствовать эмоциональное состояние героев. Передавать диалоги выразительно. Заниматься театрально-игровой деятельностью. | Сказки, стихотворения (согласно возрасту), их различия. Некоторые виды театра (кукольный, драматический, театр зверей, музыкальный). Определенные представление о театре, театральной культуре, роли артистов, правила поведения. |
6-7 лет | Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, говорить спокойно, не повышая голоса. Пересказывать и передавать в игре – драматизации содержание произведения. Сочинять небольшие сказки. Самостоятельно организовывать театральные игры. Использовать в играх различные виды театра. | Сказки, стихотворения, загадки (согласно возрасту), их различия. Виды театра (кукольный, драматический, театр зверей, детский театр, музыкальный). Некоторые приёмы манипуляции куклами. Определенные представление о театре, истории театра, театральной культуре, правилах поведения в театре, устройстве театра, театральных профессиях. |
Диагностика развития театральных способностей
детей старшего дошкольного возраста.
1. Степень проявления инициативности (обогащают сюжет, игровые действия, фантазируют) в театрализованных играх, играх – драматизациях.
2. Совместно со сверстниками договариваются о сюжете, создают игровую обстановку в том числе:
- используют ряженье;
- делают новые детали костюмов.
3. Уровень освоения игрового сюжето-сложения:
- передача знакомых сказок и историй;
- внесение изменений в знакомый сказочный сюжет;
- создание новых сюжетов.
4. Способность передать в роли:
- физическое состояние персонажа;
- систему игровых действий и отношений;
- настроение персонажа, эмоциональное состояние (мимику, пантомимику, интонацию);
- характер персонажа.
5. Способность:
- назвать свою роль;
- рассказать об изображаемом событии, созданной обстановкой;
- пользоваться приёмом условного проигрывания частей сюжета (приём «как – будто»;
- создания разных игровых образов в играх – имитациях, выразительной передаче их действий, физического состояния.
6. Уровень умений в театральных играх определить место для «сцены», подготовить декорации, разыграть спектакли разных видов театров.
5. СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Мониторинг проводится два раза в год: начальный - в сентябре, итоговый – в мае.
Качественный и количественный анализ показателей развития ребёнка оценивается по трём уровням и трехбалльной системе.
5.1. Протокол обследования уровней сформированности театральных способностей детей
старшего дошкольного возраста
№ | Ф.И. ребенка | Театральная игра | Ритмопластика | Культура и техника речи | Основы театральной культуры | Общее кол-во баллов | Уровень | ||||||||||||||||||||||
Вступает в контакт со взрослыми и детьми | Умеет согласовывать свои действия с | Умеет принимать на себя роль | Мимика | Жесты | Пластика | Интонационная выразительность | Умеет строить диалог | Умеет составлять небольшие сказки | Знает различные виды театров | Знает устройство театра и театральные профессии | Владеет нормами поведения в театре | ||||||||||||||||||
н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | ||
Оценка:
3 балла - ребёнок свободно общается со взрослыми и сверстниками, правильно и самостоятельно передает выразительные, пластические движения, мимику, жесты, свободно строит диалоги с партнером, сочиняет небольшие сказки.
2 балла – ребенок правильно выполняет задание, с небольшой помощью взрослого или при повторном его предъявлении.
1 балл - ребенок не дает правильный ответ или отказывается отвечать.
0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.
Оценка:
3 балла -ребёнок свободно общается со взрослыми и сверстниками, правильно и самостоятельно передает выразительные, пластические движения , мимику, жесты, свободно строит диалоги с партнером, сочиняет небольшие сказки.
2 балла – ребенок правильно выполняет задание, с небольшой помощью взрослого или при повторном его предъявлении.
1 балл - ребенок не дает правильный ответ или отказывается отвечать.
0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.
Высокий уровень: от 25 до 36 баллов Высокий уровень (н)______(к)_________
Средний уровень: от 15 до 24 баллов Средний уровень(н)______(к)_________
Низкий уровень: ниже 15 баллов Низкий уровень(н)_______(к)__________
Выводы, рекомендации:
Начало года:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Конец года:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.2. Качественная характеристика уровней сформированности театральных способностей детей старшего дошкольного возраста
Высокий уровень (30-36 баллов): Дети проявляют стремление к общению. Испытывают удовольствие от игры драматизации. В процессе деятельности стремятся к самостоятельности, качественному выполнения задания, поиску способов выразительного исполнения. Правильно осознают поступки героев, их переживания, мысли, чувства.
Дети умеют придумывать сюжет, соответствующий предложенной теме. Правильно передают диалоги действующих лиц, раскрывают чувства героев. Диалог – выразительный, с изменением силы голоса и интонации.
Средний уровень (22-29 баллов): Дети легко идут на контакт со взрослым, устанавливают дружеские отношения со сверстниками. Успешно участвуют в игре, предложенной другими детьми.
Дети знают большинство художественных произведений программы. Могут объяснить их смысл, обращают внимание на поступки героев, но игнорируют их внутренние переживания. Охотно принимают участие в играх, драматизациях, но не проявляют творческой инициативы. Речь и движения не очень выразительны, дети нуждаются в помощи взрослого.
Низкий уровень (21 балл и ниже): Дети не умеют сосредоточенно воспринимать литературное произведение, представленное в форме драматизации. Восприятие содержания поверхностное, отсутствует понимание смысла произведения, нет сопереживания героям.
Дети не способны проявить самостоятельность при исполнении роли. Речь и движения невыразительны. Дети затрудняются в выстраивании сюжета, не соблюдают логическую последовательность в его изложении, диалоги персонажей отсутствуют. Текст излагается монотонно, не меняется сила голоса, темп речи замедлен. Встречается много остановок, пауза, повтор слов. Дети положительно откликаются на участие в драматизации, но не могут преодолеть связанные с этим трудности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ В РАБОТЕ ПЕДАГОГОМ
- Алябьева, Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет /Игровые технологии/. – М.: Творческий центр, 2005.
- Буренина, И.А. От игры до спектакля. – М.: Просвещение, 1985.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте /психологический очерк/ – 2-е издание. – М., 1967.
- Доронова, Т.И. Играем в театр. – М.: Просвещение, 2005.
- Казакова, Т.Г. Развитие у дошкольников творчества /Пособие для воспитателей детского сада/. – М., 1985.
- Комарова, Т.С. Дети в мире творчества /Книга для педагогов дошкольных учреждений/. – М.: Мнемозина, 1999.
- Махнёва, М.Д. Театральные занятия в детском саду /Пособие для работников дошкольных учреждений/. – М.: Творческий Центр, 2001.
- Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников /Пособие для работников детских дошкольных учреждений/. – М.: Аркти, 2000.
- Петрова, Т.Н. Театрализованные игры в детском саду /. Т.Н Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова. – М.: Школьная Пресса, 2000.
- Поляк, Л. Театр сказок. – СПб., 2001.
- Прохорова, С.П. Театрализованные игры для дошкольников. – М., 1988.
- Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр /Пособие для воспитателей/. – М.: Аркти, 2002.
- Сорокина, Н.Ф. Программа «Театр – творчество – дети».
- Сорокина, Н.Д. Сценарии театрализованных кукольных занятий. – М.: Аркти, 2004.
- Фёдорова, Г.П. На золотом крыльце сидели. – СПб.: Детство-Пресс, 2000.
- Чистякова, М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1999.
- Царенко, Л. От потешек к Пушкинскому балу. – М.: Линка-Пресс, 1999.
- Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 6-7 лет / Под редакцией О. Ф. Горбуновой. М.:Мозаика- Синтез, 2008.
- «Я – Ты – Мы». Программа социально-эмоционального развития дошкольников /Сост. О. Л. Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.
ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ
1. Белянская Л.Н. Хочу на сцену! - Донецк, 1997.
2. Ищук В.В., Нагибина М.Н. Народные праздники. - Ярославль, 2000.
3. Казанский О.В. Игры в самих себя. - М., 1995.
4. Пикулева Н.К. Слово на ладошке. - М., 1997.
5. Раугул Е.П., Козырева М.А. Театр в чемодане. - СПб., 1998.
6. «Любимые страницы». - Смоленск, 1999.
7. «Напиток Карабаса Барабаса». - Йошкар-Ола, 1996.
8. «Я познаю мир». - М., 1999.
9. Смолина К.В. «Сто великих театров мира». - М., 2001.
10. Сухин И.А. Незнайка, Хоттабыч. - М., 1994.
11. Сыромятникова И.В.. Искусство грима. - М., 1992.
12. Тарабарина Т.А. 50 развивающих игр. - Ярославль, 1999.
13. Успенские В.А. Мифы древней Греции. - М., 1993.
14. Успенский Э.А. Школа клоунов. - М., 1996.
ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ЧТЕНИЯ РОДИТЕЛЯМ
- Яблонькина Д.Н. «Психологические тесты для детей».
- Сидоркина О.В. «Мой маленький театр».
- Деревянкин Н.К. «Театр в школе».
- Звонарев К.А. «Я играю в театр».
Электронные ресурсы
- http://chudesenka.ru/
- http://www.maam.ru/users/christmas
- http://www.musical-sad.ru/forum/10-63-3
- http://dovosp.ru/
- http://argonika.su/
- www.pedportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа самообразования по теме "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО"
Цель программы: развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей через театрализованную игру, музыкально-эстетического восприятия, потребности к творческому самовыражению....
План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилинографию в условиях внедрения ФГОС».
План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилин...
Рабочая программа кружка по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Рабочая программа кружка по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста...
Самообразование на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» в старшей группе
-Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности.-Систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на развитие творческих...
Статья "Мое перспективное направление работы в дошкольном образовании.Театрализованная деятельность в ДОУ. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность."
Театрализованная деятельность в детском саду - это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности....
«Театральная деятельность на осетинском языке как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС»
Цель программы:Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности Задачи программы:Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельнос...
«Программа развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Программа направлена на развитие творческих способностей у старших дошкольников....