Паспорт музея "Традиции и обычаи народов Украины"
материал (старшая группа) по теме

Железнова Антонина Петровна
Паспорт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_muzeya.docx30.26 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт музея

«Традиции и обычаи народов Украины»

Воспитатель: Железнова А.П.

Высшей квалификационной категории МБДОУ «Д/с №366 «Кораблик»»

г. Челябинска

Содержание

1. Паспортные данные мини-музея.

2. Аспекты музейной деятельности.

3. Положение.

4. План работы по созданию музея

5. Характеристика мини-музея

6. Тематический план проведения занятий в мини-музее

7. Перспектива развития мини-музея.

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Наименование музея: «Традиции и обычаи народов Украины».

Профиль музея: познавательный.

Цель: формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности, а именно быта и традиции народов Украины.

Задачи:

  • Привлечение родителей к культурно – досуговой деятельности детского сада;

  • Расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;

  • Обогащение предметно-развивающей среды детского сада;

  • Через игрушку знакомить с историей и традициями народов проживающих на Украине;
  • Знакомство с особенностями народного быта;

  • Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развивать познавательную активность детей;

  • Приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям;
  • Воспитание у детей интереса к культуре своих предков;
  • Патриотическое воспитание; художественно-эстетическое воспитание;

  • Воспитание у дошкольников основ толерантности; воспитание представлений о взаимосвязях разных культур.

  • основу решения этих задач положены следующие принципы:

  • Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;

  • Принцип опоры на интересы ребёнка;

  • Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

  • Принцип наглядности;

  • Принцип последовательности

  • Принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Разделы и экспонаты:

  • мини-музее представлены куклы в национальных костюмах народов, проживающих на Украине, хата, крестьянское подворье и домашний быт.

Площадь, занятая под экспозицию: мини-музей организован в 2016 году. Под экспозицию выделена полка в подготовительной логопедической группе «Яблонька».

Руководитель музея: Воспитатель Железнова Антонина Петровна.

Структура управления музеем:

Руководитель музея планирует, координирует, контролирует работу в музее.

АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга

  • их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

  • условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты.

  • настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление

  • назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.
  • музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;

  • является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;

  • способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

  • помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;

  • мини-музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей.

Формы деятельности:

  • поисковая;

  • научная;

  • экспозиционная;

  • познавательная.

Оформление музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей

хата, домашнее подворье и быт народов Украины были изготовлены при участии родителей.

ПОЛОЖЕНИЕ О МУЗЕЕ

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад №366 Кораблик»

города Челябинска

«Музей Традиции и обычаи народов Украины»

  1. Общие положения

1.1. Работа музея тесно связана с различными формами воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.

  1. Цели и задачи

2.1. Музей способствует осуществлению комплексного подхода к воспитанию дошкольников на традициях и обычаев народов Украины, бережного отношения к культуре народа.

2.2. Задачами музея являются:

  • Воспитывать любовь и уважение к отчизне: её народу, культуре, истории, фольклору, традициям народа;
  • Формировать внутренний мир ребёнка на основе эмоционально-смыслового отклика, вызванного темой игр и театральными представлениями;
  • Познакомить детей с традиционной кухней (блины, куличи, пироги, вареники и т.д.);
  • Воспитывать у ребёнка желание помогать другим, быть правдивым, трудолюбивым, справедливым.
  1. Содержание и формы работы

3.1.

  • Изучает литературно-исторические источники, соответствующие профилю музея;

  • Систематически пополняет фонды музея, путём активного поиска, используя различные формы поисковой работы (привлечение к поисковой деятельности родителей воспитанников дошкольного учреждения);

  • Обеспечивает сохранность музейных предметов;

  • Создаёт и обновляет экспозиции, стационарные и передвижные выставки;

  • Проводит экскурсионную работу для воспитанников дошкольного образовательного учреждения, их родителей, педагогов.

  • Оказывает содействие в использовании экспонатов и фондов музея в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.

ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ

Этап

Содержание работы

Сроки реализации

Ожидаемый результат

1

Подготовительный этап

Педсовет

Родительские собрания

Анкетирование

Октябрь 2016 г.

1. Определение темы и названия музея.

2. Выбор места для размещения.

3. Выбор инициативной группы.

2

Практический этап

1. Сбор и изготовление экспонатов.

2. Оформление выставки.

3. Индивидуальная работа с детьми (подготовка экскурсоводов)

В течение года

Ноябрь 2016 г.

Ноябрь-декабрь 2016 г.

Создание мини-музея

3

Подведение итогов

Экскурсии в мини-музей

Январь-март 2017 г.

Дети экскурсоводы проводят экскурсии в мини-музее

Характеристика мини-музея

Экспонаты мини-музея

Название экспоната

Дата поступления

Постоянное/

временное хранение

Ф.И.О. представившего экспонат

1

Куклы в национальных народных костюмах

19.10.2016 г.

Постоянное

ДОУ №366 «Кораблик»

2

Хата

13.10.2016 г.

Постоянное

Железнова И.В.

Гималов Р.А.

3

Стог сена

15.10.2016 г.

Постоянное

Железнова И.В.

Гималов Р.А.

4

Плетень

17.10.2016 г.

Постоянное

Малахова Н.Е.

5

Колодец

5.10.2016 г.

Постоянное

Филатова О.Ю.

6

Хозяйственный инвентарь (лопата, грабли, вилы, топор, пила, коса, ухват, серп, козелок)

15.10.2016 г.

Постоянное

Гималов Р.А. Железнова И.В.

7

Печка

7.10.2016 г.

Постоянное

Видеман Ю.Г.

8

Подушки

16.10.2016 г.

Постоянное

Решетова Н.Е.

9

Одеяло

18.10.2016 г.

Постоянное

Решетова Н.Е.

10

Скатерть

17.10.2016 г.

Постоянное

Решетова Н.Е.

11

Кровать, стол, скамья

6.10.2016 г.

Постоянное

Воспитатель Железнова А.П

Дети подготовительной группы «Яблонька»

12

Дорожки вязанные

10.10. 2016 г.

Постоянное

Железнова И.В.

13

Картина

5.10.2016 г.

Постоянное

Филатова О.Ю.

14

Рушник

18.10.2016 г.

Постоянное

Железнова А.П

15

Хлебобулочные изделия

5.10.2016 г.

Постоянное

Филатова О.Ю

Филатов Саша.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ МУЗЕЯ

1. Экскурсии, просветительская работа.

2. Театрализованные досуги.

3. Работа с родителями.

4. Пополнение музея экспонатами.

Месяц

Содержание

Задачи

Участники

Октябрь

Рассматривание альбомов, книг об Украине;

Беседа о столице Украины - городе Киеве;

Просмотр видеофильмов о национальных особенностях народа Украины, его обычаях и культуре

Познакомить детей с национальными особенностями украинского народа его обычаями и культурой;

Формировать толерантное отношение детей к людям другой культуры.

Воспитатель

Дети

Родители

Ноябрь

Рассматривание изделий украинского народного промысла;

Элементы украинского узора

Познакомить детей с культурой быта и прикладного искусства.

Воспитатель

Дети

Родители

Декабрь

Рассматривание иллюстраций украинских музыкальных инструментов: гусли, волынка, цимбалы и др.

Познакомить детей с украинскими музыкальными инструментами

Воспитатель

Дети

Родители

Музыкальный руководитель

Январь

Дидактическая игра «опиши куклу в национальном костюме»

Художественное творчество:

Рисование – Украинский рушник

Познакомить детей с национальными женским и мужским костюмами народа Украины, головными уборами, украшениями, символикой одежды.

Воспитатель

Дети

Родители

Февраль

Слушание и рассказывание детьми украинских народных сказок: «Рукавичка», «Колосок», «Соломенный бычок»

Кукольный театр по украинской сказке «Рукавичка»

Разучивание украинской народной прибаутке «Лепёшка»

Слушание в аудиозаписи украинских народных песен

Знакомство с украинским народным творчеством: сказками, поговорками, закличками, песнями, хороводами.

Воспитатель

Дети

Родители

Март

Заучивание закличек, поговорок, пословиц о весне;

Хороводы

Познакомить детей с народными традициями празднования «Масленицы»

Воспитатель

Дети

Родители

Апрель

«Салочки», «Колдун», игра-потешка «Солнушки»

Познакомить детей с подвижными украинскими народными играми

Воспитатель

Дети

Родители

Май

Стихи, потешки, игра на музыкальных инструментах, хороводы, показ сказки «Колосок».

Итоговое мероприятие «Путешествие на Украину»

Воспитатель

Дети

Родители

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ

- подбор художественной литературы, детских художественных фильмов, научно-познавательных фильмов;

  • пополнение альбома и каталога музея;
  • мастер-классы для воспитателей и родителей;
  • проведение на базе мини-музея и использование его коллекций на занятиях по разным видам деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                                                                  Приложение 1.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ МДОУ «Д/с № 181п.о»

  1. В каком из музеев Вы нашли время побывать с ребёнком?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

______________

  1. Как Вы могли бы объяснить своему ребёнку, для чего существуют музеи?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________

  1. Можете ли Вы рассказать историю вашей улицы?

_____________________________________________________________________________

_______

  1. Есть ли в Вашем доме вещи, представляющие интерес с точки зрения истории, памяти?

_____________________________________________________________________________

___________

  1. Какие формы взаимодействия семьи и детского сада Вы считаете наиболее эффективными?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

______________

  1. Приведёт ли сотрудничество семьи и дошкольного учреждения к развитию интереса к историческому прошлому своей Родины и формированию ценностных ориентиров к экспонатам музея у детей?

_____________________________________________________________________________

_______

  1. Есть ли в Вашем доме какая-нибудь коллекция?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виртуальная экскурсия "Быт и традиции народов Украины"

Познакомить детей с культурой и бытом  жителей Украины.   Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям....

"Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и обычаям народов родного края"

Цель: продолжать формировать представление у детей о малой Родине, в которой живут русские, украинцы, татары с их обычаями и традициям.Задачи: формировать толерантное отношение к людям разных национал...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБЫЧАЕВ НАРОДА-САХА В КОНТЕКСТЕ НОВЫХ СТАНДАРТОВ ОБУЧЕНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБЫЧАЕВ НАРОДА-САХА В КОНТЕКСТЕ НОВЫХ СТАНДАРТОВ ОБУЧЕНИЯ...

Авторская программа «Ознакомление детей дошкольного возраста с национальной культурой, традициями и обычаями народов Республики Саха»

Сегодня перед дошкольным образованием стоитсложнейшая задача – воспитать культурную, творческую личность,умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейсядействительности. В данных усло...

Перспективный план по ознакомлению дошкольников с традициями и обычаями народов живущих в Калининградской области на 2017-2018 уч. год

Перспективный план по ознакомлению дошкольников с традициями и обычаями народов живущих в Калининградской области...

Конспект НОД по приобщению детей к традициям и обычаям народов Саратовской области Тема: «Символы народов Саратовской области.»

Конспект НОД по приобщению детей к традициям и обычаям народов Саратовской области Тема: «Символы народов Саратовской области.»...