Наглядно-дидактическое пособие «Круги одновременных соотношений»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Цыкова Вероника Юрьевна

Пособие для развития сенсорного восприятия у детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krugi_odnovremennyh_sootnoshenii.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ АЛАПАЕВСКОЕ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Левушка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников

Наглядно-дидактическое пособие: «Круги одновременных соотношений»

Тема «Игрушки»

Выполнили:

Цыкова Вероника Юрьевна,

Глухих Анастасия Михайловна

Адрес ДОУ: п. Верхняя Синячиха ул.Октябрьская д.27

Телефон автора: 89655048811

e-mail автора: vtsykova@inbox.ru

р.п.В.Синячиха, 2017

Цель: Создать условия для развития сенсорного восприятия у детей раннего возраста через формирование у детей умения соотносить и различать одновременно несколько предметов по цвету, величине и материалу.

Задачи:

- Учить детей различать цвета, соотносить их с предметами;

- Знакомить детей с величиной, с понятиями «большой», «маленький»;

- Знакомить детей с различными материалами: дерево, резина, металл, пластмасс, ткань, картон;

- Развивать у детей способность определять на ощупь, из какого материала изготовлен предмет;

- Развивать у детей способность сравнивать одновременно несколько предметов по цвету, размеру и материалу, находить различия между ними;

- Воспитывать у детей усидчивость;

Возраст: Дети раннего возраста (1,5-3 года).

Аналитическая записка:

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие ребёнка невозможно без опоры на полноценное восприятие. Восприятие – это непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира.

Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Но наличие органов чувств – это лишь предпосылка для восприятия окружающего мира. Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае у ребенка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности. Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

Существуют следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, слуховые.

В наглядно-дидактическом пособии «Круги одновременных соотношений» задействованы зрительные и осязательные виды сенсорных ощущений.

                                            Правила игры.

  1. Круг «Соотношение материала».

Кол-во участников: 1 или небольшая подгруппа из 2-3 человек.

  • Расположить  круг перед ребёнком, предложить ему одну руку положить на какой-либо материал, располагающийся в центральном круге, а вторую руку на соответствующую этому материалу игрушку (по возможности назвать ее), располагающуюся во внешнем круге.
  • Помочь ребёнку соотнести между собой на ощупь материал и игрушку, выявляя, таким образом, есть или нет разница между ними.
  • Выявив, таким образом, разницу между материалом и игрушкой, можно  сравнить между собой несколько материалов, например: металл и пластмассу, ткань и дерево, и т.д. Сравнить их свойства: гладкий, шероховатый, мягкий, твердый и т.д. Сделать вывод, чем они отличаются друг от друга.

  1. Круг «Соотношение цвета».

Кол-во участников: 1 или небольшая подгруппа из 2-3 человек.

  • Расположить  круг перед ребёнком, предложить взять ребенку из коробочки крышку любого цвета, найти глазами изображение игрушки соответствующего цвета, прикрутить крышку.
  • Помочь ребенку определить разницу между изображениями игрушек по цвету, сделать вывод.

  1. Круг «Соотношение размера».

Кол-во участников: 1 или небольшая подгруппа из 2-3 человек.

  • Расположить  круг перед ребёнком, предложить ребенку выбрать зрительно изображение любой игрушки (по возможности назвать ее) большого размера, найти соответствующую ей пару маленького размера, при помощи стрелок.
  • Предложить ребенку расположить длинную стрелку на большом изображении игрушки, а короткую стрелку на маленьком.
  • Помочь ребенку сравнить их между собой, найти разницу в размере, сделать вывод.

Вывод:

Работая с данным пособием ребенок:

  1. Интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
  2. Эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  3. Владеет активной речью, включенной в общение;
  4. Может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых;
  5. Знает названия окружающих предметов и игрушек;
  6. Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.

Список литературы

  1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155.
  2. Бейлина А.  Игры и игровые средства. // Дошкольное воспитание, 1995. – №3. – с. 16 – 19.
  3. Белкина В.Л. Психология раннего и дошкольного детства.  – М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005.
  4. Вайнерман С.М.  Сенсомоторное развитие дошкольников / Вайнерман С.М., Большов А.С. , Силкин Ю.Р. и др.  - М.: Владос,- 2001.
  5. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада / Венгер Л.А., Пилюгина Е.Г. - М.: Просвещение , 1998.
  6. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание, 2004. - № 13. – с.14.
  7. Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни / Дворова И.В., Рожков О.П.   -  М.: Модэк,   2007.
  8. Дубровская Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста //  Дошкольная педагогика, – 2003. – №6.  – с. 21 – 26.
  9. Поддъяков  Н.Н.  Сенсорное воспитание в детском саду//  Пособие для воспитателей – 2-е изд./ Поддъяков  Н.Н., Аванесова В.Н.  – М.: Просвещение, 2001.
  10. Сольцева О.Г. Наши помощники - органы чувств // Ребёнок в детском саду,  -2007.  -№3. – с.4.
  11. Усова А.П.  Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. - М., Просвещение, 2005.
  12. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – М.; Мозаика-Синтез, 2009.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядно - дидактическое пособие по развитию речи. Пересказ сказки с опорой на наглядность.

Наглядное пособие, поможет детям быстро и последовательно запомнить пересказать сказку. Помогает развивать у детей память, активность, самостоятельность в монологической речи....

Наглядно – дидактическое игровое пособие «Найди по образцу. Бумага.».

Формирование представления у детей дошкольного возраста о бумаге и  её видах....

Наглядно – дидактическое игровое пособие «Найди по образцу. Ткань.».

Формирование и расширение представлений у детей дошкольного возраста о ткани, её видовом разнообразии и основных свойствах....

Пособие.Наглядно-дидактическое пособие.Лесные животные.

Лесные животные. Пособие. Наглядно-дидактическое пособие «Расскажите детям о лесных животных» предназначено для групповых и индивидуальных занятий с детьми 3-7 лет в детском саду и дома. Пособие с...

Наглядно - дидактическое интерактивное пособие «Диаскоп, или хотим все знать!». Егорова Т.С. и Кирсанова И.Г.

Аннотация           В соответствии с ФГОС, материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформи...

Из опыта работы «Диаскоп, как наглядно - дидактическое пособие по развитию речи для пересказа литературных произведений с опорой на наглядность»

В условиях современных технологий детским учреждениям приходится придумывать новые формы привлечения внимания своих воспитанников. Воспитывать у них патриотизм, внимание и любовь к близким, окружающем...

Дидактическая игра на развитие связной речи: "Поход по магазинам", на основе наглядно-дидактического пособия по развитию речи Гербовой В.В.

Данная методическая разработка будет интересна учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп...