"Народные традиции нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Елаева Елена Евгеньевна

Мы создаем правовое демократическое общество с высокой культурой отношений между людьми,естественно, что такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Елаева Е.Е.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Атемарский детский сад №1 «Теремок»,

с. Атемар

 «НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Актуальность темы. Проблема нравственного воспитания является вечной и порождена самим ходом исторического развития цивилизации. Неизмеримо возросла ее актуальность для нашей страны в настоящее время, когда насущной потребностью стало решение задачи нравственного оздоровления подрастающих поколений. В условиях кризиса политических и социально-экономических реформ, определение духовно-нравственных ориентиров и ценностей, приобретают особую значимость.

В обществе утрачиваются нравственные ценности, растет насилие и преступность, равнодушие и недоверие друг к другу, которые способствуют снижению уровня воспитанности учащихся. Сегодня, как никогда, важна необходимость возрождения этнических традиций воспитания, создание условий для успешной реализации воспитательного потенциала нравственных норм, для приумножения духовно-нравственного потенциала каждого народа. Начинать эту деятельность надо с детей старшего дошкольного возраста, так как в этом возрасте происходит интенсивное усвоение нравственных норм и правил и формирование, связанных с ними, нравственных качеств личности.

Проблема использования аксиологического потенциала народной педагогики в нравственном воспитании юного поколения для педагогической науки не нова.

С давних времен в педагогике утвердилось положение о решающей роли нравственного воспитания в развитии личности. Я.А. Коменский,

И. Гербарт, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, эта проблема приобретает большое значение и в системе современного воспитания. Мы создаем правовое демократическое общество с высокой культурой отношений между людьми, естественно, что такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого человека.

Воспитание - передача общественно - исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду [6, с.184].

Средство - прием, способ действия для достижения чего-нибудь [18, с.760].

Нравственное воспитание - это составная часть единого процесса общественного воспитания. Необходимость регулирования обществом поведения людей включает две взаимосвязанные задачи: во-первых, выработку нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливости добра, зла; во-вторых, внедрение этих требований и связанных с ними представлений в сознание каждого отдельного человека, с тем, чтобы он смог направлять и констатировать свои действия, а также участвовать в процессе регулирования общественного поведения, т.е. предъявлять требования к другим людям и оценивать их поступки. Эта вторая задача и решается путем нравственного воспитания, которое включает формирование у человека соответствующих убеждений, нравственных склонностей, чувств, привычек, устойчивых моральных качеств личности. Содержание процесса нравственного воспитания в том или ином обществе определяется прежде всего его целями. Последние же обусловлены характером общественных отношений и соответствующей идеологией.

Первые нравственные представления и навыки дети получают в семье и дошкольных учреждениях. Ведущую роль в нравственном воспитании детей играет школа, где формируются нравственные понятия и убеждения и вырабатываются устойчивые навыки и привычки поведения учащихся.

Методами нравственного воспитания являются убеждение, приучение, поощрение и наказание. При помощи этих методов у учащихся формируются нравственные понятия и убеждения, вырабатываются необходимые навыки и привычки поведения, воспитываются нравственные чувства и волевые черты характера.

Нравственное воспитание не укладывается в логику целенаправленной деятельности. Нравственность не является обычной целью, ее скорее можно назвать последней, высшей целью, своего рода целью целей, которая делает возможным существование всех прочих целей и находится не столько впереди, сколько в основании самой человеческой деятельности.

Педагогический энциклопедический словарь трактует "воспитанность" как умение вести себя в обществе, благовоспитанность. Под воспитанностью, как правило, понимают учтивое, вежливое поведение человека, отличающегося хорошими манерами, правильной речью, умение общаться с окружающими его людьми в различных ситуациях и т.п. В широком смысле воспитанность означает не только соблюдение правил поведения и общения, принятых в данном обществе, но и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении. Чтобы осуществлять нравственное воспитание, необходимо знать содержание тех отношений, на основе которых происходит формирование соответствующих личностных качеств. Это содержание, в частности, включает в себя:

  • отношение к политике государства, к родине, другим странам и народам (гражданственность, патриотизм, уважение к другим народам и странам);
  • отношение к труду (трудолюбие, добросовестный труд на общее и личное благо, дисциплина труда);
  • отношение к общественному достоянию, материальным ценностям и природе (бережливость, забота о сохранении общественного достояния и личных вещей, экологическая культура);
  • отношение к людям (демократизм, коллективизм, гуманность, культура общения, товарищество, взаимное уважение друг к другу);
  • отношение к себе (честность, правдивость, скромность в общественной и личной жизни, принципиальность, нетерпимость к нарушениям общественного порядка).

Для нравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться не только в его содержании. Не менее важно детально осмыслить, какого человека можно считать нравственным и в чем, собственно говоря, проявляется настоящая сущность нравственности вообще.

Таким образом, нравственное воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования у учащихся положительных моральных отношений в системе организуемой в школе разнообразной учебной и внеклассной деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностных качеств.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем осуществлена попытка систематизации базовых нравственных ценностей в традиционной культуре нашего народа, используемых в современной практике воспитания детей пред школьного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в том, что изучение генезиса традиционных нравственных ценностей народной педагогики позволяет не только установить исторические параллели, что само по себе очень важно, но и отобрать среди них практически полезные нормы, созвучные новой социально-педагогической ситуации, для включения в содержание образования национальной школы и детских садов.

Этнопедагогика, передаваемая из поколения в поколение, располагает ценными нравственными нормами, имеющими большой воспитательный потенциал. Они представляли и представляют морально-этическую основу жизни этноса. Система воспитания имеет свою национальную специфику, которая заключается в следующем:

  • - чувство уважения и почитания старших со стороны младших; особенно трепетное отношение к дедушкам-бабушкам и родителям;
  • - долг перед родителями;
  • - гостеприимство, причем бескорыстное;
  • - сострадание и помощь слабым;
  • - любовь взрослых к личности ребенка (в прошлом, почти полное отсутствие в методах воспитания телесных наказаний);
  • - использование физического труда и экологии для ознакомления и закрепления традиционных нравственных норм;
  • - влияние религии на формирование нравственных качеств личности.

Содержание этнопедагогики, формы и методы воспитания подрастающего поколения вырабатывались на протяжении веков, основывались на мудрости и жизненном опыте старших поколений и давали эффективные результаты.  

Культурный фон нации и его национально-специфические черты составляют нормы этикета, морально-нравственные установки, социально-психологические характеристики и этнокультура. У каждого народа есть свои особенности в традициях и обычаях, в нравственных чувствах и убеждениях.

Каждая национальная культура пробуждает у личности чувство национальной гордости и достоинства, что является важной стороной воспитания и способствует формированию национальных ценностей, выражающих духовно-нравственные принципы народа. Безнравственность и антипатриотизм являются результатом потери национальных корней. Поэтому, особого внимания требует социальное развитие ребенка в старшего дошкольном возрасте. Знакомить ребенка с правилами поведения и общения, с нравственными нормами общества недостаточно. Задача родителей и педагогов формировать нравственные качества, создавая условия для упражнения нравственных поступков. В детях надо развивать устойчивость к неблагоприятным и негативным условиям, ведь дорога взрослой жизни тернистая. Народ на практике решает свои нравственные задачи. Пожилые люди и сегодня охотно передают свои знания и опыт в нравственном плане подрастающему поколению. Важно, чтобы ребенок воспринимал их советы и поучения как руководство к выполнению, при этом, не обижая старших пререканиями и спорами.

Научная педагогика черпает мысли и наставления у живительного источника - умудренного опыта народа-педагога, который утверждает высокие нравственные ценности: любовь к родной земле и народу, честность, трудолюбие, уважительность и осуждает лень, злобу, лживость.

Известно, что фундаментом нравственного воспитания является усвоение простых норм нравственности, в процессе чего вырабатываются нравственные качества, превращаясь затем в убеждения. Чем меньше возраст воспитываемых, тем больше внимания надо обратить на воспитание таких качеств, как честность, скромность, трудолюбие, уважение к окружающим, особенно к старшим, т.е. на простые нормы морали. Задача родителей и учителей состоит в том, чтобы эти нравственные нормы проникли в души детей и стали для них субъективно значимыми.

К числу недостатков в содержании учебно-воспитательных систем в недалеком прошлом, да и в настоящее время, мы относим отсутствие религиозного воспитания. Религиозные учения о морали в своей основе имеют общечеловеческую значимость, так как содержание религии гуманистично, ее вклад в этические учения и мировую культуру велико, и она распространяет идеи высокой нравственности.

Некоторые нормы и правила, выработанные нашими предками, входят в систему поведения на уровне подсознания, т.е. естественно, с "молоком матери", поэтому они живучи. К сожалению, часть нравственных норм, несущие в себе общечеловеческие ценности, незаслуженно подвергаются забвению. Выявление и характеристика традиционных норм нравственного воспитания, условия реализации воспитательного потенциала нравственных норм, возрождение норм, представляющих общечеловеческую  ценность, оценка педагогической преемственности тех или иных воспитательных средств, определение отраженности в учебниках на родном языке традиционных норм и экспериментально проверить эффективность усвоения детьми старшего дошкольного возраста норм этнопедагогики, явилось задачей нашего исследования.

В результате изучения личности детей старшего дошкольного возраста и их нравственной воспитанности, мы получили представление об их жизненном опыте, т.е. об их нравственном поведении и представлениях, о степени использования нравственных норм в отношениях к учителю, членам семьи, к товарищам, и в конечном итоге - к самому себе.

Список литературы:

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1979. - 254с.

2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. М.: Аргументы и факты, 1993. - 608с.

3. Азбука нравственного воспитания. Под ред. Каирова И.А. и Богдановой О.С. М.: Просвещение, 1975, - 322с.

4. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М., 1983.  104с.

5. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.-243с.

6. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 1978. - 64с.

7. Аталиков В.М., Шикова С.У. Этика. Этикет. Эстетика. Нальчик: НПМП, Скалар, 1997. - 42с.

8. Афанасьев Т.М. Семья. М.: Просвещение, 1985. - 224с.

9. Белинский В.Г. Собр.соч. в 9т. Т.4, М., 1994.

10. Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в  России.// Педагогика, 1998, №3. С.30-34.

11. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, Санкт-Петербург: Норинт, 1998.

12. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: 1973.- 280с.

13. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1983. - 144с.

14. Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1984. -256с.

15. Волков Г.Н. Вечность воспитания. // Народное образование, 1994, № 4. -С.63.

16. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М.: Молодая гвардия, 1982.-207с.

17. Дмитриева Н.Г. Основы духовности и нравственного поведения. // Начальная школа, 1994, №4. С.47-50.

18. Зеньковский В.В. Психология детства. М.: Academia, 1996. - 347с.

19. Ильин И.А. Семья и социализация личности. // Хрестоматия. Педагогика Российского зарубежья. М., 1996. - С. 76-100.

20. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2000. - 176с.

21. Коменский Я.А. и др. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1988. -412с.

22. Коменский Я.А. Избр. пед. соч.: В 2т., -М, 1982.

23. Крупская Н.К. О воспитательной работе. Пед. соч. в 10 т. М., 1958, Т.З -С. 672-676.

24. Психолого-педагогический словарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. -240с.

25. Резниченко М.А. Трудности взросления младшего школьника. // Начальная школа, 1998, №1. С. 25-30.

26. Рудь Ю.А. Методологические и теоретические проблемы изучения народной педагогики. Дисс. . канд.пед.наук. -М., 1980.

27. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. М., 1997. - 174с.

28. Шиянов Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. М., - Ставрополь, 1991.

29. Эльконин Б.Д. Психологическое развитие в детских возрастах. М., -Воронеж, 1995. -416с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление с семейными традициями и обычаями — эффективное средство социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве к...

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста с использованием этнокультурных традиций

Недостаточный уровень сформированности у юных россиян интереса к этнокультуре снижает нравственный потенциал подрастающего поколения и лишает российское общество перспектив поступательного развития. О...

«Духовно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русским народным традициям».

Тема моей педагогической работы  «Духовно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста  через приобщен...

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...