Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста с использованием этнокультурных традиций
статья (подготовительная группа) на тему

Овсянникова Ольга Викторовна

Недостаточный уровень сформированности у юных россиян интереса к этнокультуре снижает нравственный потенциал подрастающего поколения и лишает российское общество перспектив поступательного развития. Осознавая эту истину, современные практики воспитания всё чаще обращаются к средоточию духовной жизни народа – наследию русской народной педагогики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie_kulturnyh_traditsiy.docx29.33 КБ

Предварительный просмотр:

 

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста с использованием этнокультурных традиций


         Наша страна, как известно, прошла нелёгкий период становления новых социально экономических отношений, что повлекло за собой смену социокультурных и нравственных ориентиров. Зачастую такие ориентиры оказались просто потерянными, и новые поколения российских граждан воспитываются в идеологическом вакууме, который немедленно заполняется далеко не лучшими идеями и образцами западной культуры. Без всякого преувеличения можно сказать, что недостаточный уровень сформированности у юных россиян интереса к этнокультуре снижает нравственный потенциал подрастающего поколения и лишает российское общество перспектив поступательного развития. Осознавая эту истину, современные практики воспитания всё чаще обращаются к средоточию духовной жизни народа – наследию русской народной педагогики.

Нельзя не согласиться с мнением С. А. Козловой: «В таких условиях все острее ощущается потребность в воспитании высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять»   Е.Е. Белинская отмечает: «Развитие личности ребенка будет гармоничным только в том случае, если все многообразие знаний и навыков, формирующееся мировоззрение, различные формы индивидуальной и социальной активности пронизан идеями нравственности и социальной активности».

 Целью нравственного воспитания дошкольников является воспитание человека, обладающего такими высокими духовными и нравственными качествами, как трудолюбие, честь, совестливость, любовь к Отечеству, преданность семейному очагу. Содержание нравственного воспитания в народной педагогике включает в себя воспитательный опыт народа, его педагогические воззрения, идеи, традиции в области воспитания.

В современной отечественной дошкольной педагогике различные аспекты формирования нравственного сознания дошкольников рассматриваются, в той или иной мере, в контексте изучения следующих традиционных направлений: роль знаний о социальной действительности и морали в нравственном воспитании детей; возможности разных видов деятельности в формировании нравственных качеств, отношений; значимость норм и правил в регуляции  ребенком  собственного поведения (Т.Э. Куликовская).

 Особую актуальность приобретает проблема формирования интереса к этнокультуре именно в дошкольном  детстве. Именно в этот период происходит становление «национального характера», прививается интерес и любовь к отечественной культуре, формируются представления детей о нравственных ценностях и идеалах. С учетом исключительной значимости этого процесса  актуализируется вопрос о средствах, помогающих сделать его наиболее эффективным. Сейчас остро стоит вопрос о возрождении культуры, исторических корней нации в обществе. И начинать это необходимо уже в дошкольном возрасте, перед поступлением в школу.

 Дошкольный возраст –это то время, когда закладываются основы знаний о своей Родине, ее истории и традициях, а также идет процесс воспитания нравственных чувств, чувства любви к родному краю, чувства уважения к старшим. Дети старшего дошкольного возраста проявляют устойчивый интерес и к социальным явлениям.

Развивающееся мышление создает реальные возможности для опосредованного познания детьми окружающего мира. В процессе обучения дети 5–7 лет получают большой объем знаний, выходящих за пределы их непосредственного личного опыта. Согласно наблюдениям, у детей формируются первоначальные знания о Родине, о жизни народов нашей страны, о некоторых общественных явлениях. На этой основе развиваются начала высоких нравственных чувств: патриотизма, интернационализма, гражданственности.

 Народная педагогическая тематика всегда актуальна, поскольку она обращена прежде всего к духовному миру ребенка, к его настоящему и будущему. И века, и тысячелетия решалась задача осмысления, сохранения и передачи следующим поколениям испытанной духовной мудрости народной педагогики. Этнопедагогические  аспекты народной культуры неоднократно становились предметом научного исследования. Так, например, идеи исключительной педагогической ценности традиционной народной культуры прослеживаются в научных исследованиях.

 Надо отметить недостаточную разработанность методических рекомендаций по нравственному воспитанию с использованием этнокультурных традиций с учетом регионального компонента.

Этнокультурологический подход к воспитанию, ставший приоритетным в современных условиях, актуализируют проблемы изучения народной педагогики. Использование же национально культурных ценностей в воспитании детей является наиболее эффективным условием духовно нравственного благополучия любой нации.

Этнокультура неизменна в своих проявлениях (фольклор, декоративно прикладное искусство, обрядовость и т. д.), так как в ее основе лежит традиция, которая не подвержена никаким изменениям, происходящим в нашем обществе, и является устойчивой формой с устоявшимися ценностями, народной  мудростью.

Этнокультурное воспитание дошкольников определено Е. С. Бабуновой , как целенаправленный процесс приобщения детей к народной художественной культуре, содействующей усвоению традиций, обычаев, основ нравственности, развитию лучших черт ребенка, его творческого потенциала; обеспечивающий положительный и устойчивый эмоциональный фон развития.

 Этнокультурное воспитание –это деятельность, направленная на повышение этнической осведомленности, формирование основ национального самосознания и положительной этнической идентичности через усвоение ценностных ориентаций своего народа и обеспечивающая успешное вхождение ребенка в контекст мировой культуры.

Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.

 Выделим ряд  значимых  положений: смысло-образующими компонентами этнокультурного содержания являются основные компоненты этноса; в образовательном процессе необходим учет этнокультурной специфики социального окружения; важна гармонизация национальных и общечеловеческих моментов в образовательном процессе; необходима взаимосвязь семейного и общественного воспитания; важно учитывать особенности детского мышления, специфику становления «образа мира» у дошкольников; этнокультурное воспитание строится с учетом цикличности народного календаря; в процессе ознакомления с народными культурами целесообразно использовать принцип сравнительного обобщения (отмечая специфическое, характерное лишь для культуры одного народа, важно подчеркнуть то общее, что объединяет все этносы).

Этнокультурная осведомлённость – это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия нормой, обусловленной самой природой человеческого  бытия. Этнокультурная традиция имеет огромное воспитательное значение в условиях ДОУ, так как знакомит дошкольников с истоками русской народной культуры.

 Это обусловлено тем обстоятельством, что во все времена система образования была основным хранилищем и транслятором народных культурных традиций, участвуя в формировании менталитета личности, в развитии её диалогичности  в воспитании патриотизма и культуры межэтнического общения.

 Белгородчина  по праву считается жемчужиной Черноземья. Богатство и самобытность музыкального и обрядового фольклора, декоративно прикладного искусства и народных промыслов обусловлены органичным слиянием национальных культур русского и украинского народов.

 Изучение традиций и культуры народа помогает глубже проникнуть в ментальность нации, постичь ее дух, воспитать подрастающее поколение в духе патриотизма и нравственности [10].

В МБДОУ № 34 огромное внимание уделяется работе с семьей, семейным и народным ценностям и традициям.

 Одной из важнейших задач МБДОУ является воспитание у детей, с учетом возрастных категорий, гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине и семье.

Таким образом, в детском саду созданы благоприятные условия для эффективного обеспечения воспитательно- образовательного  процесса и оздоровления дошкольников.

Свою работу мы строили на предположении о том, что процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешнее при соблюдении следующих педагогических условий: создание в ДОУ развивающей среды, способствующей нравственному воспитанию; включение в воспитательно образовательный процесс комплекса занятий, свободной деятельности, игры с привлечением средств этнокультурных традиций; построение воспитательно образовательного процесса с учетом регионального этнокультурного  подхода; осуществление воспитания в тесном взаимодействии с родителями и  педагогами.

 В ходе опытно экспериментальной работы мы ставили перед собой следующие задачи:

 1)выявить уровни  сформированности  нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе;

 2) провести опытно экспериментальную работу по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста с использованием этнокультурных традиций (с учетом регионального компонента) и выявить ее результативность.

 В результате предварительной диагностики  по примерной основной  общеобразовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Детство» раздела «Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания» образовательной области «Социализация» были выявлены следующие общие показатели по уровням сформированности  патриотических чувств в группе (по трем показателям):

1)положительное эмоциональное восприятие членов семьи, домашнего окружения, детского сада, города;

 2)личностное развитие, произвольность;

 3) социальное поведение, коммуникативность.

Для достижения поставленной цели  определены следующие дополнительные задачи: создание культурно образовательной среды в группе; повышение компетентности родителей в решении задач, связанных с нравственным воспитанием; объединение  усилий семьи, педагогов и социальных партнеров по вопросам формирования у старших дошкольников нравственных качеств; способствование общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и  прошлому своего народа; воспитание нравственных качеств: гуманизма, отзывчивости, доброты, желание сохранить и приумножить богатства своего родного края, страны. Комплексное взаимодействие всех субъектов деятельности, направленное на формирование нравственных чувств дошкольника, осуществляется на условиях гуманизации отношений; равноправного сотрудничества; деятельного  подхода со стороны всех участников образовательного процесса. При этом сотрудничество строится на основе педагогических принципов: принцип  взаимного сотрудничества –способ организации совместной деятельности, направленный на взаимовыгодное развитие всех субъектов социокультурного пространства; принцип  гуманизации –установление подлинно человеческих, равноправных и партнёрских отношений, направленных на сохранение социально эмоционального здоровья ребёнка; принцип деятельного подхода –упор делается на объединении всех программ в одно предметное поле, развивающую среду; культурологический принцип положен в основу отбора содержания образования. Именно единство ценностей составляет психологическое ядро ощущений собственной принадлежности к какомуто народу, государству; принцип индивидуально дифференцированного подхода –ориентирован на каждого ребёнка, где ему создают условия для реализации индивидуальных качеств и способностей. Работа по нравственному воспитанию велась по следующим направлениям: развитие поискового поведения у старших дошкольников; формирование знаний компонента; воспитание нравственных качеств. В ходе реализации любого проекта перед педагогом стояла задача связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребёнка, таким образом  вовлекая его в социально значимую деятельность.  Для этого  был разработан перспективный план, состоящий из следующих блоков: «Мой детский сад». «Моя малая родина». «Моя семья». Каждый блок включает различные виды НОД и других форм организации и методов, отличающиеся по продолжительности, количеству участников: комплексные, творческие, игровые, исследовательские, индивидуальные, групповые. В содержание проектов были включены разнообразные мероприятия с применением различных форм и методов работы: занятия, праздники, экскурсии, игры. Наилучшего результата в работе  достигли, объединив фольклорный, краеведческий, культурологический, исторический, литературный материал, используя разнообразные формы и методы работы. Возрождение культурного наследия нашей страны начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего поколения. Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Посредством дидактических игр с элементами национальных игр, сказок, песен, рассказов можно решить сразу несколько задач. С одной стороны, дидактические игры предоставляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, а с другой – позволяют детям приобщиться к русской национальной культуре.  В учебнике «Белгородоведение» под редакцией В. А. Шаповалова  указано, что, передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств . И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям. Основной задачей работы по этнокультурному компоненту можно считать формирование нравственного отношения к своей семье, городу, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа. Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям, считает В. А. Шаповалов, являются очень актуальными вопросами современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам. Таким образом  используя исторические сведения о Белгородском крае, образцы фольклора и декоративно прикладного искусства южнорусского региона, приобщая старших дошкольников к изучению своего исторического прошлого на примере составления собственной родословной, удалось повысить уровень сформированности  нравственных качеств у детей, приобщить их к истории русского народа, воспитать гордость за свою большую и малую  родину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление с семейными традициями и обычаями — эффективное средство социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве к...

"Народные традиции нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Мы создаем правовое демократическое общество с высокой культурой отношений между людьми,естественно, что такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого человека....

«Духовно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русским народным традициям».

Тема моей педагогической работы  «Духовно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста  через приобщен...

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...

статья "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЙ"

laquo;Воспитывать человека - значит определять судьбу нации»Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Россия - страна великой культуры и духовности. Духовность и нравственность...