Главные вкладки

    Использованию лего-технологий в образовательной деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
    материал по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

    Лабутина Елена Владимировна

    Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс для педагогов об использовании лего-технологий в образовательной деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Использованию лего-технологий в образовательной деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи

    (мастер-класс для педагогов)

    Цель: заинтересовать, повысить компетентность педагогов по использованию конструктора LEGO в педагогической деятельности.

    Задачи:

    • дать общее представление о конструкторе Lego, как о средстве развития ребенка дошкольного возраста;

    • показать возможности конструктора LEGO для использования в конструктивно-модельной деятельности детей;

    • познакомить с вариантами игр с конструктором LEGO.

    Материалы: наборы конструктора LEGO-DUPLO, образцы, схемы и инструкции построек, ноутбук, проектор, экран.

    Добрый день, уважаемые коллеги!

    Рада вас приветствовать в стенах нашего детского сада. И сегодня мне хотелось бы представить вашему вниманию некоторые аспекты опыта работы по использованию лего-технологий в образовательной деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

    Мы живём с Вами век новейших компьютерных разработок и цифрового оборудования. Огромное разнообразие технических средств даёт воспитателю возможность сделать познание окружающего мира увлекательным для ребёнка любого возраста. Одним из таких средств обучения является конструктор LEGO.

    Что такое LEGO, знают и взрослые и дети. LEGO-педагогика у нас в стране только развивается, хотя за рубежом это одна из самых распространенных педагогических систем с очень широким возрастным диапазоном - от полуторагодовалых малышей до старшеклассников. Датская фирма LEGO первая в мире выпустила игровые конструкторы, в основе которых были кубики, соединяющиеся при помощи выступающих цилиндрических кнопок. Эти наборы оказались универсальными развивающими игрушками, прочными, красивыми и долговечными.

    Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться.

    Играя в LEGO, дети учатся различать цвета, размеры и форму предметов, определять их пространственное расположение, привыкают выполнять задания, сосредоточиваться, работать в коллективе. Кроме того, тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Это дает возможность формировать у детей с ТНР как речевую, так и  связанные с ней неречевые виды деятельности.

    Помимо этого, ЛЕГО способствует формированию таких основополагающих качеств личности, как умение концентрироваться, способность сотрудничать с партнером, и самое главное - чувство уверенности в себе. Поэтому применение ЛЕГО-технологий, является эффективным средством в коррекционно-развивающей работе педагогов групп компенсирующей направленности для детей с ТНР.

    Кроме того, актуальность  LEGO–технологии и конструирования значима в свете внедрения ФГОС, так как:

    • являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей;
    • позволяют сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры;
    • формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
    • объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

    Ранее в нашей группе лего конструкторы использовались, но только в самостоятельной деятельности детей. Идея сделать легоконструирование процессом направляемым, а не спонтанным, возникла несколько лет назад, после моего участия в Международной научно-практической конференции «Инновационные решения в образовании: от школы к производству», где я познакомилась с опытом работы российских и международных практиков-специалистов США Моргана Хайнса и Дании Ханне Равн, а так же поучаствовала в работе мастер-класса сертифицированного тренера LEGO Алексея Кузьмина на тему «Практический опыт применения образовательных решений ЛЕГО в дошкольном образовательном учреждении».

    В рамках реализации программы «Инженерная школа Урала» осенью 2015 года в детский сад в достаточном количестве были приобретены наборы конструктора LEGO.  Поэтому педагоги детского сада, в том числе и я, активно включились в инновационную деятельность.

    Изучив теоретические и практические материалы, пройдя обучение на курсах повышения квалификации по теме «Образовательная робототехника в условиях реализации ФГОС ДО», я убедилась, что посредством использования легоконструкторов можно эффективно решать образовательные задачи реализуемой в детском саду основной общеобразовательной программы.

    Мною была разработана программа дополнительного образования «Удивительный мир ЛЕГО». Подобраны игры, цикл занятий, карточки-схемы сборки моделей. Разработанная мной программа направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала. Она строится на основе деятельностного подхода в обучении, предлагает использование конструкторов LEGO как метода для обучения дошкольников конструированию, моделированию, развитию научно-технического творчества.

    Работу по Лего-конструированию провожу в непосредственной и совместной образовательной деятельности с детьми. Тематика непосредственной образовательной деятельности разработана в соответствии с календарно-тематическим планом группы. Занятия по дополнительному образованию проводятся с подгруппой детей до 5 человек, 1 раз в неделю.

    Освоение лего-конструктора в образовательной деятельности ведется последовательно от простого к сложному.

    На первом этапе работы:  исследовали детали конструктора; определили с ребятами название каждой детали; познакомились со способами соединения кирпичиков.

    На втором этапе выполняли постройки с помощью наглядной модели из крупного конструктора из небольшого количества деталей с последующим увеличением деталей (например: «Ворота», «Заборы», «Домики» и т.д.).

    На третьем этапе перешли к конструированию по схемам. Использовала образец на карточках, которые имеются в наборах конструктора «Построй историю». Дети делали анализ образца, изображенного на карточке, подбирали необходимые детали и воспроизводили постройку.

    На следующем этапе, усложняла виды предлагаемых построек с помощью увеличения деталей и составления схем с использованием различных видов конструктора.

    На занятиях использую основные виды конструирования, такие как:

    1. Конструирование по образцу

    2. Конструирование по модели

    3. Конструирование по условиям

    4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.

    5. Конструирование по замыслу. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.

    В работе с детьми использую преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности (представлены на слайде).

    Для обучения детей LEGO-конструированию использую разнообразные методы и приемы:

    Методы

    Приёмы

    Наглядный

    Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

    Информационно-рецептивный

    Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка.

    Репродуктивный

    Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

    Практический

    Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

    Словесный

    Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

    Проблемный

    Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

    Игровой

    Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета, сюрпризный момент, дидактические игры на развитие внимания, мышления, памяти.

    Частично-поисковый

    Решение проблемных задач с помощью педагога.

    Организуя занятия лего-конструированием, придерживаюсь следующего алгоритма выполнения модели:

    1. Создание проблемной ситуации - вхождение в игровую (сюжетную) ситуацию, с использованием нашего ЛЕГО – друга «Легоши».

    2. Демонстрация и рассматривание картин с изображением объекта для конструирования.

    3. Наблюдение натуральных объектов.

    4. Сенсорное обследование деталей для знакомства с формой, цветом и определения пространственных соотношений между деталями, либо презентации, в которых представлены задания интеллектуального плана (Игры «Четвертый лишний», «Какой детали не хватает?», «Построй цепочку» и др.).

    5. Демонстрация вариативных соединений деталей.

    6. Объяснение последовательности выполнения  или просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции. 

    7. Изучение при необходимости схем и чертежей.

    8. Выполнение поделки из деталей в соответствии с замыслом и темой.

    9. Анализ и оценка.

    10. Обыгрывание – использование построек для организации игр в совместной и самостоятельной деятельности

    Перед выполнением модели обязательно проводится пальчиковая гимнастика, а так же физкультминутка, которые подбираются с учетом темы совместной деятельности.

    Для многих педагогов Лего ассоциируется только с конструированием и ни с чем больше. Тем не менее, включение Лего-технологии в образовательный процесс ДОУ происходит посредством интеграции во все образовательные области, определенные ФГОС ДО. Приведу небольшую подборку игр и игровых упражнений для детей 3-7 лет, способствующих реализации образовательных областей ФГОС Дошкольного образования

    В области социально-коммуникативного развития:

    Лего позволяет: создавать совместные постройки, объединенные одной идеей, одним проектом; развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками; формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества.

    Например, в игре «СВЕТОФОР» - знакомим с правилами безопасного перехода через проезжую часть, развивая пространственную ориентацию, чувство цвета.

    В игре «КОГДА ЗА ДВЕРЬЮ НЕЗНАКОМЕЦ» - знакомимся с правилами безопасного поведения в ситуации, когда ребенок находится дома один и незнакомец звонит в дверь. Развивать активную речь, воспитывать разумную осторожность поведения.

    В области познавательное развитие:

    Лего – служит эффективным средством развития элементарных математических представлений у дошкольников, в этом помогает тематический набор «Математический поезд». Этот набор идеально подходит для знакомства с математикой в течение невероятно увлекательной ролевой игры в железную дорогу. Вместе дети изучают цифры и тренируются в устном счете, загружая и разгружая разноцветные вагончики с помощью специального крана. А большое количество дополнительных элементов, персонажей и грузов позволяет придумать и реализовать различные сценарии о приключениях на железнодорожной станции.

    Кроме того, с целью формирования представлений о числе и количестве, использую игры, представленные на слайде:

    Для развитие пространственной ориентировки предлагаю выполнить игровые задания:

    • Посчитайте, сколько ступенек идёт вверх, сколько ступенек идёт вниз.
    • Посчитайте, сколько деталей в каждом ряду.
    • Пронумеруй ступеньки снизу вверх и сверху вниз.

    С их помощью закрепляются основные понятия: Вверх, вниз, справа, слева.

    Помимо этого ЛЕГО используется в экспериментально-исследовательской деятельности как материал, из которого сделан конструктор («Из чего сделано?», «Найди такой же», «Чем похожи и чем отличаются?», «Расскажи о свойствах предмета» и т.д.).

    Конструирование моделей разного содержания и тематики способствует формированию первичных представлений: о себе, других людях, об объектах окружающего мира и действительности.

    С помощью ЛЕГО дети передают в постройках полученные знания и впечатления от занятий, экскурсий, наблюдений и прогулок. Полученные конструкции объединяют в тематическую постройку «Птичий двор», «Зоопарк», «Транспорт», «Чудеса в лесу», «Мой город», «Животные Африки» и т.д., которые в дальнейшем используются не только в образовательной деятельности, но и в самостоятельно-игровой деятельности детей и способствуют развитию коммуникативных навыков.

    Работая с набором ЛЕГО «Первые механизмы», дети познакомились с некоторыми базовыми принципами механики в процессе строения моделей, в которых используются весы, колёса и оси, блоки, зубчатые колеса, ременные и червячные передачи, лопасти. В процессе работы с набором дети имели возможность понять, что такое подъёмная сила, равновесие, стойкость конструкции, изучить простейшие механизмы, которые окружают нас в повседневной жизни, сконструировать настоящие измерительные инструменты.

    Речевое развитие:

    Каждый педагог знает, как трудно сделать занятия по составлению рассказов и сказок, пересказу литературных текстов интересными для детей. Поэтому я использую наборы, специально разработанные для развития языковых навыков «Моя первая история», и «Построй свою историю». С помощью материалов конструктора дети могут грамотно пересказать прочитанный текст или составить свой собственный рассказ, придумать сказку о том, что это за постройка, из чего она построена, кто в ней будет жить, описать ее и т.д., при этом работая в команде и развивая навыки совместной работы и творчества.

    Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным.

    Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО-конструктора, имеющего широкий ассортимент наборов, даёт возможность запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы, так как у детей с ТНР лучше всего накопление словаря происходит через увиденное и осознанное.

    При работе с ЛЕГО хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике?).

    Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний (котёнок без чего? -  без хвоста).

    Созданные постройки из ЛЕГО использовались в играх-театрализациях, творческих сюжетно-ролевых играх.

    Считаю, что работа по развитию речи с применением ЛЕГО-технологий делает коррекционно-развивающий процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала.

    В области художественно – эстетическое развитие:

    При помощи деталей лего можно познакомить детей не только с формой, величиной, но и с цветами. Усвоить такое понятие как «чередование» и применять чередование цветов в собственных постройках, создавая узоры с использованием различных цветов.

    Также конструктор можно использовать для изучения и закрепления названия цвета. Например, «Игра «цветные домики (гаражи, заборчики и т.д.)»

    Физическое развитие;

    Помимо мелкой моторики обеих рук лего – конструирование также способствует развитию крупной моторики. Конструктор лего можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре:

    - ходьба/бег змейкой между деталями конструктора;

    - удержание равновесия;

    - упражнения на развитие координации движений;

    - упражнения на развитие гибкости, быстроты и ловкости.

    Для корригирующей гимнастики и профилактики плоскостопия можно использовать коврики из лего - конструктора. Данные коврики будут массировать стопы ног за счет выпуклой формы деталей лего, а также будут привлекать детей своей яркостью за счет разнообразной цветовой гаммы.

    Это лишь малая часть вариантов использования лего в непосредственно образовательной деятельности ДОУ. Таким образом, традиционные средства конструирования при интегративном подходе в обучении дают возможность развивать разносторонние интеллектуальные и личностные качества дошкольника.

    В результате системной и углубленной работы с конструктором ЛЕГО у детей повысилась коммуникативная активность, сформировалось умение работать индивидуально, в паре, в группе, усовершенствовались творческие способности, повысилась мотивация к обучению.

    Итак, несомненно, LEGO-конструирование - современное учебное средство для неисчерпаемого количества новых идей детского творчества. LEGO - универсальный конструктор, который настолько разнообразен, что никогда не надоедает, из незатейливых деталей которого можно собрать всё, что только может вообразить себе человеческая фантазия.

    Предлагаю и Вам, уважаемые коллеги, сегодня окунуться в удивительный мир конструктора LEGO, и попрактиковаться работе с ним.

    Практическая часть.

    Прежде чем мы приступим к работе с конструктором, давайте уточним, чем детали LEGO отличаются друг от друга? Правильно, формой, цветом и размером. Стандартная деталь лего – это кирпичик 2 на 4.

    Хочу отметить, на первых этапах знакомства детей с конструктором LEGO важно научить детей знать названия и отличать детали друг от друга.

    Кроме того, при конструировании с LEGO важно знать правильный способ крепления деталей: стопкой, внахлест, ступенчато.

    Сейчас предлагаю Вам поупражняться в сборке деталей конструктора между собой, а также отражения этого в речи. «Собрать модель по словесной инструкции». Правила игры: два участника получают одинаковые детали. Первый участник, отвернувшись, придумывает какую-то элементарную постройку и одновременно рассказывает напарнику, как он это строит. В итоге игры должны получиться две одинаковые модели. Итак, начинаем игру в парах!

    Время игры –2-3 минуты. Итак, игра окончена. Предлагаю провести анализ работы. Давайте посмотрим на работы.

    1. Что хотели сконструировать? Получилось? Почему?

    2. Получилось ли объяснить партнёру ход своих действий?

    3. Вопрос для зрителей мастер-класса: получилось ли участникам правильно сделать конструкцию по словесной инструкции? Почему не понял, что нужно делать?

    Комментарий к игре: Такую игру целесообразно использовать для детей с 6-и лет, она учит детей работать в команде (в данном случае – в паре) и параллельно развивает речь детей.

    Мы с детьми часто работаем по легосхемам, которые создаем самостоятельно. Что-то захотели построить, рисуем схему, а дети затем уже самостоятельно, с опорой на схему конструируют.

    Предлагаю вам самим поработать со схемами, для этого поделитесь на 2 команды. Задание будет такое – придумать постройку, нарисовать схему. Когда схемы готовы обменяться схемами и собрать модель по схеме.

    Давайте посмотрим на работы.

    1. Что планировали сконструировать?

    2. Получилось ли коллегам воплотить Вашу модель?

    3. Вопрос для зрителей мастер-класса: получилось ли участникам правильно сделать конструкцию по схеме? Почему не понял, что нужно делать?

    Рефлексия мастер-класса. Уважаемые коллеги, сегодня мы с Вами увидели возможности конструктора LEGO. И закончить свой мастер-класс я хочу следующей фразой:

    То, что я хочу познать – это яблоня,

    Что я познаю – это ветвь яблони,

    То, что я передаю ребенку – это яблоко,

    То, что он возьмёт от меня – это семечко.

    Но из семечка может вырасти яблоня.

    За время мастер-класса выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего общения.

    Если мастер класс для вас прошел плодотворно - прикрепите к дереву плоды – яблоки.

    Если он прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.

    Если мастер класс не отличается от прежних мастер классов и ничего нового не принес – чахлый лист.

    Спасибо за внимание! Желаю Вам, чтобы ваши планы всегда превращались в плоды и приносили значимые результаты!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

    Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи....

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»

    Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и ...

    Актуальность использования мяча в работе с детьми имеющими тяжелые нарушения речи

    В данной работе описана система использования мяча, с детьми имеющими ОНР 1 - 2 - 3 уровни речевого развития, стертую форму дизартрии. Мяч помогает в автоматизации поставленных звуков, усвоению слогов...

    Консультация для родителей "Использование мнемотаблиц при работе с детьми, имеющие тяжелые нарушения речи"

    Данная консультация делает процесс запоминания простым и непринужденным....