ИКТ в обучении детей игре на детских музыкальных инструментах
статья на тему

Выступление на городской конференции педагогов.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                 

                                   Васильева Мария Васильевна,

                         музыкальный руководитель

                          первой квалификационной категории

                            ЛГ МАДОУ ДСКВ №10 «Белочка»

2017г.

Меняется мир – меняются и дети.  Перемены в социуме требуют от педагога  иных путей передачи знаний. Если в процессе обучения  ребенок внимателен и активен, то такое обучение  является наиболее эффективным. Самый лучший опыт для ребенка тот, в котором он будет непосредственно задействован и который  доставляет ему радость.  Поэтому,  при обучении детей должны быть учтены потребности современного ребенка, его особенности и потенциал. Для этого  мы педагоги должны разрабатывать и использовать в своей профессиональной деятельности инновационные технологии воспитания и обучения.

Помочь музыкальному руководителю в решении этой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Применение  информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в работе с детьми имеет свои положительные стороны:

  •  делает музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные. Таким образом, музыкальный руководитель может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей;
  • расширяет ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов;
  • позволяет обогатить методические возможности совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень;
  • развивает интерес ребенка к самостоятельному выполнению заданий;
  • активизирует творческий потенциал ребёнка, способствует воспитанию интереса к музыкальной культуре;

Таким образом, ИКТ открывают новые возможности в развитии форм и содержания   различных видов музыкальной деятельности. Сегодня я хочу поделиться с вами способами использования ИКТ в обучении детей  игре на детских музыкальных инструментах. Итак, где можно применять ИКТ в данном виде деятельности?

  1. Знакомство с музыкальными инструментами.

При знакомстве детей с музыкальными инструментами, группами музыкальных инструментов можно использовать обучающие видеоролики, в которых рассказывается о музыкальных инструментах. Просматривая их,  дети в игровой форме знакомятся с различными группами инструментов и,  самое главное, слышат звучание этих инструментов.  

С этой целью можно использовать сказку в стихах Сергея Волкова «Детям о музыке». Придумала и изготовила видеоролики на эти стихи музыкальный руководитель города Сургута Титаренко Оксана Анатольевна.

Слайд  Видеоролик «Детям о музыке»

При знакомстве с видами оркестров, также можно включать видео фрагменты канцерных номеров с выступлением известных музыкантов.

  1. Развитие метроритмического слуха.

Обучая детей игре на детских музыкальных инструментах,  музыкальный руководитель должен  уделять внимание и развитию  чувства ритма. Ритм является одним из основных средств музыки, без которого невозможна музыкальная деятельность.  Помимо  музыкально – дидактических игр я использую  карточки «Музыкальные ритмы».

Слайд «Музыкальные ритмы»  

Каждая фигура соответствует  какому-либо звуку, большая фигура – длинный звук, и мы с детьми его называем «ДОН», маленькая фигура – короткий звук «ди-ли».

Алгоритм работы с карточками:

  • Разбираем ритм.
  • Прохлопываем, простукиваем, прошлепываем, протопываем, проговариваем.
  • Затем этот же ритм можно озвучить музыкальными инструментами.
  1. Видео -  оркестр, видео – партитуры.

Очень интересна детям такая форма работы, как видео – партитура, видео - оркестр. Это яркие видеоролики, в которых звучит музыка, а на картинках  изображены музыкальные инструменты, в том порядке, как они звучат.

Слайд «Видео – оркестр», «Видео-партитура»

  1. Цветной оркестр.

При обучении игре на диатонических колокольчиках металлофонах, ксилофонах, можно применять методику  «Маленький Моцарт» Натальи Гуляевой. Каждому звуку, соответствует определенный цвет. 7 нот - 7 звуков. Дети с помощью карточек «Цветные ритмы» проигрывают простые песенки-попевки. (Предлагаю педагогам проиграть песенки «Василёк», «Как под горкой, под горой»). Работая по методике «Маленький Моцарт» в дальнейшем можно создавать для детей цветные видеоролики, которые будут способствовать разучиванию музыкального репертуара для игры в оркестре.

Видеоролики «Цветной оркестр»

  1. Творческие задания.

Немало важно развивать у детей творческие способности в данном виде музыкальной деятельности, предлагая им творческие задания. Например, можно самим детям предложить побывать в роли композиторов и сочинить  свою разноцветную музыку, используя различные картинки по цветам. На интерактивной доске сначала составляется схема из картинок, а потом дети проигрывают ее на металлофоне или ксилофоне.    Таким же способом  можно  придумать свои музыкальные ритмы из предложенных фигурок и затем проиграть их на музыкальных инструментах. Если нет интерактивной доски, то картинки можно выкладывать на магнитной доске, либо на проекторе при помощи педагога.

Выполняя, такие задания, у ребенка развиваются воображение и творческие способности. Предлагаемые детям игры способствуют проявлению познавательной инициативы, что  делает вашу совместную деятельность с детьми веселой, интересной и необычной.

Таким образом, можно говорить о компьютере, как о мощном инструменте в педагогической деятельности музыкального руководителя.

Но применяя компьютерные обучающие программы на музыкальных занятиях, нельзя забывать о том, что мы общаемся с искусством. Важно не подменить его общением с компьютером, не превратить его в технический практикум. Важно помнить о разумном использовании компьютера для раскрытия, развития и реализации способностей ребёнка.

        И в заключение хочется подчеркнуть, что, использование информационных технологий позволит сделать процесс познания и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. При этом, конечно же, не стоит забывать, что в деле музыкального воспитания важнейшей остаётся роль музыкального руководителя, которого не сможет заменить ни один компьютер!   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах в процессе музыкальных занятий"

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкальн...

Конспект открытого доминантного музыкального занятия « В королевстве музыкальных инструментов » по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в подготовительной группе.

Ход занятия:Под звучание вальса дети забегают в музыкальный зал.М.Р.- Доброе утро! Я очень рад видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Давайте друг-другу улыбнемся и поздороваем...

Учебно-методический материал по теме: «Роль взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в обучении детей игре на детских музыкальных инструментах.»

В данной консультации расскрыты основные задачи и роль воспитателя в процессе обучения детей игре на ДМИ.Особенное внимание уделено его работе в этом направлении в группе....

Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах « ВЕСЁЛЫЙ ОРКЕСТР» для детей 6-7 лет

Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальныхинструментах  « ВЕСЁЛЫЙ  ОРКЕСТР»для детей 6-7 лет...

Мастер-класс для воспитателей "Развитие музыкальных способностей посредством обучения детей игре на детских музыкальных инструментах"

Помощь воспитателям в самостоятельной музыкальной деятельности детей. В каждой группе есть музыкальные уголки, в которых, часто невостребованными, лежат детские музыкальные  и шумовые  инстр...