Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста
консультация (младшая группа) на тему

Шишкина Екатерина Евгеньевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста

Ранний возраст - чрезвычайно важный и ответственный период психического развития малыша. Это возраст, когда все впервые, все только начинается  - речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что одной из главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является развитие речи.

С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки.

Фольклор представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей раннего возраста.

В самом начале учебного года, проанализировав речь детей своей группы, я увидела, что большинство детей не владеет навыками речевой деятельности. Узнавая потешку, они только называли ее персонажей.

Дети младшего  возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. 

И я пришла к выводу: Что детский фольклор имеет большое значение в развитии речи  ребенка.

Это подвело меня к мысли о необходимости больше внимания уделять именно развитию речи малышей и  именно через фольклор.

      Цель:  Развитие  речи  детей, через малые формы фольклора.

Исходя из цели я поставила перед собой следующие задачи:

Задачи

1.Учить внимательно, слушать и запоминать потешки, малые художественные произведения,

2.Развивать слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание, активизации словаря

3.Расширять представления детей о разных формах фольклора.

4.Воспитывать дружеские чувства и гуманное взаимоотношения между детьми.

5. Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.

Ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и развития речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, в развитии связной речи у детей раннего возраста, подобрала литературу, создала  соответствующую развивающую среду. В интерьер группы можно включить элементы русского фольклора: уголок ряженья, различные виды театров, альбомы с потешками, подобрала картинки иллюстрации,  книжки по возрасту и т.д  Составление картотеки произведений малого русского фольклора для детей раннего возраста. Речевые игры: «Домашние животные» «Кто как кричит»

В  период адаптации  я подбирала потешки, которые помогали установить контакт с ребенком, вызывали у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. В адаптационный период, использовала такие  потешки как, например:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка - пригожий

Наша деточка в дому

Что оладышек в меду

Красно яблочко в саду.

В своей работе использую народные песенки - потешки «Ладушки, Сорока, Идет коза и др.» Вариантом такого приёма могут быть игры ребёнка со своими пальчиками.

Чтобы дети быстрее запомнили колыбельную песенку, показала , как лает собачка Белолапа. Дети дружно просили ее: «Ты собачка, не лай, Белолапа, не скули». После таких обыгрываний, малыши быстрее запоминали песенки и переносили их в повседневную игру.

По мере усвоения материала, я стала подбирать для детей потешки более посложнее. Дети с удовольствием учились двигаться, говорить, как курочка, цыплята, заяц, медведь и т. д. в зависимости от того, о ком потешка.

Знакомя малышей с потешками “Курочка-рябушечка”, “Наши уточки”, “Кисонька – мурысенька”, я привлекала  их к подражанию крику птиц, животных.

Конечно, далеко не все дети могли передать характер персонажа, но с каким интересом они относились к нашему маленькому «театру!».

Все это помогает малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку. А в дальнейшем дети уже сами используют народные потешки во время игры. Укачивая куклу Катю напевали: «Баю-бай, баю-бай, ты собачка не лай…».

Потешки подобрала  самые различные. Это потешки, отражающие элементы народного быта и знакомящие с домашними животными, , а так же тексты, сочетающиеся с пляской и хороводными играми.

При последующих повторениях, старалась передать текст по-другому, с помощью других интонаций. Например, показывая эту  же потешку, предлагала малышам самостоятельно подвигать фигурки, передавая движения персонажей.

разучивая потешку «Курочка- рябушечка», я внесла игрушку-курицу. Ответы курицы в соответствии с тектом потешки, произносила я. При первом же прочтении детям стала понятна вопросно - ответная форма произведения. Отвечая на вопросы, они называли курочку хорошей, доброй как мама.

Знания, полученные на занятиях по развитию речи, мы закрепляли и в продуктивной деятельности. Например, малыши коллективно лепили зёрнышки для цыплят,

 Большое внимание уделяю русским народным сказкам. Малыши с удовольствием слушают сказки:  «Курочка ряба», «Теремок», и другие. Сказки стараюсь не читать, а рассказывать. как бы разговариваю  с каждым ребенком и этим воспитывается  очень важное умение слушать и понимать монологическую речь. Дети быстро запоминают такие образы, как петушок - золотой гребешок, курочка-ряба

Так же   рассматриваем иллюстраций к сказкам и потешкам. По иллюстрациям мы  знакомимся не только с героями сказок, но и с природой, окружающей их, с предметами быта.

Для достижения наилучших результатов в моей работе, считаю обязательным взаимодействие с родителями. Для этого использую, как традиционные формы работы: это выступления на родительских собраниях, устные и письменные консультации, беседы,

Оформила папку –передвижку : «Роль потешек в речевом развитии младших дошкольников»

консультации «Пальчиковые игры в развитии речи», «Как использовать русское народное творчество дома» 

Сделала буклеты для каждого родителя «Потешки»

Привлекаю родителей к созданию  пополнению развивающей среды, к изготовлению атрибутов в уголок «Ряжения».

Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому. Повторяя вместе со мной  стихи, потешки, прибаутки.

Результатом моей работы:  являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих малышей , которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, т.е. всесторонне развивает ребенка.

У детей сформировалось умение слушать и запоминать новые произведения, следить за развитием действия;

Дети во время игры осуществляли самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность.

Я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении, так как фольклор  развивает речевые способностеи, фантазии, воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

Как отмечает Н. Гавриш: «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к...

Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста

Цель проекта:Развитие речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора....

Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста

В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых и детей. Чтобы п...

« Использование фольклора в развитие речи детей раннего возраста»

Опыт работы по использованию фольклора в развитие речи детей раннего возраста....

"Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста".

Статья Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста...

«Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

На третьем году жизни речь ребенка становится основным средством общения и с взрослым, и детьми. Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребенком разговаривают не только о ...

Опыт работы "Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

        В нашем веке национальная культура пестования практически потеряна, а тексты забыты, угасанию подвергся фольклор, художественное слово. Между тем произведения народн...