« Использование фольклора в развитие речи детей раннего возраста»
методическая разработка по развитию речи

Ганина Марина Александровна

Опыт работы по использованию фольклора в развитие речи детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete_na_temu.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

        Выступление на педагогическом совете на тему:

«Использование фольклора в развитие речи детей раннего возраста»

        

                                                                                    Воспитатель: Ганина.М.А.


Цель: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.

Задачи:

  1. Повысить профессиональные знания по приобщению малышей к истокам русской национальной культуры
  2. Повысить эффективность работы с детьми по ознакомлению с фольклором и использованию его для развития всех компонентов устной речи.
  3. Знакомить малышей  с русским народным творчеством (игры, хороводы, песни, потешки, сказки и др.) в разных видах детской деятельности;
  4.  Развивать устойчивый интерес к художественным произведениям и декоративно - прикладному искусству.

Структура методической разработки

  1. Актуальность проблемы
  2. Общие понятия о фольклоре
  3. Анализ литературы по проблеме
  4. Создание условий
  5. Методы и приёмы, используемые в работе
  6. Работа с родителями

1. Актуальность проблемы

          Согласно положению Концепции дошкольного воспитания (1989) о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а также идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного, эстетического и патриотического развития человека (, и др.) необходимо вести работу с детьми в этом направлении.

          Многие ли взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку, репродукции картин великих мастеров; слышат светлую, мелодичную музыку? К сожалению, таких домов все меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно. А ведь семья, дом - гнездо человеческое, основа жизни, основа народа и государства. Именно там юная жизнь должна начинать свое насыщение светом культуры - словом, игрой, музыкой, цветом. Чувство любви к Родине нужно прививать с раннего детства.

         Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки.

        Именно  родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

2.     Общие понятия о фольклоре

       Детство - период расцвета в жизни человека. Поэтому задача взрослых – с раннего детства прививать детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развивать в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам.

     Пожалуй, ни одни другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский. На деревенских околицах можно было слышать девичье пение, а на проезжих дорогах - протяжную песнь ямщиков. Во время страды молодые и старые, сгребая сено на скошенном лугу, пели, облегчая тем самым себе труд незамысловатыми мелодиями. Приезжавших в Россию иностранцев приводили в изумление русские хороводы и пляски, которые испокон веков были излюбленным развлечением молодёжи как в деревне, так и в городе.

     В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

       Русский фольклор – яркий, живой, образный, он легко запоминается малышами и оставляет радостное впечатление, а народные игры приобщают ребят не только к фольклору, но и влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка.

3.     Анализ литературы по проблеме

1.Павлова Л. «Фольклор для маленьких».

2. «Русские народные подвижные игры».

3. «Народное искусство в воспитании детей».

4. «Забавы для малышей» (театрализованные представления).

        4. Создание условий

        Для всестороннего развития личности в нашей группе создана хорошая предметно–развивающая среда, но   для достижения положительных результатов в  работе по своей теме, мною были внесены изменения и дополнения в образовательную развивающую среду, а именно:

     *Создана картотека малых фольклорных форм по лексическим темам;

     *Приобретены:

-  детская художественная литература с разными жанрами фольклора,

- настольно-печатные игры –пазлы по сказкам и потешкам;

- народные игрушки.

*Изготовлены своими руками:

- разные виды театров

5. Методы и приёмы, используемые в работе

           Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Интегрированные занятия с использованием русского фольклора я рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами.  В своей работе использую  словесные, наглядные, игровые методы:

- Заучивание потешек, закличек, колыбельных песен («Водичка – водичка»; « Дождик, лей»; «Баю –бай»…)

-  Загадывание  загадок.

 - Чтение русских народных сказок. («Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок»…).

 - Использование русских народных песен и танцев. («Калинка»).

-  Проведение подвижных  игр, пальчиковой гимнастики с использованием элементов фольклора («Сорока-сорока», «Сидит белка на тележке», «Жили у бабуси»…).

- Применение игрушек и изделий народных промыслов.

- Настольно – печатные игры (пазлы): (по сказкам и потешкам).

- Использование разных видов театров (настольный, пальчиковый, на магнитах).

- Рассматривание иллюстраций в детской литературе.

 - Прослушивание дисков с русскими народными сказками.

        Ознакомление малышей с разными жанрами фольклора проходит через:

1. Индивидуальную работу с детьми.

2. Непосредственно – организованную образовательную деятельность.

3. Совместную деятельность в режимных моментах.

4. Праздники и развлечения.

      Используя методику Павловой Л. по ознакомлению детей раннего возраста с малыми фольклорными формами, в работе я обращала внимание на следующие моменты:

  •     Знакомя детей с малыми фольклорными формами, я использовала  русские народные музыкальные инструменты (дудочки, балалайку, бубен…); народные  игрушки (неваляшка, матрёшка, погремушки…); наглядный материал (игрушки, картинки, пособия).
  •     Малые фольклорные формы старалась подбирать таким образом, чтобы их содержание было ориентировано на человека, животное и конкретные действия (« Водичка – водичка, умой Мише личико…», «…Наша Оленька пойдёт, через киску упадёт», «Заяц Егорка свалился в озёрко…»).
  •     В ходе инсценирования и прослушивания текстов, я поощряла и стимулировала участие самих детей, предлагая им позвать героя произведения, погладить, покачать и т. д.
  •    Своим эмоциональным изложением произведения я побуждала детей к познавательной активности, внося сюрпризные моменты и используя интонационную выразительность речи.
  •    В работе с детьми раннего возраста очень важен принцип цикличности и поэтапности, поэтому для хорошего усвоения текста прочитывала его несколько раз, применяя разные приёмы наглядности. Слова и фразы, непонятные детям, сначала объясняла.

       В процессе ознакомления  детей с разными жанрами фольклора, одновременно развивала у них все компоненты устной речи.

       Совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка, уделяю большое внимание его закреплению и активизации,   используя все жанры фольклора.

      Следующей задачей речевого развития является воспитание звуковой культуры речи. И ее я решаю, используя различные виды русского фольклора («Наши уточки с утра: кря-кря-кря…», «…Ко-ко-ко, не ходите далеко»). Учитывая, что звуковая культура речи это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание, обратилась к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки. Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко — закликать. Использовала такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!» да разве можно сказать тихо такой текст, в содержании которого изначально заложена просьба, желание видеть солнце!

« Солнышко, появись!  Красное нарядись!»

Противоположным свойством обладают пестушки. Их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно.

«Тише, мыши, не шумите, кота Ваську не будите»

     Чтобы сформировать связную речь ребенка, необходимо научить его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов, и многое другое. Основой связной речи  является диалог, поэтому использовала произведения с диалогическими текстами: «Курочка — рябушечка, куда ты пошла?» и т. д.

      6. Работа с родителями

      Тесное  сотрудничество с семьёй является залогом успешной работы с детьми, поэтому я использую разнообразные  формы взаимодействия с родителями  по данному вопросу, которые способствуют эффективному решению поставленных задач:

- Консультация «Какие книги покупать детям 2-3 лет»,

- Сообщение на родительском собрании на тему «Приобщение малышей к фольклору»

- Выставка детской литературы по данной теме,

- Подготовка и проведение фольклорного весеннего праздника для малышей «Солнышко посвети»


       7. Выводы

- В результате использования потешек в режимных моментах у детей повысился интерес к процессам,  улучшились культурно – гигиенические  навыки и навыки самообслуживания;

- Рассказывание русских народных сказок и потешек с использованием разных видов театров способствовало стимуляции активного внимания, развивало у детей слуховое восприятие,  побуждало их подражать звукосочетаниям и словам текста, содействуя таким образом развитию их собственной речи.

- Используемый музыкальный фольклор (русские народные песенки, колыбельные песенки), которые обычно читаются плавно, напевно, помогли осуществлению некоторых задач музыкального воспитания: развили  умение прислушиваться к словам песни, воспроизводить легкие по звуковому составу слова, выполнять игровые и плясовые движения, соответствующие словам песни.  

- Русские народные пляски и хороводные игры способствовали развитию музыкально- – ритмических движений и сплочению детей.

- Используемые в подвижных и пальчиковых играх стихи и потешки способствовали развитию общей и мелкой моторики, всех компонентов устной речи.   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

Как отмечает Н. Гавриш: «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к...

Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста

Цель проекта:Развитие речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора....

Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста

В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых и детей. Чтобы п...

"Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста".

Статья Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста...

«Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

На третьем году жизни речь ребенка становится основным средством общения и с взрослым, и детьми. Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребенком разговаривают не только о ...

Опыт работы "Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

        В нашем веке национальная культура пестования практически потеряна, а тексты забыты, угасанию подвергся фольклор, художественное слово. Между тем произведения народн...