«Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста»
статья (младшая группа)

Дорохова Татьяна Витальевна

На третьем году жизни речь ребенка становится основным средством общения и с взрослым, и детьми. Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребенком разговаривают не только о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что будет. Расширяются возможности для развития наблюдательности, способности общения. Ребенок воспринимает связный рассказ, понимает содержание инсценировки с развернутым сюжетом сравнительно большим количеством персонажей. Он может сосредоточенно рассматривать картинки, не отвлекаясь, послушать чтение книжки, посмотрев книгу, аккуратно положить ее в отведенное место. Правильная речь важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче правильнее у малыша речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее полноценнее отношения со сверстниками взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

На третьем году жизни речь ребенка становится основным средством общения и с взрослым, и детьми. Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребенком разговаривают не только о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что будет. Расширяются возможности для развития наблюдательности, способности общения. Ребенок воспринимает связный рассказ, понимает содержание инсценировки с развернутым сюжетом сравнительно большим количеством персонажей. Он может сосредоточенно рассматривать картинки, не отвлекаясь, послушать чтение книжки, посмотрев книгу, аккуратно положить ее в отведенное место. Правильная речь важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче правильнее у малыша речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее полноценнее отношения со сверстниками взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Ребенок, который хорошо владеет речью умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому. Повторяя вместе с ними стихи, потешки. У детей развивается воображение, обогащается и развивается речь, эмоции.  А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. В работе с детьми надо использовать разнообразные виды русского народного творчества, которые играют существенную роль в процессе развития речи.

Особую значимость устное народное творчество приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми.  Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка:

Ах, кокля-мокля,

Глазоньки промокли.

Кто будет детку обижать,

Того коза будет бодать.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но приобщается к красоте и самобытности слов. Простота и мелодичность звучания позволяет детям запоминать их. Дети начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы, или укладывания ее спать.

 

«Баю-баю, заиньки»

Маленькие заиньки

Захотели баиньки,

Захотели баиньки,

Потому что заиньки.

Мы немножечко поспим,

Мы на спинке полежим.

Мы на спинке полежим

И тихонько посопим.

Пошел котик во лесок, во лесок.

Нашел котик поясок, поясок.

Чтобы люльку подцепить, подцепить.

В люльку Катю положить, положить.

Катя будет крепко спать, крепко спать.

Котик Катеньку качать, да качать.

Каша вкусная дымится,

Леша кашу есть садиться.

Это  - ложка,

Это -  чашка.

В чашке -  гречневая кашка.

Использование игровых моментов помогли малышу осознать содержание произведения. Например, разучивая потешку «Курочка-рябушечка», я внесла большую игрушку-курицу. Ответы курицы в соответствии с тектом потешки, произносила я. При первом же прочтении детям стала понятна вопросно - ответная форма произведения. Отвечая на вопросы, дети называли курочку хорошей, доброй как мама.

На предложение поиграть многие из малышей вызвались быть курочками, цыплятками, которые пожелали расспрашивать «курочку», где она была, куда пошла и т.д. Дети, подражая моему голосу, предавали и своему голосу интонацию вопроса. Так у них формировались первоначальные навыки интонационной выразительности. Исполнение той или иной роли в игре вселяло в детей уверенность, сближало их друг с другом, помогало преодолеть нерешительность, робость в общении. Для поддержания интереса к уже знакомой потешке применяла разнообразные приемы. Например, после очередного занятия выставляла новые книги: книга, выполненная в форме плоскостного изображения курочки. Рассматривая ее, дети повторяли содержания потешки. Увидев игрушку курочку, переносят в игру. Начинается обыгрывание потешки (подобно проведенному раннее заданию). После неоднократного повторения таких игр появились варианты использования знакомых произведений, например дети, надевают на голову шапочки курочек, отыскивают для себя партнера и начинают по-своему обыгрывать потешку.

Знания, полученные на занятиях по развитию речи, мы закрепляли и в продуктивной деятельности. Привлекала детей к изготовлению персонажей потешек, прибауток. Например, малыши коллективно лепили зёрнышки для цыплят, а я -  курочку. Курочка позвала и напоила цыплят. Дети, сразу подхватывая игру, вспоминали хорошо знакомую потешку. Например, дети строили разнообразные домики – теремки, затем по моему предложению малыш выбрал понравившийся ему домик и при обыгрывании постройки отвечал на вопросы: «Кто постучался в твой теремок?», «Как он попросился жить в домике?», «Что он стал делать?» Дети самостоятельно переносили действия и разговор персонажей хорошо знакомого произведения на совершенно другие игрушки: куклы, матрешки, уточки.

При этом интонацией своего голоса они пытались передавать характер того или иного персонажа: за уточку поют тонким голосам, за матрешку – обыкновенным, за медведем грубым. В соответствии со своими представлениями придумывали для персонажей те или иные движения: матрешка в теремке плясала, уточка прибирала, а кукла варила обед. С игрушками, к изготовлению которых привлекала малышей (например, оладушки, поясок для котика, баранки, калачи для потешки «Ай, качи, качи») даже самые малоактивные дети действовали с особым желанием и вполне самостоятельно, без всякого побуждения со стороны меня. Неоднократное использование произведение народного творчества в играх, значительно обогатило словарь детей, сделало их речь эмоционально – выразительной.

Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости. Адресованные детям потешки, заклички, считалки, прибаутки звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее, украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас,
развивают воображение.

Именно это и нравится детям в малых формах фольклора. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове. 
Произведения   устного   народного  творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они   создавались   народом   и   передавались из уст в уста. По словам А.П. Усовой «словесное   русское   народное   творчество заключает в   себе   поэтические   ценности».  Его влияние на развитие речи детей   неоспоримо.  С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития.