Развитие познавательных способностей дошкольников через знакомство с растительным миром Югры».
проект на тему

Охлопкова Наталья Александровна

Творческий отчет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_o_prirode_izmenyonnyy.docx39.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

д/с «Чебурашка» п. Алябьевский.

Творческий отчёт

Тема: «Развитие познавательных способностей дошкольников через знакомство с растительным миром Югры».

Воспитатель: Н. А. Охлопкова

   

2016 год

Я буду, так вводить  малышей 
в окружающий мир, чтобы они
каждый день открывали в нём
что- то новое, чтобы каждый 
шаг был путешествием к истокам
мышления и речи, чтобы каждый 
шаг познания облагораживал
сердце и закалял волю.
В. А. Сухомлинский. (Слайд)

                                                         

Актуальность (Слайд)

Одно из основных направлений познавательного развития детей – знакомство с природой. Очень важной задачей дошкольного образования является воспитание человека, великодушного к природе, способного любовью и своей положительной деятельностью сберечь мир, который не может уже уцелеть сам по себе, без помощи человека.

 У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что ежедневно на Земле погибают всё новые и новые виды растений. Погружённые в повседневные дела и заботы, мы, к сожалению, забываем, что мир живой природы не вечен, он не может бесконечно сопротивляться пагубному влиянию человека. Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеем правильно вести себя по отношению к природе.

Начало формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

     Природа окружает ребёнка с ранних лет. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребёнка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей. Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность её связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности. Ребёнок учится находить и правильно определять причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений в природе, т.е. учится элементарно объяснять наблюдаемое. Так же совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы.         У каждого из нас есть своя Родина, место, где мы родились и живем,  знакомство с которой начинается с детства. Она ближе всего к ребенку. Все увиденное и услышанное впервые интересно и загадочно: как растут цветы и деревья? Откуда берутся листочки? Почему шмель такой пушистый и что он делает на цветке, вопросам нет конца.  Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства.  С годами наших знаний о родном крае становится больше, но те радостные переживания от общения с природой запоминаются на всю жизнь.  Дети всегда и везде соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы и бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.              

Поэтому я взяла тему самообразования «Развитие познавательных способностей дошкольников через знакомство с растительным миром Югры».

   Начала работу со второй младшей группы, поставила следующие задачи: (Слайд)

  1. Помочь приобрести первоначальные знания о растительности родного края.
  2. Учить бережному отношению к растениям.

   Передо мной стоит задача: ввести ребенка в мир природы, сформировать у него реалистические знания о ее объектах и явлениях, учить наблюдать, замечать, размышлять и рассуждать, т.е. активно общаться с природой, овладевая новыми знаниями, навыками и умениями.  

Прежде чем начать работу по данной теме я изучила ряд литературы отечественных исследований,  положительный опыт работы с дошкольниками в области экологического образования: (слайд)

1.  Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, которая способствует созданию наиболее благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формированию основ экологической культуры в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста.

2.  Программа «Наш дом - природа» под редакцией Н. А. Рыжовой.

3. Программа «Невидимые ниточки природы» под редакцией Н. А. Рыжовой.

4. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений Е.В. Гончаровой «Экология для малышей»

В начале своей работы по теме самообразования я провела диагностику, которая показала следующие результаты: (Слайд)

 высокий уровень – 0%

Средний уровень – 14 детей – 64%

Низкий уровень – 8 детей – 36%

Проводя диагностику и общаясь с дошкольниками,   я увидела, что они обладают крайне ограниченными знаниями о жизни растений и их разнообразии.   Дети затрудняются назвать деревья, растущие на участке детского сада.

Также наблюдая за поведением детей в группе и на прогулке, я заметила, что ребята могли не задумываясь оторвать листок, веточку у куста, потом бросить ее.

Все это показало, что у детей не сформированы знания о жизни растений  их значении в жизни человека. Навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе отсутствуют. Любовь к природе не имеет практического выражения в действиях.

          Для ведения планомерной, систематической работы по ознакомлению детей с растительным  миром я составила перспективный план, подобрала и изготовила демонстрационный материал.

Маленький ребёнок познаёт мир по принципу: Что вижу, с чем действую, то и познаю, поэтому я широко использовала наглядные пособия – рассматривали иллюстрации деревьев (Слайд), отмечая их особенности, например: берёзу легко узнать по белому стволу, а ёлочку по иголочкам. Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета и действия с ним. Все, что можно дать детям в руки, предлагала им для обследования, в которое  включала как можно больше органов чувств. (Слайд)  Дети брали в руки веточки, листочки, гладили и осматривали их,  слушали, как они скрипят или шуршат, т. е. обследовали их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение  обозначала словом, просила детей повторять за мной. Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда мы вместе с детьми изображали руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисовали» в воздухе форму листа (у осинки – круглый, а у берёзы треугольной формы) или длинную и короткую веточку, высокое и низкое дерево. Просила детей руками сделать то же самое - движения и действия подкрепляли то, что видят глаза и что обозначено словом.        

В работе с детьми я использовала наблюдения, ведь возможность чувственного познания, накопления сведений о растениях,  явлениях живой  природы выдвигает наблюдения в разряд наиболее значимых методов. Во время наблюдения за деревьями и кустарниками, (слайд) учила находить высокие и низкие деревья, рассматривали с детьми разные по форме и цвету листья, (Слайд) следили за их движениями во время ветра и в покое, слушали шум деревьев.

Учила бережному отношению к растениям - не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев.    Я обращала внимание на то, что все березки красивые, стройные, высокие,  рассказывала детям, что деревья посадили люди, которые много поработали, Они ухаживали за деревьями и позаботились о том, чтобы  было красиво и можно было хорошо отдыхать, что зеленые насаждения нужно беречь.  

Дети были внимательны во время таких бесед и стали бережнее обращаться с растениями.

Так же в работе использовала дидактические игры, так как они  способствуют усвоению и закреплению знаний, умений, навыков, развитию умственных способностей. В процессе этих игр малыши усваивали и закрепляли знания о природном мире в практических действиях с их изображением на картинках. Мною изготовлены следующие дидактические  игры:  (Слайд) «Что растет в лесу», «Узнай дерево и назови», «Собери листочек», «Найди пару». Провела с детьми развлечение: «Путешествие на лесную полянку»

В работе с родителями провела консультации: «Прогулки в природу», «В мире природы», через которые советовала родителям во время прогулок обращать внимание детей на растения, на их красоту.

К концу года  у детей были сформированы первоначальные знания о растительном мире ближайшего окружения, дети стали бережнее относится к растениям.  Диагностика показала: (Слайд)

Сформированы навыки: 10 детей – 46%

На стадии формирования: 12 детей – 54%

(Слайд)  «Мир, окружающий ребёнка,-

                                                   Это, прежде всего, мир природы

С безграничным богатством явлений,

                                                           С неисчерпаемой красотой.

                                                                          Здесь, в природе, вечный

источник

детского разума»

В. А. Сухомлинский

В средней группе, я продолжила начатую работу,  и поставила перед собой следующие задачи: (Слайд)

  1. Закрепить умение детей узнавать и называть растения.
  2. Развивать умение детей замечать изменение в жизни растений с временными особенностями.

Для успешного достижения поставленных задач  я включила в перспективный план и провела следующие занятия: «Что растёт в лесу»?  «Лесная прогулка», где дети учились узнавать и называть растения по иллюстрациям, но ничто не заменит ребенку тех «наглядных пособий», которыми располагает сама природа. Поэтому я старалась продумать такую  организацию работы, при которой у детей была бы возможность наблюдать за растениями, играть, исследовать природу, использовать полученные знания не только на занятиях. Естественно, что такую работу необходимо проводить на прогулке. (Слайд) 

Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с растительностью Родного края приучили  детей приглядываться, подмечать их особенности и привели к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.  Так же  продумывала и использовала  приемы, организующие активное восприятие детей: задавала вопросы, предлагала обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы. 

С определённой последовательностью из года в год, повторяются сезонные явления, если наблюдать и изучать их, то накапливается большой фактический материал, показывающий разнообразие и взаимосвязь растительного и животного мира.

Солнце – источник света и тепла для всего живого. Весной под его живительными лучами начинается движение соков в растениях, из набухших почек появляются листочки, а из бутонов раскрываются цветы.

Наступает осень. Всё меньше света и тепла получает земля, прекращается движение соков из стебля в лист, он желтеет и после первого заморозка отделяется от ветки и падает. И осенью можно встретить цветы, но они сидят на коротких стеблях, низко прижавшись к земле.

Яркие явления природы во все времена года доступны наблюдениям самых маленьких детей.  

Во время прогулки проводила  подвижные игры (Слайд) «Кто быстрей добежит до дерева» (по названию дерева или по листу)   так же на прогулке организовывала  игры «Найди к цветочку такой же», «Найди такой же листок», «Принеси березовый листик», «С какого дерева листок?».

Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года (слайд) и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т.д.) В процессе наблюдения старалась направить внимание детей на характерные особенности объекта или явления, задавала вопросы, сообщала, что-то новое, предлагала по возможности потрогать или не спеша рассмотреть, понюхать, послушать, поэкспериментировать. Всё это вызывало у детей положительный эмоциональный настрой.  

Для того, чтобы дети научились видеть изменение в жизни растений и повышался интерес к природе  создан альбом: (Слайд) «Путешествие по временам года», дети с удовольствием рассматривали его, называли растения, а так же проводила дидактические игры (Слайд) (например, «С какой ветки детки?», «Четвёртый лишний», «Назови время года» и др.).        В свободное время рассматривали  (Слайд) иллюстрации о растительности родного края, была создана подборка картинок, учили коротенькие стихи. Такие как «Тишина» Новицкой, «Листопад» И. Бунина, «Осенние листья по ветру кружат» Майкова и др.

В работе с родителями провела родительское собрание в форме викторины: «Воспитание у детей любви к родной природе». Где родители во время игры показали свои знания о природе родного края.

Консультации: «Все мы друзья природы», «Влияние природы на здоровье ребёнка».

В рамках темы самообразования, для педагогов провела консультацию: «Знакомим детей с природой во время прогулки». Для молодых педагогов консультацию: «Формирование основ экологической культуры в дошкольном детстве». После чего были даны некоторые рекомендации, через какие виды деятельности, можно воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.

К концу года дети научились узнавать и называть растения, во время наблюдений замечать и отмечать изменения, произошедшие с растениями с временными особенностями. Диагностика показала (Слайд) следующие результаты:

Сформированы навыки: 14 детей – 64%

На стадии формирования: 8 детей – 36%

Минул ещё один год. Дети повзрослели, овладели некоторыми знаниями о растительности родного края, и я поставила задачи для старшей группы: (Слайд)

  1. Развивать умение наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам, наблюдать за ростом и развитием растений.
  2. Развивать положительные нравственные качества, побуждающие детей к соблюдению норм в природе.

В этом возрасте дети с интересом познают мир природы.  Впечатления о родной природе, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и зачастую влияют на отношение человека к природе своего края, к Родине.

Нет более благоприятного времени для общения детей с природой, чем прогулка.

    Во время прогулки обращала внимание дошкольников на то, как многообразен мир деревьев, кустарников, травянистых растений. (Слайд) Вместе  находили знакомые деревья: ель, сосну, берёзу, осину; узнали, что в жаркую погоду под деревом прохладно, потому что от деревьев падает тень. Во время наблюдений научила детей различать деревья и кустарники по расположению и  толщине ветвей, окраске и поверхности коры, форме и величине листьев, наличию плодов и семян и др.    Проводила сравнительное наблюдение за березой и елью.  

Для сравнения разных пород деревьев  предлагала  игры: «Угадай, какое это дерево»,  (Слайд) «С какого дерева лист?», «С чьей ветки детки?». Детальное рассматривание и описание растительности помогало подвести дошкольников к их элементарной группировке: хвойные и лиственные, деревья и кустарники. В процессе наблюдений познакомила со значением растений (очищают воздух, уменьшают шум, оберегают здоровье людей).

 Познакомила детей с некоторыми лекарственными растениями, рассказав, какое они имеют значение, и об их полезных свойствах. (Слайд) Дети по-новому  смогли смотреть на привычный для них подорожник, мать-и-мачеху, ромашку лекарственную.  

Предлагала  найти доказательство полезности птиц (посмотреть кору деревьев). (Слайд) Обследуя деревья, дети встречались со следами разрушительной работы жуков – короедов. Ребята сами делали вывод: «Если не будет птиц, то лес погибнет».  Для работы в группе подобраны иллюстрации, книги, энциклопедии к разделу «Мир природы». (слайд) Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей. Позволяли сформировать у детей яркие, конкретные представления о живой и неживой природе.         Читала детям стихи, загадывала загадки о растениях. Чтение художественной литературы способствовало расширению знаний о природе, для их систематизации и обобщения, помогало формировать эмоционально-положительное отношение к природе. В сказках, стихах, коротких рассказах А. Куприна, А. C. Пушкина, Пришвина, С. Есенина, Л. Толстого,   описаны  яркие явления  природы.         Так же использовала рассматривание картин, как наглядный приём ознакомления с природой, что позволяло решать разнообразные задачи, уточнять и конкретизировать представления детей. Картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание. При ознакомлении детей с растениями использовала серии картин «Четыре времени года»,  «Травянистые растения» и др. Авторские картины: «Золотая осень», «Сирень» И. Левитана,  «Зелёный шум» А. Рылова, «Зима» И. Шишкина и др. Рассматривание картин часто сопровождала с прослушиванием музыки.

Включила в перспективный план НОД: «Как всё живое растёт», «Описание берёзы» (речевое развитие), «Лес это богатство».

Для соблюдения норм и правил в природе рассматривали альбом «Правила поведения в природе», провела беседу «Лес и правила поведения в нём», «Наш дом природа».  Итоговым мероприятием  провела викторину: «Знатоки природы».

Большое значение для решения задач по привитию детям интереса к природе имеет семья. Работа с родителями в этом направлении так же не менее важная, для этого я провела консультации: «Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края». А так же родители активно помогали подбирать материал для создания гербария и для дидактических игр.

К концу года дети научились сравнивать, обобщать и классифицировать растения по признакам, усвоили правила поведения в природе.

Диагностика показала: (Слайд)

Сформированы навыки: 17 детей – 77%

На стадии формирования: 5 детей – 23%

Наступил завершающий этап темы самообразования, дети перешли в подготовительную группу, где основная задача экологического воспитания состоит, прежде всего, в закреплении, углублении и расширении всего того, что они приобрели за весь предшествующий период. И поэтому я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Углублять и конкретизировать знания детей об условиях жизни растений.

2. Развивать эмоционально – положительное отношение к растениям.

В основном знания детей закреплялись во время наблюдений на прогулке.

        Осенью собирали разноцветные листья (Слайд), рассматривали резные листья  березы, тополя, осины. Предлагала детям поиграть в игру «Кто больше придумает красивых слов о листьях, о деревьях» (на подбор прилагательных: красивые, разноцветные, резные и т.д),  «Подбери слово — действие про листья» (сохнут, летят. кружатся…), а так же проводила игры «Найди по описанию», «Мы по кругу идём и природу узнаём», загадывала детям загадки о деревьях. (Слайд) Собирали шишки, семена деревьев и трав которые пригодились для игр и поделок. Это сближает детей с природой, доставляет им радость созидания, творчества. Когда занимались изготовлением поделок,  дети рассматривали материал (семена, орехи, листья, ветки, еловые или сосновые иголочки), ощупывали, исследовали. Таким образом, развивалось восприятие детей. Работа с природным материалом развивало внимание, мышление, речь, мелкую моторику.

  Во время зимних прогулок обращала внимание детей на сезонные изменения в жизни растений.  Организовала наблюдения за зимними деревьями, (Слайд) предлагала детям определить, какие это деревья? Обращала внимание детей на толщину, цвет и расположение почек, веток, ствола, разнообразие плодов. С помощью игр «Угадай, какое дерево?», «Чем отличаются, чем похожи?».  Дети понимали, что различить деревья можно и зимой, надо внимательно рассмотреть дерево. Организуя игры, я старалась поделиться с детьми своими эмоциями, передать им умение любоваться окружающим миром, вызвать желание сберечь его. Говорила, что деревья — это наши хорошие друзья, они дают нам чистый воздух для жизни, свою энергию. Момент общения с природой очень важен — ребенок получает положительные эмоции.

        Невозможно воспитать заботливое отношение к растениям, если не привлекать детей к труду в природе. Дети ухаживают за растениями и понимают, что в природе всё взаимосвязано. Ведь тепло и свет от солнца, воздух и вода необходимы живым существам. Значит, живая природа не могла бы существовать без неживой. Но и живая природа влияет на неживую. Например: растения очищают воздух. Всё это помогает детям ощущать гармонию окружающей природы, почувствовать необходимость оберегать её.  Дети на практике устанавливают зависимость состояния растений от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в природе. Осенью – уборка сухих листьев, веточек. (слайд) Зимой – очистка участка от снега, (слайд) утепление корней деревьев.(слайд) Летом – участие в посадке и прополке цветников.

Была проведена НОД по теме: «Лес бесценное богатство»

Каждый год в нашем детском саду проходит «Неделя здоровья», итоговым мероприятием которого проводится экскурсия в лес на берег реки Ейтья. (слайд) Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На экскурсиях дети знакомятся с растениями и одновременно, с условиями их обитания, (слайд) а это способствует образованию первичных сведений о взаимосвязях в природе.

          Проводила игры с предметами  которые давали возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. В играх с предметами использовались реальные предметы, объекты природы (шишки, листья, семена, растения). (Слайд)  «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке» и т. д. в этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Предметные игры дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Такие игры расширяют знания и развивают мыслительные операции и действия.

  В игровом уголке содержатся дидактические игры, (слайд ) в которые дети с удовольствием играли:  « С какого дерева лист», «С какой ветки детки», «Домино», (Слайд) «Составь целое из частей», «Угадай время года», «Четвёртый лишний», «Что сначала — что потом»,  «Составь картинку и назови растение» и др.         Проводила беседы: «Правила друзей природы», «Вернём природе чистоту», «Чем опасны грибы» и др. В ходе беседы, дети получают возможность доказывать свои суждения, используя накопленный опыт.

        Дети, активные участники праздников, развлечений, акций. В детском саду проходила акция «Сохраним природу Югры», где с детьми проводились беседы, тематические занятия, рассматривание иллюстраций. В итоге дети приняли участие в выставке рисунков на данную тему (слайд). А летом во время проведения тематического дня по охране природы привлекли к участию в выставке и родителей. (Слайд)  Воспитанник нашей группы Смирнов Эльдар, участвовал в районном конкурсе открыток «Мы Советский район» в рамках празднования 47-летия со дня образования Советского района и дня работника леса и получил Свидетельство участника (слайд). Итоговым мероприятием проведена викторина: «Знаю ли я природу родного края»

С родителями проведено собрание: «Воспитание любознательности средствами природы», где  я  посоветовала родителям больше быть на природе, подробно отвечать на детские вопросы, рассматривать, играть, показала родителям презентацию о проведённой работе с детьми по ознакомлению с природой в группе.

Консультации: «Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края», «Мир природы удивителен и прекрасен».

        Осенью каждый год совместно с родителями организовывали выставку «Осенняя фантазия», где дети видели необычные поделки из природного материала (слайд), а весной «Огород на окне» (слайд). Дети с удовольствием ухаживали и следили за ростом саженцев. (слайд)

Выступила перед педагогами детского сада и в районе с отчётом: «Условия успешности ознакомления дошкольников с природой», а так же с отчётом из опыта работы «Формирование основ экологической культуры»

К концу работы по теме самообразования я пришла к следующим результатам:

Сформированы навыки: 20 детей – 91%

На стадии формирования: 2 детей – 9%

Таким образом, можно сказать, что проведённая мною работа поспособствовала  развитию познавательных способностей детей. Через знакомство с растительностью родного края у детей развивалась память, внимание, кругозор, воображение, фантазия, обогащался словарный запас, развивалась речь, воспитывалась любовь к родной природе, происходило приобщение к труду. Все это способствует успешной учебе в школе.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Развитие познавательных способностей дошкольников через конструирование"

В представленной методической разработке содержится теоретический и практический материал по организации конструктивной  деятельности с дошкольниками...

Проект на тему "Познай природу и себя в ней" (развитие познавательных способностей дошкольников через изучение космоса)

описание педагогического опыта по работе над проектом  с целью развития познавательных способностей  дошкольников  через изучение космоса...

Развитие познавательных способностей дошкольников через моделирование. Конспект Развлечения: «Игра – путешествие к домашним животным

умение составлять связный описательный рассказ о домашнем животном с помощью мнемотаблиц...

Развитие познавательных способностей дошкольников через организацию опытно - экспериментальной деятельности в условия ДОУ

Развитие познавательных способностей дошкольников через организацию опытно - экспериментальной деятельности в условия ДОУ...

Развитие познавательных способностей дошкольников через организацию детского экспериментирования

В материале раскрывается вопрос развития познавательных способностей дошкольников через формирование познавательных интересов и познавательных действий дошкольника в ходе детского экспериментирования,...