«Формирование познавательных интересов дошкольников посредством приобщения к театральному искусству»
материал на тему

Виноградова Ирина Юрьевна

Сообщение об истоках русского театра и влиянии театрализованной деятельности в ДОУ на развитие познавательной деятельности, умственной работоспособности  дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование познавательных  интересов дошкольников посредством

приобщения к театральному искусству»

1 слайд

Развитие познавательной деятельности, умственной работоспособности – важнейшие стороны человеческой деятельности, осуществляемой на протяжении всей жизни.

Так что же такое познавательная активность, по каким показателям можно судить о наличии познавательной активности, как и когда она проявляется у ребенка?

 

Ребенок, познавая окружающий мир, как активный субъект, пытается показать свою самостоятельность, индивидуальность, направить свою энергию, волю, действия на достижение позитивного результата.

Итак, познавательная активность – это черта личности, которая проявляется в ее отношении к познавательной деятельности.

Чаще всего познавательная активность проявляется в процессе восприятия и мышления.

 

2 слайд

Немаловажное значение имеет театрализованная деятельность, как средство развития творческой личности ребенка, а также познавательной активности детей. Театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре. Важнейшим компонентом детской игры и театра выступает роль как освоение и познание окружающей действительности, как ее художественное отражение. В игровой деятельности роль опосредуется через игровой образ, а в театре – через сценический. Сходными являются и формы организации этих процессов: игра – ролевая и актерская. Таким образом, театральная деятельность удовлетворяет основную потребность ребенка в игре и создает условия для привлечения его творческой активности.

 3 слайд

Итак, театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, музыке, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов.

4 слайд

Что такое театр?

ТЕАТР  (от греч. theatron — места для зрелища, зрелище), основной род зрелищного искусства.

Происхождение термина связано с древнегреческим  театром, где именно так назывались места в зрительном зале.

5 слайд

Русский театр зародился в глубокой древности в народном творчестве – это обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. В старину на Руси были популярны Скоморохи, Вертеп, Театр Петрушки, Раёк и Балаган. Давайте, вспомним о них подробнее…

6 слайд

Скоморохи русские средневековые актёры, бывшие одновременно певцами, плясунами, 

музыкантами и авторами произведений.  Репертуар включал шуточные песни,

драматические сценки, исполняемые в масках и «скоморошьем платье» под 

аккомпанемент домры, волынки, бубна. 

Выступая на улицах, площадях, Скоморохи непосредственно общались со 

зрителями, вовлекали их в свою игру. Нередко подвергались гонениям со 

стороны церкви и гражданской власти. 

 

7 слайд

Скоморохи часто давали представления с медведем. Медведь у скоморохов считался кормильцем семьи, ее полноправным членом. Таких артистов называли по имени-отчеству: Михайло Потапычем или Матреной Ивановной. В своих представлениях поводыри обычно изображали жизнь простого народа, интермедии были на самые разнообразные бытовые темы. Хозяин спрашивал, например: "А как, Миша, малые дети ходят горох воровать?" - или: "А как бабы на барскую работу не спеша бредут?" - и зверь все это показывал.

 8 слайд

Вертеп 

С давних времен во многих странах Европы на рождество было принято устанавливать посреди церкви ясли с фигурками Богородицы, младенца, пастуха, осла и быка. Постепенно обычай этот перерос в некое театральное действо, которое рассказывало с помощью кукол известные евангельские легенды о рождении Иисуса Христа, поклонении ему волхвов и о жестоком царе Ироде. Рождественское представление было хорошо распространено в католических странах, в частности в Польше, откуда перешло на Украину, в Белоруссию, а затем, в несколько измененном виде пришло и в Россию.

9 слайд

Когда рождественский         обычай  вышел за пределы католического храма, он приобрел название вертеп (старослав. и древнерус. — пещера). Это был кукольный театр. Представьте себе ящик, разделенный внутри на два этажа. Сверху ящик заканчивался крышей, открытая сторона его была обращена к публике. На крыше — колокольня. На ней за стеклом ставили свечу, которая горела во время представления, придавая действию волшебный, таинственный характер. Кукол для вертепного театра делали из дерева или из тряпок и прикрепляли к стержню. Нижнюю часть стержня держал кукловод, поэтому куклы двигались и даже поворачивались. Сам кукловод был скрыт за ящиком. На верхнем этаже вертепа разыгрывались библейские сюжеты, на нижнем — житейские: бытовые, комедийные, порой социальные. И набор кукол для нижнего этажа был обычным: мужики, бабы, черт, цыган, жандарм, причем простой мужик всегда оказывался хитрее и умнее жандарма.

Именно из вертепного театра родился потом театр Петрушки, столь популярный в народе.

 10 слайд

Театр Петрушки

Всяк спляшет, да не как скоморох”, — говорит русская пословица. Действительно, разыгрывать игрища могли многие, но быть скоморохом-профессионалом не каждый. Любимым в народе среди скоморохов-профессионалов был актер кукольного театра, а наиболее популярной — комедия о Петрушке.

Петрушка — это удалой смельчак и задира, в любой ситуации сохранявший чувство юмора и оптимизм. Он всегда обманывал богачей и представителей власти и как выразитель протеста пользовался поддержкой зрителей.

11 слайд

В таком театральном представлении одновременно действовали два героя (по числу рук кукловода): Петрушка и лекарь, Петрушка и городовой. Сюжеты были самыми обычными: Петрушка женится или покупает лошадь и т. д. Он всегда участвовал в конфликтной ситуации, при этом расправы Петрушки были достаточно жестокими, но публика никогда не осуждала его за это. В конце спектакля Петрушку часто настигала “небесная кара”. Наиболее популярным кукольный театр Петрушки был в XVII веке.

12 слайд

Раёк

С конца XVIII века на ярмарке часто можно было увидеть ярко одетого человека, который нес разукрашенный ящик (раёк) и громко кричал: “Покалякать здесь со мной подходи, народ честной, и парни и девицы, и молодцы и молодицы, и купцы и купчихи, и дьяки и дьячихи, и крысы приказные и гуляки праздные.         

Покажу вам всякие картинки: и господ и мужиков в овчинке, а вы прибаутки да разные шутки со вниманием слушайте, яблоки кушайте, орехи грызите, картинки смотрите да карманы свои берегите.”

13 слайд

Раек пришел к нам из Европы и восходит к большим панорамам. “Раек — это небольшой ящик с двумя увеличительными стеклами впереди. Внутри его перематывается с одного катка на другой длинная полоса с  изображениями разных городов, великих людей и событий. Зрители глядят в стекла. Раёшник передвигает картинки и рассказывает присказки к каждому новому номеру, часто очень замысловатые”.

14 слайд

Ни одна ярмарка в XVIII веке не обходилась без балагана. Театральные балаганы становятся любимыми зрелищами той эпохи. Строили их прямо на площади, и по тому, как оформлен балаган, можно было сразу понять, богат или беден его содержатель. Обычно их строили из досок, крышу делали из холста или полотна.

15 слайд

В балаганах несколько раз в день проходили незатейливые спектакли примерно по пол часа. Это были сказочные или комедийные представления. На спектакли народ приглашали балконные зазывалы: они выступали с балкона театра, расхваливая представление, отпускали шутки, легкие колкости, разыгрывали диалоги и простые сценки. Зазывалы и кукольники были непременным атрибутом ярмарочных театров и его первым планом. Балаганы смотрели не только крестьяне и простые горожане, но также помещики, дворяне и даже члены императорской семьи.

Итак, как мы видим из истории становления русского театра: со временем театр видоизменялся, в первую очередь отражая действительность и потребности зрителей. Театральные традиции перевоплощались в новые современнные виды театров.

16 слайд

В заключение хочу привести цитату известного французского

писателя Антуана де Сент-Экзюпери:

"Не обижайте детей готовыми формулами, формулы–пустота;

обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити.

Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза-это главное.

Главное – воспитание в человеке человеческого".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников через приобщение их к искусству

Проблема развития речевого общения стала особенно востребованной обществом в наши дни, когда к личности выпускника ДОУ предъявляются более высокие требования как к личности будущего первоклассника шко...

Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников через приобщение их к искусству.

Формирование речевой культурыи развитие творческих способностей дошкольников через приобщение их к искусству....

«Формирование духовно- нравственных отношений у дошкольников посредством музыкального и изобразительного искусства»

     Хочу сказать, что патриотическим воспитанием в нашем саду занималисьвсегда, потому что уверены, что это очень важная составляющая воспитаниячеловека. Кстати, в сложные 90-е ...

"Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством приобщения миру искусства"

консультация для родителей о том, что необходимо делать, чтобы сформировать у ребенка нравственные и социальные качества личности...

Использование ЭОР в деятельности дошкольной образовательной организации по развитию коммуникативной компетенции воспитателя и формированию духовно-нравственных начал у дошкольников посредством приобщения к народной культуре

Возрастающий интерес к народному искусству на современном этапе требует внимания на всех ступенях образования. Мы должны понимать ценность воспитательного воздействия произведений народного искусства ...

Перспективное планирование по методической теме: "Формирование чувства патриотизма посредством приобщения старших дошкольников к родной культуре и традициям"

Формирование чувства патриотизма посредством приобщения старших дошкольников к родной культуре и традициям...

Формирование личности дошкольника посредством приобщения к художественной литературе

Основной результат дошкольного образования — это гармоничное всестороннее развитие личности ребенка....