Перспективное планирование по театрализованной деятельности
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Перспективное планирование по театрализованной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatralnyy_kruzhok-plan.doc399 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективно – календарное планирование по театрализованной деятельности.

                                                                             Средняя группа.

                                Октябрь

Занятие

Тема

цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

      Знакомство

Вызвать интерес к театрализован-ной деятельности; развивать эмоционально-чувственную сферу детей, побуждая их к выражению своих чувств, к общению;

Первое посещение детьми театрального кружка в новом учебном году.

Знакомство с новыми детьми.

Игра «Назови свое имя»

Игра «Радио»

Мяч, музыкальный центр,

2

Мир театра

Учить выражать эмоции через движения и мимику; учить выразительной интонации.

Беседа с детьми «Что такое театр».

Ряженье в костюмы.

Игра «Измени голос».

Хоровод-игра «Мышки на лугу»

Ширма для кукольного театра, куклы бибабо, маски.

3

Музыка осени

Познакомить  детей с понятиями: «Мимика»; вызывать положительный эмоциональный отклик детей; учить красиво двигаться под спокойную музыку, делая плавные движения.

«Выразительное движение». Игровые упражнения.

Игра – импровизация «Листочки в саду».

Музыкально – ритмическая композиция «Осенний вальс»

Декорация осеннего сада, музыкальное сопровождение,

осенние листочки

4

Наш богатый урожай

Учить вслушиваться в стихотворный текст и соотносить его смысл с выразительным движением под музыку.

«Язык жестов».

 Игра «Где мы были, мы не скажем».

Отгадывание загадок.

 Инсценировка «Мышка - норушка».

Хороводная игра «Огород у нас хорош».

Шапочки овощей для игры, театральная кукла Мышка, зерна в плошке, муляжи пирожков.

ОКТЯБРЬ

Занятие

Тема

цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

5

Бабушка

Забава

Вовлечь детей в  сюжетно-игровую ситуацию; побуждать детей к двигательной активности.

Игры с бабушкой Забавой.

 Игры и упражнения: «Диктор»,

 «Изобрази героя».

Ширма, театральная кукла  «Бабушка».

6

В гостях у

сказки

Познакомить с новой сказкой; познакомить с настольным кукольным театром; учить отвечать на вопросы полным и содержательным ответом.

«Колобок – колючий бок».

 Знакомство с содержанием сказки В. Бианки. Показ настольного театра.

Вопросы по содержанию.

 Рассматривание иллюстраций к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей.

Настольный театр, иллюстрации к сказке.

7

В гостях у

сказки

Учить детей бесконфликтно распределять роли; формировать дружеское взаимоотношение; разучить сказку по ролям, работать над произношением реплик, над жестами и мимикой; ввести диалог в процессе показа сказки

 «Колобок – колючий бок».

 Рассматривание костюмов.

Ряженье в костюмы.

Отгадывание загадок.

Маски героев по сказке, костюмы

8

Колобок-

Колючий бок

Развивать творческие способности;

вызвать эмоциональный отклик детей на выступление перед зрителями.

Драматизация сказки

« Колобок – колючий бок».

Декорация к сказке, музыкальное сопровождение.

                                                                НОЯБРЬ

Занятие  

Тема

цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

Наша дружба

Воспитывать у детей чувство осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи, дружбы; развивать воображение и учить детей высказываться; учить восприятию сюжета игры.

Беседа о друзьях. Чтение стихотворения. Рассказывание сказки «Лучшие друзья».

 Игра « Скажи о друге ласковое слово».

Игрушка «Зайчик», воздушный шарик, музыкальное сопровождение.

2

Если с другом вышел в путь.

Учить выразительно двигаться под музыку, ощущая ее ритмичность или плавность звучания.

Отгадывание загадок по содержанию сказки. Этюды на выразительность передачи

образа с помощью мимики и жестов.

Зеркало, музыкальное сопровождение   /песня «Если с другом вышел в путь» В. Шаинского.

3

Все мы делим пополам.

Порадовать детей, создать дружественную атмосферу занятия.

Рассказывание детьми сказки

«Лучшие друзья».

 Музыкально-ритмическая композиция

 «Все мы делим пополам».

Маски зверей, музыкальное сопровождение.

4

Лучшие друзья

Развивать творческие способности.

Постановка сказки для детей детского сада.

Подготовка и драматизация сказки

 «Лучшие друзья».

Декорация к сказке, костюмы, музыкальное сопровождение

   

                                                               ДЕКАБРЬ

Занятие

Тема

цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

Мимика

Вовлечь детей в игровой сюжет; побуждать к двигательной имитации, учить импровизировать, в рамках заданной ситуации.

Игра «Что я умею».

 Чтение стихотворения Б.Заходера

«Вот как я умею».

Упражнения на выразительность движений и мимики.

Мимические этюды у зеркала.

Мяч,  мягкие игрушки щенок и козленок.

2

Страна воображения

Создать положительный эмоциональный настрой;

Учить действовать с воображаемыми предметами

Упражнения на развитие воображения и внимания:

 «Ковер-самолет»,

«Давайте потанцуем».

Музыкальное сопровождение.

3

Наше настроение

Побуждать детей к выражению образов героев в движении, мимике, эмоциях; дать представление об основных эмоциях.

Этюды на выражение основных эмоций:

 «Чуть-чуть грустно»,

«Курица с цыплятами»,

«Гусь».

Иллюстрации  к основным эмоциям.

4

Играем в театр

Развивать способности детей; дать заряд положительных эмоций;

Игровое занятие, построенное на театрализованных играх, способствующих

развитию памяти,

внимания, воображения.

«Изобрази жестом», «Глухая бабушка», «Ласка», «Вкусная конфета», «Тише».

Музыкальное сопровождение, зеркало, цветик - семицветик.

.

                                                                 ЯНВАРЬ

Занятие

Тема

цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

Лесная сказка

Побуждать к активному восприятию сказки; учить слушать внимательно сказку до конца и следить за развитием сюжета

Знакомство с содержанием  музыкальной сказки «Три медведя».

 Рассматривание иллюстраций к сказке. Обсуждение характерных особенностей героев.

Фланелеграф, иллюстрации к сказке.

2

Лесные жители

Учить вспоминать знакомую сказку, отвечать на вопросы по ее сюжету; характеризовать героев; вместе с педагогом пересказывать сказку, показывая характер героя при помощи интонации.

Игровые упражнения, передающие образы

 героев сказки /зайчики, лисички,

 медведи, подружки/.

Выбор костюмов к сказке.

Маски зверей, костюмы.

3

Музыка в сказке

Побуждать детей к выражению образов героев в движении; учить импровизировать под музыку; учить координации движения.

Разучивание музыкальных номеров

 /хоровод подружек, песня Машеньки,

общий танец/.

Музыкальное сопровождение.

4

Три медведя

Учить  эмоционально и выразительно выступать перед зрителями, развивать творческие способности.

Подготовка и драматизация сказки

 «Три медведя».

Декорация к сказке, костюмы героев, музыкальное сопровождение.

.

ФЕВРАЛЬ

Занятие

Тема

цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

Храбрый петух

Порадовать детей просмотром кукольного театра; дать представление о кукольном театре; учить внимательно смотреть сказку.

Знакомство с кукольным театром.

 Рассматривание атрибутов кукольного театра. Просмотр  сказки «Храбрый петух».

Ширма, куклы бибабо к сказке.

2

Наступили холода

Дать представление о «холодном» настроении в музыке и эмоционально на него отзываться; упражнять в звукоподражании; учить выразительной артикуляции.

Игра – разминка «Холодок».

Имитационные этюды /Метель, ласка и т.д./,

игра – имитация «Догадайся, о ком я говорю».

Этюд – упражнение «Как воет ветер».

Декорация  зимней полянки, музыкальные записи для имитационных этюдов.

3

Музыкальное путешествие

Учить красиво двигаться под музыку, выражать эмоции через танцевальные движения, развивать музыкальные способности.

Музыкально-ритмические композиции

 «Веселые путешественники»,

 «Разноцветная игра».

Музыкальное сопровождение

4

Веселые этюды

Вовлечь детей в сюжетно – игровую ситуацию; учить выразительной мимике и движениям в играх-этюдах.

Пантомимические этюды /Озорной щенок, щенок ищет и т.д./

Игра «Ай, дили, дили.»

Разминка для голоса «И-го-го!»

Игра – оркестр «Музыка для лошадки».

Игрушки:  лошадка, щенок, инструменты детского шумового оркестра

                                                                    МАРТ

Занятие

Тема

цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

Добрые слова

Побуждать к активному восприятию стихотворения; исполнять музыкальную композицию, передавая образ доброты и дружбы.

Чтение стихотворения «Добрые слова».

 Игра « Назови вежливое слово».

 Музыкально-ритмическая композиция

«Если добрый ты».

«Волшебная дверь».

Цветок, музыкальное сопровождение, ключик.

2

Домашние любимцы

Дать представление о жизни домашних животных; учить воплощаться в роли и ролевому поведению; использовать звукоподражание.

Рассказывание сказки В.Сутеева

 «Кто сказал «мяу»?

 Пантомимическая игра

«Угадай, кого покажу».

Настольный театр, маски зверей по сказке.

3

Мой щенок

Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов; упражнять в звукоподражании.

Упражнения в интонирование диалогов. Пантомимическая игра

 «Угадай, кого встретил щенок?»

Маски –шапочки зверей.

4

Кто сказал мяу?

Создать положительный эмоциональный настрой перед выступлением.

Подготовка к драматизации.

 Драматизация сказки

«Кто сказал «мяу»?

Декорации к сказке, музыкальное сопровождение, костюмы.

                                                                АПРЕЛЬ

Занятие

Тема

цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

Весенний дождь

Порадовать детей,  развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, учить ролевому воплощению, побуждать к двигательной активности.

Рассказывание сказки В. Сутеева «Под грибом». Беседа по содержанию.

Игра  «Дождливо - солнечно».

Этюд – игра «Цветы на полянке». Танец – игра  «Цветочный вальс».

Декорация весенней лужайки, шапочки цветов, зонтики, музыкальное сопровождение.

2

Выйдем мы в лесок

Развивать воображение детей, учить высказываться, учить выразительно двигаться под музыку.

Загадки по сказке.

 Игра-конкурс «Попросись под грибок».

Рассматривание иллюстраций к сказке.

 Игра «Узнай, кто попросился под грибок».

Иллюстрации к сказке, грибок, маски шапочки зверей.

3

Пойми меня

Учить передавать характерные движения и мимику героев сказки, побуждать к двигательной активности.

Игра-имитация «Пойми меня».

 Разучивание музыкально-ритмических композиций к сказке.

Заключительная пляска.

Карточки с изображением героев сказки «Под грибком».

Музыкальное сопровождение в записи.

4

Под грибком

Учить воплощаться в роли и ролевому поведению при  публичном выступлении, развивать эстетический вкус.

Драматизация сказки В.Сутеева

 « Под грибом».

Декорация к сказке, костюмы, музыкальное сопровождение.

МАЙ

Занятие

Тема

цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

По следам сказок

Создать радостное настроение, подвести итог занятий кружка.

Учить вспоминать знакомые сказки, разыгрывать их, предварительно наряжаясь в костюмы.

Итоговое занятие кружка.

Драматизация сказок по желанию детей.

Музыкальное сопровождение, атрибуты к сказкам, маски, декорации.

Старшая группа

СЕНТЯБРЬ

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

Кончилось лето

Собрать детей вместе после летнего перерыва, порадоваться теплой встрече; учить разыгрывать знакомую сказку в настольном театре.

Первое занятие в новом учебном году.

  Беседа о театре.

 Игра «Назови свое имя ласково.

 Назови ласково соседа».

 Игра – спектакль «Колобок»

Небольшой мяч, волшебный мешочек, настольный театр, маски к сказке .

2

Знакомые сказки

Вызвать положительный настрой на

театрализованную игру; познакомить с понятием «Пантомима»; активизировать воображение детей; побуждать эмоционально откликаться на предложенную роль.

Игры: «Театральная разминка»,

 «К нам гости пришли».

 Творческая игра «Угадай сказку:

Репка или Колобок».

Музыкальное сопровождение, Фланелеграф и картинки для сказок, шапочки для героев сказок.

3

Приключение глупых лягушат

Дать интонационно-образное представление о новой сказке; побуждать к образному воплощению в роли; учить выразительно двигаться, учить отвечать на вопросы по содержанию сказки.

 «Приключение глупых лягушат».

 Беседа по содержанию сказки.

 Вопросы.

Иллюстрации к сказке, маски героев сказки.

4

Уборка леса.

Порадовать детей; Вовлечь в веселую игру; учить выразительной мимике и движениям в играх-этюдах; учить четко произносить слова.

Имитационные упражнения, характеризующие героев сказки.

Игра-разминка «Уборка леса»;

упражнения на выразительность интонации. Игра-имитация «Догадайся, о ком я говорю?»

Музыкальное сопровождение, лопата, скатерть, костюм Лесовичка, веник, сервировка для чая.

ОКТЯБРЬ

Тема,

занятие

Цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

Веселый хоровод

Побуждать к импровизации; создать эмоционально положительный настрой на сказку; развивать отзывчивость на музыку: слуховые представления, ритмическое и ладово-интонационное чувство детей.

Игра «Узнай героя сказки. Этюды на выразительность передачи образа.

Разучивание музыкальных номеров к сказке./Танец лягушат, хоровод цветов/

Музыкальное сопровождение, шапочки героев сказки.

2

Лесные сказки

Развивать воображение детей; побуждать к фантазированию; учить рассказывать сказку выразительно, эмоционально; настраивать на игровой сюжет.

Рассказывание сказки детьми.

 Подбор костюмов к сказке.

Упражнения на выразительность

движений и мимики.

Двигательная импровизация «Летел листочек»

Атрибуты  для выбора костюма, маски героев сказки, осенние листочки

3

Овощной базар

Вовлечь в игровой сюжет; учить взаимодействовать с партнером в сюжетно-ролевой игре; учить выражать эмоции в роли; способствовать выразительной интонации речи.

Игра «Продавцы – покупатели»,

хороводная игра «Веселый хоровод».

Инсценировка песни « Урожай собирай».

Корзины с овощами для украшения стола, шапочки овощей для игры и инсценировки.

3

В гости к сказке.

Приобщить детей к драматизации; учить готовить самостоятельно все необходимое для своего спектакля; учить партнерскому взаимодействию

Драматизация сказки

 «Приключения глупых лягушат».

Декорации к сказке, костюмы и маски героев сказки, музыкальное сопровождение.

НОЯБРЬ

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

Игра в спектакль

Способствовать объединению детей в совместной театрализованной деятельности; знакомить с различными видами театра.

Неделя театра. Беседы с детьми о разных

видах театра. Драматизация детьми средней, старшей и подготовительной групп сказок, подготовленных  совместно с воспитателем

 для детей своего детского сада и гостей.

 Игра «Как стать сказочником».

Декорации к сказкам, костюмы и маски, волшебная книга.

2

Теремок

Учить средствами  мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажей сказки; учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость.

Пересказ сказки В.Бианки «Теремок»

 детьми по частям. Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки.

 Игра « Угадай героя».

Драматизация сказки.

Иллюстрации к сказке, шапочки героев, музыкальное сопровождение.

3

«Игрушки»

Агнии Барто

Развивать  творчество в процессе выразительного чтения стихотворения; совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев стихотворений мимикой, жестами.

Знакомство с понятием «Интонация».

 Беседа. Упражнения и игры на отработку интонационной выразительности.

 Выразительное чтение стихов А.Барто.

Книги с иллюстрациями А.Барто.

Игрушки.

4

Веселое путешествие

Вовлечь детей в игровой сюжет; побуждать детей действовать в воображаемой ситуации; способствовать развитию воображения; развивать дикцию при помощи скороговорок.

Учимся четко говорить. Введение понятия «Скороговорка».

Игра-упражнение «Едем на паровозе». Физкультминутка «Буратино».

 Музыкально-ритмическая композиция

 «Песенка о разных языках».

Музыкальное сопровождение, игрушечный паровозик, голоса птиц в записи.

ДЕКАБРЬ

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

Веселые стихи

Создать положительный эмоциональный настрой; ввести понятия «Рифма»; побуждать детей к совместному стихосложению; упражнять в подборе рифм к словам.

Придумывание рифмующихся слов. Дидактическая игра «Придумай как можно больше слов».

Физкультминутка «Бабочка».

 «Веселые стихи».

Мяч, птица Говорун, музыкальное сопровождение.

2

Двенадцать месяцев

Познакомить детей с зимней сказкой; учить вступать в диалог; обсуждать характеры героев сказки, пробудить эмоциональный отклик у детей.

Знакомство со сказкой

 «Двенадцать месяцев».

 Рассматривание иллюстраций.

Беседа по содержанию сказки.

Иллюстрации к сказке, музыкальное сопровождение.

3

Зимняя

сказка

Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса;  совершенствовать выразительность движений; развивать умение детей давать характеристику персонажам сказки; учить внимательно слушать музыкальное произведение и эмоционально откликаться на него.

Характеристика персонажей сказки.

 Слушание сказки с музыкальными

фрагментами. Пантомимические и интонационные упражнения.

Музыкальные произведения к сказке.

4

Ставим спектакль.

Совершенствовать умение детей драматизировать сказку; учить детей коллективно и согласовано взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность.

Драматизация сказки

 « Двенадцать месяцев».

Декорация к сказке, костюмы героев.

ЯНВАРЬ

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

Прогулка с куклами.

Развивать воображение детей; учить этюдам с воображаемыми предметами и действиями; побуждать эмоционально отзываться на игру, входить в предлагаемый обстоятельства.

Сценка «Мастерица».

Разминка « Игра с куклами».

Катание на саночках.

Этюд «Получился Снеговик».

Музыкально-ритмическая композиция «Снежная баба».

Одежда, санки для кукол, игрушка Снеговик

2

Сказки из сундучка.

Познакомить детей с новой сказкой; закреплять умение слушать сказку внимательно; побуждать желание обыгрывать  сказку в пластических этюдах

  «Сказка о том, как лисенок ждал зиму». Беседа по содержанию.

 Пантомимическая игра «Узнай героя». Этюды на выразительность пластики и эмоций.

Сундучок сказок, костюм сказочницы.

3

Приключения в лесу.

Побудить интерес детей к разыгрыванию знакомой сказки; научить выражать свои эмоции в настольном театре мягкой игрушки; учить играть спектакль, не заучивая специально текст.

  «Сказка о том, как лисенок ждал зиму».

Игра «Кто в домике живет?»

Хоровод « С нами пляшут звери».

Декорации к сказке, куклы и мягкие игрушки для театра, шапочки для подвижной игры.

4

Такие разные эмоции.

Познакомить с понятия «Эмоция». Знакомить с пиктограммами, изображающими радость, грусть, злость  и т.д.; учить распознавать эмоциональное состояние по мимике; учить детей подбирать нужную графическую карточку с эмоциями в конкретной ситуации и  изображать соответствующую эмоцию у себя на лице.

Рассматривание сюжетных картинок. Упражнение «Изобрази эмоцию».

Этюды на изображение этих эмоций.

Рассматривание графических карточек. Беседа. Игра «Угадай эмоцию».

 Упражнения на различные эмоции. Игра «Испорченный телефон»

Пиктограммы, сюжетные картинки, музыкальное сопровождение.

ФЕВРАЛЬ

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

В гостях у бабушки.

Вовлечь детей в игровой сюжет; побуждать к двигательной и интонационной имитации; учить действовать импровизационно, в рамках заданной ситуации.

Игра «Дружок». Этюд «Курочка, цыплята и петушок»

Знакомство с музыкальной сказкой

«Курочка Ряба». Обсуждение особенностей

в исполнении характеров  героев.

Выбор костюмов к сказке.

Декорации деревенского дома, игрушки: курочка, петушок, цыплята, щенок, козочка.

2

Сундучок, откройся.

Пробуждать ассоциации детей; учить вживаться в художественный образ; увлечь игровой ситуацией; учить вступать во взаимодействие с партнером.

Слушание музыки к сказке. Разучивание музыкальных номеров. /Выход Деда, Бабы, Курочки Рябы,  Мышки. Выразительное исполнение своих ролей.

Музыкальное сопровождение, костюмы героев сказки, маски, сундучок, куклы и игрушки – герои сказки.

3

Такое разное настроение.

Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку; учить отмечать смену настроения героев; помочь детям понять и осмыслить настроение героев сказки; способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными способами.

Игровое занятие. Разучивание заключительного танца. Беседа о смене настроения героев, /радость, печаль и т.д./

Отгадывание загадок.

 Упражнения у зеркала

«Изобрази настроение».

Музыкальное сопровождение, картинки изображающие различное настроение, зеркало.

4

Спешим на представление.

Вызвать у детей эмоциональный

настрой на постановку сказки; формировать у детей чувство уверенности при выступлении перед зрителями.

Драматизация музыкальной сказки

 «Курочка Ряба».

Декорации к сказке, костюмы, маски.

МАРТ

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

Дружные ребята

Помочь детям понять взаимозависимость людей и их необходимость друг другу; воспитывать у детей эмпатию (сочувствие, желание прийти на помощь другу.); совершенствовать умение логично излагать свои мысли.

Слушание песни В. Шаинского «Если с другом вышел в путь». Беседа о друге. Рассказ из личного опыта.

Чтение стихов о дружбе.

 Музыкально-ритмическая композиция

«Как положено друзьям».

Иллюстрации на тему «Дружба», музыкальное сопровождение,

2

Любимые сказки.

Развивать память детей; учить пересказывать сказку при помощи кукольного  и настольного театров; учить отвечать на вопросы по содержанию сказок; развивать эмоциональную сторону речи детей, создать эмоционально-положительный настрой на сказку.

Беседа о любимых сказках.

 Игра-загадка «Зеркало».

Отгадывание загадок.

Игра «Отгадай сказку».

 Ряженье в костюмы.

Сказочные атрибуты, мягкие игрушки, настольный театр, шапочки героев сказок.

 3

 Муха-Цокотуха

Познакомить с музыкальной сказкой «Муха Цокотуха». Учить детей бесконфликтно распределять роли, уступая друг другу или находя другие варианты; совершенствовать средства выразительности в передаче образа

Рассматривание иллюстраций к сказке «Муха-Цокотуха». Распределение ролей. Характеристика героев сказки.

 Игра «Угадай, кто потерял».

Пантомимические  упражнения к сказке.

Иллюстрации к сказке, предметы героев сказки, маски и шапочки.

 

4

Ярмарочная площадь

Вызывать эмоциональный отклик детей; вовлечь в фольклерное действие; побуждать к импровизации; учить разыгрывать сценки.

Разучивание музыкальной композиции

 к сказке -  «Ярмарка»,

 /танец ложкарей,

 хоровод с платками,

 танец коробейников/.

Атрибуты для торговли товарами, ложки, платки, музыкальное сопровождение.

АПРЕЛЬ

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

Веселые затеи.

Совершенствовать умения детей

 выразительно изображать героев сказки; работать над выразительной передачей в движении музыкального образа героев.

Пантомимическая игра «Изобрази героя».

 Творческая игра «Что такое сказка?».

Сцена « В гости к Мухе-Цокотухе».

Костюмы героев сказки, маски, шапочки, музыкальное сопровождение.

2

Танцуем круглый год.

Побуждать детей к двигательной  импровизации; добиваться мышечной, двигательной свободы при исполнении роли; учить двигаться в соответствии с музыкальной характеристикой образа.

Игра «Сочини свой танец».

Игра «Огонь и лед».

Заключительная сцена сказки.

/ Свадебный марш,

 Веселая полька/.

Музыкальное сопровождение.

3

Кто стучится в нашу дверь?

Побудить детей к сюжетно-ролевой игре; включаться в ролевой диалог; развивать образную речь. Совершенствовать навыки четкого и эмоционального

Чтения текста.

Игра «Кто в гости  пришел?».

Упражнения на выразительность голоса,

 мимики, жестов.

 Выбор костюмов к сказке.

Подготовка декорации.

Репетиция сказки «Муха-Цокотуха»

Декорации к сказке, музыкальное сопровождение.

4

Веселое представление

Поощрять творческую активность детей; поддерживать интерес к выступлению на публике.

Драматизация музыкальной сказки

« Муха Цокотуха».

Декорации к сказке, музыкальное сопровождение, костюмы и атрибуты.

МАЙ

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

Веселые игры

Вызвать у детей радостное настроение; совершенствовать исполнительское мастерство.

Итоговое занятие кружка:

«Веселые игры в стране «Театралии»».

Игровые задания:  «Путешествие», «Волшебный сон», «Сказка» и другие

Музыкальное сопровождение, маски животных.

                                                                            Подготовительная группа

СЕНТЯБРЬ

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Сопутствующие формы работы

1

Летние зарисовки.

Собрать детей вместе после летнего перерыва; создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений; развивать способность понимать собеседника.

Беседа «Летние впечатления».

 Игра «Где мы были, мы не скажем».

Музакльно-ритмическая композиция

«В гостях у лета».

 Подвижные игры.

Музыкальное сопровождение, небольшой мяч, чудесный мешочек.

2

Что такое театр?

Повторить основные понятия: интонация, эмоция, мимика, жесты, /упражнения к этим понятиям/; упражнять детей в изображении героев с помощью мимики, жестов, интонации и эмоций.

Беседа «Что такое театр?».

 Рассматривание иллюстраций

 к теме «Театр».

Пантомимические загадки

и упражнения.

Иллюстрации по теме «Театр», музыкальное сопровождение.

3

Играем в профессии

Познакомить  детей с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор, костюмер; обсудить  особенности этих профессий.

Игра «Театральная разминка»,

Загадки о театральных профессиях,

Подвижные игры.

Творческие задания по теме занятия.

Волшебный цветок, музыкальное сопровождение, картинки с профессиями.

4

Веселые сочинялки

Побуждать детей к сочинительству сказок; учить входить в роль; развивать творчество и фантазию детей; учить работать вместе, сообща, дружно.

«Веселые сочинялки».

 Игры «Сочини предложение»,

 «Фраза по кругу».

Музыкально – ритмическая композиция «Танцуем сидя».

Музыкальное сопровождение, мяч.

ОКТЯБРЬ

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Сопутствующие формы работы

1

Сказки осени

Познакомить детей

 музыкальной сказкой «Осенняя история»; учить связно и логично передавать мысли, полно отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Побуждать слушать музыку, передающую

образ героев сказки.

Музыкальная сказка «Осенняя история».

Беседа по содержанию.

Отгадывание загадок по сказке.

 Музыкальные зарисовки к сказке.

Музыкальное сопровождение, Фланелеграф.

2

Музыка ветра

Дать детям понятие, что музыка помогает лучше понять образ героев сказки; совершенствовать средства выразительности в передаче образа

Разучивание музыкальных номеров

/ танец Ветра и Листочков,

музыкальная композиция

«В мире животных».

Музыкальное сопровождение, осенние листочки, зонтики.

3

Осенний лес.

Порадовать детей эмоционально – игровой ситуацией; побуждать к двигательной импровизации; учить выступать в ролях перед сверстниками.

Работа с детьми над передачей

музыкального образа главных героев

 /Ежика, Белочки, Волка,

Медведя, Девочки/.

Музыкальное сопровождение, атрибуты к сказке, шапочки героев, костюм осени.

 

4

Девочка в лесу

Упражнять детей в выразительном

исполнении характерных

особенностей героев сказки; побуждать детей самостоятельно выбирать костюмы к сказке, приобщать к совместному (родители,  воспитатели и дети)

 изготовлению декораций к сказке.

Подготовка к сказке

 «Осенняя история»

Музыкальное сопровождение, костюмы к сказке,

Бумага, краски, ножницы и т.д.

НОЯБРЬ

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Сопутствующие формы работы

1

Осенняя история

Вызвать у детей радостное настроение от выступления перед зрителями; развивать  самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе (социальные навыки).

Драматизация сказки

 «Осенняя История»

 для детей детского сада.

Декорации, костюмы и маски, музыкальное сопровождение.

2

Мыльные пузыри

Порадовать детей новым сказочным сюжетом; побуждать к двигательной импровизации; учить детей дышать правильно;

Игры и упражнения на

 развитие речевого дыхания

 и правильной артикуляции:

 «Мыльные пузыри»,

«Веселый  пятачок» и т.д.

Мыльные пузыри, картинки для сказки на фланелеграфе.

3

Вежливый зритель

Познакомить детей  с понятиями

«Зрительская культура»,

а так же сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, суфлер, дублер.

Игра «Угадай!»,

Настольный театр «Хвостатый хвастунишка».

Альбом «Мир Театра».

Настольный театр, альбом, картинки по теме «Театр».

4

Наши фантазии

Учить детей передаче  музыкального образа при помощи движений и жестов, побуждать де-тей внимательно слушать музыкальное произведение и эмоционально откликаться на неё; развивать двигательные способности детей: ловкость, гибкость, подвижность.

Упражнения по ритмопластике.

.

Музыкальное произведение М. Глинки

 «Вальс Фантазия».

 

Музыкальное сопровождение.

ДЕКАБРЬ

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Сопутствующие формы работы

1

Сказка зимнего леса.

Учить внимательно слушать сказку; дать представление о жизни лесных зверей зимой; продолжать учить детей давать характеристики  персонажам сказки;

Слушание русской народной сказки

 «Рукавичка». Рассматривание

иллюстраций к сказке.

Беседа по содержанию.

Иллюстрации к сказке «Рукавичка».

2

Зимовье зверей.

совершенствовать умение передавать соответствующее настроение героев сказки с помощью различных интонаций.

познакомить  детей с музыкаль-ными номерами сказки; побуждать к двигательной активности;

Выразительное рассказывание сказки детьми.

Обсуждение характерных особенностей героев.

 Игра «Узнай героя сказки».

Музыкальные номера сказки.

Музыкальное сопровождение.

Маски и шапочки героев сказки.

3

Музыкальная карусель.

Совершенствовать умение выразительно двигаться под музыку, ощущая её ритмичность или плавность звучания

«Хоровод зверей».

Репетиция сказки «Рукавичка».

Декорация, костюмы, музыкальное сопровождение.

4

Рукавичка

Порадовать  детей, создать сказочную атмосферу .

Драматизация сказки

 «Рукавичка».

Декорация, костюмы, музыкальное сопровождение.

ЯНВАРЬ

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Сопутствующие формы работы

1

Чудесен мир театра.

Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличие от других видов искусств /живописи, музыки, литературы/; побуждать к совместной работе воспитателей, родителей и детей.

Оформление альбома «Все о театре».

Рассматривание картинок, фотографий  с детскими спектаклями.

Выбор материала для альбома.

Альбов, фотографии и картинки по теме «Театр».

2

Карнавал животных

Развивать у детей творческое воображение и фантазию; совершенствовать умение выразительно передавать в танцевальных движениях музыкальный образ.

Упражнения на развитие творчества, воображения и фантазии.

 Игра «Снежинки»,

Музыкальная композиция Сен-Санс

 «Карнавал животных».

 Игра «Передай позу».

Музыкальное сопровождение.

3

Мастерская актера

Познакомить с профессиями художника-декоратора и костюмера; дать детям представление о значимости и особенностях этих в профессий в мире театра.

Открытие  «Мастерской актера».

 Изготовление атрибутов к сказке (выбор сказки по желанию детей). Работа с костюмами. Выбор костюмов самостоятельно. Подготовка их к выступлению.

Костюмы, маски, краски, бумага и т.д.

4

У страха глаза велики

Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку; продолжить развивать умение различать основные человеческие эмоции (страх, радость); продолжать учить грамотно отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Сказка «У страха глаза велики».

Беседа по сказке.

Изображение эмоций по сказке.

Рассказы детей из личного опыта.

Фланелеграф, музыкальное сопровождение.

ФЕВРАЛЬ

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Сопутствующие формы работы

1

Дюймовочка

Познакомить  с музыкальной сказкой «Дюймовочка»; помочь детям понять и осмыслить настроение героев сказки; совершенствовать умение понятно выражать свои чувства и понимать переживания других.

Музыкальная сказка «Дюймовочка». Слушание музыкальных номеров сказки. Обсуждение характерных особенностей героев. Рассматривание иллюстраций к сказке.

Музыкальное сопровождение, иллюстрации к сказке.

2

Мир игры.

Продолжать учить детей бесконфликтно распределять роли, уступая друг другу; совершенствовать навыки групповой работы,  продолжить работать над  развитием дикции.

Распределение ролей.

 Игровые упражнения для развития речи

«Со свечей», «Испорченный телефон», «Придумай рифму».

Музыкальное сопровождение, небольшой мяч.

3

 Музыкальная сказка

Способствовать обогащению эмоциональной сферы  детей; учить слушать музыкальное произведение внимательно, чувствовать его настроение.

Работа над музыкальными образами

 героев сказки / Звездочета, Дюймовочки, Звездочек/.

Музыкальное сопровождение,

 

4

Давай поговорим.

Побуждать детей к совместной работе;  обратить внимание на интонационную выразительность речи; объяснить понятие «интонация»; упражнять детей в проговаривании фразы с различной интонацией

Веселые диалоги.

Упражнения на развитие

выразительной интонации.

Разучивание  танца «Звездочек и лягушек».

Музыкальное сопровождение, цветок.

МАРТ

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Сопутствующие формы работы

1

Расскажи сказку.

Пробудить интерес к драматизации; способствовать развитию артистических навыков; развивать интонационную и эмоциональную сторону речи; закреплять умение разыгрывать сюжет в настольном театре.

Рассказывание детьми сказки

«Дюймовочка» по ролям.

Маски героев сказки.

Куклы для настольного театра.

2

Мир природы

Побуждать к двигательной импровизации; совершенствовать умение передавать образ через музыку и танцевальные движения.

Разучивание танца Кувшинок,

 танца Мышек.

Индивидуальная работа

над ролью Дюймовочки

Музыкальное сопровождение, шапочки героев.

3

На полянке

Отрабатывать выразительность мимики, жестов, голоса и движений

с отдельными героями сказки; побуждать детей действовать в воображаемой ситуации.

Сцена на поляне.

 /Бал Жуков и бабочек/.

.

Музыкальное сопровождение, шапочки героев.

4

Страна эльфов.

Совершенствовать исполнительское мастерство в эмоциональной передаче музыкального образа героев.

Заключительная сцена сказки.

«Вальс цветов»

Музыкальное сопровождение, шапочки героев.

АПРЕЛЬ

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Сопутствующие формы работы

1

Музыкальный калейдоскоп

Соединить отдельные музыкальные номера в единое целое; работать вместе с детьми  над текстом и выразительным исполнением своих ролей.

Сказка «Дюймовочка».

Пантомимические  и интонационные упражнения.

«Голоса героев»

Музыкальное сопровождение, костюмы героев.

 2

Рисуем сказку.

Подготовить декорацию, костюмы и атрибуты к сказке «Дюймовочка». Побуждать к совместной работе детей, родителей и воспитателей.

«Тюльпан», «Лесная полянка»,

 «Пруд», «Дворец эльфов»

Краски, цветная бумага, картон и т.д.

3

Репетируем сказку

Совершенствовать умение детей  драматизировать сказку; учить детей коллективно и согласованно взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность.

Генеральная репетиция сказки

 «Дюймовочка».

Декорация к сказке, музыкальное сопровождение,  костюмы и маски.

4

Играем сказку

Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку;  воспитывать уверенность в себе, в своих силах и возможностях.

Драматизация музыкальной сказки «Дюймовочка»

Декорация к сказке, музыкальное сопровождение,  костюмы и маски.

МАЙ

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Сопутствующие формы работы

1

Мой любимый театр

Вовлечь детей в игровой сюжет; проверить приобретенные знания и умения за время  занятий в театральном кружке; закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок.

Итоговое занятие

 театрального кружка

 «Мой любимый театр».

Викторина по знакомым сказкам.

Драматизация любимой сказки

 ( по желанию детей).

Музыкальное сопровождение, маски и шапочки для сказки.

                                                                                                                             

                                                                                                                               

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга».

Выступление на педагогическом совете

по теме:

«Развитие эмоционально-эстетического восприятия детей дошкольного возраста»

Подготовила руководитель кружка:

Скобелева Марина Ивановна.

Дата: 07.05.2013.

г. Козловка - 2013.

      Свою работу веду по рабочей программе составленной на основе методических рекомендаций «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования» «От рождения до школы» под редакцией Н.В.Вераксы, Т.С.Комаровой,М.А. Васильевой ., а также данная программа включает Программу «Развитие творческих способностей средствами кукольного театра» на основе книги Н.Ф.Сорокиной, Л.Т.Миланович.

     Организация образовательной работы предполагает воспитание и обучение на специальных занятиях.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры.

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей.

Творческое разыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества в сюжетно-ролевой игре. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, т. е. проникнуть в его внутренний мир.

Итак, полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов.  Чтобы понять, каков герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре, можно определить как уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно- образовательной работы, еще больше в нашем театральном кружке «Антошка», именно в этом направлении я и строю свою работу.

В самой природе театрализованной игры заложены ее связи с сюжетно-ролевой игрой: раз необходимы зрители, значит, надо соединить ее с игрой в театр. Такое соединение будет успешным при условии, что дети представляют себе, что такое театр, кто там служит, какие выполняет обязанности. Конечно, я рассказываю о театре, показываю иллюстрации, однако впечатления детей вряд ли будут столь яркими, чтобы возникло желание играть в театр. Иное дело, если дети узнают театр «изнутри», побывав зрителями. К нам в детский сад приезжают артисты разных театров и дети видят игру профессионалов.

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое.

Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание, что спектакль готовит творческий коллектив (все вместе творят одно дело - спектакль). По аналогии с опытом собственных театрализованных игр дети чувствуют и осознают, что театр дарит радость и творцам, и зрителям.

 В кружке обучая детей мимике и движениям использую имитационные упражнения, характеризующие героев сказки; игровые упражнения: «Язык жестов», «Пойми меня», «Угадай героя», «Измени голос» и другие; физкультминутки; игры и упражнения на развитие речевого дыхания и правильной артикуляции: «Мыльные пузыри», «Веселый пятачок», «Фраза по кругу» и др.; упражнения у зеркала; беседы, чтение произведения, которое будем готовить для показа, и сам показ сказки детям в группе и для детей детского сада.

        В ноябре, детям детского сада мы показали сказку В.Сутеева «Под грибком». В группе дети посмотрели сказки: «Колобок», «Мышка-норушка», «Курочка – ряба» с использованием театра Петрушек. Сейчас готовится музыкальная сказка «Муха – цокотуха».

Дети с радостью посещают театральный кружок, но самое главное для них – это праздник, эмоциональный всплеск, восторг от участия в спектакле.

К концу года дети научились:

- Адекватно воспринимать изображенный в театре (кукольном, драматическом) художественный образ в действии, развитии и взаимодействии с другими образами.

- Осуществлять выбор ролей, осознавать себя в определенной роли, производя соответствующие ролевые действия.

- Воплощаться в роли, используя выразительные средства (интонацию, мимику, движение), применяя атрибуты, реквизит.

- Сопровождать свое выступление музыкой (песенкой, инструментальной импровизацией).

- Пересказывать и сочинять небольшие сказки, истории, рассказы; отвечать на вопросы по содержанию, драматизировать.

-Владеть способами действий с различными игрушками, театральными куклами.

- Взаимодействовать с другими детьми в самостоятельной театрализованной игре.

- Иметь представления о театральных профессиях, входить в мигрирующие творческие группы по созданию своих спектаклей.

Диагностика развития детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

  1. Основы театральной культуры

Таблица 1

Высший уровень

3 балла

Средний уровень:

2 балла

Низкий уровень:

1 балл

1.

2.

Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности.

Знает правила поведения в театре

Называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии

Интересуется театрализованной деятельностью

Использует свои познания в театрализованной деятельности

Не проявляет интереса к театрализованной деятельности

Знает правила поведения в театре

Затрудняется назвать различные виды театра

  1.                                        Речевая культура

Таблица 2

Высший уровень

3 балла

Средний уровень:

2 балла

Низкий уровень:

1 балл

1.

2.

3.

Понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание

Дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев

Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения

Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно – образные средства выразительности речи

Понимает главную идею литературного произведения

Дает словесные характеристики главных и второстепенных героев

Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета

В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения)

Понимает содержание произведения

Различает главных и второстепенных героев

Затрудняется выделить единицы сюжета

Пересказывает произведение с помощью педагога

3.Эмоционально – образное развитие.

Таблица 3

Высший уровень

3 балла

Средний уровень:

2 балла

Низкий уровень:

1 балл

1.

Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя

Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, требуется помощь выразительности

Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затрудняется их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения

Навыки кукловождения

Таблица 4

Высший уровень

3 балла

Средний уровень:

2 балла

Низкий уровень:

1 балл

1.

Импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем

Использует навыки кукловождения в работе над спектаклем

Владеет элементарными навыками кукловождения

Музыкальное развитие

Таблица 5

Высший уровень

3 балла

Средний уровень:

2 балла

Низкий уровень:

1 балл

1.

2.

3.

Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы

Свободно подбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета

Самостоятельно использует музыкальное сопровождение на ДМИ, свободно использует песню, танец в спектакле

Передает в свободных пластических движениях характер музыки

Самостоятельно выбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета из предложенных педагогом

С помощью педагога использует детские музыкальные инструменты (ДМИ), подбирает музыкальное сопровождение, исполняет песню, танец

Затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки

Затрудняется выбирать музыкальные характеристики героев из предложенных педагогом

Затрудняется в игре на ДМИ и подборе знакомых песен к спектаклю

Основы изобразительно – оформительской деятельности

Таблица 6

Высший уровень

3 балла

Средний уровень:

2 балла

Низкий уровень:

1 балл

1.

2.

Самостоятельно создает эскизы к основным действиям спектакля, эскизы персонажей и декораций с учетом материала, из которого их будут изготовлять

Проявляет фантазию в изготовлении декораций и персонажей к спектаклям для различных видов театра (кукольного, настольного, теневого, на фланелеграфе)

Создает эскизы декораций, персонажей и основных действий спектакля

Создает по эскизу или словесной характеристике – инструкции декорации из различных материалов

Создает рисунки на основные действия спектакля

Затрудняется в изготовлении декораций из различных материалов

Основы коллективной творческой деятельности

Таблица 7

Высший уровень

3 балла

Средний уровень:

2 балла

Низкий уровень:

1 балл

1.

Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем

Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности

Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем

     Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий.

Творческое задание № 1

Рассказывание сказки «…»

Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр.

Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям. Уметь передавать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно – образную речь. Уметь составлять на столе, фланелографе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнерами.

Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного, на фланелеграфе.

     Ход проведения:

  1. Воспитатель вносит волшебный сундучок, в нем книга с иллюстрациями к разыгрываемой сказке и герои этой сказки из различных видов театра.

Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них:

  • От имени сказочника;
  • От имени самого героя;
  • От имени его партнера.

Воспитатель спрашивает: «Чем отличаются герои сказки из различных видов театра?» и просит объяснить, как действуют куклы.

  1. Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводит жеребьевку по подгруппам в свободной форме. Каждая подгруппа должна разыгрывать сказку, используя различные виды театра. Детям предлагают ДМИ, фонограммы русских народных мелодий для музыкального сопровождения сказки.
  2. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.
  3. Показ сказки зрителям.

Творческое задание № 2

Создание спектакля по сказке «…»

     Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку.

     Задачи: понимать главную идею сказки и выделить единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать. Давать характеристики главных и второстепенных героев. Уметь рисовать эскизы персонажей, декораций и по эскизу создавать их из бумаги и бросового материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю. Уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно – образную речь. Проявлять активность в деятельности.

     Материал: иллюстрации к сказке, цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.

     Ход проведения.

  1. К детям приходит сказочный герой, например Петрушка и просит ребят помочь ему. Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши, а все артисты – куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Воспитатель предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам.
  2. Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, предлагаются вопросы: «расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?» Ответить на этот вопрос надо от лица героев сказки.
  3. Дети рисуют эскизы персонажей, коллективно выбирают самые интересные работы. Воспитатель предлагает детям по эскизам изготовить из материалов, которые на столе (цветная бумага, цветные нитки, пластиковые бутылочки), главных героев и декорации к сказке.
  4. Воспитатель обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты).
  5. Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.
  6. Показ спектакля малышам.

Творческое задание № 3

Сочинение сценария и разыгрывание сказки

     Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.

     Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно - образную речь, песню, танец. Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки. Проявлять согласованность своих действий с партнерами.

     Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, ДМ и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации.

     Ход проведения

  1. Воспитатель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр, и очень захотели побывать на спектакле. Время до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.
  2. Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации к сказкам. Все сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказку, нужно придумать новый сюжет.
  • Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка)
  • Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?

Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия берется за основу.

  1. Воспитатель проводит жеребьевку с жетонами, на которых обозначены:
  • Исполнители ролей;
  • Гримеры и художники по костюмам;
  • Музыканты – оформители;
  • Художники – декораторы.
  1. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.
  2. Показ спектакля гостям.

Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности

     Высокий уровень (18 – 21 баллов). Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает главную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание. Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно – образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно – творческой деятельности. Самостоятельно создает эскизы персонажей и декораций, проявляет фантазию в их изготовлении из различных материалов. Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно поет, танцует.

     Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.

Средний уровень (11 – 17 баллов). Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание и главную мысль литературного произведения. Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения. Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя. Создает по эскизу или словесной характеристике – инструкции воспитателя образ персонажа и декорации к спектаклю. Владеет навыками кукловождения, может применять и в свободной творческой деятельности. С помощью воспитателя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета. Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.

Низкий уровень (7 – 10 баллов). Молоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета. Пересказывает произведение только с помощью воспитателя. Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения. С помощью воспитателя создает рисунки (эскизы) к основным действиям спектакля. Не может самостоятельно изготовить декорации, персонажи к спектаклю. Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их демонстрировать в процессе работы над спектаклем. Затрудняется в подборе музыкальных фрагментов к спектаклю даже с помощью воспитателя. Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности. Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью воспитателя.

Результаты диагностики основ театральной деятельности

Старшая группы «А» «Клубничка»в баллах.

Кружок посещает 12 детей.

  1. Основы театральной культуры.
  2. Речевая культура.
  3. Эмоционально – образное развитие.
  4. Навыки кукловождения.
  5. Музыкальное развитие.
  6. Основы изобразительно – оформительской деятельности.
  7. Основы коллективной творческой деятельности.

Основы театральной деятельности.

                         2012 - 2013годы

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

1.

3

0

9

4

    0

8

2.

3

0

9

5

     0

7

3.

1

0

11

4

     0

8

4.

2

0

10

3

     0

9

5.

0

0

12

4

     0

8

6.

0

0

12

7

     0

5

7.

0

0

11

5

1

7

                                1.Основы театральной культуры.

                                             2.Речевая культура.

        

                                    3.Эмоционально – образное развитие.

                                            4.Навыки кукловождения.

                                            5.Музыкальное развитие.

                  6.Основы изобразительно – оформительской деятельности.

7.Основы коллективной творческой деятельности.

Ф.И.О.

ребенка

Основы театральной культуры

Речевая культура

Эмоционально – образное развитие

Навыки кукловождения

Музыкальное развитие

Основы изобразительно – оформительской деятельности

Основы коллективной творческой деятельности.

Общие баллы

Уровень

Н.г.

К.г

Н.г

К.г

Н.г

Кг.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Нг..

   К.г.

Н.г.

К.г.

Варламова Полина

2

3

2

3

2

3

2

3

2

2

2

3

2

2

14

19

С

В

Винокуров Егор

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

2

2

2

14

   19

С

В

Григорьев Иван

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

14

   21

С

В

Дмитриева Полина

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

2

3

3

15

   20

С

В

Колпаков Р

1

2

1

2

2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

11

   14

С

С

Кашаев Павел

2

3

2

3

2

3

2

3

2

2

2

2

2

3

14

   19

С

В

Курышева Ангелина

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

13

   14

С

С

Манюков Иван

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

14

   21

С

В

Никитина Ксения

1

2

2

2

2

2

2

3

2

3

2

2

2

3

13

  17

С

С

Павлова Варя

2

3

1

2

1

2

2

3

2

3

2

3

2

3

12

   19

С

В

Плотникова Елизавета

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

14

  21

С

В

Шипигина Кристина

2

2

1

2

2

3

1

2

2

3

2

2

2

2

12

  16

С

С

Результаты диагностики основ театральной деятельности старшей группы «Клубничка» за 2012 – 2013 учебный год.

Средний уровень: начало года - 12; конец года – 4; высокий: начало года – 0; конец года-8.  

Используемая  литература.

1. Агапова И., «Игры, турниры, сценарии», М. Рольф, 2000.

2. Беляков Е. «365 развлечений для ребенка», М.Рольф,2000.

3. Буланова М.А. «Самые зажигательные конкурсы», М. Эксмо,2008.

4. Генинг М.Г., Герман Н.А. «Воспитание у дошкольников правильной речи» Чебоксары,1976.

5. Губаеова «Театрализованная деятельность» М., Мозаика – Синтез,2008.

6. Губанова Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду», М. Мозаика _ Синтез,2008.

7. Картушина М.Ю. «Праздники здоровья для детей 4-5 лет», М., Творческий центр, 2010.Новиков С. «Любимые праздники», М., Аст. – пресс СКД,2004.

8. Погорельский Ю.М. «Сценарии детских представлений», СПб: Издательский дом «Литера»,2001.

9. Соболева Э.В. «Праздники в детском саду», М., 2 «Просвещение»,1976.

10 .Щёткин А,В. «Театральная деятельность в детском саду», М. «Просвещение»,2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по театрализованной деятельности с таршей группе

Театр - один из самых доступных видов искууства для детей. Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано в основном со спектаклями-сказками. Учитывается интерес к этому жанру, доступность дет...

Перспективное планирование по театрализованной деятельности для средней группы.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ( средняя группа, 4-5 лет)Литература: Н.Ф.Сорокина «Играем в кукольный театр»№МесяцТемаЦельМатериал1.Сентябрь1.Что такое театр?  (экскурсия на в...

Перспективное планирование по театрализованной деятельности детей 6-7 лет "Театральная палитра"

Программа кружка рассчитана   на детей  подготовительной к школе группы. Занятия проводятся всей группой, по подгруппам и индивидуально 2 раза в неделю в течение 1 года. Программа состо...

перспективное планирование по театрализованной деятельности для младшей,средней,старшей,подготовительной группы

Педагоги всего мира говорят о том, что театр для детей – это чудесная возможность присвоения себе измененной действительности.   «Невозможно научить навыкам поведения и межличностного общени...

перспективное планирование по театрализованной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста

перспективное планирование по театрализованной деятельности для работы педагогов с детьми среднего дошкольного возраста (полная развёрнутая НОД по месяцам)...