картотека музыкальных игр
картотека на тему

Белюк Антонина Михайловна

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкальные игры,

обучающие детей

танцевальному искусству

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnye_igry.doc97.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальные игры,

обучающие детей

танцевальному искусству

 

 Игры, обучающие детей музыкальной выразительности  посредством  культуры движений

                                

Игра «Воротики»

Цель игры:  Обучить детей восприятию ритмического разнообразия  / долгие, короткие звуки/   посредством  движений под музыку.

Музыкальный материал:  «Марш» И. Дунаевского,

                                        «Полька» С.Рахманинова.

Движения, используемые в игре:

                Энергичный шаг  на полной стопе.

                Легкий бег на носочках.

Методика  проведения игры:

  • Дети делятся на первые и вторые номера.
  • Дети с одинаковыми номерами делятся на пары, образуют круг. Пары под первыми номерами чередуются с парами под вторыми номерами.
  • Под звучание марша все дети парами идут по кругу энергичным шагом  на полной стопе /высоко поднимая колени/, Свободно и энергично взмахивая руками.
  • С окончанием звучания музыки /в паузе между музыкальными отрывками/ педагог дает команду, например: «Первые номера!» -  и это значит, что дети, стоящие под этими номерами, должны быстро поднять сцепленные руки вверх, образуя  «воротики».
  • Под звучание польки  не названные номера легким бегом пробегают в  «воротики», образованные названными номерами.
  • Далее игра поводится сначала, но  «воротики» могут образовывать  другие номера. С целью концентрации внимания детей педагог может называть одни и те же номера несколько раз подряд.

 « Передай мяч»

Цель игры: обучить детей восприятию контрастных динамических оттенков в движении.

Музыкальный материал:  « Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского   «Щелкунчик».

Движения, используемые в игре: плавные движения рук влево и вправо в процессе  передачи мяча с соответствующим поворотом корпуса и головы.

Методика организации игры

  • Дети стоят, образуя круг.
  • Педагог оговаривает с ними условия игры: под громкое звучание музыки мячик передавать вправо, под тихое - влево.
  • Игра продолжается столико, сколько она вызывает эмоциональный отклик у детей.

Примечания:

1. Педагог перед началом игры обязательно должен напомнить детям о динамике звука, т.е. о силе звучания музыки /тихо-громко/.

2 . В процессе игры очень важно, чтобы  дети реагировали на смену динамики без суеты и разговоров, внимательно слушали музыку.

3. музыкальному руководителю необходимо объяснить детям, что под громкую музыку движения рук могут быть более энергичными и  волевыми, а если музыка звучит тихо – более нежными и плавными.

                     Игра  « Жмурка»

Цель игры: обучить детей восприятию  смены темпа в музыке и                                  точной реакции на нее  посредством движения.

Музыкальный материал: русская народная песня «Из-под дуба». медленный и быстрый вариант.

Движения, используемые в игре:  легкий бег и приседания на одно колено с прямой спиной.

Методика  организации игры:

  • Музыкальный руководитель выбирает среди детей «жмурку», а остальных детей  настраивает на определенные движения, то есть под медленное исполнение музыки они должны сидеть на одном колене с прямой спиной, под быстрое – двигаться легким бегом по залу.
  • Звучит медленная часть песни «Из-под дуба»; дети опускаются на одно колено, Жмурка ходит между ними.
  • Под быструю часть музыки дети легким бегом передвигаются вокруг жмурки, задирают «спящего» жмурку.
  • С окончанием музыки жмурка  ловит детей.
  • Если жмурка догоняет кого-либо, то они меняются ролями.
  •  Игра повторяется несколько раз.

Примечания:

1. Музыкальный руководитель перед началом игры  напоминает детям о музыкальном темпе и его разнообразии.

2. Передвигаться легким бегом и «задирая»  жмурку, дети должны вести себя этично, следить за своими движениями.

3. Избегать столкновений.

         Игра  «Верные друзья».

Цель игры: обучить детей восприятию многочастного музыкального  произведения  и согласовывать свои движения  с музыкой каждой части.

Музыкальный материал: Попурри на тему русских народных песен: «Ах, вы сени…», «Во саду ли, в огороде…», «Ой, то не вечер».

Движения, используемые в игре: притопы одной ногой, хлопки с притопом;  «пружинки», «ковырялочка»; подскоки на месте, кружение вокруг себя.

Методика организации игры

  •  Звучит песня «Ах, вы сени», под которую дети простым шагом идут по кругу, взявшись за руки.
  •  Звучит песня «Ой, то не вечер», под которую каждый ребенок ищет себе пару и, найдя, кружится с нею.
  •  Звучит песня «Ах, вы сени», под которую дети идут по кругу, но уже парами.
  •  Звучит «Частушка». Дети останавливаются, разворачиваются в парах лицом друг к другу и выполняют пляску по показу.
  •  Под звучание песни «Ах, вы сени» два круга двигаются противоходом, руки на поясе.
  •  Под звучание песни «Во саду ли» дети легким бегом разбегаются в разные стороны.
  •  Под музыку песни  «Ах, вы сени» дети бегут и ищут себе пару, поднимают сцепленные  руки.
  •  Побеждает та пара, которая  сделает это первой.

Примечания

1. Педагог предварительно рассказывает детям, что музыка иногда бывает из двух и более частей, которые различны по динамике   настроению и темпу.

2. В процессе игры музыкальный руководитель напоминает сюжет игры.

3. Когда игра усвоена, можно обойтись без реплик.

 Игры, формирующие у детей представление о жанровом разнообразии в танцевальной музыке.

   

               Игра     «Круг и кружочки».

Цель игры: формирование  у детей представления о вальсе на основе некоторых его элементов.

Музыкальный материал: «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

Движения, используемые в игре: шаг вальса /вперед-назад/ и плавные движения рук и корпуса.

Методика организации игры

  •  Педагог делит детей на 3-4 равные подгруппы по 5-6 человек, производя в каждой из них расчет по номерам.
  •  На вступление дети встают в круг, лицом к центру и выполняют движения:

  - плавное поочередное движение рук вверх и вниз перед собой.

       - плавное  поочередное движение руками в стороны.

  •  По сигналу музыкального руководителя вызываются определенные номера, которые перестраиваются в маленькие кружки. Движение продолжается шагом вальса со сцепленными руками.
  • Далее педагог вызывает другие номера.

Примечания

1. Если музыкальный руководитель почувствовал, что вальсовые движения представляют трудность для детей, то их можно заменить простым легким шагом, а шаг вальса отрабатывается индивидуально.

2. Избегать «шаркающего шага.

                      Игра  « Змейка».

Цель игры:  формирование у детей представления о польке на основе некоторых ее элементов.

Музыкальный материал: «Полька» С. Рахманинова(1часть),      

                                            «Вальс» А. Грибоедова (11 часть).

Движения, используемые в игре:

           1. Шаг польки.

           2. Шаг вальса

           3. Плавные движения рук.

           4. Покачивание корпуса.

 Методика организации игры

  •  Педагог делит детей на три группы и выстраивает в колонны в указанных местах зала.
  • Под звучание польки все дети передвигаются по залу «змейкой».
  • Под музыку вальса, стоя на месте, дети выполняют:

 -  плавные движения руками вверх-вниз перед собой.

 -  шаг вальса вперед-назад или в стороны.

  • С прекращением музыки все дети бегут на свои места.
  • Выигрывает та команда, которая построилась раньше других.

Примечания

1. Музыкальный руководитель может предоставлять детям свободу выбора движений под музыку вальса, оговорив предварительно с ними варианты движений.

2. Выстраивая колонны в конце игры, дети не должны суетиться, не толкаться и не создавать хаос, иначе жажда победы может возобладать над нравственно-этическими задачами игры.

   

                     Игра «Цветные звездочки».

Цель игры:  формирование у детей представление об элементах народного танца.

Музыкальный материал:  «Из – под дуба» р.н.п.

Движения, используемые в игре: 

                                                1. Переменный шаг.

                                                2.Шаг с подскоком.

Атрибуты:  Разноцветные  звездочки.

 

Методика организации игры

  •  Музыкальный руководитель расставляет в зале  2ряда стульев параллельно друг другу. Расстояние между рядами  2метра, равное количество с обеих сторон.
  •  Дети рассаживаются на стулья напротив друг друга.
  •  В начале образованного коридора стоит воспитатель и держит в руках разноцветные звездочки.
  • Звучит  1 часть песни  «Из – под дуба» в умеренном темпе. Дети, сидящие последними в каждом ряду двигаются к воспитателю переменным шагом, их места занимают соседние дети.
  •  Под более подвижное звучание музыки дети, бегом оббегают каждый свой ряд, стараясь первым прибежать к воспитателю.
  •  Победителю вручается звездочка. Если дети прибегают одновременно, даются обоим.
  •  Играют все дети.
  •  Побеждает команда с большим количеством звезд.

Примечание

      1. Оценивать не только скорость, но и качество исполнения

      2. Подгруппы можно создать девочки – мальчики, или смешанные.

                   

                  Игра   «Забавная игра.

Цель: расширение знаний детей о народных танцах с помощью новых элементов.

Музыкальный материал:  1. «Во саду ли, в огороде» р.н.п.

                                            2. «Ах. Вы сени» р.н.п.

Движения, используемые в игре:

                                             1. «Ковырялочка» с притопом.

                                             2. Полуприседание с выбросом ног.

                                             3. Переменный шаг.

Методика организации игры

  • Все дети стоят  в кругу со сцепленными руками, образуя  «воротики».
  •  Заранее назначенные  солисты под музыку пробегают в воротики
  • С окончанием музыки «воротики» опускаются, а оставшиеся в кругу дети пляшут под музыку  «Ах, вы сени», импровизируя знакомые движения русского танца. Остальные хлопают в ладоши.
  •  Игра повторяется несколько раз.

Примечания:

     

     1. Назначать солистов можно считалкой, или по желанию.

     2.Пробегая в воротики, дети не должны суетиться, или толкаться

     3. Солисты – нарушители ставятся в общий круг.

     4.Если дети используют в танце собственные движения, не оговоренные игрой, останавливать их не нужно,  а наоборот, нужно подбодрить доброжелательной оценкой.

             Игра   « Музыкальные загадки».

Цель игры: закрепление у детей  представлений о жанровом разнообразии  танцевальной музыки посредством соответствующих элементов движений.

Музыкальный материал: 1. «Вальс»  П.И.Чайковский

                                                   2. «Полька» С. Рахманинова»

                                                   3. «Краковяк» М.Глинки.

                                                   4. «Менуэт»  И.С.Баха.

                                                   5. «Из – под дуба» р.н.п.

Движения, используемые в игре:

                                                    1. Шаг вальса.

                                                   2. Шаг галопа.

                                                   3. Шаг польки.

                                                   4. Шаг менуэта.

                                                   5. Переменный шаг.

Атрибуты: Картонные нотки.

Методика организации игры  

  • Воспитатель делит детей на несколько групп.
  • Дети строятся в параллельные колонки, педагог становится в противоположном конце зала.
  • Под звучание музыкального отрывка первые дети двигаются к педагогу соответствующим шагом.
  • Если ребенок услышал и правильно исполнил движение – получает ноту
  • Далее игра проходит под звучание другой музыки.
  • Побеждает  команда, набравшая наибольшее количество ноток.

Примечания

     1. Мелодии можно исполнять в разной последовательности. Звучать не более 8-10 сек.

     2. Педагог должен подбодрить проигравших детей.

     3. Отметить наиболее красиво исполненное движение.

Игры,  развивающие у детей творческие                  

                                        способности.

Игра-импровизация «Веселый паровозик»

Цель игры:   Изображение   посредством   движений

паровозика с вагончиками и разнообразной растительности.

Музыкальный материал: аудиозапись « В деревню к бабушке поеду». Муз. Протасова.

Движения, используемые в игре:

                                1.Топочущий шаг.

                                2.Поступательные движения руками,                                                            согнутыми в локтях и с зажатыми кулачками.

                                3.Импровозационные движения детей.

Методика организации игры

  •  Педагог беседует с детьми о видах транспорта во время путешествия, опираясь на жизненный опыт. После чего предлагает детям превратиться в веселый паровозик с вагончиками.
  •  Педагог распределяет роли по желанию детей.
  • Обсуждает вместе с детьми характерные черты того или иного образа, например кустики- маленькие и густые, деревья большие и крепкие, паровозик веселый и гордый, а вагончики- любопытные.
  • Воспитатель создает мизансцену, определяет месторасположение станций, располагает деревца и кусты.
  • На вступление участники занимают свои места.
  • Звучит первая часть, во время которой паровозик и вагоны  «едут» мимо деревьев и кустов, те приветливо наклоняются к ним.
  • На вступление  деревья образуют круг- густой лес, паровоз стоит на станции.
  • Исполняется вторая часть паровозик проезжает по лесу в любом направлении.

      Игра – импровизация  «Щенок и бабочка».

Цель игры: Создание образов щенка и бабочек посредством движений.

Музыкальный материал: аудиозапись «Щенок и бабочка». Сборник «Ладушки».

Движения, используемые в игре:

                                                1  Бег на носочках.

                                                2. Плавные взмахи руками

                                                3. Бег с подскоками.

                                                4. Импровизированные движения.

Атрибуты: Шляпки, шапочка для щенка, обруч.

Методика организация  игры:

  • Педагог предлагает детям отправиться на летнюю лужайку с множеством цветов, бабочек и маленьким щенком.
  • Домик щенка отмечен обручем.
  • Вступление – щенок просыпается в своем домике, он радуется. Музыка А – щенок скачет вокруг своего домика, машет лапкой солнышку. Птички летают около него.
  • Музыка Б – к щенку подлетают любопытные бабочки, кружатся около него, поддразнивают и красуются своими крыльями.
  • Музыка В – Щенок догоняет бабочек.
  • Бабочка, которую он поймал, становится щенком.

 Примечание: Важно, чтобы, убегая от щенка, бабочки не выходили из образа (легкий бег, плавные взмахи крыльями, нежность, хрупкость).

           Игра- импровизация  «Звездопад»

Цель игры: Создание посредством движений образов цветов и звезд.

Музыкальный материал: аудиозапись  «Падают белые звезды» муз. Протасова.

Движения, используемые в игре:

  1. Легкий  бег на носочках.
  2.  Бег с подскоками.
  3. Переменный  шаг в сторону и вперед.
  4. Свободные движения руками.
  5. Имповизационные движения

Атрибуты: «Звездные короны», цветочные веночки.

Методика организации игры:

  • 1-й  этап. Педагог беседует с детьми о любимых цветах и приглашает их на чудесную полянку, где растут прекрасные и нежные цветы.
  •  Распределяются роли по желанию детей.
  • Музыка А – свой танец исполняют цветы, импровизируя движения.
  • Музыка Б – к цветам слетаются звездочки, кружась, летая и вдыхают аромат цветов
  • Под звучание проигрыша цветы  испуганно садятся на корточки и опускают головки.
  • Вторая часть. Каждая звездочка танцует возле своего цветка, хочет ему понравиться и подружиться с ним. Если цветку понравился танец звездочки, он может по своему желанию поднять головку и покачивать ею, или подняться и потанцевать со звездой.
  • На окончание машу друг другу ладошками.

 

     Игра  удивительна…Она в разных формах  сопровождает человека на пути его исторического развития – от глубокой древности до современности. Ею  пронизан весь быт человека.

  Игра всегда была не просто развлечением, а скорее учебой, наставлением. Она развивала способности человека, сообразительность,  наблюдательность, ловкость, все это требовалось ему в быту.

   По определению психологов и педагогов, игра является основной формой деятельности ребенка. Ему легче именно в игре выплеснуть накопившиеся эмоции.

  Культура детской игры, конечно, возникла и развивалась в русле взрослой культуры, точно так же, как и детский быт, всегда был связан с бытом взрослых. Издавна игры сопровождали жизнь человека. Ритуально – игровые элементы мы можем встретить и в календарных обрядах и игрищах / Святки, Масленица, Троица и т.д./

  Народная  детская игра – частичка национальной культуры. В этих играх много юмора, шуток,  соревновательного задора, часто они сопровождаются считалками, очень любимыми детьми. Как правило, народные игры лаконичны, выразительны

  И хотя человек на протяжении всей своей жизни остается верен игре, все же само слово «игра»  неразрывно связано в нашем восприятии именно с детством.

  Очень ценны музыкальные игры, так как музыка вызывает у любого человека моторную реакцию. Нередко  эта реакция остается скрытой, выражаясь лишь в изменении мышечного тонуса. Педагогу необходимо создать условия для естественного проявления моторных реакций в движениях всего тела ребенка. Это способствует развитию у детей творческой активности. Воображения, умения слушать, воспринимать, Оценивать свои движения и соотносить их со звучащей музыкой.

    Каждая музыкальная игра имеет четкую педагогическую направленность и является средством, при помощи  которого педагог учит ребенка воспринимать музыку, передавая в движениях ее  содержание и особенности, что является основной целью в работе над музыкальными играми.

    Выразительность и музыкальность движений опирается   на общее и физическое развитие детей, крепость мышц, ловкость и координированность движений. Что способствует совершенствованию у детей навыков, приобретенных на  занятиях  /хорошая осанка,  пластичный шаг, бег, прыжок, умение ориентироваться в пространстве/.

К числу конкретных  задач в работе над музыкально-ритмическими играми относятся:

  • Развитие чувства ритма;
  • Освоение посредством движений контрастной динамики и темпового разнообразия;
  • Формирование точных двигательных реакций на смену характера музыки и разнообразие музыкальных жанров;
  • Развитие музыкально-двигательной памяти.

Основные виды движений, используемых в музыкально-ритмической деятельности, можно  условно разделить на три группы:

      1. Движения, связанные с общим физическим развитием детей и навыками, приобретенными на занятиях по ритмике.

      2. Танцевальные движения /шаг польки,  галоп, переменный шаг, поскоки и т. д./

      3.Имитационно-подражательные и импровизационные движения /щенок, веснушки, бабочки и т.д./

 Эти группы  движений объединяются  в соответствующие виды музыкально-ритмические игры:

  • Игры, обучающие детей восприятию музыкальной выразительности  посредством культуры движения;
  • Игры, формирующие у детей представление о музыкальных жанрах  в танцевальной музыке;
  • Игры, формирующие творческие способности детей.
  • Игры – хороводы.

Хороводы представляют собой песни для сопровождения движений и поэтому имеют простую мелодику. Любое движение в них требует от детей выражение различных образов, чувств, поэтому в каждом случае дети должны уметь привнести в движение характерность, присущую данной песне.

   Хороводы повествуют о  природе, фольклорных персонажах, о повседневной жизни людей. Это доступно для детского восприятия, а значит,  может вызывать у ребенка интерес и желание принять участие в совместной деятельности.

   Прежде чем начать разучивать с детьми хоровод-игру, педагог сам должен хорошо его освоить: разобраться в содержании игры, определить характер музыки, выучить песенный материал, а также проверить на себе движения. На подготовительном этапе педагог должен заинтересовать детей образами, вспоминая с ними необходимые детали.

   Затем педагог должен познакомить детей с песенным материалом хоровода, продумывая методику работы над ним. Хороводную песню разучивают заранее для того, чтобы они хорошо усвоили мелодию, содержание всех куплетов, это облегчит работу над композицией в  дальнейшем.

Далее можно приступать к знакомству с движениями и перестроениями игры-хоровода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека музыкальных игр для развития музыкально-ритмических движений

картотека музыкальных игр для развития музыкально-ритмических движений...

Картотека музыкальных игр. Игры с музыкальными инструментами

Материал в копилку педагогам: воспитателям, музыкальным руководителям...

Картотека музыкальных игр. Музыкально-дидактические игры.

Материал в копилку педагогам: воспитателям, музыкальным руководителям...

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...

Картотека музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей дошкольников на основе ТРИЗ технологии

Музыкально-дидактические игры можно использовать на музкальном занятии и в самостоятельной деятельности....