Мастер-класс для педагогов
методическая разработка (старшая группа) на тему

Коростелева Татьяна Ивановна

Мастер-класс для педагогов об использовании математического планшета в рабое с детьми Т.Н.Р. для развиия речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_planshet_-_moy.docx30.75 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс для педагогов

Тема: «Использование игрового пособия “Математический планшет” в развитии речи детей с Т.Н.Р.»

Выполнила: воспитатель МКДОУ №10 Коростелева Татьяна Ивановна

Данный мастер-класс предназначен для воспитателей ДОУ

Продолжительность мастер-класса: 25 – 30 минут.

Цель мастер-класса: Создание условий для ознакомления педагогов с различными способами использования математического планшета в работе с детьми Т.Н.Р. по развитию речи

 Задачи мастер класса:

  • Распространение своего педагогического опыта путём прямого показа последовательности действий, методов, приёмов работы с математическим планшетом

Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения

Методы и приемы:

Репродуктивный, практический

Оборудование: мультимедиа для показа презентации, столы, математические планшеты, набор цветных резинок, варианты рисунков, картотека схем к математическому планшету

Предварительная работа:

Подготовка оборудования, обработка специальной литературы по данной теме

Программа мастер-класса:

- 1 часть Теоретическая

- 2 часть Практическая

- 3 часть Заключительная

Ход мастер-класса

1.Теоретическая часть

Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня, целью нашей встречи является моё желание познакомить вас с использованием универсального учебно-игрового пособия, послушайте загадку:

 Раз, два, три, четыре, пять.

Точек в строчке ровно пять.

В столбиках теперь считаем

И друг друга проверяем.

Раз, два, три, четыре, пять.

А всего их двадцать пять,

Этих точек в доме этом,

Называемом «Планшетом»

Слайд 1. Да это- «Математический планшет», который я использую для развития речи детей с Т.Н.Р. Данное дидактическое пособие я начала использовать с начала учебного года.   Вы хорошо знаете, что наша группа логопедическая, и основы развития речи детям даются довольно тяжело. А главная цель любой логопедической группы –это развитие речи. Кроме этого, необходимо научить детей говорить правильно, грамотно и выразительно Мне кажется, что сделать процесс овладения основами речи привлекательным, ненавязчивым, радостным-поможет использование универсального дидактического пособия «Математический планшет». И этот процесс будет эффективным и результативным потому, что дети не будут видеть, что их чему - то учат. Им будет казаться, что они только играют. А игра-это фундамент образовательной деятельности детей дошкольного возраста. Поэтому, я и выбрала это универсальное дидактическое пособие для работы с детьми Т.Н.Р.

Так что же это за пособие?

Слайд 2 Немного истории. Его придумал египетский математик Калеб Гаттегно в конце 1950-х годов. В развитии и обучении детей дошкольного возраста в России он используется с 90-х годов, а в настоящее время он призван изобретением соответствующем ФГОС ДО.

Слайд 3. Это пособие без труда можно купить в магазине, выписать через интернет, а еще лучше сделать самим, используя обыкновенную разделочную доску, либо фанеру размером 30 на 30 см.

 Слайд 4. Планшет-это резиночный конструктор в виде игрового поля с выступающими силовыми кнопками, расположенными с одинаковыми промежутками по горизонтали и вертикали, на них натягиваются цветные резинки (это могут быть банковские резинки, резинки для волос…)

Размеры планшета изменяются от возраста детей, так детям от 1года до 2 лет, можно предложить планшет размером 3на3 кнопки с расстоянием между кнопками 3-5 см

Слайд 5 От 2 до 3 лет, используем планшет размером 5Х5 кнопок с расстоянием между кнопками 5 см

  Для детей от 4 и до 8 лет количество кнопок не ограничивается, но сохраняется расстояние между ними т. е. 5 см.

 Вот эти планшеты (показать) нам сделали родители.

 Для работы с планшетом я составила картотеку схем с различными изображениями: предметов по лексическим темам, геометрическими фигурами, цифрами, буквами. Составила картотеку игр.

Из выше сказанного вы видите насколько прост планшет в изготовлении, чуть позже вы увидите, как он прост в применении

Слайд 6 Вопрос к аудитории

Как вы думаете, где можно применить математический планшет в работе с детьми?

 Несмотря на свое название, это пособие универсально, и не подумайте, что из-за его названия его можно использовать только в математике, его можно использовать в разных видах образовательной деятельности, индивидуально, в подгрупповой работе, в самостоятельной деятельности детей 

 Слайд 7

 Цель:

Задачи: Совершенствование речевого развития детей

  •  Развивать связную речь и речевое общение, словарь, грамматический строй речи, звуковую культуру речи; фонетико- фонематическую систему языка и навыки языкового анализа;
  • Развивать мышление, воображение, восприятие, мелкую моторику рук;
  •  Формировать умение работать по схеме, ориентироваться на плоскости;
  • Развивать познавательные способности, фантазию, логику.

Слайд 8. Так как же научить этой игре детей?

Этапы работы на планшете.

1 этап:

 Сначала предлагаю ребёнку рассмотреть математический планшет, посчитать кнопочки, показать, как натягивать резинки на кнопки. Обязательно нужно напомнить о правилах безопасности. Тут очень важно напоминать ребенку, и помнить самим, что сначала цепляем резинку за кнопку, а потом тянем сверху- вниз, либо слева на право. Потом предлагаю сделать простые картинки, которые можно выполнить одной, двумя резинками. Ребёнок с помощью взрослого выкладывает на планшете разные картинки.

 2этап: Ребёнок делает картинку-схему по словесному указанию: например, сделай из двух резинок конфетку, морковку, самокат, взрослый наблюдает и в нужный момент подсказывает ход выполнения.

3этап: Предлагаю выбрать самостоятельно картинку, например, «Выбери картинку, которую хотел бы сделать сам».  

  • Советую рассмотреть выбранную картинку-схему.
  • Задаю вопросы, с чего начнём, какую резинку оденем на крепление первой, а какую после и т. д.

4 этап: Предлагаю ребёнку на поверхности математического планшета сделать картинку из двух или трёх изображений (предметов), соединяя в одну большую картину.

5 этап: «Придумывай свои изображения» т.е. по замыслу

 6 этап: Важно научить ребенка «читать» схему и воспроизводить картинки по уже готовой схеме

Слайд 9.

Вот такие схемы вы можете нарисовать сами на любую лексическую тему

Слайд10

Теперь посмотрим, как можно использовать дидактические игры на классификацию и обобщение предметов в работе с детьми

Например, игра «Назови одним словом»

 Задание: Нарисуй с помощью резинок любой предмет, который относится к «транспорту», «посуде» и т. д.

Слайд 11

Или другая игра «Кто больше» Игра-соревнование проводится между несколькими детьми или между ребенком и взрослым.

Цель: - нарисовать как можно больше предметов, относящихся к какой-либо группе, например, предметы посуды

Слайд 12 

Так же использую планшеты на развитие звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, когда дети отображают на планшете предметы с определенным звуком.

  • Игра «Нарисуй и отгадай»

  Задание: нарисуй предметы, название которых начинается на звук [З]

Например, змея, забор, зонт

  • А вот игра «Кто больше» может проходить по типу соревнования дети изображают, как можно больше предметов на определенный звук
  • Игра «Помоги художнику»

Дети учатся подбирать похожие по звучанию слова.

  Показываю картинку. Задание: Сначала дети называют ее, затем прошу детей назвать, что похожее по звучанию мог бы нарисовать художник (слова произносятся хором, индивидуально), обращая внимание на сходство и различие слов.

Например, кит – кот, рак – мак, мишка – пышка, жук – лук

 Дети, подбирая слова, изображают резинками предметы на планшете

Слайд 13

Игра «Загадки»

 Загадываю загадки, а отгадки ребенок «рисует» резинками на планшете (по всем лексическим темам)

Слайд 14 Словотворчество

 Интересно проходит работа по развитию словесного творчества. Дети рисуют резинками свои собственные сказки, истории, переносят их на схему, а затем рисуют их и рассказывают. Дети включаются в коллективную работу (каждый иллюстрирует свою часть стихотворения, сказки - каждый ребенок делает своего персонажа, а затем планшеты объединяются в ряд и можно рассказать сказку

«Букет для мамы»

Цель: развитие умения работать по схеме, развитие речи, моторики рук, воспитывать умение составлять коллективную работу.

 Раз, два, три, четыре, пять,

 Будем листья собирать.

 Лисья берёзы, ветка рябины,

Листики, тополя, листья осины,

 Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесем.

Какой листик не попал в букет для мамы?

Ход игры: дети по схеме на планшете «рисуют» резинками и геометрическими фигурами свою часть стихотворения. Затем планшеты объединяются в ряд и можно рассказать стихотворение.

Слайд15-16 Сочиняем сказки в картинках  «Сказка про кота»

Слайд 17 В играх с буквами мы закрепляем знание букв, продолжаем учить работать со схемой, «Буквы играют в прятки»

Варианты игр разные:

  • Вспомните, какие буквы вы знаете
  • Задумайте любую из букв
  • Выложите ее на планшете одним цветом, а затем «спрячьте», превратите с помощью резинок и геометрических фигур во что-либо.  Один ребёнок показывает изображение, а остальные участники разгадывают, какая буква «спрятана».

 Вариант: Игру можно сопровождать загадками или стихами про буквы. Можно игру усложнить буква рисуется одним цветом, а узор, за который она прячется другим, в этом случае отгадывать будет легче.

  • Усложнение: Использовать один цвет, чтобы спрятанная буква не была явно видна.

 Так в игре «Собери слово»:

 Размещаем на планшете в свободном порядке разные буквы и предлагаем собрать из имеющихся букв слово («догадайся, какое слово рассыпалось»).

  • В игре «Сыщики»: На планшет прикрепляются буквы правильно и неправильно расположенные в пространстве

Задание: Оставить на планшете только правильные буквы.

2 часть практическая

Приглашаю для участия в мастер- классе 3 человека

  • Первому участнику фокус- группы предлагаю выложить узор отгадав загадку: Весной веселит, 
    Летом холодит, 
    Осенью питает, 
    Зимой согревает. (дерево)

    Второму участнику выложить буквы, спрятав их
  • С третьим участником мы поиграем в сказку «Сказка про кота»

 В домике на берегу моря жил-был кот.

У него была знакомая птичка, которая каждое утро прилетала к домику кота и пела ему утреннюю песенку, а когда коту хотелось порезвиться, то он гулял по саду, прятался в траве, гонялся за бабочками. Сядет бабочка на цветок, кот притаится в траве и как подпрыгнет, бабочка была на чеку и сразу же взлетала так высоко, что допрыгнуть до нее не удавалось, но кота это не огорчало. Ему очень нравилась такая игра в догонялки и тогда к нему в гости приходила мышка… (продолжите сами выберете самые интересные варианты)

Обращение к аудитории

-Пока участники фокус –группы работают с планшетами предлагаю ответить на вопросы.

- Из выше услышанного о математическом планшете, ответьте по- вашему мнению чему способствует использование этого игрового пособия в развитии детей дошкольного возраста? (ответ: развитию мышления, воображения, восприятия, развития познавательных способностей, фантазии, логики, обогащает словарный запас, развивает связную речь, мелкую моторику, свободно ориентироваться на плоскости, работать по образцу, читать схемы

-Как вы думаете трудно работать с резинками?

 Можно сказать, что Рисование резинками» уникальный способ рисования предметов? (неповторимый, исключительный)

Обращение к участникам фокус группы

  • А сейчас посмотрим, что получилось у наших участников.
  • Расскажите, что вызвало затруднение? Что было легко?
  • Что понравилось больше всего?

Оцените мой мастер- класс с помощью смайликов

Я благодарю вас за участие. Присаживайтесь пожалуйста на свои места

3 часть Заключительная

Уважаемые коллеги! Сегодня я познакомила вас с использованием «Математического планшета» для развития речи детей с Т.Н.Р., который вы можете использовать в вашей работе с дошкольниками. И в этом вам поможет мой мастер- класс. Пробуйте и развивайте своих воспитанников. А в помощь вам буклеты о сегодняшнем мастер-классе. Спасибо за внимание!