РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ
статья на тему

Шемелина Наталья Владимировна

Участвовала в международной научно-практической конференции «Дошкольное образование в современных социокультурных условиях: реалии, вызовы, перспективы». Секция №5 «Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка творческих и одаренных детей».

Доклад и мастер-класс на тему «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе освоения музыкально-ритмических движений»

Статья в сборнике статей по материалам международной научно-практической конференции, Часть II.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Шемелина Наталья Владимировна

МДОУ «Дульдургинский детский сад «Чебурашка»

музыкальный руководитель

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ

Одной из ведущих характеристик современного дошкольного образования является «расширение инновационного поля преобразований». Об этом убедительно свидетельствует увеличение количества детских садов, внедряющих современные программы и технологии. Этот процесс успешно идет и в нашем дошкольном учреждении.

   Музыка и танцы это счастье, радость жизни, которую хочется подарить всем. Своим творчеством  стремиться подарить радость и детям, и взрослым, приобщая их к самому замечательному, самому приятному занятию – музыкально-ритмическим движениям, танцам. Безусловно, не у каждого ребенка проявляются к этому склонности. Однако если исходить из того, что все дети способны к музыке и движению, у всех изначально есть желание двигаться, выражать себя  в пластических импровизациях, то остается одна проблема: где найти такой простой репертуар, который бы не требовал длительного разучивания, а был бы воспринят практически сразу и с радостью.

Просмотрев возможные варианты наиболее приемлемых с учетом актуальности, результативности, новизны, методической разработки, мы выбрали в журнале «Музыкальная палитра» программу по музыкально-ритмическому движению, в основу которой вошел опыт работы педагогов Санкт - Петербурга, мы наладили с ними связь и нам были предложены следующие программы:

  1. Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет «Топ – хлоп, малыши» Т.Н.Сауко, А.И.Бурениной
  2. Программа по ритмической пластике детей «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной
  3. Методика Т.И.Суворовой «Танцуй, малыш!» и «Танцевальная ритмика для детей»

   Изучив и проработав предложенные программы, ориентируясь на возможности конкретных детей, а так же цель и задачи их развития, мы адаптировали её к условиям работы, по необходимости изменяя отдельные движения таким образом, чтобы самим внутренне принять эту композицию и суметь увлечь ею своих воспитанников (при этом сохраняя ее образ, логику, стиль).

   Ориентация не только на развитие детей, но и на совершенствование профессионализма самого педагога в области ритмопластических движений, выявление индивидуального стиля деятельности и в связи с этим коррекция содержания работы «на себя», «на себя во взаимодействии с детьми» - вот первая отличительная особенность данной программы.

   Вторая особенность – это использование в качестве музыкального сопровождения, целостных произведений – в грамзаписи и при непосредственном «живом» исполнении (а не отрывков по 8, 16 тактов, как это принято в традиционных музыкально-ритмических упражнениях).

   Третья особенность данной программы – это акцентирование внимания педагога не столько на внешней стороне обучения детей музыкально-ритмическим движениям (то есть формировании двигательных умений) сколько на анализе тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Это прежде всего сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их подвижность.

Организационный аспект внедрения предполагает, прежде всего, создание материальных и кадровых условий, мы имеем все необходимые программы для детей раннего возраста и всех дошкольных возрастов и полное их методическое обеспечение. Создана предметно-развивающая среда для их реализации: приобретены музыкальные инструменты, игрушки, костюмы и их элементы для детей и взрослых, музыкальное сопровождение на аудио кассетах, CD и DVD носителях.

   К программам и методикам прилагаются методические рекомендации, раскрывающие путь развития детей – от подражания к самостоятельности и к творчеству. Следуя основному принципу современных педагогических технологий – вариативности, дети «окунаются» в «живую» музыку (фортепиано, баяна), а благодаря талантливой аранжировке этот музыкальный материал играет новыми красками, обогащая и расширяя кругозор детей, воспитывая хороший вкус. Композиции настолько доступны детям, что их не приходится «учить» долго и неэффективно, а это очень важно.  

Во-первых, какова общая цель воспитания и развития ребенка? Понятно, что родители (а так же педагоги) стремятся вырастить детей счастливыми, позитивно воспринимающими жизнь, способными к преодолению трудностей, к достижению наиболее полной творческой реализации. Весь этот сложный «посыл» закладывается в раннем и дошкольном детстве в семье, а также в детском саду и далее в школе. Однако маленький ребенок уже наделен от природы этим удивительным даром - радоваться жизни, получать удовольствие от самых простых и обыденных вещей: от того, что светит солнышко или идет снег, от игры, от веселой песенки, от сказки и т.д. Поэтому так важно сделать сам процесс пребывания в детском саду или школе радостным, наполненном яркими событиями и праздниками. И главное условие - это творческое взаимодействие детей и взрослых, атмосфера любви и добра, увлеченность интересными делами.

Во-вторых, другая базовая проблема, без которой сложно вырастить ребенка счастливым, - это проблема психического и физического здоровья. Не секрет, что в наш цивилизованный век эта проблема наиболее острая. Как же обойтись в программе по подготовке детей к школе без занятий ритмикой, пением? Ведь музыкально-ритмические упражнения формируют красивую осанку, укрепляют мускулатуру, развивают мелкую моторику, воспитывают выносливость, а пение развивает дыхание, речь и т.д.

В-третьих, все виды музыкальной деятельности воспитывают слуховое внимание, развивают способность слушать и слышать, запоминать, понимать звук, слово. А без этого невозможно научить ребенка говорить, общаться, выражать свои мысли и чувства.

В-четвертых, занятия ритмикой, танцами развивают у детей способность к ориентировке в пространстве, умение понимать «схему» танца и следовать ей. Это очень сложные навыки, формируются они постепенно и закладывают те способности, которые будут востребованы в будущем.

И, наконец, музыкальное воспитание и основные его формы — занятия, праздники и развлечения — создают такие условия, при которых ребенок по мере своих возможностей выступает публично, преодолевает неуверенность, страх и учится управлять собой, своим поведением, голосом, телодвижением. Первые успешные выступления детей на праздничных утренниках, как правило доставляют малышам много радостных эмоций и запоминаются надолго.

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.

Основная направленность музыкально-ритмических движений — это психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.

Чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности, И возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки.

В последние годы заметно возросла потребность в эффективных методиках воспитания детей раннего возраста. Явление это не случайное и связано , по всей видимости, не только с увеличением групп раннего возраста в ДОУ, но и с пониманием самоценности этого периода детства, значения развития в младшем возрасте для последующего становления личности ребенка. И музыкально-ритмическое воспитание в этом смысле оказывается одним из стержневых видов деятельности, поскольку по своей природе является синтетическим, объединяющим музыку (пение), движение и слово.

Известно, какое значение В.М.Бехтерев придавал музыке, который считал, что с ее помощью «можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения».

Сегодня уже не нужно доказывать необходимость музыкально-ритмических занятий с детьми, их благотворное влияние на психоэмоциональное состояние малышей. движение под музыку в настоящее время используют очень широко и как средство творческого, музыкального развития детей, и как инструмент их физического воспитания, а так же как средство коррекции и лечения при различных патологиях.

Используя музыкально-ритмические композиции, педагоги  конструируют различные формы работы с детьми (занятия, программы утренников и развлечений, комплексы общеразвивающих упражнений, фрагменты логоритмических занятий). Благодаря разнообразной тематике предложенный музыкально-ритмический репертуар сочетается с другими видами художественно-творческой деятельности (изобразительной, театральной).

Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными умениями и навыками, но также и опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности: это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а так же занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях.

Литература

  1. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. – Ярославль, 2006
  2. Ильина Г.А. Особенности развития музыкального ритма у детей // Вопросы психологии. – 1961. - № 1.
  3. Корчаловская Н.В. Музыкальное воспитание дошкольников: новые программы и технологии.// Музыкальный руководитель. 2007.№ 5.
  4. Ритмическая мозаика: Программа по ритмической пластике для детей. – Санкт – Петербург, 2000
  5. Танцевальная ритмика для детей: Методическое пособие. – Санкт – Петербург, 2004
  6. Топ-Хлоп, малыши: Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет. – Санкт – Петербург, 2001
  7. Щербакова Н.А. Музыкальное воспитание детей с нарушением речи.// музыкальный руководитель. 2005. № 4