Конспект НОД
учебно-методический материал (старшая группа)

Борбай-оол Долана Шалдыговна

Конспект НОД

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Херел» МР «Тес-Хемский кожуун РТ»

Конспект НОД по патриотическому воспитанию

по ОО «Познавательное развитие»

в старшей группе

на тему: « Экскурсия  по городу Кызылу».

Составила воспитатель:

Борбай-оол Д.Ш.

У-Шынаа-2017

     Цель: учить детей узнавать по иллюстрациям и рассказывать о достопримечательностях родного города и местах отдыха его жителей; закрепить знания детей о том, что Кызыл — главный город Тувы, его столица; закрепить знания о гербе города Кызыла; развивать у детей память, внимание,

Развивающие:

-развивать память, наблюдательность, логическое мышление воображение, творческие способности, умение действовать в воображаемых обстоятельствах; ,

Воспитательные:

-воспитывать любовь к родному городу, уважение к жителям города.

     Предполагаемые результаты: знает и называет столицу Республику Тува; повышение интереса детей к столице республики; может рассказать об особенностях герба города Кызыла; воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину, пропаганда обычаев, традиций, достижений родного края

    Оборудование:  фотографии достопримечательностей Кызыла; герб города Кызыла, компьютерная презентация.

Словарнаяработа:достопримечательности,символика, кызылчане, кызылчанин, кызылчанка.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, альбомов, беседа, чтение художественной литературы, просмотр фильмов о городе, разучивание стихов

     Ход деятельности: 

      (Дети входят под музыку).

     1. Беседа на тему «Кызыл-столица Республики Тува». Показ слайдов.

- Давайте я расскажу вам немного истории. Тувинская поговорка гласит: "У птенца есть гнездо, а у человека родной край». Наш любимый уголок, родной край – это наша Республика Тыва. А столица республики- город Кызыл. Сегодня мы пойдем на экскурсию в столицу нашей республики- в город Кызыл. Как переводится Кызыл на русский язык(Красный, красивый) Город назван Кызыл на языке коренного населения. А коренное население мы- тувинцы. Городу Кызылу – 100 лет. Государственный язык Республики Тыва. (Тувинский язык, Русский язык). Город Кызыл основан в 1914 как поселок русскими колонистами под названием Белоцарск, в 1918 переименован в Хем-Белдир, в 1926 — в Кызыл.

    -Как в переводе с тувинского  «кызыл»? — Ответ детей:«красный».

-Воспитатель: У каждого города есть своя символика. Герб города Кызыла- Як (сарлык- длинношерстный бык) и солнце. Домашнее животное символизирует традиционную приверженность коренного народа к животноводству, которое занимает важное место в республике. Лучи солнца означают мирное объединение многонационального народа нашей Республики. Изображение солнца в виде свода юрты выражает идею за рождения жизни, дает огонь тепло, считается хранителем домашнего очага.

На презентации открывается фотография с изображением одного из видов Площадь Арата.

-Ребята, вам знакомо это место? (Дети отвечают). Наверняка вы здесь часто бывали вместе с родителями. Это центральная и самая красивая площадь Кызыла, место проведения важнейших форумов и демонстраций.

 На презентации открывается фотография с изображением Дома правительства.

-В столице находится правительство нашей страны и наш председатель правительство Республики Тува. Как его зовут? (Кара-оол Ш.В.)

На презентации открывается фотография с изображением тувинского Государственного музыкально-драматического театра им. В.Кок-оола.

-А это тувинский Государственный музыкально-драматический театр им. В.Кок-Оола.. Театр абсолютно белый. Но самое главное, верх здания в три ряда украсили накладными элементами из темного дерева. И театр сразу «обрел национальность«. Ребята, кто-нибудь из вас был здесь? Как вы думаете, люди каких профессий работают в театре?

Дети отвечают (Актеры, режиссер, декоратор, гример, костюмер).

На презентации открывается фотография с изображением фонтанный комплекс.

-Дополняет архитектурную композицию театра фонтанный комплекс на площади между театром и Домом правительства. Его авторы М.К.Куулар и Б.Д.Байыр-оол. Фонтан появился в 1984 году, выполнен в виде овальной чаши, которую поддерживает длинношерстные тувинские яки-сарлыки. Каменную резьбу делали талантливые тувинские камнерезы — С.Когел, Д.Дойбухаа, Б.Байынды. Ребята, кто-нибудь из вас был здесь?(Дети отвечают).

На презентации открывается фотография с изображением «Барабан Желаний».

-Ребята, а вы знаете, что молитвенный барабан в Кызыле был сооружен монахами из Индии и установлен на центральной площади города. Медный каркас молитвенного барабана массой больше 100 килограммов был выслан в столицу Тувы из Индии. Согласно буддийскому учению, одно лишь вращение молитвенного барабана с чистыми мыслями равносильно прочтению вслух помещенных в него миллионов мантр. Это позволяет накопить положительный энергетический потенциал, который содействует росту по духовному пути и благосостоянию в материальном мире. В аналогии с буддийскими текстами, вращение молитвенного барабана освобождает от неудач и недугов.

( Спокойная ходьба по кругу под музыку, сложив ладони на груди)

На презентации открывается фотография с изображением Национальный музей им. Алдан Маадыр.

— Национальный музей им. Алдан Маадыр обладает богатейшей коллекцией археологических находок: каменные топоры, орудия охоты древних людей, каменные книги древней китайской и ойратской письменности. Здесь хранятся творения тувинских камнерезов: фигурки животных, сцены охоты.

      На презентации открывается фотография с изображением обелиска «Центр Азии».

-Самая притягательная достопримечательность Кызыла и символ Тувы расположен на левом берегу Улуг-Хема. Сооружен в 1964 году. Авторы проекта В.Демин и архитекторы В. Бажин и В.Ветчинов. Обелиск представляет собой большой шар, на котором нанесены контуры материков, особо отмечена Тува и указан Кызыл. Над шаром взмыл в небо десятиметровый трехгранный шпиль. На двухметровом мраморном постаменте золотом написаны на русском, тувинском, английском языках слова «Центр Азии». Ребята, вам знакомо это место? Наверняка вы здесь часто бывали вместе с родителями. (Дети отвечают). 

Релаксация. Ходьба по массажным дорожкам. Аудиозапись.

-Город довольно маленький и компактный. Центр, где сосредоточены основные достопримечательности, утопает в зелени скверов. Как ни красива площадь Арата с ее фонтаном, дающим прохладу, но каждый приезжающий считает необходимым посетить первую очередь главную достопримечательность Тувы — обелиск «Центр Азии».

- Пойдем на берег реки Улуг-Хем. Прогуляемся босиком по камешкам.

Выразительное чтение стихов.

Рефлексия. -В каких красивых местах города Кызыла вы бы хотели побывать?. (Ответы детей) 

-Как называется главная площадь нашего города(Площадь Арата)

-Как называют жителей города Кызыла? (Кызылчане, кызылчанин, кызылчанка).

- Как называется река, которая протекает в нашем городе? (река Енисей).

-Назовите достопримечательности города Кызыла.(площадь Арата, музыкально-драматический театр, национальный музей и др.).

-Воспитатель: Молодцы! Скажите пожалуйста, что вы можете сделать, чтобы наш город стал еще красивее?

-Чтобы он стал еще красивее, чище и богаче, мы должны о нём заботиться. 

- Воспитатель: Молодцы! Мы сегодня узнали о нашем городе, о его красоте и уникальности.  Вот и подошла к концу наша экскурсия, ребята. Нам пора возвращаться в детский сад.

      (Воспитатель предлагает детям подойти к столу, выбрать фотографии, показанные во время экскурсии, дома показать своим родным.)

      Использованная литература:

  1. Алешина Н. В.» Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание)». 
  2. Конспекты занятий. – М.:УЦ «Перспектива», 2011г.
  3. «Традиционная культура тувинцев» М. Б. Кенин-Лопсан
  4. «Мы учим тувинский язык» К. Бичелдей



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Тема: «Путешествие в страну Математики»

Цель: Образовательные: Совершенствование навыков прямого и обратного счета в пределах 10; находить место числа в числовом ряду; находить цифру, соответствующую количеству предметов; решать  логические задачи ; представлений о геометрических фигурах; сходстве и различии предметов; закрепить названия времен года, названия месяцев; упражнять в порядковом счете.

     Развивающие: Развивать логическое мышление, внимание, зрительную память, мелкую моторику рук, речевое дыхание,

    Воспитательные: Воспитывать интерес к математическим занятиям, желание прийти на помощь, любознательность, дружеские взаимоотношения между детьми.

Здоровьесберегающие: Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей через смену видов деятельности: игры, физминутки, разминки.

Ход :

  1. -Воспитатель: -Ребята! Сегодня детский сад получил письмо из волшебной страны Математики. Ее жители приглашают нас к себе в гости. Там много интересного, математического. В этой стране всегда лето, тепло и солнечно. Ну что, готовы отправиться в путь?

( Воспитатель в роли Королевы Математики.  Звучит голос Королевы Математики)

-Королева Математики:- Здравствуйте, ребята! Спасибо, вам, что пришли к нам в гости. В моей волшебной стране Математике все цифры перессорились. Каждая считает себя самой важной, нужной и красивой.  Помогите, мне помирить их!

- Здравствуйте, Королева! Спасибо, что пригласили нас в страну Математики. Мы вам поможем.

-Королева: -Давайте послушаем цифр.

А) -я цифра 1- одно солнышко, одна мама, один папа;

-Я цифра 2- у человека все по паре: два глаза, два уха, две ноги, две руки;

-Я цифра 3- я встречаюсь в сказках «Три медведя», «Три поросенка»;

-Я цифра 5- я отличная оценка в школе, на руке пять пальцев;

-Я цифра 4- у животных по четыре лапы, у квадрата четыре угла;

-Я цифра 7- у радуги семь цветов, в сказке «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов»;

-Королева Математики: -Спасибо, ребята, теперь цифры больше не будут ссориться , они узнали, что все цифры очень нужны и важны.

В) -А в неделе сколько дней? Перечислите их. Молодцы!

     -Какие четыре времени года вы знаете?

-Ребята, назовите все цифры по порядку. 

-Назовите цифры в обратном порядке. ( хором и 1 ребенок индивидуально)

-Доржу, посчитай от трех до восьми

-Даша, посчитай от двух до шести

-Артыш,  два, а ты считай дальше

-Номин, а ты считай обратно

-Алдын-Сай, назови соседей числа три

-Сайын, назови соседей числа два

-Норбу, назови соседей числа четыре

Г) -Молодцы, ребята. Теперь цифры поняли, что они все для нас важны и нужны. Давайте мы их подружим, разложите цифры по порядку.

(Раскладываем цифры по порядку на магнитной доске.)

В волшебной стране Математике живут и геометрические фигуры.

Загадки о геометрических фигурах:

1. Нет углов у меня и похож на блюдце я,

На тарелку и на кружку, на кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья? (Круг.)

2. Три угла, три стороны могут разной быть длины. (Треугольник.)

3. Четыре угла и четыре сторонки, похожи точно родные сестренки.

В ворота его не закатишь, как мяч, и он за тобой не пустится вскачь.

(Квадрат.)

- На столах у вас лежит много геометрических фигур (Блоки Дьёнеша). Сейчас мы с вами нарисуем свою страну математики. У каждого она будет своя.

1. На чистом листе бумаги выложите дом. Кто построил дом посередине листа? Кто вверху? Кто внизу?

2. Выложите елочку. У кого елка находится слева от дома? У кого справа? У кого спереди? У кого сзади?

3. Положите солнышко. У кого солнышко справа? У кого слева? У кого маленькое солнышко? У кого большое?

4. Выложите животного.

(Дети отвечают по поднятой руке. Ответы должны состоять из предложения :Мой дом справа).

Д) Волшебные загадки -А теперь жители страны математики хотят проверить, как вы умеете думать и рассуждать.

     1) Братьев этих ровно 7,

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Попрощается последний-

Появляется передний (дни недели)

- Правильно! Давайте назовем их!

2) Петушок зарю встречает.

Мама деток умывает.

Иней на траве, что пудра

Что за время суток? (утро)

3) Солнце высоко и до ночи далеко,

Коротка деревьев тень

Что за время суток? (день)

4) День прошел садиться солнце

Сумрак медленно крадется.

Зажигайте лампы, свечи

Наступает добрый (вечер)

5) Село солнце. Свет погас.

Спать пора всем. Поздний час.

Улетел уж вечер прочь,

А за ним крадется (ночь).

-Молодца, ребята!

Физминутка «Лесная полянка» -Ребята, мы немного устали. Давайте отдохнем и сделаем зарядку. Сейчас вы все будете зайчиками. Согласны?

-Мы  к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем отдохнём,

А потом гулять пойдём.

(Идут, высоко поднимая ноги, садятся на корточки, встают и продолжают движение.) 

Е) - Хорошо отдохнули. А теперь поработаем головой и решим математические задачки.

1. На крыльце сидит щенок,

Греет свой пушистый бок.

Подошел еще один

И уселся рядом с ним.

Сколько стало щенят? (2)

2. В гости к мишке на пирог

Прибежал носорог,

Кот, лиса и белка,

Серый волк и крот.

Сосчитайте- ка, ребята,

Сколько гостей пришло на пирог. (5)

3. Ежик собрал 6 грибов

2гриба он потерял. Сколько осталось грибов у ежика? (4)

4. На дереве сидели 3 вороны, прилетели еще 4 вороны. Сколько ворон сидят на дереве? (7)

5. На полянке было 7 зайчиков. 3 зайчика убежали. Сколько зайчиков осталось на полянке?

6. У Белочки был праздник. Она позвала в гости Зайчика, Лису, Ёжика. Сколько всего зверей позвала Белочка на праздник? 

Ж) - Дидактическая игра «Поможем посадить деревья»

- В геометрическом лесу растут деревья различной формы, размера и цвета. Нужно взять саженцы (геометрические фигуры) и посадить их на трех аллеях:

1 аллея- деревья, которые не имеют углов, большие по размеру, красного и желтого цвета.

2 аллея - деревья, которые имеют четыре и меньше углов, маленькие по размеру, синего и зеленого цвета.

3 аллея - деревья, которые имеют пять и более углов, большие по размеру, оранжевого и фиолетового цвета.

-Посмотрите, впереди аллеи указана схема, посадите свое деревцо на нужную аллею. Почему ты посадил свое дерево на этой аллее?

Рефлексия

– Воспитатель: Королева Математика осталась довольна вашими знаниями и умением. Жители волшебной страны Математики очень рады, что вы любите их, знаете очень много о фигурах, числах, умеете считать и думать. Но она хотела бы спросить у вас . Какие задачи вам больше всего понравились? А какие задачи выполнить было сложнее?

-Вы все молодцы! Я вами горжусь! Спасибо, мне было очень интересно с вами работать! На этом наше приключение закончилось. До свидания, Королева Математика! Мы ждем тебя еще раз!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Херел» с. У-Шынаа муниципального района

 «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва»

                         

             Конспект непосредственно- образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие»

на тему: «Знакомство с лекарственными растениями»

для детей старшей  группы

Составила

воспитатель старшей группы

Борбай-оол Д.Ш.

                                          У-Шынаа-2018

Вид деятельности : НОД

ОО: Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром

Группа: старшая

Тема: «Знакомство с лекарственными растениями»

 Цели:

Образовательные:- сформировать у детей понятия о том, что такое природа,

-  учить детей узнавать самые распространенные  растения,  правильно  их  называть;                    

 -сформировать первоначальные представления о пользе лекарственных растений для оздоровления организма;

Развивающие:- развивать умение размышлять, делать логические выводы;

- развивать связную речь и обогащать словарный запас детей;                                       Воспитательные:- воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы,  бережное отношение, привитие чувства сострадания и желания помогать.

 

Тип деятельности: комбинированная                                                                                             Форма: традиционная

Предварительная работа: 

-чтение рассказов, разучивание стихов, песен, физкультминуток, рассматривание иллюстраций о лекарственных растениях; труд в уголке  природы, наблюдение  за растениями  на участке, беседы о природе;                                                                                    -словарная работа: «хадын чулуу»-березовый сок, «ханды»- отвар ;

-индивидуальная работа:                                                                                                                        -первоначальные практические навыки владения ТСО ( работа с мышкой)

Последующая  работа: раскрашивание -«Лекарственные растения»

Оборудование  и  материалы:  

демонстрационный: презентация  «Лекарственные растения», интерактивная игра «Что не относится к природе?», «Найди лишнее»;                                                                                                                                                                                                                                                                   раздаточный: разрезные картинки; шиповниковый чай ;                                                              

ТСО: ноутбук;                                                                                                                                      - доска, указка.                                                                      

 

Интеграция образовательных областей:                                                                           социально-коммуникативное развитие: воспитание дружеских взаимоотношений во время совместных игровых действий;                                                                               познавательное развитие: развивать познавательные способности, память;                              речевое развитие: развивать связную выразительную речь , обогащать словарный запас;                                                                                         художественно-эстетическое развитие (музыка): обогащать музыкальные впечатления детей, создавать эмоционально-положительный настрой при музыкальном сопровождении и от исполнения песни, выразительного чтения в процессе НОД;                                                                                               физическое развитие:  сохранять и укреплять физическое здоровье детей при проведении физкультминуток.                                                            

Методы и приемы: беседа, показ, решение проблемной ситуации, игра, художественное слово (загадывание, отгадывание загадок, выразительное чтение стихов), пение, объяснение, словесное поощрение, индивидуальная работа;                                                                                                          инновационные: здоровьесберегающие- физкультурная минутка, рефлексия, шиповниковый чай;                                                                                                                               ИКТ - презентация слайдов с аудиозаписью, интерактивная дидактическая игра. 

Ход :

Организация деятельности:                                                                                               Дети входят под музыку, становятся в круг.

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга:
 –Экии, оннук!                                                                                                                                                                             Экии, эжим! Экии, бугу дириг бойдус!

Хулумзуруун менээ берем,

эм-дом болзун, эргим оннук!                                                                                                                                                   -Ребята улыбнитесь друг другу и с таким хорошим настроением начнём наше занятие.

                                                                                                                                                                Основная часть. Обобщение и повторение пройденного материала:                                                                                              Воспитатель: Дети, у нас гостья, посмотрите, кто к нам прилетела?

-Пчелка прилетела.                                                                                                                                    -Что она хочет нам сказать? Скажи, Пчелка.

-Пчелка : « Помогите, пожалуйста,   заболели  лесные звери: у волчонка болит горло, у зайчонка жар, а у лисы сильный кашель.»

Воспитатель: - Что же нам теперь делать? Как помочь бедным  животным? 

( Звучит красивая музыка. Показ слайдов)

Воспитатель: Дети, вы слышите? Я знаю, это Природа зовет нас к себе,  говорит нам, что согласна помочь, если мы выполним ее задания - ответим на ее вопросы. 

 Воспитатель: А что такое природа? Дети, природа- это то, что нас окружает, и не сделано руками человека. Слушайте внимательно  вопросы Природы . Посмотрите, что у нас в группе можно назвать природой?

Дети: цветы

Воспитатель: А стол, игрушки можно назвать природой?                

Дети: Нет.                                                                                                                                                  –А почему?                                                                                                                                                 – Потому что они сделаны руками человека                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      – Правильно! Молодцы!

Воспитатель: Дети, а человек, мы с вами относимся к природе?  

- Да.

- Правильно, мы тоже часть живой природы.

Интерактивная дидактическая игра «Что не относится к природе?», «Найди лишнее»

-Назовите, что относится к природе?                                                                                             - Давайте проверим                                                                                                                                     - Что здесь лишнее?                                                                                                                                    - Кто проверит?                                                                                                                                                    - Почему ручка оказалась лишней?

 «Лекарственные растения»

Воспитатель: Дети, как можно назвать одним словом то, что вы видите на доске?

Дети: Растения.                                                                                                                                            – А чем отличаются растения от других живых существ?                                                                    – Растения дают чистый воздух            

   Воспитатель: -Среди растений есть такие  растения, с помощью которых можно лечить.  Называются такие растения лекарственными.

    1 ) Отгадайте загадку о лекарственном растении:

- Не огонь, а жжет,

не змея, а жалит.

Дети: Крапива.

Воспитатель: Еще кто знает загадку о крапиве?

- Ах, не трогайте меня,

Обожгу я без огня.

- Слушайте о лекарственных свойствах крапивы- крапиву используют, чтобы остановить кровотечение, употребляют для заживления ран, настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангинах, а также для укрепления волос.  Кому из зверят может помочь это лекарственное растение? У кого из больных зверят болит горло?

- У волчонка

- Да, значит зверята могут выпить отвар из листьев крапивы и выздороветь.

   

2 ) - А вот посмотрите, уж это растение  знают все.

- Шиповник убивает микробы

- Анну, Алдын-Сай- читают стишок

- Заболевшим лесным зверятам может помочь это лекарственное растение?

- Да.

3) – Черемуха- отвар черёмухи пьют при расстройстве желудка;

4) – Береза-  березовый сок укрепляет организм                                                                Сайыран, Мэйхуа читают стишок

5)- Можжевельник-  успокаивает и очищает организм-                                                          Артыш, Алдын-Сай читают стишок                                                                                                  

6)- Облепиха-  ягоды собирают зимой во время морозов- лечат ожоги, обморожения;

Норбу, Саид- читают стишок

Все поют песню : «Чыжырганам чаагай»

Воспитатель:  Вот сколько растений, которые могут помочь  справиться с болезнями, мы сегодня узнали.                                                                                                                                                - А кто мне скажет, какие лекарственные растения растут на территории нашего детского сада ?                                                                                                                                                 Дети: черемуха, шиповник.

3 часть. Закрепление изученного. Решение проблемной ситуации.

Игра  «Узнай и собери растение»

(Каждому ребенку нужно правильно собрать разрезанную на части картинку с изображением лекарственного растения и назвать его.)

 -Вы молодцы !Пришло время самим собрать лекарственные растения для больных зверей, для этого нам нужно присесть за столы. Вот наша «лесная полянка», на ней выросли «зеленые доктора».  Нужно из частей собрать целое растение и назвать его.

 

Воспитатель:  Ну, вот и собрали мы необходимые для лечения зверят ( лисы, волка, зайца) растения. А пчелка  узнала  о лекарственных свойствах растений , передаст им и объяснит , как их использовать .

 ( кладут картинки в конверт и передают пчелке)                                                                           - Попрощаемся с пчелкой, пожелаем его лесным друзьям здоровья:                                                                    - До свиданья, пчелка! Будьте здоровы!

4 часть. Рефлексия

 - Ребята, давайте вспомним с какими  растениями мы сегодня познакомились?  

- С лекарственными  растениями                                                                                                                                   - Вспомните названия лекарственных растений ( показ слайдов)                                                                                             - Вам понравилось занятие?

- А кто думает , что хорошо понял все,  о чем мы говорили на занятии, поднимите руки?!

- А вы рады, что помогли лесным зверям?

- Кто нам помог ?

- Природа нам помогла.

- Правильно, молодцы! Давайте скажем нашей природе - большое спасибо!

- Спасибо тебе, Природа!

 

 5. Релаксация. ( звучит музыка) Физминутка

- Хорошо быть здоровым, да,  ребята? Давайте покажем, как хорошо быть здоровым!              

  -Карактарым коску                                                                                                                 кулактарым дыыжы                                                                                                                          борбак бажым сагынгыр                                                                                                                 бодум мойнум ээлгир                                                                                                                       ишти-хырным тодунгур                                                                                                                     изиг чурээм соруктуг                                                                                                                               2 холум ажылгыр                                                                                                                                      2 будум шимченгир                                                                                                                             алыс бодум эрес                                                                                                                                    аажок кежээ тол мен!

-  А сами постараемся никогда не болеть! И чтобы всем нам не болеть , предлагаю принять отвар шиповника.



Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Херел» с.У-Шынаа

                                                   Конспект НОД

по  развитию речи и рисованию

в старшей группе

на тему: «Зима. Снег, снег, снег идет».

                                                                                       Составила воспитатель:

 Борбай-оол Д.Ш.

                                            У-Шынаа-2014

         Конспект НОД  по  развитию речи и рисованию в старшей группе на тему: «Зима. Снег, снег, снег идет».

Цели:

1.Формирование у детей представлений о зиме, учить видеть признаки зимы;

2.  Совершенствование умения поддерживать диалог, отвечать на вопросы, составлять рассказ по картине из 2-3 простых предложений; активизировать словарь новыми словами;

3. Закрепить приемы рисования концом кисти ( методом тычка) и всем ворсом;

4. Развивать мышление, восприятие, мелкую моторику рук, умение согласовывать слова с движениями пальцев;

5. Воспитывать интерес к окружающему миру, замечать красоту падающих снежинок и работе в коллективе.

Предварительная работа: разучивание стихотворения: «Первый снег»

Методы и приемы: чтение и инсценировка стихотворения, дидактическая игра, загадывание загадки, беседа, показ приемов рисования, словарная работа- ак-чайт, бир дем-биле

Материал: картина о зиме, о снегопаде, геометрические фигуры, различные по цвету, величине, «коврики», разделенные на 4 квадрата разных цветов, бумага- ½ альбомного листа ( голубая, синяя) , краска белая, кисти, салфетки, аудиозапись «Времена года»

Ход занятия:

1часть. Ритуал приветствия: - Мен кижи мен!

Мен эки кижи мен!

Мен чараш кижи мен!

Мен томаанныг кижи мен!

Мен угаанныг кижи мен!

Беседа по картине

- Воспитатель: Дети, посмотрите в окно. Какое время года наступило? (зима) Отлично, давайте вспомним какие у нас есть зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль) А кто из вас помнит признаки зимы? Повторим! (повторяются признаки зимы) Молодцы, ребята,  тема нашего сегодняшнего занятия «Зима» .

 Рассматривание 

(Воспитатель показывает картину «Зима», дает детям время на рассматривание картины).

-  Наступила белая, снежная, морозная зима. Кругом лежит мохнатый, серебристый, холодный снег. Снега выпало много, много. Появились снежные сугробы. Зима – красивое и интересное время года.

-Скажите, кто изображен на картине ( дети, которые очень интересно и весело проводят время,  играют в снежки, лепят снеговика.

(Воспитатель предлагает детям составить рассказ из 2-4 простых предложений. Заслушиваются 2-3 рассказа. Анализируют рассказы все вместе).

Словарная работа  -Ребята, отгадайте, пожалуйста,  загадку: «Ак хевис хову шыпты» . Что это, какое время года? ( зима) Хорошо! Дети, а кто знает, что такое «хевис»? ( ковер) Зимой вся земля покрывается белым снегом, словно волшебным ковром. 

Сюрпризный момент.( Стук  в  дверь.  Заходит  Зайчик ). Дидактическая игра «Подбери по цвету»

-Здравствуйте, дети! Узнали меня? Давайте поиграем.

- Здравствуй, Зайчик!  Ребята, посмотрите. Как  поменялся цвет  у Зайчика  с приходом зимы. Каким он стал? ( белым) Давайте,  поиграем в игру «Подбери по цвету». У вас есть коврики из разноцветных клеток. Посмотрите, какие геометрические фигуры лежат на ваших тарелочках. Разложите их по клеточкам коврика, так чтоб их не было видно. У вас есть 2 фигурки одинакового цвета,  на такую вы их и положите.  А теперь начинайте раскладывать, а мы с Зайчиком посмотрим, что у вас получится. Если фигура будет другого цвета, то она будет видна. Цвет фигуры должен совпадать с цветом коврика и самая нижняя совпадать по величине».

Индивидуальная работа. ( После того как, дети разложили геометрические фигуры Зайчик ходит с воспитателем по рядам и проверяет правильность исполнения задания. Если ребенок ошибается, то объясняю, почему и куда правильно надо положить фигуру).

-Зайчик: Все ребята молодцы, хорошо справились с заданием. А кто ошибся, тот обязательно сделает правильно в следующий раз. Теперь я пойду к другим ребятам, чтоб с ними тоже поиграть. До свидания. 

Физкультминутка . Инсценировка стихотворения  «Хар» А.Барто:

- Кудай-дээрден чагган хардан

Кудумчулар ак-ла чайт.

Бистер хар дег дескинмишаан,

Бир дем-биле ойнап тур бис! 

Словарная работа -Молодцы! Дети, а кто знает, что такое значит «ак-чайт»? ( белым-бело) Зимой куда ни гляди вся земля покрывается искрящимся белым снегом, словно одеялом. 

2. Практическая часть. Пальчиковая гимнастика

-Бистин бичии холдарывыс

Билбес, кылбас чувези чок

Улуг салаа, айтыр салаа,

ат чок салаа, бичи салаа-

салаларым- кежээлерим

1,2,3

Салааларым- кежээлерим

1,2,3!

Рисование -Ребята, сейчас я предлагаю вам нарисовать картину «Снег, снег, снег идет». Картину будем рисовать краской. Посмотрите на цвет нашего картона, какой это цвет, кто знает? (синий, голубой ). Но для начала давайте повторим как можно тычками концом кисти изобразить падающий снег, а ковер из снега всем ворсом кисти.

Коррекционная работа. Физминутка. (Аудиозапись из цикла «Времена года. Зима»).                                                                                                                        

-Мы замерзли с вами (дети хлопают в ладоши) И стучим зубами, (похлопывают себя по плечам) Хлопаем руками, (похлопывают себя по коленям) Топаем ногами. (топают ногами)

4 часть. Закрепление темы. Дидактическая игра «Можно или нет»

 -Ребята, а давайте сейчас поиграем с вами в интересную игру! Я буду называть вам действия, которые можно делать зимой и если это правильно, то хлопаем в ладоши, а если неправильно то топаем ногами. Попробуем? (зимой можно одеваться в куртку и шапку, зимой можно купаться)

-Зимой можно кататься на санках;

-Зимой можно бегать босиком по лужам;

-Зимой можно лепить снеговика;

-Зимой можно купаться и загорать;

-Зимой можно играть в снежки;

-Зимой можно прятаться от дождя;

-Зимой можно кататься на коньках и лыжах;

-Зимой можно ходить в футболке и шортах по улице;

-Зимой можно отмечать Новый год.

Коррекционная работа. Сюрпризный моментРебята, смотрите, у нас тоже пошел снег! Как здорово! Одна снежинка, еще одна. Еще и еще… Какой красивый зимний снегопад  получился! 

Воспитатель вместе с детьми рассказывают стихотворение «Первый снег»

Закружился первый снег,

Заметает снегом всех.

Падают снежинки,

Прямо на тропинку.

На скамейку и на кошку,

И на Данину, ( Владика, Алдын-Сая) ладошку.

Дыхательное упражнение «Дуем на снежинку»:

 -Вот ветер утих, снежинки упали на землю, стало кругом белым-бело. Посмотрите, дети, положите снежинки на ладошки . Сдуем их. Сначала закроем ротик. Вдохнем носом. Ротик сделаем трубочкой. Выдыхаем медленно, медленно. 

Рефлексия. Воспитатель читает стихотворение «Харжыгаш» С.Михалкова.

-Дети, послушайте, я хочу закончить наше занятие со стихом замечательного детского писателя С.Михалкова

-Харжыгаш, харжыгаш

Кайыын тура чаап тур

Харга куштар, ан-мен, кижи

Канчап черле оорувес боор!

- Ребята, какое время года идет сейчас? Из чего получаются сугробы? Какой снег? Зима грустное или веселое время года? Чем занимались дети на картине? Как мы изобразили снег на наших картинах? Вам понравилось наше сегодняшнее занятие?

Выставка работ 

 (Воспитатель предлагает подойти детей с рисунками к доске и прилепить их пластилином на обратной стороне бумаги, надавливая на них указательным пальчиком).



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Херел» с. У-Шынаа МР «Тес-Хемский кожуун РТ»

Технологическая карта

непосредственной образовательной деятельности

воспитателя Борбай-оол Д.Ш.

Образовательная область: Познавательное развитие

НОД: Ознакомление с окружающим миром

Возрастная группа: старшая  группа

Тема НОД : «Путешествие в страну профессий»

Дата проведения: июнь, 2018г.

 Этапы НОД

 Содержание непосредственной образовательной деятельности

 Форма организации

Время

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.

I. Мотивационно -побудительный этап

Вводное слово воспитателя ,

ритуал приветствия

Воспитатель: -Добрый день, дети! Я очень рада видеть вас! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в мир профессий, где нас ждут веселые интересные игры. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!  А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу!

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг, и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Дети сидят на стульчиках.

Образуют  круг в центре комнаты, совместная деятельность  детей с педагогом - ритуал приветствия

1 мин

2.

II. Организационно-поисковый этап

Проблемная ситуация, постановка и принятие детьми цели НОД

Воспитатель: Ребята, утром родители привели вас в детский сад, а сами отправились куда? (На работу.) А где работают ваши родители, какие у них профессии? (Ответы детей). Я работаю в детском саду, а моя профессия называется воспитатель. (Слайд 3)

-На земле очень много профессий. А что такое профессия? Профессия –это труд или по - другому работа, дело человека.

(Слайд 4) -Сейчас я приглашаю вас в «Путешествие в страну профессий». В этом путешествии мы познакомимся с различными профессиями. А отправимся в путешествие мы на паровозе. Кто же управляет паровозом, знаете? ( ответ детей) Правильно! Я хочу быть машинистом, а вы будете вагончиками, вы не против, ребята? Спасибо! Поехали!

 Обсуждение проблемы и принятие цели детьми

Дети вместе с воспитателем выстраиваются в колонну, в виде «вагонов паровоза» и «едут» кругом под музыку (песня из мультфильма «Весёлые паровозики»

3

4.

5.

Дидактическая игра «Угадай!» 

Дидактическая игра «Кто так говорит?» (с аудиозаписью)

 Практическая часть. Рисование « Подарок для парикмахера».

Дидактическая игра «Угадай!»- Вот мы и приехали в страну профессий. Ребята, а какие же бывают профессии мы с вами вспомним , отгадав загадки:

1. Темной ночью, ясным днем

Он сражается с огнем.

В каске, будто воин славный,

На пожар спешит Слайд5( Пожарный.)

 

2. Наяву, а не во сне

Он летает в вышине.

Водит в небе самолет.

Кто же он, скажи? Слайд6 ( Пилот-летчик)

 

3. Громко прозвенел звонок,

В классе начался урок.

Знает школьник и родитель —

Проведет урок. Слайд 7 ( Учитель.)

4. Разгребает снег лопатой,

Подметает двор метлой.

Догадались ли, ребята,

Кто следит за чистотой? Слайд 8 ( Дворник)

5. Он природу охраняет,

Браконьеров прогоняет,

А зимою у кормушек

В гости ждёт лесных зверюшек. Слайд 9 ( Лесник.)

6. Выезжает на дорогу

Он обычно спозаранку,

На педаль, поставив ногу,

И рукой крутя баранку. Слайд 10 ( Водитель.)

7. Кто пасёт овец и коз

Там, где луг травой зарос? Слайд 11 (Пастух.)

-Воспитатель: О профессии мечтает каждый человек с самого детства. Скажите, кем бы вы хотели стать, когда вырастите? (ответы детей) 

В.: А что же вам нужно будет делать, чтобы стать тем, кем вы хотите?

Д.: Учиться

В.: Да, правильно, дети, чтобы получить профессию, надо очень много знать, многому научиться.

-Воспитатель: Как вы думаете, а нужна ли профессия врача вообще? Для чего нужна?

Дети: Да, нужна, чтобы лечить больных людей.

Воспитатель: А что случится, если бы не было профессии врача, не было врачей?

Дети: Тогда некому будет лечить больных людей и все заболеют.

В.: Давайте представим, что профессии строитель не существует. Что бы было тогда?

Воспитанники: Не было бы домов. Некому было бы строить. Нам негде было бы жить.

В: Правильно, ребята, какие вы все умные! Значит, что можно сказать: все профессии нужные.

Дидактическая игра «Кто так говорит?» (с аудиозаписью) Цель: расширение кругозора, развитие речи и слухового внимания.

В.: Ребята, давайте теперь поиграем. Игра называется «Кто так говорит?». Внимательно послушайте фразу, подумайте и скажите: человек какой профессии так говорит:

• «Кому добавки?» (повар).

• «Какой зуб вас беспокоит?» (врач-стоматолог).

• «Большое спасибо за покупку!» (продавец).

• «В мою сеть попало много рыбы» (рыбак).

• «Тема сегодняшнего урока «Полезные ископаемые» (учитель).

• «Присаживайтесь, как будем стричься?» -Кто так говорит?

(Слайд 13 Парикмахер)

В. Молодцы, ребята! Что делает парикмахер? Какими инструментами пользуется для работы? (Ответы детей).

Рисование « Подарок для парикмахера». Цель: подготовка руки к письму, развитие мелкой моторики пальцев рук.

-Дети, давайте обрадуем парикмахера , подарим ему расчески. Хотите?!

 Воспитатель: Молодцы, ребята! Парикмахерша вам благодарна, посмотрите как она улыбается.

Останавливаются у экрана телевизора. Показ слайдов,  хоровые и индивидуальные ответы детей

Речевое взаимодействие всех участников НОД, рассуждения, вывод

Слушают аудиозапись и угадывают по фразе , человек какой профессии так говорит

Обращение к слайду

 Индивидуальная продуктивная деятельность детей. Дети рисуют «зубчики расчески» фломастерами - прямые линии одной длины на нарисованной заготовке.

 

4 мин

2 мин

4 мин

6

Динамическая пауза

Физкультминутка: «Потрудились – отдохнём».

Потрудились- отдохнём

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо, поворот.

Наклониться, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили! 

Физкультминутка «Мажаалай»

Мажаалайнын куштуун кор-

Бажын тудуп кирипти:

Балды-биле ток-ток,

Хирээ-биле хирр-хирр-хирр!

Работа по содержанию текста - А какие инструменты использует медведь в данной физминутке? Что он делает? Какая профессия у медведя? Молодцы, правильно! Давайте и мы будем строителями. 

Физкультминутка «Строители»

Тук-тук молотком

Строим, строим новый дом-

Дом большой

И с красной крышей!

Динамическая пауза Дети встают в круг в центре комнаты и выполняют движения по тексту

2 мин

7

8.

 Настольно-печатная дидактическая игра –лото «Сложи картинку»

Интерактивная дидактическая игра-презентация

I

Настольно-печатная дидактическая игра –лото «Сложи картинку»

- У вас на столах лежат разрезные картинки, давайте сложим картинку и назовем, что за инструмент (профессию людей, изображенных на них).

Интерактивная дидактическая игра-презентация «Найди лишнее» » Цель: Развитие у детей зрительного внимания, памяти, логического мышления; закрепление обобщающих понятий

Слайд 9 -Кому принадлежат эти орудия труда? Что лишнее? Почему? Давайте проверим!

Слайд 10-Найдите лишний предмет? Проверяем!

Слайд 11-Кому нужны эти инструменты? Найдите лишнее. Правильно!

 Настольная игра. Индивидуальная , командная работа с детьми . Дети по команде воспитателя собирают фрагменты картинки в целую. Побеждает тот, кто соберёт быстрее  и назовёт инструмент.

Показ слайдов. Индивидуальные и хоровые ответы детей.

 2 мин

4 мин

9.

II. Рефлексивно-корригирующий этап

Дидактическая игра-исследование: «Кому что нужно?»

Дидактическая игра-исследование: «Кому что нужно?». Цель: развитие умений классифицировать и соотносить профессию человека с инструментами и оборудованием; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.( на столах лежат различные инструменты, специальная одежда)

-

-Воспитатель: Ребята, выбирайте себе специальную рабочую одежду, надевайте, выбирайте инструменты, назовите, что за инструмент вы выбрали, и скажите, для какой профессии они необходимы.

(Дети выбирают инструменты, специальную одежду , демонстрируют , называют и объясняют, для какой профессии они нужны.)

-Ребёнок:  - Я выбрала себе продукты, корзину, надела фартук и колпак.  Они нужны повару для приготовления пищи.

Индивидуальная практическая исследовательская деятельность детей. Дети выбирают необходимые себе инструменты, спецодежду, демонстрируют и объясняют, для какой профессии они нужны.

5мин

10

 Рефлексия

 Воспитатель: Итак, наше сегодняшнее путешествие в мир профессий подходит к концу. Ребята, о чем мы сегодня говорили?

Дети: Говорили о профессиях, играли, разгадывали загадки, разобрали инструменты, подарили парикмахеру расчески.

- А что такое профессия, как вы поняли?

-Профессия- это труд, работа людей.

-Что должен делать человек, чтобы получить профессию?

-Чтобы получить профессию, человеку нужно очень много учиться, трудиться.

-Вам понравилось путешествие? Я рада, что вам  понравилось наше путешествие в страну профессий. А какое задание вам больше всего понравилось и запомнилось? Что было сложно сделать? А как вы считаете, вы хорошо вели себя во время этого путешествия? (Ответы детей).

- Мы с вами еще продолжим разговор о профессиях в следующий раз .

-Вы все очень хорошо поработали! Молодцы, ребята, спасибо! Можете теперь играть дальше.

 Выход из игровой ситуации. Ответы детей.

1 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....