Краткая методичка: программа "Нумикон"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Нумикон
Нумикон – это программа и набор наглядного материала, разработанные в Англии в 1996–1998 гг. для детей, испытывающих трудности при изучении математики.
Нумикон создан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны маленьких детей – способность обучаться на практике, способность обучаться, наблюдая и способность запоминать и в дальнейшем распознавать повторяющиеся шаблоны (паттерны).
Суть работы Нумикона проста и естественна -
в системе Нумикон каждое число от 1 до 10 имеет зрительный и тактильный образ – представлено в виде цветной пластмассовой пластинки-шаблона соответствующего размера и с соответствующим количеством отверстий, диметр которых чуть больше толщины пальца ребёнка.
Формы Нумикона устроены так, чтобы дети могли манипулировать ими, учиться распознавать разные формы и соотносить их с соответствующими числами.
Авторы этой программы убеждены, что важно использовать в учебном процессе как можно больше каналов чувственного восприятия ребенка – и слух, и зрение, и осязание, а также подключать движение и речь.
Поэтому с формами Нумикона так легко можно придумать увлекательную игру. Ребёнок может доставать их из песка или воды, обрисовывать, раскрашивать через отверстия, отпечатывать на глине или тесте, взвешивать на весах.
Почему именно Нумикон
Когда при обучении используется только письменное обозначение чисел,то установить связь между числом и величиной, которую оно обозначает детям гораздо труднее.
При работе с Нумиконом дети осуществляют различные действия с шаблонами и у них формируется собственное представление о числах и величинах. Тот факт, что многие дети с ОВЗ хорошо оперируют со зрительными образами, делает «Нумикон» эффективным пособием в обучении этих детей основам арифметики.
На начальных этапах дети в игровой форме учатся сопоставлять название числа с соответствующим шаблоном, а затем с помощью этих шаблонов выполняются различные арифметические задания. Таким способом, у детей формируются собственное представление о числах, о соотношениях между ними и об арифметических операциях. Постепенно дети начинают все лучше и лучше понимать, что такое числа, и образы чисел перестают быть привязанными только к шаблонам «Нумикона».
«Нумикон» помогает наглядно усвоить сложение и вычитание, поразрядное представление чисел, удвоение и деление пополам, приблизительное оценивание, деление, умножение и многое другое. Ученикам нравится выполнять арифметические задачки благодаря привлекательным, ярким и разноцветным шаблонам «Нумикона», будь то индивидуально или в группах.
Визуальный, аудиальный и кинестетический подходы, используемые «Нумиконом», подходят для разнообразных форм обучения. Ученики составляют из шаблонов разнообразные сооружения и конструкции, играют в игры с использованием специального мешочка, в котором фигурки можно распознать только на ощупь. При этом как глаза, так и руки помогают понять, как разные числа соотносятся друг с другом. Кроме того, в процессе таких занятий формируются яркие образы, которые могут стать подспорьем для ребенка, имеющего трудности в освоении школьной программы по математике. При этом возраст ребенка не имеет значения.
Этапы работы по системе Нумикон:
- Игровой, ознакомительный этап
На первых порах ребенок узнает, что детали имеют различный цвет и размер, что в каждой форме есть разное количество дырочек. Детали можно называть по цвету или размеру: «красная», «синяя», «большая», «маленькая», либо словами «три», «пять», «семь» и т. д. Однако на этом этапе ребенку еще не предлагается пересчитывать количество дырок в каждой детали. - Этап конструирования рядов
Цель этого этапа - показать, что каждое последующее число больше предыдущего на «ступеньку» - «одну дырочку», т.е. единицу. На этом этапе вводятся понятия «соединить, сложить формы вместе» и «убрать форму», т.е. происходит подготовка к сложению и вычитанию. - Этап обучения счету
На этом этапе вводится числовое название каждого шаблона. Построив «лесенку», педагоги показывают и называют их вслух: «Один, два, три, четыре, пять». Потом «ступени лесенки» называются в обратном порядке. Постепенно ребенок запоминает, что желтая фигурка – это 3 и т.п. Таким образом, дети знакомятся с цифрами. Когда ребенок уверенно собирает «лесенку», ему предлагается пересчитывать отверстия и ответить на вопрос: «Сколько всего дырок?» - Этап сложения, вычитания
Операция сложения с помощью методики Нумикон весьма наглядна. Ребенку предлагается «сложить вместе», т. е. соединить две детали, и посмотреть «На какую деталь они стали похожи?». Чтобы проверить результат, ребенок берет предполагаемую деталь и прикладывает сверху. Если фигурка закрыта полностью – ответ верный. На этом этапе вводятся слова «плюс», «минус», «равно».
Как сделать Нумикон своими руками?
Вам понадобится шаблон Нумикона в натуральную величину.
Шаблон распечатайте на цветном принтере, либо вырежьте из цветной бумаги, картона. Готовый шаблон приклейте на плотный картон (как из-под коробок для обуви), дырки вырежьте.
Это «классический» Нумиком, тактильным ориентиром для ребенка здесь является количество дырок в форме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткий очерк о программе "Сообщество"
Краткий очерк о программе "Сообщество"...
Информационные листы с краткой информацией о детских болезнях
Использовать данные информационные листы можно для наглядной информации родителям...
Краткий анализ занятия
Образей краткого анализа серии занятий по теме. Постановка целей, проведение занятий (3-5), выводы о достижении целей....
Краткое пособие для родителей будущих первоклассников "Маршрут первоклашки"
Дорогие родители! Первого сентября ваш ребенок пойдет в школу. Давайте договоримся: этот маршрут должен быть не обязательно самым коротким, не обязательно самым быстрым, но обязательно - самым безопас...
"Образ зданий" краткие беседы об архитектуре.
Краткие беседы об архитектуре - дать представление о работе художника архитектора, познакомить со средствами выразительности архитектуры....
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
Краткий обзор метода игровой терапии Тераплэй
В статье описываются основные принципы работы метода игровой терапии Тераплэй....