Консультация "Средства выразительности в музыке"
консультация

Татьяна Викторовна Кокурина

Консультация для педагогов и воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_sredstva_vyrazitelnosti.docx24.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей ДОУ

«Средства выразительности в музыке»

Подготовила: музыкальный руководитель

МБДОУ № 13 «Звездочка

Кокурина Т.В.

Зеленогорск 2017

Музыка — лукавая работа,
Чтобы людям сердце взволновать.
Мало пьесу выучить по нотам,
Надо научиться колдовать.
Надо понимать язык снежинок,
Записать, о чем поет капель.
Или вдруг на крыльях журавлиных
Полететь за тридевять земель.
Надо превращаться в медвежонка,
На сосну карабкаться, ворча,
Или трепетать травинкой тонкой
У лесного чистого ручья.
Тот, кто это знает и умеет,
Тот приносит счастье в каждый дом,
Постарайся сделаться скорее
Добрым музыкантом-колдуном!

Для всестороннего развития особенно важно формирование духовно богатой, эстетически и музыкально развитой личности, чуткой к красоте в искусстве и жизни, творчески активной, развитой интеллектуально и физически.
Музыкальная деятельность, музыкальное искусство способствует нравственному становлению человека, формированию его как личности.  Искусство очень широко охватывает самые различные стороны человека – не только воображение и чувства, но и мысль, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения.
 «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» - эти знаменитые слова замечательного педагога В. А. Сухомлинского сегодня как никогда актуальны.
Музыка, в среде искусств, занимает особое место, благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека.

Каковы воспитательные возможности музыки в становлении личностных качеств ребенка? «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», — писал о музыке В.А. Сухомлинский.
Прежде всего – музыка формирует
эмоциональную сферу ребенка, оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: она заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства не эффективны. Музыка эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному содержанию. Эмоциональная отзывчивость на музыку — одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Он получает представления о чувствах человека, выраженных в музыке и существующих в реальной жизни. Вызывая эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения, мы формируем у них представления о нравственности, добре и зле. «Музыка передает настроения, чувства, характер человека».
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления» (Радынова О.П.).
Музыкальная культура – важная составляющая часть общей культуры. Понятие «музыкальная культура дошкольника» можно рассматривать как интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе накопления опыта восприятия музыки разных эпох и стилей, доступной детям по эмоционально-образному содержанию и продолжительности звучания. Этот опыт развивает:

  • эмоциональную отзывчивость,
  • музыкально-образное мышление и воображение,
  • музыкальные способности в различных видах творческой деятельности,
  • способствует проявлению положительного эмоционально-оценочного отношения к музыкальному искусству на основе становления компонентов эстетического сознания (эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений о красоте).

В качестве важнейшего условия гармонического развития личности JI.C. Выготский назвал единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. Музыкальное воспитание — уникальное средство формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие ребенка, ибо музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов.

Давайте рассмотрим, с помощью чего музыка заставляет нас лучше её понять. Это поможет и вам лучше понять, а затем объяснить детям, о чем говорит то или иное музыкальное произведение.

СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Эти средства можно использовать при анализе музыкального произведения, части, отдельного образа.

• мелодия (плавная, отрывистая, скачкообразная и др.);

• ритм (равномерный, спокойный, чёткий, отрывистый, синкопированный, др.);

• пауза – остановки в музыке (долгая, короткая);

• акцент - сильная доля (лёгкий, сильный);

• гармония (светлая, тёмная, резкая, напряжённая и др.);

• интонация (вопросительная, утвердительная, спокойная, робкая, ласковая, грозная, тревожная и др.);

• лад (мажорный, минорный, переменный);

• темп (быстрый, медленный, спокойный, умеренный, оживлённый и др.);

• динамика (тихо, громко, усиливая, затихая, негромко);

• регистр (высокий, средний, низкий);

• тембр (различная окраска звука – светлая, тёмная, звонкая и др.).

СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Эти средства можно использовать при анализе музыкального произведения, части, отдельного образа.

• мелодия (плавная, отрывистая, скачкообразная и др.);

• ритм (равномерный, спокойный, чёткий, отрывистый, синкопированный, др.);

• пауза – остановки в музыке (долгая, короткая);

• акцент - сильная доля (лёгкий, сильный);

• гармония (светлая, тёмная, резкая, напряжённая и др.);

• интонация (вопросительная, утвердительная, спокойная, робкая, ласковая, грозная, тревожная и др.);

• лад (мажорный, минорный, переменный);

• темп (быстрый, медленный, спокойный, умеренный, оживлённый и др.);

• динамика (тихо, громко, усиливая, затихая, негромко);

• регистр (высокий, средний, низкий);

• тембр (различная окраска звука – светлая, тёмная, звонкая и др.).

СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Эти средства можно использовать при анализе музыкального произведения, части, отдельного образа.

• мелодия (плавная, отрывистая, скачкообразная и др.);

• ритм (равномерный, спокойный, чёткий, отрывистый, синкопированный, др.);

• пауза – остановки в музыке (долгая, короткая);

• акцент - сильная доля (лёгкий, сильный);

• гармония (светлая, тёмная, резкая, напряжённая и др.);

• интонация (вопросительная, утвердительная, спокойная, робкая, ласковая, грозная, тревожная и др.);

• лад (мажорный, минорный, переменный);

• темп (быстрый, медленный, спокойный, умеренный, оживлённый и др.);

• динамика (тихо, громко, усиливая, затихая, негромко);

• регистр (высокий, средний, низкий);

• тембр (различная окраска звука – светлая, тёмная, звонкая и др.).

СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Эти средства можно использовать при анализе музыкального произведения, части, отдельного образа.

• мелодия (плавная, отрывистая, скачкообразная и др.);

• ритм (равномерный, спокойный, чёткий, отрывистый, синкопированный, др.);

• пауза – остановки в музыке (долгая, короткая);

• акцент - сильная доля (лёгкий, сильный);

• гармония (светлая, тёмная, резкая, напряжённая и др.);

• интонация (вопросительная, утвердительная, спокойная, робкая, ласковая, грозная, тревожная и др.);

• лад (мажорный, минорный, переменный);

• темп (быстрый, медленный, спокойный, умеренный, оживлённый и др.);

• динамика (тихо, громко, усиливая, затихая, негромко);

• регистр (высокий, средний, низкий);

• тембр (различная окраска звука – светлая, тёмная, звонкая и др.).

СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Эти средства можно использовать при анализе музыкального произведения, части, отдельного образа.

• мелодия (плавная, отрывистая, скачкообразная и др.);

• ритм (равномерный, спокойный, чёткий, отрывистый, синкопированный, др.);

• пауза – остановки в музыке (долгая, короткая);

• акцент - сильная доля (лёгкий, сильный);

• гармония (светлая, тёмная, резкая, напряжённая и др.);

• интонация (вопросительная, утвердительная, спокойная, робкая, ласковая, грозная, тревожная и др.);

• лад (мажорный, минорный, переменный);

• темп (быстрый, медленный, спокойный, умеренный, оживлённый и др.);

• динамика (тихо, громко, усиливая, затихая, негромко);

• регистр (высокий, средний, низкий);

• тембр (различная окраска звука – светлая, тёмная, звонкая и др.).

СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Эти средства можно использовать при анализе музыкального произведения, части, отдельного образа.

• мелодия (плавная, отрывистая, скачкообразная и др.);

• ритм (равномерный, спокойный, чёткий, отрывистый, синкопированный, др.);

• пауза – остановки в музыке (долгая, короткая);

• акцент - сильная доля (лёгкий, сильный);

• гармония (светлая, тёмная, резкая, напряжённая и др.);

• интонация (вопросительная, утвердительная, спокойная, робкая, ласковая, грозная, тревожная и др.);

• лад (мажорный, минорный, переменный);

• темп (быстрый, медленный, спокойный, умеренный, оживлённый и др.);

• динамика (тихо, громко, усиливая, затихая, негромко);

• регистр (высокий, средний, низкий);

• тембр (различная окраска звука – светлая, тёмная, звонкая и др.).

СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Эти средства можно использовать при анализе музыкального произведения, части, отдельного образа.

• мелодия (плавная, отрывистая, скачкообразная и др.);

• ритм (равномерный, спокойный, чёткий, отрывистый, синкопированный, др.);

• пауза – остановки в музыке (долгая, короткая);

• акцент - сильная доля (лёгкий, сильный);

• гармония (светлая, тёмная, резкая, напряжённая и др.);

• интонация (вопросительная, утвердительная, спокойная, робкая, ласковая, грозная, тревожная и др.);

• лад (мажорный, минорный, переменный);

• темп (быстрый, медленный, спокойный, умеренный, оживлённый и др.);

• динамика (тихо, громко, усиливая, затихая, негромко);

• регистр (высокий, средний, низкий);

• тембр (различная окраска звука – светлая, тёмная, звонкая и др.).

Консультация для воспитателей

«Средства выразительности в музыке»

Подготовила музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 13 «Звездочка»

Кокурина Т.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Язык и средства выразительности в изоискусстве

Консультация для воспитателей и родителей...

Освоение фактуры как средства выразительности изобразительного искусства

Изобразительное искусство играет большую роль в воспитании ребенка. Но это происходит только в том случае, когда  ребенок понимает язык, на котором говорит искусство. Средствами выразител...

Консультация для родителей по музыке "Воспитание ребёнка средствами музыки"

«Воспитание ребёнка средствами музыки». «Воспитание ребёнка средствами музыки» - эта тема никогда не потеряет своей актуальности.  Возможно, некоторые советы помогут вам и вашему малышу войт...

Консультация для родителей по музыке. «Воспитание ребёнка средствами музыки».

Консультация  для родителей по музыке. «Воспитание ребёнка средствами музыки»....

Консультация для родителей по музыке. «Воспитание ребёнка средствами музыки».

Консультация для родителей "Воспитание ребёнка средствами музыки"...

Консультация для родителей"Загадки как средство выразительности речи"

Консультация для родителей"Загадки как средство выразительности речи"Воспитатель:Мохова Г.В.Проведено:15.04.2022г....