Коммуникативная культурная практика «Звуки природы».
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Спирина Елена Геннадьевна

Предварительный просмотр:

Коммуникативная культурная практика «Звуки природы».

Подготовительная группа.

Программное содержание:

  1. Формировать способность не только видеть, но и слышать красоту природы, развивать зрительные и слуховые анализаторы детей, умение высказывать элементарные суждения о её эстетической ценности; познакомить со стихами, отражающими зрительные и слуховые образы, возникающие у поэтов  от восприятия родной природы.
  2. Подвести к пониманию понятия «окружающая среда», используя метод «поэтических наблюдений».
  3. Воспитывать гуманное отношение к представителям флоры и фауны, бережное отношение к природе.

Содержание:

Воспитатель. Ребята, все мы часто наблюдаем окружающую нас природу: на экскурсиях, на прогулках, по дороге домой и в детский сад. Как вы думаете, чему нас учит природа?  (Ответы детей).

Воспитатель. А от чего можно получить удовольствие, отдыхая на природе?  (Ответы детей).

Воспитатель. Да. Можно получить удовольствие, когда рассматриваешь деревья, цветы, птиц. Можно смотреть, как в реке отражаются облака и солнце. Можно прикоснуться к дереву, например к берёзе, обнять руками и попросить её поделиться своей силой. Приятно полежать на мягкой траве, побегать по ней босиком. Удовольствие – искупаться в море или реке,  а еще погулять по лесу, собрать грибов и ягод.

Воспитатель. Всё это, конечно, правильно. Представьте, что вы в лесу, и заройте глазки. От чего вы сможете тогда получить удовольствие?  (Ответы детей: пение птиц, шелест листьев, шум ветра).

Воспитатель. Поэт Андрей Усачёв услышал другие звуки природы и написал о них в стихотворении.

Шуршат осенние кусты.

Шуршат на дереве листы.

Шуршит камыш. И дождь шуршит.

И мышь, шурша, в нору спешит.

А там тихонечко шуршат

Шесть шустрых маленьких мышат.

Но все вокруг возмущены:

- Как расшалились шалуны!

Назовите, пожалуйста, звуки, которые услышал автор стихотворения. (Ответы детей).

Воспитатель. А какие звуки природы отметил поэт в этом стихотворении?

Возле лап пушистой ели тонко ландыши звенели,

Замирал душистый звон в вышине колючий крон,

Плыл по мягким сочным травам, плыл по рощам и дубравам.

- Белый ландыш? Знаем, знаем! Он леса наполнил маем.  

 (Г.Лагдынь)

Воспитатель. Автор стихотворения заметил, что цветок ландыша напоминает маленький колокольчик, а музыкальные колокольчики издают звон. Вот и родилось очень красивое стихотворение о том, как своим звоном ландыши наполнили весь лес.

Воспитатель. Ребята, а каких художников вы знаете, которые написали свои картины о природе?  (Ответы детей).

Воспитатель.        

Среди ельников нарядных, невелик и неглубок,

Родился голубоватый, серебристый родничок.

Хорошо звенеть и булькать, отражая небосвод.

Родничок щебечет гулко, и лопочет, и зовёт:

«Я вас в жаркую погоду влагой щедро напою

И отдам не только воду, но и песенку свою».

  (Н.Алтухова)

Какие звуки вы слышите?  (Ответы детей).

Воспитатель. Вы обратили внимание на то, какими словами поэт передает звуки ручья?

(Словарная  работа: звенеть, булькать, щебечет, лопочет, зовёт)

Воспитатель. Природа учит нас слушать эти звуки. Как вы думаете, чем ещё нас учит природа? (Ответы детей).

Воспитатель. Поэт Владимир Орлов в стихотворении «Живой букварь» написал об этом так:

… Нас в любое время года

Учит мудрая природа.

Птицы учат пению,

Паучок – терпению.

Пчёлы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит снег нас чистоте,

Учит солнце доброте.

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Весь лесной народ

Учит крепкой дружбе.

Вам всё понятно из этого стихотворения? Я вот не поняла, почему паучок учит терпению.  (Провокационный вопрос.) Как вы думаете, ребята?  (Ответы детей). Паучку приходится долго плести свою сеть, а потом долго ждать, когда в ней запутается муха. Всё это требует  от него терпения.

Воспитатель. А вот ещё чему детям следует научиться. Но не у природы, а по отношению к природе.

Я на кусте у родника

Не тронул сети паука.

Я поглядел на муравьёв:

У них домище будь здоров!

Я долго по лесу шагал

И никого не напугал,

Нигде воды не замутил….

В лесу я просто погостил!

(Н.Красильников)

(Ответы детей).

Воспитатель. Деревья называют «легкими планеты», потому что они выделяют в воздух кислород, которым мы дышим. В лесу много деревьев – вот почему в лесу так легко дышится. Поэтому мы пожелаем лесу:

Будь здоров, зелёный лес!

Стой в торжественном наряде.

Процветай, наш друг хороший,

Будь здоров, зелёный лес!  

(Е.Агранович)

Итог. Ребята, о чём мы сегодня с вами разговаривали? Что всего вам запомнилось сегодня? Какое у вас настроение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной «ситуации» 2 младшая группа Тема ОС: чтение сказки «Снегурушка и лиса». Культурная практика: коммуникативная деятельность.

Тема ОС: чтение сказки «Снегурушка и лиса».Культурная практика: коммуникативная деятельность.Культурно-смысловой контекст: познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ Группа __подготовительная_________________________________ Тема ОС Чтение стихотворения «Весна идет, весне дорогу!» Культурная практика Коммуникативная

Культурно-смысловой контекстИллюстрации к стихотворению «Весна, весна! Как воздух чист!» (в центр книг)ЦельСоздание условий для знакомства со стихотворениями о веснеЗадачи:ОбучающиеРазвива...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ Группа __подготовительная_________________________________ Тема ОС Чтение стихотворения «Весна идет, весне дорогу!» Культурная практика Коммуникативная

Культурно-смысловой контекстИллюстрации к стихотворению «Весна, весна! Как воздух чист!» (в центр книг)ЦельСоздание условий для знакомства со стихотворениями о веснеЗадачи:ОбучающиеРазвива...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

" Сказка, как средство развития творческих и коммуникативных способностей в культурной практике"

Проект " Сказка, как средство развития творческих и коммуникативных  способностей в культурной практике"Цели :- Развитие свободной творческой личности ребёнка- Формирование интереса и п...

Презентация на тему: "Роль культурных практик в социально - коммуникативном развитии"

Данная презентация раскрывает понятие "Культурные практики", показывает на конкретных примерах из моей личной практики, как можно использовать их для социально - коммуникативного развития до...

Культурная практика социально-коммуникативного направления "Веселая Карусель" "ПЕРНАТЫЕ ВЕСТНИКИ ВЕСНЫ"

детям всегда интересно наблюдать за птицами в парке, слушать их пение, размышлять о том, чем же они питаются... Какие птицы первыми прилетают весной?! Что ест ГРАЧ?.....