Отчет по теме самообразования
материал (младшая группа) на тему

Рыжкова Татьяна Вячеславовна

В настоящее время с вступлением Федерального государственного образовательного стандарта, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развитие речи ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_18_samoobrazovanie.docx212.54 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет  по теме самообразования

«Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».

2 младшая группа «А» «Солнышко»

Воспитатель: Рыжкова Т.В.

2018 год

                                              «Если руки неумелы, если пальчики несмелы,

                                              Трудно ручку удержать, буквы ровно написать

                                                  Не удержишь карандаш - не получится пейзаж».

                           В. Лирясова.

В настоящее время с вступлением Федерального государственного образовательного стандарта, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развитие речи ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

    Работая с детьми младшего возраста, я обратила внимание на то, что зачастую у детей слабо развита мелкая моторика рук, т.к. именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой, не успевают за сверстниками  на занятиях. Поэтому выбрала тему по самообразованию «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».

Работая над данной темой, перед собой поставила следующие цели:

  • Создание условий для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.
  • Развитие у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений.
  • Повышение своего теоретического уровня, профессионального     мастерства и  компетентности.

Для реализации целей наметила следующие задачи.

  • Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.
  • Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.
  • Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
  • Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.
  • Повышать компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей младшего дошкольного возраста. 

Для достижения поставленных задач я использовала различные формы работы. Одним из методов работы являются пальчиковые игры. В младшем дошкольном возрасте наилучший эффект даёт тренировка пальцев рук. Наиболее интересным, занимательным и любимым мною способом для развития мелкой моторики рук, считаю применение пальчиковых игр во всём их разнообразии, так как они интересны детям, соответствуют возрасту, позволяют в короткий срок улучшить моторику рук. 

   Эффективность и интерес к этой деятельности повышается, если упражнения сопровождаются чтением стихов, потешек. Стихи, сопровождающие упражнения, помогает создать благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность стихов и потешек развивает усидчивость, память, внимание, а также умение слушать и понимать. 

Перед началом своей работы провела диагностическое обследование. Для выявления уровня развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста я использовала критерии, разработанные  учеными

Н.О. Озерецким и Н. И. Гуревич в своей книге «Психомоторика», которые просты в применении, информативны по содержанию и, как свидетельствует их долгая проверка временем, достоверны.

Диагностику проводила с помощью следующих упражнений:

  • Пальчик с носиком здороваются.
  • Уложи монеты в коробку.
  • Нарисуй пальцами кружочки.
  • Давай поздороваемся 
  • Нарисуй горизонтальные и вертикальные линии
  • Застегни и расстегни пуговицы.
  • Завяжи и развяжи шнурки.

В соответствии с данными критериями мною были выделены и определены уровни развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

   Проведя обследование своих воспитанников, я обнаружила низкий уровень развития мелкой моторики рук. Поэтому в нашей группе развитию мелкой моторики уделяю большое внимание, и такая работа ведется, начиная с 1 младшей группы.

Очень важной частью моей работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев и рук. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вниз», «вверх» и т. д. Дети с удовольствием принимают участие в «играх - потешках».

   Работа по развитию мелкой моторики рук у детей проводила регулярно. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, старалась превратить обучение в игру, не отступала, если задания были трудными, не забывала хвалить ребенка.

   В группе имеется необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры  для развития мелкой моторики, некоторые из которых были сделаны самостоятельно. Каждый предмет в группе может стать развивающим. Я постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики. Так как свою активность и стремление к самостоятельности дети успешно реализовывают в игре, то в первую очередь я создала все условия для игровой деятельности. Поэтому игровые уголки в группе, где я работаю, расположены так, чтобы машины из «гаража» не проезжали через “жилую комнату”.

   Итак, организуя среду и создавая условия для развития детей, прежде всего я думала о том, каким полезным умениям и навыкам могут приучить его самые обычные предметы, постаралась донести до родителей необходимость и важность этого, и с их помощью сделать все возможное для достижения своей цели.

   Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, обуваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

     Считаю, что все игры и упражнения, которые я проводила с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, привлекая к этому процессу родителей, помогают нам развивать мелкую моторику рук наших малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.

   Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики у детей,  проводила работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и педагогами детского сада. Для родителей были проведены:

  • Консультация «Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста»
  • Семинар-практикум  «Развитие мелкой моторики пальцев рук», с целью ознакомления родителей с дидактическими играми, способствующими развитию мелкой моторики рук у детей 3–4 лет.

C:\Users\таня\Desktop\DSC07738.JPG                           C:\Users\таня\Desktop\DSC07733.JPG

  • Анкетирование «Как развита мелкая моторика у вашего ребенка?»
  • Была показана презентация: «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей»
  • Составила  буклет для родителей по теме самообразования.
  • Подготовила памятку «Для чего нужна пальчиковая гимнастика».

   Для педагогов дошкольного учреждения провела консультации: «Пальчиковая гимнастика, как средство оздоровления детей дошкольного возраста»; «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста». 

   В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразования «Особенности развития конструктивной деятельности детей раннего возраста от двух до трех лет»

Тему для самообразования мы с Г.Н. Журавишкиной выбрали: «Особенности развития конструктивной деятельности детей раннего возраста от двух до трех лет», она совпадает с особенностью работы с детьми ран...

Отчет по теме самообразования Тема: «Развитие математических представлений в дошкольном возрасте».

Тема: «Развитие математических представлений в дошкольном возрасте»....