проект "Магия красок"
проект (старшая группа) на тему

Познавательно-исследовательский проект для старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx370.92 КБ

Предварительный просмотр:

 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «МАГИЯ КРАСОК»

Старшая группа

Цель: сформировать представления детей старшей группы о существенных характеристиках некоторых материалов – они окрашивают другие материалы.

Задачи:

  • обоснование и в ходе реализации проекта апробация способов окрашивания хлопчатобумажных  ниток, кусочков ткани природными красителями;
  • развитие проектной деятельности исследовательского типа.

Проект был реализован при следующих условиях: работа велась в условиях семьи совместно с родителями при соблюдении всех правил безопасного поведения. У детей есть опыт проведения различных экспериментов. Воспитатель интересуется ходом исследования, поддерживают интерес детей к данной теме.

В нашей группе есть необходимые ресурсы для решения поставленных задач: есть в достаточном количестве соответствующие возрасту измерительные инструменты, объекты для исследовательской деятельности.

Участниками проекта стали  дети старшей группы, их родители и воспитатель группы.

 Наш проект - краткосрочный,рассчитан на 1 месяц.

Продукт проектной деятельности:

во взаимодействии детей, родителей и воспитателя – Оформление альбома «Магия красок»  с описанием проведенных экспериментов и их результатами: окрашенными ниткам, кусочками тканей, фотографиями. Создание слайд-презентации  «Как окрасить нитки, ткань?»

в методической работе  - разработка проекта «Магия красок», описание его реализации.

Предполагаемый результат:

  • Повысится интерес детей к открытию новых, ранее ему неизвестных, свойств  предметов посредством совместного с взрослым экспериментирования.
  • Воспитанники научатся партнёрскому взаимодействию в рамках общего дела, будут задавать больше вопросов, чтобы понять суть происходящего.
  • Родители удовлетворят потребность быть успешным в воспитании своего ребёнка, лучше станут его понимать, будут корректировать  свои способы воздействия на детей, заменяя императивные методы оптативными.

Работа над проектом предполагает интеграцию образовательных областей –«Познание»,  «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Безопасность».

Предварительная работа.  Дети со средней группы занимаются экспериментированием в групповой минилаборатории, имеют определённый опыт проведения учебных исследований.  Для данного проекта специально были добавлены в лабораторию: природные красители, нитки и кусочки белой хлопчатобумажной ткани, ёмкости. Кроме этого подобрана необходимая литература: распечатаны иллюстративные материалы о том, как и из чего изготавливают краски на основе природных красителей, разработана картотека опытов. С родителями проведена беседа, оформлен стенд «Детские исследования как метод развития способностей» с детальным описанием экспериментов по окраске ниток, тканей.

Оценивалась эффективность реализации проекта на основе мониторинга уровня развития интегративного качества «Любознательный, активный».

Итог проекта - презентация. В нашем случае такая презентация проводилась в форме детско-родительского мастер-класса, где дети демонстрировали не только альбом, но и включили всех в процесс окрашивания ниток при помощи разных природных красителей.

Реализация проекта сопряжена с определёнными рисками:

Эксперименты по выделению красящего вещества и дальнейшему окрашиванию требуют нагревания воды с красителями до высоких температур. Поэтому вся эта работа должна осуществляться только совместно с родителями при соблюдении всех мер безопасности.

Осуществление проекта.  Мы предположили, что поддержать интерес детей к исследовательской деятельности можно  в том случае, если мы будем использовать  (или создавать специально) педагогические ситуации, возникающие в быту. В нашем случае, толчком к началу исследования: какие бывают красители, как их получают, как окрашивают нитки и ткани, послужила испачканная свекольным салатом футболка.

Далее работа строилась в следующих направлениях.

Направления работы,

 формы, методы взаимодействия  в триаде «педагоги -дети - родители»

Дети - родители

Дети - педагоги

  1. Чем люди окрашивали одежду в старину? (поиск информации в интернете, обсуждение).
  1. Чем люди окрашивали одежду в старину? (Поиск информации в детских энциклопедиях, беседы, рассказы воспитателя).
  1. Диалоговое общение родителей и ребёнка: Чем занимались в детском саду? Какой видеофильм смотрели? Как же окрашивают ткани сейчас?
  1. Как окрашивают ткани на современ-  ной фабрике? (Просмотр телепередачи Галилео «Как окрашивают ткани»). Беседа.
  1. Окрашивание яиц отваром луковой шелухи. А можно ли окрасить таким же способом нитки? Эксперимент.

3. Рассматривание яиц окрашенных луковой шелухой.          Обсуждение: Чем ещё окрашивают дома яйца к празднику пасхи?

  1. Диалоговое общение родителей и ребёнка: Что из продуктов красит руки, когда готовим еду или посуду, когда туда кладут пищу? Можно ли свёклой покрасить нитки? Эксперимент.

  4. Рассматривание ниток, кусочков ткани, окрашенных  отваром свёклы, зеленкой. Обсуждение: Как изменяется цвет при окраске отваром свёклы? Красиво ли окрашивает белую ткань зеленка?

  1. Чем красят джинсы?  Рассказ о растении  «индиго», рассматривание  фотоматериалов об изготовлении красителя и окрашивании  джинсовой ткани.

5.   НОД «Драгоценные красители – пурпур и кармин». Рассказ воспитателя, рассматривание масленых красок, рассматривание репродукций, где использованы эти краски.

Мастер-класс с презентацией: «Как и чем окрасить ткань?»

Работа в рамках проекта значительно обогатила сенсорный опыт детей. Дети стали обращать больше внимания на многоцветие  окружающей природы,  цвет одежды, обуви, вещей, которыми они пользуются. Увеличилось количество эталонов цвета, освоенных детьми: к семи цветам спектра и их оттенкам добавились новые: кармин, пурпур, индиго. Поскольку работа строилась как совместная, где ребёнок всё время был активным деятелем, а не слушателем, то присвоение нового опыта  было прочным и осознанным.

А это, в свою очередь, является одной из предпосылок полноценного познания окружающего мира, развития мыслительных процессов, так как «внешние чувства доставляют материал для всех рассудочных работ», - писал К.Д.Ушинский.

Существенных изменений в уровне интегративного качества «Любознательный, активный» за столь короткое время не произошло, хотя можно отметить, что у многих детей появились новые вопросы к взрослым, они чаще обращались к педагогу и родителям за помощью в случаях затруднений. Самостоятельность проявлять в данных экспериментах дети не могли, по объективным, описанным выше, причинам.

Подводя итог сказанному, хочется подчеркнуть, что педагогически обоснованный подбор и организация деятельности экспериментирования   обеспечивают оптимизацию познавательной активности старших дошкольников, способствуют углублению представлений  об окружающем мире, учит взаимодействовать с другими в условиях интересного общего дела. Значит, эта работа удовлетворяет,  в определённой степени, базовую когнитивную потребность – потребность в познании и понимании.    

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе с использованием компьютерной презентации

Светлана Острая 
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе с использованием компьютерной презентации

Конспект

интегрированной образовательной деятельности в старшей группе с использованием компьютерной презентации

Тема«Расписные ткани»

Программные задачи:

Образовательные задачи:

Познакомить детей со способом производства тканей из хлопка.

Учить детей рисовать узоры по замыслу, заполняя всё пространство листа бумаги (рисовать «ткань», находить красивые сочетания красок в зависимости от фона.

Использовать в своём творчестве элементы декоративно – прикладного искусства (растительные, геометрические).

Совершенствовать технические навыки рисования кистью (рисовать кончиком кисти или всем ворсом, свободно двигать в разных направлениях).

Развивающие задачи:

Развивать творческое воображение детей, художественно – эстетический вкус, чувство цвета, композиционные умения.

Развивать речевую и мыслительную деятельность.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи: воспитывать аккуратность в работе, навыки сотрудничества, стремление принимать участие в коллективной работе.

Методы: наглядный, наглядно – практический, словесный.

Приемы:

практические:

экспериментирование,

создание эскизов рисунков на ткани;

дидактические упражнения «Угадай какой цвет получится»«Собери узор»

наглядные:

рассматривание слайдов,

рассматривание альбомов с коллекциями тканей;

словесные:

беседа – диалог;

решение проблемной ситуации

здоровьесберегающие:

гимнастика для глаз,

физкультурная минутка,

пальчиковая гимнастика.

Материалы, инструменты, оборудование: листы бумаги – белые и цветные; краски – акварель или гуашь; фломастеры, маркеры, цветные карандаши, кисточки разных размеров, палитры, баночки с водой, образцы ткани (лоскутки с красивыми узорами, ноутбук, презентация «Как рождается ткань», карточки с изображением ягод (малина, клубника, вишня, отвар луковой шелухи, ёмкости для отвара, тёрка, клеёнка, кусочки белой ткани по три на каждого ребёнка, свекла, морковь, марля, стаканы с соком овощей, стакан с чистой водой, мокрая салфетка, фартуки длядетей, перчатки (или пинцеты, опорные схемы «Алгоритм окрашивания ткани», конверты со схемами и геометрическими фигурами разных цветов к д/игре «Собери узор», песочные часы (5 минут и 3 минуты)

Ход ООД

Дети сидят за столами, слышится стук в дверь. В группу заходит Пеппи Длинный Чулок, в руках держит кусок белой ткани.

Пеппи: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Пеппи Длинный Чулок. Я пришла к вам за помощью. Недавно меня пригласили на карнавал. А костюма у меня нет. Но зато у меня есть белая ткань, из которой я собралась сшить себе юбку. Вот только на карнавал принято ходить в ярких и красочных костюмах. Мои друзья – Томми и Анника – рассказывали мне, что ткань можно покрасить самому. Неужели это правда? И как же это сделать? Помогите мне, пожалуйста, ребята.

Воспитатель: Дорогая Пеппи, я думаю, ребята с удовольствием помогут тебе. Как вы думаете, мы сможем помочь Пеппи? Ребята, расскажите, а кто – нибудь из вас когда – то ходил на карнавал? А какие туда нужны костюмы? А как же Пеппи сделать такой костюм из белой ткани? Приходилось ли кому – нибудь из вас окрашивать ткань в домашних условиях? А чем вы окрашивали ткань? А кто знает, что же такое ткань? А хотите узнать из чего и как получается ткань?

Рассказ с презентацией

Слайд №1. На полях выращивают удивительное растение – хлопок. Это – хлопковое поле, вот так он растет. Хлопок любит тепло, поэтому растет на юге, где много солнца и тепла.

Слайд №2. Хлопок похож на коробочки с ватой. Когда он созревает, коробочки лопаются, а в каждой из них – будто кусочек ваты.

Слайд №3. Раньше хлопок собирали руками. Это очень тяжелая работа.

Слайд №4. Теперь это делает хлопко – уборочный комбайн.

Слайд №5. Собранный хлопок раскладывают на солнце сушить.

Слайд №6. Затем вяжут в тюки и везут на прядильную фабрику.

Слайд №7. Там его разрыхляют, очищают от семян и расчёсывают.

Слайд №8. Получается вот такая вата. Из такой ваты делают нити.

Слайд №9. А уже из ниток ткут ткань на ткацких станках. Качество тканей зависит от толщины нитей: из толстых ниток получаются толстые ткани, например, джинсовая ткань, а из тонких – легкие, тонкие, такие как ситец, сатин. Это очень трудная и кропотливая работа, которая занимает длительное время. Представьте, сколько необходимо сплести ниточек между собой для небольшого куска ткани. Технология изготовления всех тканей примерно одинакова. Сначала ткут из ниток однотонное полотно светлого или серого цвета, а затем его выбеливают для белых тканей, или наоборот раскрашивают в разные цвета.

Слайд № 10. Существуют специальные художники, которые придумывают разные рисунки для тканей, а потом с помощью специальных машин наносят рисунок на ткань.

Наши далекие предки крайне редко окрашивали саму ткань. В основном окрашивалась пряжа или волокно. Красители использовали только натуральные, растительного и животного происхождения, реже минеральные. Многие народы для приготовления красок использовали дикие травы. В большинстве случаев, из корней, листьев или стеблей растений готовили отвар. Затем в этот отвар погружали ткань в развернутом виде и долгое время кипятили.

Игра «Угадай, какой цвет получится»

Воспитатель: Угадайте, какой цвет может получиться, если покрасить ткань малиной. (показ карточки с изображением малины). Клубникой (показ карточки с изображением клубники). Вишней (показ карточки с изображением вишни). А вот посмотрите какие цвета ткани люди получали из разных растений(слайды 11 – 18)

Светло коричневый – шелуха лука (цвет зависит от цвета шелухи);

Красный – крушина (свежая кора; сухая – красно-коричневый цвет);

Оранжевый – дикая яблоня (кора,

Желтый – крушина (ягоды; при длительном варении – зеленый цвет,

Зеленый – крапива (листья,

Синий – Иван-да-Марья (цветы,

Черный–клён (листья).

Воспитатель: А теперь пусть наши глазки немного отдохнут.

Гимнастика для глаз

Раз – налево, два – направо,

три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмём немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много – много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

Опыт 1 «Окрашивание ткани»

Воспитатель: А теперь я приглашаю вас в нашу экспериментальную лабораторию. Прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним правила поведения в мастерской.

Воспитатель: Сейчас я покажу вам как же можно самим покрасить кусочек ткани. В этом мне помогут растворы, которые я приготовила заранее. Это растворы из луковой шелухи. Перед нами три ёмкости с раствором луковой шелухи. Я предлагаю вам выяснить: зависит ли степень окрашивания ткани от времени её пребывания в красящем растворе. Подумайте и скажите: как изменится цвет, если кусочек ткани подержать в растворе 5 минут, 1 минуту или, например, опустить ткань и сразу вынуть её из раствора.

Воспитатель: Давайте проверим это опытным путём. Для этого первый кусочек ткани кладём в раствор луковой шелухи и оставляем его там на 5 минут. Чтобы мы знали, сколько времени прошло, давайте поставим песочные часы, которые отмерят ровно 5 минут. А пока, опустим следующий кусочек ткани в другую ёмкость с раствором шелухи, и, оставим его там на 1 минуту. Здесь нам тоже помогут песочные часы. А теперь берём третий кусочек ткани и опускаем его в раствор на 3 секунды (опустили - вынули). Посмотрите, что произошло с тканью? Какого цвета она стала? Давайте посмотрим, что же стало с другими кусочками ткани. Какой вывод мы можем сделать?

Пеппи: А можно ли окрасить ткань овощами?

Дети: Можно, если пролить на себя сок.

Опыт № 2 «Яркость ткани»

На столах: по 2 краски, 2 лоскута ткани, пинцет, клеенка, влажные салфетки, терка, свекла, морковь, марля, стаканы с соком овощей, стакан с чистой водой, мокрая салфетка.

Воспитатель: Как вы уже успели заметить, у нас два стола с разным оборудованием. Поэтому я предлагаю вам разделиться на две команды и придумать им название. Давайте сравним яркость окрашивания ткани. Команда «Эврика» будет окрашивать ткань соком из овощей, а команда «Фиксики» попробует окрасить ткань кусочками тех же овощей. Посмотрите, что у меня на столе? Как вы думаете, из чего я получила краску темно-красного цвета? Правильно, из свеклы. А как я ее получила, ведь свёкла твёрдая, а краска жидкая. (показ терки) Что можно сделать со свеклой, используя терку? А теперь догадайтесь, из чего я получила краску оранжевого цвета? А как я ее получила? А теперь и вы можете, как люди в древние времена, окрасить ткань в разные цвета. Прошу каждую команду пройти к своему столу. Давайте повторим, как мы будем окрашивать ткань? Чтобы вы не забыли последовательность выполнения работы, я приготовила для вас опорные схемы. Вы можете ими пользоваться во время работы.

А второй команде, предлагаю взять понравившийся кусочек: свёклы или моркови, и попробовать им порисовать на ткани.

Команды, прошу приступать к работе.

Самостоятельная работа детей. Работа с опорными схемами.

Воспитатель: Какие выводы мы можем сделать, окрашивая ткань кусочками овощей и их соком? В каком случае цвет получился ярче и насыщеннее?

Пеппи: Я так устала. Предлагаю немного отдохнуть.

Физминутка от Пеппи «Вверх рука и вниз рука»

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз - хлопок и вверх - хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем - будет прок.

(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой!

(Вращение головой вправо и влево.)

Дидактическая игра «Сложи узор»

Воспитатель: Пеппи, а какой бы ты хотела сделать узор на своём костюме?

Пеппи: Что – нибудь с квадратиками, кружочками, в общем геометрический.

Воспитатель: Ребята, на столах перед вами конверты с геометрическими фигурами разных цветов и размеров, так же есть карточки – схемы узоров из геометрических фигур. Вы можете сами создать свой собственный узор или с помощью карточек – схем, используя свои любимые цвета(самостоятельная работа детей)

Воспитатель: Окрашивать ткань мы научились. Составлять узоры мы тоже умеем. А теперь, как настоящие художники, давайте нарисуем эскизы узоров для ткани. А помогут вам в этом краски и карандаши.

Рисование «Такие разные ткани»

Самостоятельная работа детей.

Пеппи: Ребята, большое вам спасибо. Вы мне очень помогли. У вас получились красивые эскизы тканей. Все они мне очень нравятся. Я даже не могу вот так сразу выбрать узор, который нарисую на своём костюме. Вы разрешите мне забрать с собой все ваши эскизы, чтобы я дома смогла подобрать себе узор для юбки?

Пеппи: Спасибо большое. До свидания!

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы смогли помочь Пеппи разрешить её проблему? А чем вам понравилось наше занятие? А что вам не понравилось? Мне тоже понравилось как вы все сегодня работали. Особенно мне понравилось работать в нашей лаборатории.

Рефлексия

Воспитатель: Если вам понравилось сегодняшнее занятие, если у вас сейчас хорошее настроение, то похлопайте в ладоши. А если вам что – то не понравилось, то потопайте ножками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Магия красок"

исследовательская работа "Магия красок"...

Развлечение для старших дошкольников "Праздник красок".

Праздники, досуги, развлечения– важный фактор формирования маленького человека.  Взрослые не хотят жить без праздников, а уж дети – тем более. Через  звуки и движения ребёнок познаёт м...

Дидактическая игра для детей старшего и среднего дошкольного возраста на смешивание красок "КАКОЙ ЦВЕТ ПОЛУЧИТСЯ?"

Эта игра поможет вам в игровой форме закрепить знания детей о смешивании красок для получения новых цветов и оттенков.Эту игру я провожу на празднике "Вот и стали мы на год взрослее". Она проводиться ...

Перспективное планирование по кружковой работе "Радуга красок". Разработала Новосёлова Ольга Анатольевна

Перспективное планирование по кружковой работе в подготовительной группе МДОУ «Детский сад № 52 «Медвежонок» общеразвивающего вида» г.Кандалакша  «Радуга красок», разработан Новосёловой О. А.Ма...

Кружок по ИЗО - деятельности "Радуга красок"

В данном материале представлены перспективный план работы по кружковой работе и приложение....

"Волшебная страна красок"

Интегрированное занятие по познавательному развитию и рисованию нетрадиционным способом (поролоновой губкой и по трафарету)...

Семейный клуб по теме: "Много красок у меня, выбирай любую, ляпушку свою возьму, с мамой порисую…»

«Много красок у меня, выбирай любую, ляпушку свою возьму, с мамой порисую…» ,  сценарий занятия-развлечения в Семейном клубе ...