Конспект " Волк и лиса"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Третьякова Ольга Владимировна

 

«Волк и лиса – лесные хищники»

Цель:  Закрепить  знания о диких животных нашего леса, особенностях их жизни зимой.

Задачи:

1. Уточнить представления детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время.

2. Формировать представления детей о приспособленности хищников к добыванию пищи.

3. Упражнять в умении сравнивать и описывать животных.

4. Обогащение словарного запаса детей по теме «Дикие животные».

5. Развивать знания детей о следах диких животных.

6. Развивать зрительное и слуховое внимание детей и восприятие.

7. Развивать любознательность, логическое мышление у детей

8. Воспитание бережного отношения к природе, любви к животным.

 Материал: заяц – игрушка, иллюстрации с изображением диких животных, следы животных, раздаточный материал (лабиринт, карандаши).

Ход занятия

 Воспитатель.  Ребята, я хочу пригласить Вас в наш лес погулять. Хорошо было бы, если бы нас кто-нибудь проводил. Дети, послушайте: кто-то плачет. (Дети видят зайчика.)

 - Почему ты плачешь?

- Я потерялся и не могу найти свою маму.

- Где же ты живёшь?

- В лесу!

Воспитатель: Ребята, давайте отправимся в лес и найдём дом зайчонка и его маму.

Физкультурная минутка «Прогулка в зимнем лесу».

«Мы пришли в зимний лес,

Сколько здесь вокруг чудес.

Справа-березка в шубке стоит,

Слева - елка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся

На землю красиво ложатся.

Вот и зайка проскакал,

От лисы он убежал.

Это серый волк рыщет

Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас

Не найдет тогда он нас.

Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму и проспит.

Пролетают снегири,

Как красивы они!»

- Вот и пришли мы с зайчонком в лес.

-  Как он изменился зимой? (ответы детей: Холодно. Снег. Тишина. Кажется, никто не живет в лесу. Но если хорошо приглядеться, на снегу можно увидеть расписные узоры разных следов. А если есть следы, значит, их кто-то оставил. Кто умеет разбираться в следах, сразу определит, какие животные здесь были, что делали, чем питались, кто за ними охотился. Мы с вами тоже отправимся по следам и посмотрим, кто их оставил и как зимуют животные и птицы в лесу).

- А вот и первые следы! Чьи они? Давайте посмотрим, куда они нас приведут.

    Дети вместе с воспитателем двигаются по следам до пенька, где лежит картина с изображением лисы.

-Где живёт лиса? (живут в норах, вырытых ими самими, или используют норы барсуков.)

- Чем питается? (Мышевидными грызунами, мелкими птицами, зайцами, крупными насекомыми, различными плодами, ягодами, ловит боровых охотничьих птиц, подбирает падаль и пищевые отбросы (зимой), на побережье — выбросы моря.)

-Как добывает пищу зимой? ( А вы знаете, что в сильный мороз лиса прикрывает нос своим пушистым хвостом, чтобы он не замерз.  Лиса очень умное, хитрое животное. Лиса, так же как и волк всю зиму рыщет по лесу в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет норки мышиные. Так мышами в основном и кормится всю зиму. Лиса запасов не делает, голодно бывает ей порой.)

- Почему лису называют хищником? Что ей помогает охотиться за животными?

- Как ведёт себя лиса во время охоты? (ночью выходит охотиться на мышей — мышковать. Легко ступает лисица по заснеженному полю, навострив уши и держа нос на ветер. Все органы чувств напряжены. Влажный нос часто опускает вниз, пытаясь уловить манящий запах, уши вслушиваются в каждый звук. Иногда зверь садится на снег, продолжая принюхиваться и прислушиваться, затем встает и продолжает путь. Но вот чуткое ухо уловило едва слышный писк, а может быть и шорох. Лиса останавливается, затем тихо переступает вперед и застывает неподвижно. И вот прыжок. Взметнувшись вверх, она опускается лапами и носом в одну точку, откуда уловила шорох. Пойманную полевку тут же проглатывает, и охота продолжается.

Если грызунов мало, лисица нередко голодает и много бродит в поисках пропитания. Часто подходит к проезжим дорогам, где собирает разные объедки или шарит по деревенским задворкам.)

- Опять следы…картина волка

-Где живёт волк? (Логовом волкам служат чаще всего естественные убежища: яма под корнями упавшего дерева, скрытое место среди бурелома, рытвина на склоне оврага или расщелина среди скал в горах. Нередко хищники используют готовые норы барсуков, сурков или других зверей, расширяя один из ходов. Возле логова всегда видны вытоптанные площадки, звериные лежки, стоит сильный «звериный» запах разлагающейся пищи.)

- Чем питается? (Волки хорошо плавают и могут переплывать широкие реки. Этот типичный хищник способен активно разыскивать, преследовать и умерщвлять самых разных, в том числе и крупных, животных. Из домашних животных наиболее легкой добычей становятся овцы и козы, хотя волки могут стащить поросенка, зарезать лошадь или корову. Очень часто жертвами волков становятся домашние собаки, которых они хватают ночами прямо в поселках или выманивают за околицу. Важным кормовым объектом волкам служат зайцы, особенно беляки. На берегах водоемов ловят бобров и ондатр. Добывают различных грызунов, водящихся в данной местности — сусликов, хомяков, тушканчиков, а на севере леммингов.

Среди жертв волков в том числе разные хищники: горностаи, хорьки, куницы, барсуки, лисицы, песцы, шакалы, енотовидные собаки, дикие кошки (среди них была даже рысь), изредка росомахи. Иногда стая волков осмеливается нападать даже на бурого медведя, правда, при этом нередко жертвы бывают и среди нападающих.)

- Много пословиц о волке: объясните, почему говорят, что «волка ноги кормят»?

- Вспомните сказки, в которых есть волк (). Все волка не любят.

-Зачем в лесу нужен волк? Какую пользу он приносит?

Волков называют санитарами леса – почему?  (потому, что они уничтожают слабых, больных животных.)

Физкультминутка «Дикие животные»

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки вверх,

Шевелитесь, пальчики, -

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадёмся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернём.

Теперь садимся тише, тише

Притихнем, словно в норках мыши.

Ходил медведь по лесу,

Топтался и рычал.

Хотел он очень мёда,

А где достать не знал.

 - А кого из зверей  мы не увидим в зимнем лесу и почему?

 Воспитатель.  Посмотрите, пожалуйста, на мольберт. Что это за сугроб в лесу? Из – под сугроба идет пар. Все кусты около сугроба покрыты инеем; мягким, пушистым. Кто догадался, что это за сугроб? (ответ детей)

— Правильно, это берлога медведя. А иней на кустах потому, что медведь дышит, и теплый воздух через небольшое отверстие выходит наружу. Медведь завалился спать до самой весны. За зиму он ни разу не проснется, с боку на бок не перевернется.

Чем сильнее морозы, тем крепче спит медведь. А какие еще животные спят зимой? (ответ детей)

— Правильно это ежики, суслики, еноты, барсуки, сурки.

- Чем питается медведь во время спячки? (если нагулял мало жира, если рано потеплело, «промокли его штаны» медведь просыпается=шатун, очень опасен и становится хищником.

Воспитатель. Трудно зверям зимой в лесу.

— Вот и закончилось наше путешествие. Где мы с вами сегодня побывали? Что нового Вы узнали?

- Что понравилось?

-Что было сложно?

— Сегодня мне было очень приятно с вами работать, и в память о нашей встрече я хотела бы вам подарить фотографии следов различных животных. Надеюсь, вы с ними ознакомитесь и станете настоящими следопытами

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_volk_i_lisa.doc519.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Волк и лиса – лесные хищники»

Цель:  Закрепить  знания о диких животных нашего леса, особенностях их жизни зимой.

Задачи:

1. Уточнить представления детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время.

2. Формировать представления детей о приспособленности хищников к добыванию пищи.

3. Упражнять в умении сравнивать и описывать животных.

4. Обогащение словарного запаса детей по теме «Дикие животные».

5. Развивать знания детей о следах диких животных.

6. Развивать зрительное и слуховое внимание детей и восприятие.

7. Развивать любознательность, логическое мышление у детей

8. Воспитание бережного отношения к природе, любви к животным.

 Материал: заяц – игрушка, иллюстрации с изображением диких животных, следы животных, раздаточный материал (лабиринт, карандаши).

Ход занятия

 Воспитатель.  Ребята, я хочу пригласить Вас в наш лес погулять. Хорошо было бы, если бы нас кто-нибудь проводил. Дети, послушайте: кто-то плачет. (Дети видят зайчика.)

 - Почему ты плачешь?

- Я потерялся и не могу найти свою маму.

- Где же ты живёшь?

- В лесу!

Воспитатель: Ребята, давайте отправимся в лес и найдём дом зайчонка и его маму.

Физкультурная минутка «Прогулка в зимнем лесу».

«Мы пришли в зимний лес,

Сколько здесь вокруг чудес.

Справа-березка в шубке стоит,

Слева - елка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся

На землю красиво ложатся.

Вот и зайка проскакал,

От лисы он убежал.

Это серый волк рыщет

Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас

Не найдет тогда он нас.

Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму и проспит.

Пролетают снегири,

Как красивы они!»

- Вот и пришли мы с зайчонком в лес.

-  Как он изменился зимой? (ответы детей: Холодно. Снег. Тишина. Кажется, никто не живет в лесу. Но если хорошо приглядеться, на снегу можно увидеть расписные узоры разных следов. А если есть следы, значит, их кто-то оставил. Кто умеет разбираться в следах, сразу определит, какие животные здесь были, что делали, чем питались, кто за ними охотился. Мы с вами тоже отправимся по следам и посмотрим, кто их оставил и как зимуют животные и птицы в лесу).

- А вот и первые следы! Чьи они? Давайте посмотрим, куда они нас приведут.

    Дети вместе с воспитателем двигаются по следам до пенька, где лежит картина с изображением лисы.

-Где живёт лиса? (живут в норах, вырытых ими самими, или используют норы барсуков.)

- Чем питается? (Мышевидными грызунами, мелкими птицами, зайцами, крупными насекомыми, различными плодами, ягодами, ловит боровых охотничьих птиц, подбирает падаль и пищевые отбросы (зимой), на побережье — выбросы моря.)

-Как добывает пищу зимой? ( А вы знаете, что в сильный мороз лиса прикрывает нос своим пушистым хвостом, чтобы он не замерз.  Лиса очень умное, хитрое животное. Лиса, так же как и волк всю зиму рыщет по лесу в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет норки мышиные. Так мышами в основном и кормится всю зиму. Лиса запасов не делает, голодно бывает ей порой.)

- Почему лису называют хищником? Что ей помогает охотиться за животными?

- Как ведёт себя лиса во время охоты? (ночью выходит охотиться на мышей — мышковать. Легко ступает лисица по заснеженному полю, навострив уши и держа нос на ветер. Все органы чувств напряжены. Влажный нос часто опускает вниз, пытаясь уловить манящий запах, уши вслушиваются в каждый звук. Иногда зверь садится на снег, продолжая принюхиваться и прислушиваться, затем встает и продолжает путь. Но вот чуткое ухо уловило едва слышный писк, а может быть и шорох. Лиса останавливается, затем тихо переступает вперед и застывает неподвижно. И вот прыжок. Взметнувшись вверх, она опускается лапами и носом в одну точку, откуда уловила шорох. Пойманную полевку тут же проглатывает, и охота продолжается.

Если грызунов мало, лисица нередко голодает и много бродит в поисках пропитания. Часто подходит к проезжим дорогам, где собирает разные объедки или шарит по деревенским задворкам.)

- Опять следы…картина волка

-Где живёт волк? (Логовом волкам служат чаще всего естественные убежища: яма под корнями упавшего дерева, скрытое место среди бурелома, рытвина на склоне оврага или расщелина среди скал в горах. Нередко хищники используют готовые норы барсуков, сурков или других зверей, расширяя один из ходов. Возле логова всегда видны вытоптанные площадки, звериные лежки, стоит сильный «звериный» запах разлагающейся пищи.)

- Чем питается? (Волки хорошо плавают и могут переплывать широкие реки. Этот типичный хищник способен активно разыскивать, преследовать и умерщвлять самых разных, в том числе и крупных, животных. Из домашних животных наиболее легкой добычей становятся овцы и козы, хотя волки могут стащить поросенка, зарезать лошадь или корову. Очень часто жертвами волков становятся домашние собаки, которых они хватают ночами прямо в поселках или выманивают за околицу. Важным кормовым объектом волкам служат зайцы, особенно беляки. На берегах водоемов ловят бобров и ондатр. Добывают различных грызунов, водящихся в данной местности — сусликов, хомяков, тушканчиков, а на севере леммингов.

Среди жертв волков в том числе разные хищники: горностаи, хорьки, куницы, барсуки, лисицы, песцы, шакалы, енотовидные собаки, дикие кошки (среди них была даже рысь), изредка росомахи. Иногда стая волков осмеливается нападать даже на бурого медведя, правда, при этом нередко жертвы бывают и среди нападающих.)

- Много пословиц о волке: объясните, почему говорят, что «волка ноги кормят»?

- Вспомните сказки, в которых есть волк (). Все волка не любят.

-Зачем в лесу нужен волк? Какую пользу он приносит?

Волков называют санитарами леса – почему?  (потому, что они уничтожают слабых, больных животных.)

Физкультминутка «Дикие животные»

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки вверх,

Шевелитесь, пальчики, -

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадёмся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернём.

Теперь садимся тише, тише

Притихнем, словно в норках мыши.

Ходил медведь по лесу,

Топтался и рычал.

Хотел он очень мёда,

А где достать не знал.

 - А кого из зверей  мы не увидим в зимнем лесу и почему?

 Воспитатель.  Посмотрите, пожалуйста, на мольберт. Что это за сугроб в лесу? Из – под сугроба идет пар. Все кусты около сугроба покрыты инеем; мягким, пушистым. Кто догадался, что это за сугроб? (ответ детей)

— Правильно, это берлога медведя. А иней на кустах потому, что медведь дышит, и теплый воздух через небольшое отверстие выходит наружу. Медведь завалился спать до самой весны. За зиму он ни разу не проснется, с боку на бок не перевернется.

Чем сильнее морозы, тем крепче спит медведь. А какие еще животные спят зимой? (ответ детей)

— Правильно это ежики, суслики, еноты, барсуки, сурки.

- Чем питается медведь во время спячки? (если нагулял мало жира, если рано потеплело, «промокли его штаны» медведь просыпается=шатун, очень опасен и становится хищником.

Воспитатель. Трудно зверям зимой в лесу.

— Вот и закончилось наше путешествие. Где мы с вами сегодня побывали? Что нового Вы узнали?

- Что понравилось?

-Что было сложно?

— Сегодня мне было очень приятно с вами работать, и в память о нашей встрече я хотела бы вам подарить фотографии следов различных животных. Надеюсь, вы с ними ознакомитесь и станете настоящими следопытами

Описание: http://itd0.mycdn.me/image?id=856273166128&t=20&plc=WEB&tkn=*G6Yv-dCiwQL1LRBmmE-dcBYmm_8

Описание: http://imgc.allpostersimages.com/images/P-473-488-90/30/3025/RKYBF00Z/posters/jim-and-jamie-dutcher-pair-of-gray-wolf-canis-lupus-tracks-in-snow.jpg

Описание: https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/025b/000336aa-159fe630/img9.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий детского праздника для детей средней группы. НОВОГОДНИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ВОЛКА И ЛИСЫ

Сценарий новогоднего утренника с множеством песен, танцев, ярких героев оставит незабываемое впечатление у детей....

Новогодний утренник для младшей группы "Как волк с лисой хотели украсть волшебный фонарик"

Волк с Лисой украли у Деда Мороза Волшебный фонарик, но дети пели,танцевали, играли и спасли волшебный фонарик. А в конце утренника Волк из проруби вместо рыбы, благодаря волшебству Деда Мороза поймал...

Конспект занятия в подготовительной группе «Волк и лиса – лесные хищники»

Закрепить с детьми знания о диких животных нашего леса, особенностях их жизни зимой....

Конспект непрерывной образовательный деятельности по речевому развитию для детей подготовительной группы. «Пересказ русско-народной сказки «Волк и лиса»

В конспекте автор попытался представить материал по пересказу сказки "Волк и лиса", согласно требованиям ФГОС....

Конспект занятия по ознакомлению сокр миром "Волк и лиса"

Цель: Дать представления  об образе жизни лисы и волка в зимнее время.Задачи:Формировать у детей представление о приспособленности хищников к добыванию пищи.Развивать у детей любознател...

Конспект совместной организованной театрализованной деятельности в подготовительной группе Драматизация стихотворения С.Я.Маршака «ВОЛК И ЛИСА»

Цель: создавать условия для развития  творческих способностей детей в театрализованной деятельности.Задачи:Совершенствовать у детей умение передавать образы героев стихотворения.Способствова...

Конспект занятия по развитию речи по сказке «Волк и Лиса»

На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность ...