Цикл экскурсий в картинную галерею А.М.Герасимова
методическая разработка (подготовительная группа)

Бетина Светлана Валерьевна

В содержании психолого-педагогической работы в разделе приобщение к искусству образовательной программы  учреждения поставлены задачи:

·                   развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, к искусству и художественной деятельности.

·                   формировать основы художественной культуры. Развивать интерес к искусству. Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей.

        С целью эффективного решения данных задач в нашем детском саду создана картинная галерея Тамбовского художника Александра Михайловича Герасимова.

    Мною разработан цикл экскурсий в картинную галерею для воспитанников подготовительных групп. Дети,  посещая картинную галерею, познакомились с биографией Александра Михайловича, с его творчеством, с различными жанрами живописи, узнали что краски могут создавать настроение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экскурсия № 1

Картинная галерея Александра Михайловича Герасимова.

Цель: Познакомить с биографией и творчеством Тамбовского художника Александра Михайловича Герасимова.

Задачи:

  • формирование правильного поведения в картинной галерее;
  • формирование чувства гордости за родную землю, которая взрастила великих людей;
  • знакомство с жизнью и творчеством А.М.Герасимова.

Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас. И сегодня хочу пригласить Вас в необычное путешествие, а куда догадайтесь сами, отгадав мою загадку.

Где можно увидеть луг, на котором не вянут цветы?

Осенние деревья, с чьих ветвей не облетает листва ?

Вечернюю зарю, что не погаснет и через 100 лет?

Где года и время не меняет лица?

Правильно все это можно увидеть в картинной галерее.

Но прежде, чем мы войдем туда, давайте подумаем, а как нужно вести себя, входя в храм искусства?

     Можно громко разговаривать?  

Конечно, в картинной галерее нельзя громко разговаривать, можно только тихонько делиться впечатлениями о картинах.

А можно трогать полотна  руками?

Картины руками трогать нельзя. На них можно смотреть и  наслаждаться.    

      Теперь вы знаете как вести себя, мы открываем волшебную дверь и переходим в необыкновенную комнату, где нас окружают великолепные картины.

Все эти картины написал один художник- Александр Михайлович Герасимов.

      А знаете, почему организуя у нас в детском саду картинную галерею, мы выбрали именно этого художника?

Потому что Александр Михайлович наш земляк. А кто знает, что означает слово «земляк»?

Да, Герасимов родился на той же земле, что и мы -Тамбовской.

Раньше она называлась Тамбовская губерния, а город, где родился художник, назывался Козлов. Теперь этот город называется Мичуринск. Вы когда-нибудь слышали это название?

      Да этот город находится совсем недалеко от Тамбова и назван он в честь великого ученого, который работал в этом городе, Иван Владимирович Мичурин. Его мы сегодня тоже увидим в нашей галерее.

    Ну, а теперь, давайте подойдем к портрету Александра Михайловича.

Описание: C:\Users\Бетины\Desktop\все фото\картинная галерея\Автопортрет-Герасимова.jpg

Можем мы догадаться, что перед нами портрет художника?

По каким признакам вы об этом догадались?

    Александр Михайлович Герасимов родился в семье простого крестьянина, который продавал скот. Отец обучал его семейному ремеслу. Но маленький Саша уже с детства пристрастился к рисованию. В городе жил один человек, который хорошо рисовал животных и однажды молодой Герасимов поспорил с ним, что может нарисовать лучше, и буквально за пару минут нарисовал прекрасную лошадь. 

     Когда в городе Козлове открылась художественная школа,  Александр стал в ней учится, и однажды его работы увидел известный художник, который  сказал, что он должен учится в Москве. Родители были против того, чтобы их сын ехал учиться в Москву. Однако, несмотря на все запреты, Александр Герасимов все-таки поступил в столичное Училище живописи и стал всемирно известным художником.

     Герасимов один из первых в нашей стране получил звание «Народный художник СССР»

       Он был не только художником, но и  архитектором. Вы были в нашем городе в драматическом театре?

Такой же театр есть и в городке Мичуринске и его создал Александр Михайлович Герасимов.

     Художник был и книжным иллюстратором, он  создал иллюстрации к картине «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя, с которой вы познакомитесь в школе. 

Вот такой известный человек родился и жил на нашей Тамбовской земле, и мы очень гордимся этим.

А в городе Мичуринске, в котором родился и жил Александр Михайлович, сейчас создан музей и выставочный центр.

Предлагаю вам сесть на стульчики и перенестись в город Козлов, в дом великого художника.

Презентация « Дом музей А.М.Герасимова»

А теперь я предлагаю подойти к  этой картине.

Как вы думаете, что на нем изображено?

Да, здесь вы видите  портрет семьи художника.

Описание: герасимов художник биография

Внимательно посмотрите на картину, как вы думаете, какие отношения были в этой семье?

Мы видим, что всем очень нравится проводить время вместе, что они очень любят и уважают друг друга.

     А теперь предлагаю вам полюбоваться  картинами нашей галереи.

Подойдите к любой картине, которая вам понравилась больше всего, а я немного расскажу вам об этой картине.

     Дети рассматривают картины и выбирают наиболее понравившиеся, рассказывают, что они видят на этой картине.

  Предлагаю  определить название картины. Дети высказывают свое мнение и узнают, как правильно называется картина.

А сейчас я покажу Вам картины, который создал Тамбовский художник Александр Михайлович Герасимов, а вы, если узнаете знакомую, ей поаплодируете.

Просмотр видео «Художник А. Герасимов»,  в ходе которого дети узнают знакомые картины.

Галерея какого художника создана в нашем детском саду? Какая картина вам понравилась больше всего?

А теперь, когда вы придете в группу, нарисуйте самую понравившуюся вам картину и мы создадим галерею из ваших рисунков.



Предварительный просмотр:

Экскурсия № 2 «Знакомство с пейзажем»

Цель: Познакомить детей с жанром  изобразительного искусства – пейзаж.

Задачи: учить детей понимать основную мысль произведений художников и средства её выражения; развивать умение видеть красивое в природе и радоваться этому; развивать эстетическое восприятие изобразительного искусства; воспитывать любовь и внимательное отношение к природе.

Проведение экскурсии

И вновь мы с вами в картинной галерее Александра Михайловича Герасимова.  

Посмотрите, что больше всего любил изображать художник?

- На многих картинах изображена природа.

Такие картины имеют особое название, этот жанр живописи называется пейзажем.

Давайте подойдем к самой любимой картине Александра Михайловича, которая называется «Мокрая терраса, После дождя»

Картина После дождя Мокрая терраса Герасимова Александра 1935 года фото

Что вы видите на этой картине?

Какое время года изображено на ней?

Почему вы так считаете?

Как художник показал что, что только что прошел дождь?

- Мокрые полы, скамейка, стол, перевёрнутый от ветра стакан, капельки на листве деревьев?

А почему мы видим, что полы, стол, скамейка мокрые?

- Мы видим отблески воды на солнце.

Значит солнце уже выглянуло из-за туч.

Мы его не видим, но отражение в лужах, капельки дождя нам это показывают.

        Давайте внимательно посмотрим на картину. это всего лишь уголок веранды с садом за ней: скамья с перильцами, стол фигурной формы с резными ножками. Объемный букет в стеклянном кувшине, опрокинувшийся стакан, - все играет и переливается радостными красками, отблесками вышедшего после ливня солнца. Сочна и разнообразна зелень омытого дождем сада. Использованы все оттенки зеленого. Мерцает каждый листочек, освещенный по контуру и подсвеченный с обратной стороны. Тяжело наклонились ветви, совсем близко к веранде, вот-вот в нее заглянут. В лужах на полу отражается голубизна неба.

     Позже мастер вспоминал свой восторг, свое нетерпение, когда он работал над пейзажем.

«Я сделал этюд в полтора часа. Произошло это так: я писал на террасе групповой портрет моей семьи. Припекало солнце, яркими пятнами разбегаясь по зелени. И вдруг набежали тучи. Порывистый ветер, срывая лепестки роз и рассыпая их по столу, опрокинул стакан с водой. Хлынул дождь, и мое семейство скрылось в доме. А меня охватил неожиданный восторг от свежей зелени и сверкающих потоков воды, залившей стол с букетом роз, скамейку и половицы. К счастью, оказался под руками подрамок с холстом, и я лихорадочно начал писать. Не понадобилось ничего переставлять или добавлять, - настолько было прекрасно все, что находилось перед моими глазами». Потому и работа стала правдивой и поэтичной в каждой детали. Она была выставлена в Париже, и живописец получил Большой приз (Гран-при). Это не случайная удача, а результат большой длительной работы, обусловленной всей жизнью.

Дождик прошел по садовой дорожке.
Капли на ветках висят, как сережки.
Тронешь березку – она встрепенется
И засмеется. До слез засмеется.
Дождь прошуршал по широкому лугу.
Даже цветы удивились друг другу:
В чашечках листьев, на каждой травинке
По огонечку, по серебринке.

Как вы думаете, что общего  у этого стихотворения и картины «После дождя»

Общим является т чувство, которое пронизывает и картину, и стихотворение поэта, - это удивление и восторг от изменений в природе после дождя. Кажется, что и сама природа удивлена и обрадована переменами.

Мы с вами выяснили, что картины, на которых нарисована природа,  называется пейзаж.

Посмотрите внимательно, на каких полотнах в нашей галерее еще изображен пейзаж. Дети подходят к картине «Окно с цветами»

Картина Окно с цветами Герасимова Александра фото

Что мы видим на переднем плане картины?

Что видим глядя в окно?

Скажите, а вы любите цветы? А какие цветы ваши любимые?

- А я вот люблю полевые цветы. Вы знаете, какие цветы называются полевыми?

(те, что растут в поле)

- А какие это цветы?

(ромашки, васильки, колокольчики, клевер)

- Скажите, а какие цветы изображены на картине?

(синие колокольчики вместе с желтыми цветами, похожими на лютики)

Посмотрите,  какая погода на улице: солнечная или пасмурная?

Мы не видим солнца, но утверждаем, что день, изображенный на картине солнечный - почему?

Какое настроение у вас создает эта картина?

А теперь перейдем к следующей картине «Полдень. Теплый дождь»

http://www.vs1969r.narod.ru/Frend/Geras/Gr08.jpg

   Посмотрите, здесь тоже изображено окно, ваза с цветами, но чем отличаются эти картины?

Как художнику удалось передать состояние дождя?

Окно, которое делит образно все на две части.
За окном небольшой садик с березкой и кустами сирени.
Наверное, именно с этих кустов были сорваны цветы, стоящие на подоконнике.
Невысокая оградка позволяет посмотреть вдаль и увидеть нежно зеленый луг и грозовые тучи на дождливом небе.
Легкий ветер развивает кудрявые ветки березы и несет на окно и подоконник капли смелого дождя.
Ажурная занавеска только украшает грозное небо, делая его не таким пугающе устрашающим, как оно хочет казаться.
Прогретый дневным светом воздух успевает нагреть мелкие капли, поэтому дождик идет приятный, теплый.
Нежные тона картины Герасимова показывают, что день еще не перевалил за середину, и есть еще надежда выйти после дождичка погулять, побегать по мокрой траве, сходить на пруд.

А теперь попробуем войти в картину, что вы ощущаете?

-Запах дождя, запах свежести, запах сирени.

А слышите, шуршание занавесок, теплый нежный ветерок, все кажется реальным.
Художник  Герасимов смог расшевелить полет воображения и оживить ваши фантазии!

Какое настроение создает у вас эта картина?

К какому жанру живописи относится картина «Теплый дождь»?

-Пейзаж.

 Ребята, на пейзажах художники изображают не только природу.

Посмотрите на эту картину. Художник много путешествовал,  он был в Париже, Бомбее и свои впечатления запечатлел в картинах.

Герасимов А. М. Улица в Бомбее

Что вы видите на это картине?

-Мы видим город Бомбей.

Что мы можем узнать о жителях этого города?

-Как они одеваются, в каких домах живут, на каких машинах ездят.

Такие пейзажи называются городскими, о ни рассказывают нам о жителях города.

А если на картине изображено море, как вы назовете такой пейзаж?

-Морской.

Картину с изображением деревни, мы назовем?

-Деревенский пейзаж.

Рассматривая  на пейзажи, можно не только увидеть, но если пофантазировать и что-то услышать.

И сейчас я предлагаю вам послушать различные звуки и ответить, какую картину они могли сопровождать.

Звуки города - городской пейзаж.

Шум моря - морской пейзаж.

Пение птиц - пейзаж леса, поля.

Звуки деревни (мычание коров, ржание лошадей) – деревенский пейзаж.

     Сегодня мы познакомились с вами с пейзажами художника Александра Михайловича Герасимова.

     Какая картина вам понравилась больше всего, расскажите, что на ней изображено.



Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность № 3

Знакомство с натюрмортом.

Цель занятия: Познакомить детей с жанром  изобразительного искусства – натюрморт.

Задачи:

  • дать детям представление о натюрморте, вызвать ассоциации с их собственным опытом, дать представление о признаках построения композиций для будущих картин;
  • развивать у детей зрительное и осязательное восприятие, образное видение и воображение ребят, развивать ассоциативное мышление и эмоциональную отзывчивость;
  • вызвать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, желание всматриваться, замечать нюансы, а так же вызывать у детей эстетическое отношение к художественным картинам.

Проведение занятия

 Ребята сегодня мы отправимся в одно, очень замечательное место, попробуйте догадаться куда.

Это место так чудесно,

Здесь все очень интересно,

В ряд картины здесь стоят,

Посмотреть на них велят.

Как же место то зовется?

Есть ответ у нас один,

Это ( картинная галерея)

Правильно, это картинная галерея.

   Кто автор  картин в нашей галерее?

-Александр Михайлович Герасимов.

С каким жанром мы познакомились на прошлой экскурсии?

-Пейзажем.

Что изображается на пейзажах?

-Природа, деревня, город, море.

        А сегодня мы познакомимся с новым жанром, который имеет очень красивое название «Натюрморт»

Слово натюрморт французское, оно означает «Неживая природа»

        Натюрморт – такая картина, для которой художник сам собирает и расставляет вещи так, как ему нужно. Например, картина, на которой мы видим цветы, растущие в поле, не будет называться натюрмортом, а изображение цветов в вазе – настоящий натюрморт.

        Посмотрите, у меня на столе лежат различные предметы.

Чайник, чашка с блюдцем,  муляжи фруктов, ваза для фруктов, ваза для цветов, букет цветов, яркая лента, кувшин с водой, кухонная посуда.

        Давайте попробуем создать натюрморт.

Я сейчас поставлю чайник, рядом с ни поставим чашку с блюдцем, а на блюдце положим лимон. У нас получился натюрморт, который показывает, что скоро кто-то будет пить чай.

Какой предмет здесь самый главный? Это может быть самый большой или самый яркий предмет и находиться в центре картины, т.е. на переднем плане.

        Как мы назовем такой натюрморт?

-Чайный.

А теперь Настя попробует составить натюрморт, используя букет цветов.

Настя, что ты еще хочешь взять к букету цветов?

- Вазу.  В нее можно поставить букет.

А чем можно украсить  нашу картину?

-яркой лентой.

Какой предмет здесь самый главный?

Как можно назвать  такой натюрморт?

Цветочный.

А теперь Ваня, используя наши предметы, составит кухонный натюрморт. Подумай какие предметы можно увидеть на кухонном столе?

- Кухонная посуда, полотенце.

Какой предмет ты положишь в центре картины, почему?

А чем мы можем украсить наш натюрморт?

-Фруктами.

Ну вот, мы и узнали, что такое натюрморт, и как его составлять.

А теперь посмотрите внимательно на наши картины, есть среди них натюрморт?

Дети подходят к картине «Цветы придорожные»

Картина Придорожные цветы Герасимова Александра 1952 года фото

Почему вы считаете эту картину Натюрмортом.

- потому что на ней изображены различные неживые предметы.

Я предлагаю вам «проникнуть» в неё. Давайте подойдём по ближе

и представим, что мы оказались прямо внутри картины.

 Что бы вы хотели здесь сделать?

(ответ детей).

Я бы в первую очередь подошла к букету и вдохнула аромат этих цветов, правда они красивые и яркие? А вы что бы сделали? А почему?

А как вы думаете, почему Александр Михайлович изобразил подкову?

- Подкова приносит счастье, и эта картина создает счастливое настроение.

 А сейчас я предлагаю подойти к картине, с которой вы уже знакомы. Эта картина «Окно с цветами»

Мы уже знакомы с ней и выяснили, что эта картина-пейзаж. А теперь, посмотрите на нее внимательно. Ваза, букет с цветами ??? Как  можно назвать жанр этой картины???

Картина Окно с цветами Герасимова Александра фото

Да, это картина необычна. Если смотреть на передний фон – это натюрморт, а если смотрим в окно, там видим пейзаж. Есть ли еще подобная картина в нашей галереи?

-ну конечно же, это «Теплый дождь».

          А теперь я предлагаю каждому из вас создать свой натюрморт. Подумайте какие предметы вы возьмете для своей картины?

Какой предмет будет у вас самым главным? Как вы его назовете?

Дети создают свои натюрморты на бумаге, отвечая на вопросы педагога?

С каким жанром живописи мы сегодня познакомились

Что изображается на натюрморте?

-А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Волшебный круг»

 Выкладываю на цветовой круг карточки с изображением пейзажа, натюрморта и портрета. Воспитатель вращает стрелку. После остановки стрелки, детям предлагается назвать жанр живописи. Правильно назвавший получает смешарик. Дополнительные смешарики могут получить дети, которые смогут назвать ее название. Дети по очереди вращают стрелку.



Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность № 4

Знакомство с портретом

Цель: Познакомить детей с жанром  изобразительного искусства – портрет.

Задачи:

формировать представление о портрете, о том, для чего его создают художники, что художник изображает не только внешний вид конкретного человека, но и его душевное состояние, настроение, что в портрете все работает на раскрытие образа человека.

Ход занятия

Я очень рада видеть вас в нашей картинной галерее, которая помогает нам приобщится к волшебному миру искусства.

       Сегодня мы познакомимся с новым жанром живописи. А с каким, вы скоро узнаете.

Я сейчас расскажу вам о внешнем виде одной девочки (мальчика) из вашей группы. А вы постарайтесь по моему описанию узнать, про кого я рассказала.

     Даю описание (не глядя на ребенка). После того как дети узнают по описанию своего товарища, предложить посмотреть друг на друга, рассмотреть, какие у мальчика, девочки, стоящей  рядом, глаза, волосы, рот, нос. Спросить, кто хочет описать портрет своего товарища. Выслушать несколько описаний. Подвожу к тому, что дети дали словесный портрет человека, а художники рисуют портрет человека, а те, кто с ним знаком, узнают его на портрете.

Посмотрите, на каком полотне  Александр Михайлович Герасимов изобразил портрет?

Дети подходят к «Портрету балерины»

Портрет балерины Ольги Лепешинской Герасимова Александра фото

Как вы думаете, почему вы определили, что на этой картине изображены балерина?

- по одежде, по гордой осанке.

Как называется одежда балерины? Ее обувь?

Она живёт балетом. Вся в движенье,
порхает словно бабочка, легка,
и взмахом рук волшебное мгновенье
несёт своим искусством сквозь века..

А что на этом портрете помогает увидеть нам, что у балерины очень красивая осанка, прямая спина?

Художник изобразил зеркало, в котором мы видим красивую спину балерины.

          В традиционной балетной пачке, стоя на пуантах, она готова вспорхнуть и продолжить танец. Горделивая посадка головы, разворот плеч, легкая улыбка – все говорит о темпераментном искрометном характере танцовщицы, о ее живости и динамичности, которые она переносила на сцену.

       А теперь я предлагаю вам войти в картину и оказатся в комнате вместе с балериной. Вы слышите, играет музыка?

 Вика, какую музыку слышишь ты? А Костя? Включаю магнитофон.( музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов из балета Щелкунчик» А какую мелодию вы слышите теперь, Давайте потанцуем вместе с балериной.

    А что еще мы видим в зеркале?

- Мы видим самого художника?

Что вам больше всего понравилось в этой картине.

А где еще изображен портрет человека?

Дети подходят к картине «Портрет Мичурина»

Портрет Мичурина Герасимова Александра фото

На этой картине изображен Иван Владимирович Мичурин.

Именно в честь него назван город Мичуринск. А что же такого великого совершил Иван Владимирович, что в честь него назван город?

      Он вывел более 300 новых сортов плодово-ягодных растений.  На Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве был воздвигнут памятник великому русскому садоводу И. В. Мичурину. Великий садовод и селекционер за 80 лет своей жизни успел сделать так много, что плодами его труда будут пользоваться еще многие поколения.

Департамент земледелия США уговаривал Мичурина переехать в Америку или продать свою коллекцию растений, но тот отказался. Объяснил это так: "Плохо приживаются взрослые растения на другом месте, а люди тем более".

Голландцы, знающие толк в цветах, предлагали Мичурину большие деньги  за луковицы лилии фиалковой (выглядит цветок, как лилия, а пахнет, как фиалка!) с условием, что цветок этот больше не будет выращиваться в России. Но  Иван Владимирович тоже отказался.

    Умение увидеть в живой природе то, что скрыто от равнодушного наблюдателя, проявилось у Мичурина с раннего детства. Трехлеткой он не на шутку смутил отца и мать (заядлых садоводов-овощеводов-цветоводов), пожелав принять участие в посеве семян. Ему отказали - он забрался ручонкой в лукошко. Его оттеснили - он стал бегать по грядкам - и в итоге был побит. Поплакав, мальчонка притих, потом повеселел и со всех ног пустился к дому. А через минуту вернулся с... солонкой в руке и начал высевать соль на грядку. Родители испытав неловкость друг перед другом, кинулись к сыну с запоздалой лаской.

Вот такой замечательный человек жил и трудился на Тамбовской земле.

А как на картине  художник показал, чем занимался наш великий земляк?

- Он изображен на фоне цветущей яблони. И в руках у него тетрадь , в которую он  записывал результаты своих опытов.

А как вы думаете, какое настроение у ученого?

А почему вы так считаете?

-Потому что ему очень нравится его работа.

       На портрете может быть изображен не один человек, а несколько, давайте подойдем к картине, которая называется «Портрет семьи»

Кого вы узнали на этой картине?

Да это Александр Михайлович Герасимов. Рядом сидит его жена, слева от нас дочь Галина, которая тоже очень любила рисовать, и некоторые ее картины помешены на выставке Герасимова.

Как вы думаете, какие отношения в этой семье? Почему в так думаете?

Да, картина рассказывает о дружбе в семье, учит доброте.

Картина Семейный портрет Герасимова Александра фото

 «Сегодня мы рассматривали портреты разных людей, которые нарисовали художник. На портретах можно увидеть не только внешний вид человека, но и его настроение, узнать какой он. Но, чтобы нарисовать портрет человека, нужно хорошо рассмотреть его, определить цвет глаз, волос, прическу, а также почувствовать его настроение, чтобы передать его душевное состояние.

         Давайте сейчас попробуем на своих портретах передать настроение человека.

Дети,  которые стоят слева от меня нарисуют лицо счастливого человека, справа грустного, а в середине обиженного. А помогут вам вот эти картинки, которые предают настроение.  

http://wunderkind-blog.ru/wp-content/uploads/2012/01/Vidy_emociy1-290x300.jpg 

       На каком рисунке изображен грустный, веселый, задумчивый, удивленный ребенок? Почему вы так считаете? А теперь постарайтесь изобразить настроение человека на своих портретах.

С каким жанром живописи, мы познакомились сегодня?

Кого художники изображают на портретах?

Что мы можем узнать о человеке, рассматривая его портрет?




Предварительный просмотр:

Экскурсия № 5

Цель:  Закрепить знания детей о творчестве Александра Михайловича Герасимова.

Задачи:

  • развивать эстетические чувства, желание рассматривать картины, видеть мелкие незначительные детали;
  • продолжить знакомство с творчеством художника А.М. Герасимова, используя разные формы.
  • расширять представления детей о живописи, ее характере и направлениях (пейзаж, портрет, натюрморт);
  • знакомство с творчеством русских живописцев, с направлениями живописи
  • развивать творческое воображение, желание высказаться по поводу увиденного
  • словарная работа: живопись, натюрморт, пейзаж, портрет, палитра.

Проведение экскурсии

      Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас. И сегодня хочу пригласить Вас в необычное путешествие. Догадайтесь куда?

      Мы смотрим картины – и будто слушаем рассказы художников о мире, в котором мы живём. Мы узнаём много нового. И по- новому узнаём то, что мы знали прежде. Живопись помогает нам увидеть мир зоркими глазами живописцев. И от этого наши глаза становятся зорче.

      Куда же мы отправляемся?

     Да, сегодня я вновь хочу пригласить Вас на экскурсию в картинную галерею.

     Прежде чем отправиться на выставку, давайте с вами вспомним правила поведения. (дети показывают схемы и называют: не шуметь; громко не разговаривать; не толкаться; не бегать; руками не трогать, только смотреть)

        Давайте откроем эту дверь и войдем в мир прекрасного.

-Что мы здесь видим?

-Верно, картины.

Мы с вами находимся в картинной галерее, произведений одного  художника, вы уже знаете, как его зовут?

-Герасимов Александр Михайлович.

А почему в нашем детском саду создана галерея именно этого художника?

-Потому что он наш земляк.

А что означает слово земляк?

Да. Александр Михайлович Герасимов родился и жил в Тамбовской области, раньше она называлась Тамбовская губерния.

А в каком городе родился Александр Михайлович?

-г Козлове.

А как сейчас называется этот город?

-город Мичуринск.

И сейчас в этом городе, в доме, где жил Герасимов создан его музей, где находятся многие его картины. И я надеюсь, что когда вы немного подрастете, вы обязательно посетите этот музей.

-А как еще можно назвать картины?

-Произведения живописи.

- Давайте вспомним, что такое живопись?

-слово «живопись» происходит от словосочетания «писать жизнь»,

В живописи существует несколько жанров.

- Какие жанры вы знаете? (Пейзаж, натюрморт, портрет).

Подумайте, о каком жанре живописи рассказывает это стихотворение?

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или вроде верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед,

Обязательно картина

Называется                  портрет.

Посмотрите есть ли в нашей галерее портреты?

Портрет балерины Ольги Лепешинской Герасимова Александра фото

Как называется эта картина?

-«Портрет балерины».

А почему вы догадались, что на картине изображена балерина?

По одежде и осанке.

А как вы думаете, какое настроение у нашей балерины?

-Веселое.

Почему вы так решили?

-Потому что она улыбается.

А почему у нее хорошее настроение?

-Потому что она очень любит танцевать.

А вы знаете, что на этой картине изображена не только одна балерина, давайте посмотрим внимательно, кто еще изображен на картине?

-В зеркале отражение художник.

Да, Александр Михайлович изобразил на этой картине в зеркале и себя.

       А есть ли еще портреты в нашей галерее?

Чей портрет изобразил художник на этом полотне?

Портрет Мичурина Герасимова Александра фото

- Иван Владимирович Мичурин.

Именно в честь него назван город Мичуринск. А что же такого великого совершил Иван Владимирович, что в честь него назван город?

-Он создал много новых сортов растений.

А как на картине  художник показал, чем занимался наш великий земляк?

-Он изображен на фоне цветущей яблони. И в руках у него тетрадь , куда записывал результаты своих опытов.

А как вы думаете, какое настроение у ученого?

А почему вы так считаете?

Потому что ему очень нравится его работа.

Мичурин с раннего детства проводил дни в саду: "Я, как помню себя, всегда и всецело был поглощен только одним стремлением к занятиям выращивать те или другие растения, и настолько сильно было такое увлечение, что я почти даже не замечал многих остальных деталей жизни"

А теперь о каком жанре живописи мы будем говорить.

Если видишь на картине, нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется         пейзаж.

Есть пейзажи в нашей галерее.

Как называется эта картина?

-«После дождя».

Картина После дождя Мокрая терраса Герасимова Александра 1935 года фото

Как показал художник, что только что прошел дождь?

Мерцает каждый листочек, освещенный по контуру и подсвеченный с обратной стороны. Тяжело наклонились ветви, совсем близко к веранде, вот-вот в нее заглянут. В лужах на полу отражается голубизна неба. Везде, на каждом предмете, сверкают перламутром капли дождя

По рассказам очевидцев, после летнего ливня Герасимов («После дождя» - одно из самых известных его полотен), восхищенный увиденным, сразу взялся за краски и палитру и на одном дыхании, не отрываясь, запечатлел дивный пейзаж  Она была выставлена в Париже, и живописец получил Большой приз (Гран-при).

Живописец сумел не только изобразить красоту момента, но и передать настроение - восхищенное, приподнятое. 

Когда вы смотрите на эту картину какое у Вас настроение?

А где еще в нашей галерее изображен пейзаж?

Как называется эта картина?

Как художник показал нам, что на картине изображен дождь?

-Капли на стекле, темные тучи

Какое настроение создает эта картина?

-Унылое, грустное.

О каком жанре идет речь в следующих строчках.

Если видишь на картине чашку кофе на столе
Или морс в большом графине или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу или грушу или торт,
Или все предметы сразу, знай, что это               натюрморт
.

Что изображается на натюрмортах?

Разные неживые предметы.

     Эти картины помогают нам увидеть окружающий быт разных эпох, художники специально подбирают несколько предметов, красиво расставляют их рядом и рисуют, чтобы и мы тоже увидели, как они прекрасны. Давайте найдем натюрморт в нашей галерее.

Картина Придорожные цветы Герасимова Александра 1952 года фото

Как называется эта картина?

 Какие цветы изображены на ней?

Да художник изобразил скромные полевые цветы, и показал нам, как они могут быть прекрасны. Яркие, пышные. Когда смотришь на картину, хочется приблизиться к ней и понюхать каждый цветок, будто они настоящие.

     Художник, создавая картину прорисовывал каждый элемент, каждый кусочек, и разглядывая картины каждый раз можно найти для себя что новое.

    Сейчас мы посмотрим, насколько хорошо вы изучили картины художника Герасимова. Каждый из вас получает фрагмент одно из картин. Посмотрите внимательно и определите, фрагмент какой картины вы получили , объясните, почему вы так решили.

Дети выбирают картины и объясняют свой выбор.

Картины очень созвучны музыке.

Я предлагаю  к услышанному музыкальному произведению подобрать одну из картин. Послушайте и подумайте, какая из картин подходит к этой музыке.

П.И.Чайковский «Вальс цветов» - дети  называют произведение и выбирают картины, где изображены цветы. Каждый ребенок называет выбранную картину.

Но одна девочка выбирает «Портрет балерины», объясняя, что это музыка из балета.  

П.И.Чайковский «Танец маленьких лебедей».

П.И.Чайковский «Времена года Лето. Баркаролла»

Ну вот и подходит к концу наше путешествие.

Посмотрите у меня на полочке лежат разные смайлики, что они показывают? Разное настроение. Давайте смайликами отметим настроение, которое создают  у нас картины.

Дети раскладываю смайлики в соответствии с созданным этой картиной настроением.

Ребята после посещения картинной галереи Вам захотелось написать картину?

Когда вы придете в группу напишете свою картину, любого жанра. Ведь вы уже очень много знаете о живописи.

    Настя, картину какого жанра,  напишешь ты? (спрашиваю у всех детей)

Сейчас отправляемся в группу создавать свои картины.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению детей с жанрами живописи "Экскурсия в картинную галерею"

Полный конспект занятия по ознакомлению детей с пейзажем, натюрмортом, портретом. Занятие было показано на областных курсах при ИППК и получило оценку "отлично"....

Музыкальное занятие «Экскурсия в картинную галерею» для детей старшего дошкольного возраста

Интегрирование музыки, живописи и художественного слова в музыкальной деятельности позволяют максимально развивать не только эстетику детей, но и умение понимать речь окружающих, развивать собст...

Конспект занятия по ознакомлению с искусством для детей 5-6 лет. Тема: "Экскурсия в картинную галерею".

Программное содержание:   продолжать знакомить детей с пейзажами, учить чувствовать их настроение,    понимать образный строй;   учить видеть художественные ср...

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Экскурсия в картинную галерею».

Задачи. Развивать у детей способность видеть красоту природы , умение давать эстетические оценки, высказывать суждения, соотносить по настроению образцы живописи.  Развивать художественное восп...

Конспект занятия в подготовительной группе "Экскурсия в картинную галерею"

«Экскурсия в картинную галерею»   Цели:     - рассказать о музее и его роли в жизни общества;     - дать представление о способах отражения в искусств...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению детей с жанрами живописи. Тема: «Экскурсия в картинную галерею».

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению детей с жанрами живописи. Тема: «Экскурсия в картинную галерею»....

Виртуальная экскурсия в картинную галерею "Подснежники в картинах художников"

Приобщить детей к прекрасному миру живописи. Научить внимательно рассматривать картины, рассказывать об их содержании, видеть и понимать выразительные средства, которые использует художник, чувствоват...