психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
консультация по теме

Макарова Юлия Анатольевна

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл p-p_soprovozhdenie.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аленка»

Областной круглый стол

«Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся в образовательных организациях – проблемы, пути их решения»

Педагог-психолог

Макарова Юлия Анатольевна

п. Тюльган, 2017 год

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в МБДОУ «Детский сад «Аленка» (из опыта работы).

В системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса.

В своей работе я определяю психолого-педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности, направленную на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Цель сопровождения в нашем ДОО - создать психолого – педагогические условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.

Задачи психолого – педагогического сопровождения:

- охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В нашем детском саду обучается  282 ребенка, из них 113 человек, нуждаются в коррекционно-развивающей работе.  На сегоднешний день детский сад посещают  4 ребенка-инвалида.

Основными субъектами психологического воздействия в детском саду являются:

• дети;        

• воспитатели, педагоги;

• родители (законные представители).

Работа построена по 5 направлениям:

  1. Психологическая диагностика
  2. Коррекционно-развивающая работа
  3. Консультативная работа
  4. Просвещение и профилактика
  5. Организационно-методическая работа

Процесс сопровождения начинается с бережного и конфиденциального сбора информации о различных сторонах жизни и развития ребенка. Для получения и анализа используются различные методы и методики: наблюдение, интервью и беседы с родителями.

Диагностический этап – это и адаптационный этап. Адаптация – вхождение ребенка в новую среду и приспособление к ней.

В адаптационный период мы знакомим родителей с организацией жизни малыша в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у ребенка культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, с показателями адаптации. На детей заполняются адаптационные листы.

По запросу воспитателей и с согласия родителей(законных представителей) проводится диагностика познавательного и эмоционально – волевого развития дошкольников.

Получаемые данные психологических исследований являются основанием для осуществления как групповой, так и индивидуальной коррекционно-развивающей работы с воспитанниками.  

Технологии, используемые в коррекционно-развивающей работе:

  • Психогимнастика
  • Релаксационные упражнения
  • Игры и упражнения, направленные на развитие познавательных психических процессов
  • Коммуникативные тренинги
  • Телесно-ориентированные упражнения
  • Игровые тренинги
  • Сказкотерапия
  • Арт-терапия

На базе нашего детского сада работает консультативный пункт для родителей (законных предстпавителей), периодически сменяется стендовая информация, работает сайт педагога-психолога, организованы личные встречи. Например, консультации и семинары по вопросам агрессивности дошкольников, тревожности, развитию познавательных процессов, развитию волевых усилий, гиперактивности и т.д.

Для теоретико-практической подготовки коллектива к восприятию, принятию, и освоению способов использования психологической информации об индивидуальных особенностях воспитанников в практике педагогической деятельности, организованы:

  • Всеобучи для родителей
  • Методические объединения
  • Совещания
  • Тренинги
  • Выступления на педагогических советах по проблемам интеллектуального и личностного развития детей
  • Ведение для педагогов семинаров, практикумов и тренингов по взаимодействию с детьми
  • Оказание помощи педагогам в подготовке и проведении родительских собраний.

Организационно-методические мероприятия включают в себя :

  • Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам психологического сопровождения воспитанников ДОО
  • Подбор методик для психодиагностических исследований, подготовка стимульного и расходного материала
  • Проведение организационных совещаний педагогов по вопросам диагностических исследований
  • Участие в конкурсах профессионального мастерства
  • Участие в общественной жизни детского сада.

Для решения поставленных задач на данном этапе я использую следующие коррекционно – развивающие программы:

А.С. Роньжиной «Адаптация» – занятия с детьми 2-4 лет 

Л.М.Шипициной «Азбука общения» -занятия с детьми 4-6 лет

М.Н.Ильиной, Л.Г.Парамоновой, Н.Я. Головневой, Т.Г.Сырицо «Подготовка к школе» - занятия с детьми 6-7 лет

С.В.Крючкова, Н.П.Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» - тренинговая программа эмоционального развития дошкольников.

И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду»


Для  работы с детьми-инвалидами разработаны адаптированные образовательные программы дошкольного образования с учетом рекомендаций ПМПК и индивидуальных потребностей и возможностей воспитанников. Современное образование предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех областей образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.

Сейчас я хотела-бы представить вашему вниманию не большой отрывок коррекционно-развивающего занятия по программе : «Азбука общения».

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в детском саду гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, психологической культуры родителей, а это в свою очередь разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него способности до уровня, соответствующего возрастным особенностям и требованиям современного мира.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия организации образовательного процесса в детском саду, ориентированном на здоровьесберегающие технологии

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать ко...

Годовой план психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в МКДОУ "Новохоперский центр развития ребенка - детский сад № 1" на 2014-2015 учебный год

В годовом плане расписана вся работа педагога-психолога по основным направлениям с родителями, детьми и педагогами....

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ в рамках введения ФГОС

Психологизация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОСОсновные понятия: "психолого-педагогическое сопровождение", "развитие", "познавательные способности", "социальная с...

Психолого - педагогическое сопровождение образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в рамках инновационной деятельности

Сообщение педагога-психологаАУ ДОУ ДСОВ №15 «Росинка»города РадужныйСавуляк Лилии Владимировныв рамках школы ППО На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации  образования является повы...

Управление психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС и профессиональных стандартов

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы управления психолого-педагогическим сопровождением образовательным процессом в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС и профессионал...

Дидактические принципы деятельностного метода как необходимые психолого-педагогические условия организации образовательного процесса в современном детском саду

Семинар-практикум по дидактическим принципам деятельностного метода предназначен для воспитателей дошкольных образовательных организаций....