"Уроки доброты"
материал на тему

Егорова Ксения Владимировна

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 238»

(МБДОУ «Детский сад № 238»)

Педагогический проект

 «Уроки доброты»

Подготовили:

Егорова К.В.

Минеева С.М.

2017-2018 гг.

Введение

Актуальность темы: сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

Гипотеза: мы предположили, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.

Основная цель проекта: духовно-нравственное воспитании детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной культурой.

Основные задачи:

  1. Формировать у детей способность различать и оценивать отношения и поведения людей с позиций нравственного смысла: «добро-зло», «хорошо-плохо», можно-нельзя-надо».
  2. Развивать и обогащать словарь детей.
  3. Воспитывать уважение, милосердие и внимательное отношение к ближним.
  4. Воспитывать чувства почтения и любви к родителям.
  5. Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
  6. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
  7. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

Тип проекта:

  1. Информационно-творческий.
  2. Долгосрочный.
  3. Групповой.

Методы, используемые для реализации проекта:

  1. Практический метод:
  • знакомство с устным народным творчеством;
  • выставки;
  • совместные мероприятия с родителями;
  • выставки фотоматериалов.
  1. Наглядный метод:
  • чтение художественных произведений;
  • рассматривание репродукций, книжных иллюстраций;
  • показ сказок (педагогами, детьми);
  • просмотр диафильмов;
  • проведение дидактических игр.
  1. Словесный:
  • загадывание загадок;
  • чтение стихотворений детьми, воспитателем;
  • индивидуальные беседы.
  1. Игровой:
  • сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации;
  • проведение разнообразных игр;
  • конкретные ситуации из жизни детей.

Участники проекта: дети младшего возраста группы, воспитатель, родители.

Срок реализации: проект рассчитан на учебный год (сентябрь 2017- май 2018 уч.год).

Структура педагогического проекта:

  • аннотация педагогического проекта;
  • пояснительная записка;
  • содержание проекта;
  • перспективный план;
  • литература.

Ожидаемые результаты проекта: применение педагогического проекта в практической деятельности позволит обеспечить воспитание у ребёнка гуманного отношения к окружающему миру, формировать социально-коммуникативные умения и навыки, этические представления, социально-общественные качества, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей, создаются благоприятные условия для воспитания отзывчивости, сочувствия, заботы, доброты.

В результате проектной деятельности будет подтверждена гипотеза и сформулированы следующие выводы:

  • пополнение библиотеки книгами по разделу «Сказки»;
  • оформление тематического альбома «Здравствуй сказка!»;
  • оформление книжек – малышек родителями;
  • изготовление театров из нестандартного оборудования, декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов;
  • разработка конспектов занятий по теме «Сказка»;
  • составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях)

Через восприятие сказок мы:

  • воспитываем детей;
  • развиваем выразительную, образную речь;
  • развиваем логическое мышление;
  • развиваем творческую активность.

Аннотация педагогического проекта

На современном этапе жизни нашего общества ведущим компонентом системы развития личности выступает духовно-нравственное воспитание, предполагающее синтез духовно-нравственного сознания, чувств и поведения.

Историко-педагогический опыт убеждает, что воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Само понятие «воспитание» К.Д. Ушинский определял, как «духовное питание воспитанника и восхождение с ним на новый уровень отношений с миром и самим «собой»

«Когда педагог, любящий своё дело и любящий детей, смотрит на них, общается с ними, таинственно соприкасается душой с их сердцами, он действительно многое угадывает, многое прогнозирует, многое предчувствует…

 Реализация педагогического проекта «Уроки доброты» поможет обогатить сознание ребёнка духовными смыслами, показать ему пример любви, истинно христианского отношения к другим людям и к себе.

Дошкольный младший возраст рассматривается как период закладывания основ личности ребенка, элементов социального опыта, умений и навыков взаимодействия с окружающим миром.

В проекте определены цели и задачи, содержание, перспективный план работы с детьми младшего дошкольного возраста, прослеживается взаимосвязь разнообразных видов детской деятельности. Педагогический проект «Уроки доброты» предназначен для воспитателей детских садов.

Пояснительная записка

Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, воспитание нравственных чувств - одна из главных задач духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Педагогический проект составлен для детей 2 младшей группы, подчинен достижению основной цели - духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной культурой.

Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная ценность, отвечающая потребностям развития целостной личности ребёнка.

Педагогический проект «Уроки доброты» строится на принципах:

  • принцип культуросообразности (учёт национальных ценностей и традиций в образовании);
  • принцип систематичности, последовательности, преемственности в обучении. При соблюдении данного принципа можно достичь положительного результата в работе;
  • принцип результативности. Предполагает обязательность общения воспитателя с ребенком, выяснения того, что и как он понял, почувствовал;
  • принцип развития самоценных форм активности. В соответствии с этим принципом наши воспитанники получают возможность познавать мир через те виды деятельности, которые для них наиболее привлекательные.

Занятия проводятся раз в месяц продолжительностью 15 минут. Количество занятий в год – 10.

Проект составлен с учётом реализации межпредметных связей по разделам:

  • изодеятельность;
  • художественная литература;
  • ручной труд

Содержание педагогического проекта

Разделы

Задачи

Изобразительное искусство

Ввести детей в мир высоких духовно-нравственных образов.

Помочь детям почувствовать и понять образы героев.

Содействовать развитию самостоятельности в выборе нравственной позиции.

Художественная литература

Развивать навык связной речи детей и навыков речевого общения.

Продолжать обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости.

Этапы работы:

  • 1 этап – подготовительный (сентябрь – октябрь 2017 года).

Определение темы (проблемы проекта); вызвать интерес детей и родителей к теме проекта; составление плана-схемы проекта; обсуждение проекта с воспитателем, родителями, музыкальным руководителем; сбор информации, литературы, дополнительного материала.

  • 2 этап – основной (ноябрь 2017 года- май 2018 год).

Реализация плана проекта с детьми, родителями.

  • 3 этап – итоговый (конец мая 2018 года).

Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

Перспективный план

Тематический годовой план занятий

Месяц

Тема занятия

Содержание работы с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

«Милости просим, гости дорогие».

«Добрые слова».

Беседа «Использование художественной литературы в семье. Книга в семье».

«Ходит сон близ окон».

Знакомство с колыбельной (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями.

«Во саду ли, в огороде».

«Во саду ли, в огороде».

«Репка».

Знакомство со сказкой «Репка», продуктивная деятельность аппликация «Репка».

Октябрь

«Чудесный сундучок».

Знакомство с сундучком, в котором живут загадки. Загадывание загадок об овощах.

Консультация «Посеешь привычку – пожнёшь характер».

«Как у нашего кота».

«Котик, котик, поиграй».

Знакомство детей с обитателем «избы» - котом Васькой заучивание потешек «Как у нашего кота», продуктивная деятельность рисование песочком «Кот».

Повторение потешки «Как у нашего кота», дидактическое упражнение «Похвали котика».

«Девочка и лиса»

Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса». Игра «Кто позвал?» (угадывание по голосу).

Ноябрь

«Водичка, водичка умой мое личико».

«Водичка, водичка умой мое личико».

Народный календарь (приметы, загадки, совместно продуктивная работа с родителями).

«С гуся вода, а с Ванечки худоба».

Повторение потешки «Водичка, водичка умой мое личико» и колыбельных.

Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой».

«Идет коза рогатая».

«Идет коза рогатая».

«Волк и семеро козлят».

Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят», продуктивная деятельность- раскрашивание раскраски.

Декабрь

«Стоит изба из кирпича, то холодна то горяча».

Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой.

Продуктивная деятельность рисование печки.

Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством устного народного творчества».

«Уж ты, зимушка - зима».

Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».

«Сундучок Деда Мороза».

Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде, продуктивная деятельность –рисование «Снежинки».

Январь

«Пришла коляда – отворяй ворота».

Знакомство детей с Рождеством. Продуктивная деятельность- раскрашивание рождественских раскрасок.

Консультация для родителей: «Народная сказка в системе нравственного воспитания».

«Фока воду кипятит и как зеркало блестит».

Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу чаем» продуктивная деятельность- рисование. Раскрашивание «Самовар».

«Гость на гость – хозяйке радость».

Знакомство детей с медведем мишуткой. Лепка посуды.

«Три медведя».

Знакомство со сказкой Л.Н.Толстого «Три медведя».

Февраль

«Маша и медведь».

Знакомство со сказкой «Маша и медведь». Раскрашивание раскраски.

Знакомство детей с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской. Продуктивная деятельность «Ведро».

Консультация для родителей «Приемы обучения детей рассказыванию».

«Половичку курочка веничком метет».

Разучивание потешки «Наша-то хозяюшка сметлива была».

«Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая».

Знакомство детей с масленицей.

Участие родителей в масленице.

Март

«Нет милее дружка, чем родимая матушка».

Этическая беседа «Моя любимая мама».

Оформление папки – передвижки «Сказка в жизни ребенка».

«Приди, весна, с радостью».

Разучивание заклички «Весна, весна красная!» раскрашивание «Весна».

«Петушок- золотой гребешок».

Знакомство детей с новым персонажем – Петушком. Разучивание потешки о петушке.

«Заюшкина избушка».

Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка».

Апрель

«Трень-брень, гусельки».

Чтение русской народной сказки «Жихарка».

“Знакомство с русским народным инструментом – гуслями.

«Светлое Христово воскресенье».

Знакомство с праздником «Светлое Христово воскресенье».

Конкурс «Пасхальное яичко».

Папка-передвижка «Светлое Христово воскресенье».

«Петушок золотой гребешок».

Знакомство с семьей петушка. Знакомство с рассказом К.Д.Ушинского «Петушок с семьей».

«Курочка ряба».

Знакомство со сказкой «Курочка ряба»,  продуктивная деятельность «Яичко».

Май

«Здравствуй, солнышко – колоколнышко!».

Разучивание потешки про солнышко.

Оформление папки – передвижки «Сказка в жизни ребенка».

«Сорока – белобока кашу варила».

Знакомство с предметами обихода – глиняным горшком.

Консультация для родителей «Знакомство со сказкой».

«Кто в тереме живет?».

Знакомство со сказкой «Теремок».

Продуктивная деятельность по сказке «Теремок».

Сочинение сказок родителями.

Прощание с «избой».

Дидактическая игра «Чудесный сундучок». Прощание детей с Хозяйкой до осени.

Презентация проекта «Уроки доброты».

 

 

 

Литература

  1. Васильева М.А, Гербова В.В., Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду». – М.: Мозаика - синтез, 2005 г.
  2. Гладких Л.П., архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин), В.М. Меньшиков. Основы православной культуры: науч. – метод. пособие для педагогов детских садов «Мир-прекрасное творение». – Курск, 2008 г.
  3. Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. «Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников». М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006 г.
  4. Натаров В.И. и др. «Моя страна». Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж ТЦ «Учитель», 2005 г.
  5. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольника с художественной литературой» Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 2008 г.
  6. Шорыгина Т.А. «Родные сказки». Нравственно-патриотическое воспитание. М.: Прометей; Книголюб, 2005 г.

--

Отправлено из Mail.Ru для Android


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия "Уроки доброты" Урок 1-й "Бережем природу"

Занятие из цикла "50 уроков мудрости". Цель  занятия - формирование духовно-нравственных качеств, детей старшего дошкольного возраста....

План-конспект занятия "Уроки доброты" Урок 2-й "Дружба"

Занятие из цикла "50 уроков доброты". Цель занятия -  духовно- нравственное воспитание....

План-конспект занятия "Уроки доброты" Урок 3-й "Благодарность"

Занятие из цикла "50 уроков доброты". Цель занятия - духовно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного влзраста....

Уроки доброты. Урок 1. Доброта всем нужна – делай добрые дела.

Конспект совместной деятельности направленной на формирование у детей дошкольного возраста  представления о доброте, как о стремлении помогать окружающим, не требуя взамен благодарности....

Уроки доброты. Урок 2 «Вовка добрая душа»

Конспект совместной деятельности с детьми направленный на ознакомство  детей с волонтерской деятельностью, ее значение в жизни человека....

Уроки доброты. Урок 3 "Цветик -семицветик"

Совместная деятельность направленная на формирование представлений детей о людях с ОВЗ, привлечение внимания к их проблемам....