Главные вкладки

    Консультация для воспитателей. Презентация "предметно - развивающая среда в ДО по ФГОСам"
    презентация

    Овчинникова Светлана Викторовна

    Данная презентация была создана для повышения профессиональных компетенций педагогов, работающих в сфере дошкольного образования, по вопросам, связанных с организацией предметно-развивающей среды в свете требований ФГОС ДО

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «московский городской педагогический университет» ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС»

    Слайд 2

    -система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования. - это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное, происходит развитие личности. Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач возраста. Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Предметная развивающая среда - это:

    Слайд 3

    Функции предметно-развивающей среды • Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. • Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности. • Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

    Слайд 4

    Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофукциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.

    Слайд 5

    Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть: • содержательно-насыщенной, развивающей; • трансформируемой; • полифункциональной; • вариативной; • доступной; • безопасной; • здоровьесберегающей; • эстетически-привлекательной.

    Слайд 6

    Образовательные области в соответствии с ФГОС- Физическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие Социально – коммуникативное развитие Художественно – эстетическое развитие Центры - Центр физи-ческого развития - Центр сохранения здоровья - Центр математики - Центр конструктивной деятельности - Центр науки, экологии и экспериментирования -Центр книги - Центр речевого развития или уголок речи, грамотности - Центр игры - Центр социально – эмоционального развития -Центр ПДД -Центр пожарной безопасности -Центр труда, уголок дежурств - Центр изобрази-тельной деятельности -Центр музыально- театрализованной деятельности Примерные центры развития

    Слайд 7

    1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. 2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. 3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. 4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми. 5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности. Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

    Слайд 8

    6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы. 7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. 8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. 9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

    Слайд 9

    В соответствии с рассмотренными принципами в нашей группе ДОУ была создана следующая предметно-развивающая среда:

    Слайд 10

    Театральный уголок – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными.

    Слайд 11

    Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Воспитателю необходимо подобрать и разместить в нем растения, требующие разных способов ухода, приготовить необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы. С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.

    Слайд 12

    Для центра изобразительной деятельности «Юный художник» отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, гуашь и кисти. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, припасенные впрок, находятся в тумбах под навесными полками. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.

    Слайд 13

    Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде "Творческие идеи", к которому имеется свободный доступ. Нередко здесь же организуется персональная выставка работ того или иного ребенка. Наряду с детскими работами вывешиваются иллюстрации известных художников, что повышает самооценку воспитанников и способствует их самоутверждению.

    Слайд 14

    Центр конструирования, хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что легкие перегородки-тумбы легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе.

    Слайд 15

    Центр книги

    Слайд 16

    В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как литературный центр ( уголок уединения ), который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Хотя он отделен от других зон легкой шторкой, ребенок чувствует себя здесь спокойно и уютно.

    Слайд 17

    Неизменной популярностью у дошкольников пользуется центр науки или исследовательский центр . На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес.

    Слайд 18

    В группе также выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – "Больница", "Семья", "Парикмахерская", "Ателье".

    Слайд 19

    Физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

    Слайд 20

    Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

    Слайд 21

    Центр музыкального развития

    Слайд 22

    «Центр патриотического воспитания»

    Слайд 23

    Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

    Слайд 24

    Список используемой литературы Виноградова Н. А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада: учебное пособие/ Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева.-М.:Перспектива,2011. Изучение требований ФГОС ДО к структуре основной образовательной программы, к условиям реализации и результатам освоения программы 1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года) Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2012. - №4 Г. Глушкова. «Центры сгущения» интересов и предпочтений детей дошкольного возраста. \\Дошкольное воспитание — 2013 - №2с. 109-112 Январь 2014 -май 2014 Написание эссе «ФГОС ДО – это.» Нищеева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. «Детство- Пресс» ,2014 -128с. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда. // М., 2012г. Ноябрь 2014 –декабрь 2014 Доронова. Т. Н., Короткова Н. А. "Материалы и оборудование для детского сада".М., 2013 Железнова С. В., “К вопросу о развивающей среде ДОУ”, Ульяновск 2012 г. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 2013 Калугина С.Е. Организация предметно-пространственной среды при переходе на ФГОС ДО6 из опыта работы//Управление ДОУ.-2015.-№4

    Слайд 25

    Благодарю за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    консультация для воспитателей "Создание развивающей среды в группе для организации исследовательской деятельности с детьми"

    Консультация для воспитателей "Создание развивающей среды в группе для организации исследовательской деятельности с детьми"...

    Консультация для воспитателей: Предметно-развивающая среда групп старшего дошкольного возраста

    Ребёнок- великий подражатель, увлечённый исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать всё, что ему дано для разнообразных видов активной деятель...

    Консультация для воспитателей "Предметно-развивающая среда помогает воспитывать творческую личность"

    Цель: Показать роль предметно-развивающей среды на воспитание творческой личности.В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослым и сверстниками...

    Консультация для воспитателей "Предметно-развивающая среда В ДОУ"

    В консультации раскрывается понятие "Образовательная среда" и что должны учитывать воспитатели при организации предметной среды в групповом помещении в соответствии с возрастными особенностями детей....

    Консультация для воспитателей "Речевая развивающая среда в группе детского сада"

    Создание речевой развивающей среды -важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников....

    Консультация для воспитателей. "Предметно-развивающая среда в раннем возрасте"

    Консультация для воспитателей. "Предметно-развивающая среда в раннем возрасте"...