статья "Проблема формирования основ музыкальной культуры у старших дошкольников"
статья (подготовительная группа) на тему

Сорокина Наталья Леонидовна

В данной статье затрагиваются вопросы формирования основ музыкальной культуры старших школьников. Задача научить детей активно и вдумчиво слушать музыку с каждым годом становится все более  сложной. В современной социокультурной обстановке, когда популярная музыка заполонила все музыкальное пространство, стала проникать и в дошкольные учреждения, весьма актуален поиск путей противостояния этим негативным реалиям. Поэтому так важно уже в дошкольном возрасте приобщать детей к подлинному искусству, способствовать становлению их музыкальной культуры.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проблема формирования основ музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время слушание музыки стало доступной формой общения  для широких слоев населения благодаря широко развитой концертной деятельности, развитию многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку (интернет - сеть, кино, телевидение). Однако научить детей активно и вдумчиво слушать музыку с каждым годом становится сложнее. Ребенок растет и развивается в окружающей его среде, которая в настоящее время крайне противоречива. С одной стороны, существует прекрасная, высокохудожественная музыка, с другой – антихудожественное псевдоискусство, которое обрушивается как на детей, так и на взрослых. Но если взрослый человек с хорошим вкусом и сформировавшейся системой эстетических ценностей способен ему противостоять, то ребенок оказывается совершенно беззащитным. В современной социокультурной обстановке, когда популярная музыка заполонила все музыкальное пространство, стала проникать и в дошкольные учреждения, весьма актуален поиск путей противостояния этим негативным реалиям. Поэтому так важно уже в дошкольном возрасте приобщать детей к подлинному искусству, способствовать становлению их музыкальной культуры.

В связи с этим  слушание музыки должно стать одним из главных видов деятельности при музыкальном воспитании в ДОУ, поскольку оно дает  возможность духовного становления и творческого самовыражения ребенка, позволяет сформировать творческую, эмоционально отзывчивую личность, что определено в ФГОС ДО.

ФГОС ДО раскрывает необходимость формирования самостоятельной творческой личности ребёнка. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие человека. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия шедевров мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей, тем богаче его тезаурус, тем успешнее достигается его развитие, духовное становление. Поэтому формирование основ музыкальной культуры  через восприятие музыки – важнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности.

Однако, слушанию музыки как виду музыкальной деятельности, в детских садах в настоящее время не уделено должного внимания. Практика показывает, что работа с детьми по этому разделу программы проводится по «остаточному» принципу. В стремлении обеспечить проведение очередного праздника, музыкальные руководители зачастую «выпускают» слушание музыки, стараясь выкроить дополнительное время для повторения песен, танцев и т.д. В результате слушание проводится от случая к случаю – у детей не происходит накопление музыкальных впечатлений и знаний, не формируется культура слушания, необходимая для формирования музыкального эстетического вкуса.

 Прежде чем приступить к развитию у детей творческого воображения в процессе слушания музыки, следует сформировать у них необходимые для этого слуховые и мыслительные навыки. 

Слушание музыки преследует следующие задачи:

- сформировать способности воспринимать музыкальную интонацию,

эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения;

- развить умения характеризовать свое внутреннее состояние после его

прослушивания, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;

Наиболее эффективными методами при слушании музыки являются:

_ представления, обобщения, погружения;

_ сопоставление;

_ моделирование музыкального образа;

_ проблемно-поисковый метод (поиск взаимосвязей с другими видами искусств);

Процесс слушания музыки можно разделить на 4 этапа действий педагогов:

1) привлечение внимания к слушанию музыки, настрой на ее восприятие;

2) повторное слушание с последующим музыкальным анализом, разбором впечатлений;

3) закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, желание послушать еще раз;

4) создание условий для выражения ребенком результатов музыкального восприятия в двигательной деятельности.

Особо следует отметь, что произведения классической музыки на занятиях должны звучать в оригинальном исполнении. Недопустимы так называемые «современные» обработки классических произведений в выхолощенном звучании синтезатора и убогой оркестровке. Не следует также предлагать детям для прослушивания и «псевдофольклор» в современном эстрадном исполнении.

Обзор парциальных программ по восприятию музыки

ПРОГРАММА «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ»
О. П. Радынова

Программа рекомендована Министерством образования РФ. Мы рассмотрим ее подробнее, поскольку в настоящее время это единственная программа по слушанию музыки. Программа ориентирована на две возрастные группы: от трех до пяти лет и от шести до семи лет. В центре программы – развитие творческого слышания музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности – музыкальной, музыкально-двигательной, художественной. Ведущий вид деятельности программы – музыкальное восприятие. Программа строится на основе использования произведений высокого искусства, подлинных образцов мировой музыкальной классики. В программе осуществляется взаимосвязь познавательной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры. Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики. Содержание выписано в 6 темах

1. музыка выражает настроение, чувства, характер людей;

2. песня, танец, марш;         

3. музыка рассказывает о животных и птицах;

4. природа и музыка;

5. сказка в музыке;

6. музыкальные инструменты и игрушки

В программе анализируются методы формирования основ музыкальной культуры детей: словесный, наглядный, практический. Особенность подбора определенных методов зависит во многом от возраста детей, ведь в раннем возрасте в основном через практические и наглядно-зрительные, а затем и наглядно-слуховые методы. О. Радынова рассматривает и формы организации музыкальной деятельности детей – в тематических занятиях, театральных постановках или, например, концертах. Выписаны автором и критерии оценки уровня «сформированности музыкальной культуры детей».

Следующая программа: «МИР МУЗЫКИ И РЕБЁНОК В НЁМ» А.В.Шумакова

Цель программы: развивать музыкально-эстетическое сопереживание как основу музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста. Смысл программы в том, что ведущей ценностью музыки выступает эмоциональный мир человека.

Содержание программы ориентировано на развитие основ музыкально-эмоциональной сферы и культуры чувств ребёнка. Оно реализуется в разделе слушания музыки. Содержательный аспект программы выстраивается по спиралевидной структуре: от осмысления своего эмоционального состояния, рождённого музыкой, к пониманию эмоционального состояния другого человека.

ПРОГРАММА «СИНТЕЗ»
К. В. Тарасова, М. Л. Петрова, Т. Г. Рубан

Данная программа ставит своей целью развитие музыкального восприятия детей от четырех до семи лет. В основе программы лежит принцип интегрированного подхода, при котором музыкальные произведения рассматриваются в едином комплексе с произведениями изобразительного искусства и художественной литературы. В программу вошли доступные детям произведения классического искусства и фольклора. Впервые наряду с камерной и симфонической музыкой в обучении используются синтетические жанры музыкального искусства – опера и балет.

Таким образом, указанные программы могут быть реализованы как молодыми, так и педагогами со стажем в рамках работы по самообразованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников»

Консультация  «Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников»Понятие экологической культуры старших дошкольников.Экологическая культура – это одно из нов...

"Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе природоохранной деятельности"

quot;Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе природоохранной деятельности"...

"Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе природоохранной деятельности"

В данной статье говорится о формировании основ экологической  культуры у старших дошкольников в процессе  природоохранной деятельности. Статья будет интересна для педагогов детских учре...

Консультация для родителей "Формирование основ финансовой культуры» у старших дошкольников»

Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательной деятельности. Финансовая грамотность активно включается в систему образования, чем раньше д...