Методические рекомендации по формированию чувства цвета у детей 5- 7 лет
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Желтикова Людмила  Николаевна

Чувство цвета может быть развито путем серии специально организованных занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по формированию   чувства цвета у детей 5 – 7 лет

Изобразительная деятельность в детском саду требует правильной ориентировки в цветах, цветовой гамме, умение отразить богатство и разнообразие красок окружающей действительности. Дошкольник ещё не имеет разностороннего опыта восприятия цвета, цветовых впечатлений.

Однако у детей к 5 – 7 годам уже есть необходимые предпосылки для развития эстетического восприятия цвета, его сочетаний. Ребенок воспринимает цвет непосредственно искренне, увлеченно, радуется цвету, яркой окраске предметов. Эти ценные качества требуют обогащения, художественного развития, которое может осуществить воспитатель в процессе обучения.

Чувство цвета может быть развито путем серии специально организованных занятий.

             Ознакомление детей с основными цветами спектра.

Задача: дать представление о цветах спектра, их названиях, порядке расположения.

Методические указания: воспитатель готовит материал: краски гуашь, акварель, карандаши семи цветов спектра, белую бумагу (20х30 см), кисти, цветные иллюстрации с изображением радуги-дуги, цветика-семицветика.

Воспитатель объясняет, что в природе существует очень много цветов и их оттенков, но есть самые главные, яркие цвета, их семь, и располагаются они в определенном порядке. Необходимо обратить внимание детей на то, что цвета могут быть теплыми и холодными.

Задание:

  1. Подобрать цветную бумагу для радуги, лепестков цветика-семицветика.
  2. Вырезать из цветной бумаги или нарисовать красками дугу радуги и правильно расположить цвета по спектру.
  3. Подобрать и вырезать лепестки цветика-семицветика и правильно расположить их по спектру.
  4. Собрать вырезанные лепестки в цветок, предварительно наклеив каждый лепесток волшебного цветка на лепестки из плотной бумаги.

              Ознакомление с разнообразием цветовых оттенков.

Задача: развивать представление детей о богатстве цветовых оттенков, цветовой гамме в целом.

Методические указания: задание требует четкой организации иллюстративного материала, вдумчивого, творческого отношения со стороны воспитателя.

Осень пленяет нас своей красотой, необыкновенным богатством оттенков желтого, оранжевого, красного цветов и их сочетаний. Яркими экспонатами могут быть красиво, со вкусом подобранные букеты осенних листьев или осенних цветов. Можно подобрать букеты с определенной целью. Один букет с листьями оттенков желтого цвета, например, ветки кленовых листьев, золотистых веток березы. Такой букет в наглядной форме проиллюстрирует красоту и разнообразие гаммы оттенков одного цвета. Другой букет из листьев двух-трех тонов, например, желто-оранжевых, оранжево-красных. Можно красиво составить букет из крупных веток золотого или красного клена с ветками рябины. Это сочетание дает широкую живописную палитру ярких сочных красок.

Задание: 1. Рассмотреть букеты осенних цветов и листьев, назвать их цвета и оттенки.

2. Подобрать букет из осенних листьев в желтой золотистой гамме (оттенки желтого цвета).

3. Подобрать букеты осенних листьев золотисто-багряной гаммы (от желтого к красному).

4. Подобрать листочки оранжево-красной гаммы (клен, ветки рябины, боярышника).

5. Дети могут составить коллективные композиции «Цветы в корзине», «Праздничный букет».

6. Нарисовать красками пейзаж, ветки, цветы в осенней гамме красок.

                                     Смешение красок

Задача: развивать у детей восприимчивость глаза к цвету, краскам и оттенкам. Формировать навыки смешения красок на палитре.

Методические указания. Воспитатель подготавливает для каждого ребенка по листу белой бумаги (20 Х 30 см) с нарисованными карандашом кружочками, которые должен закрасить ребенок, кисти (№8-12), палитру, краски.

Воспитатель говорит детям, что богатство цветовых оттенков, которые они видят, можно передать в рисунке с помощью смешения различных красок. Воспитатель показывает детям иллюстрации с картин И.Левитана «Март», «Золотая осень», обращает внимание на то, как сложные цветовые сочетания красок, полученные художником путем смешения, создают настроение весны, золотой осени. Смешение красок следует начинать с ярких тонов: красный с белилами, оранжевый с белилами и т.д., располагая красочные пятна смесей на палитре.

Дети подбирают на палитре необходимые оттенки и последовательно закрашивают кружочки на своем листе бумаги. Работы детей обсуждаются коллективно.

Задание: 1. Вырезать палитру из плотной бумаги и разложить на ней цветные кружки-краски, придерживаясь расположения цветов в радуге.

2. Подобрать цветную бумагу, кусочки пластика и других материалов и составить цветную мозаику. Каждый цвет должен иметь не менее 2-3-х оттенков. По типу мозаики можно аппликативно выполнить коврик для куклы и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткие рекомендации для воспитателей по формированию чувства цвета у детей среднего и старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Овладение детьми цветовым богатством окружающего мира основано на сенсорном развитии ребенка, которое организуется и направляется взрослым и педагогом. В детском саду развитие чувства цвета на основе ...

Методические рекомендации по формированию сенсорных процессов у детей с нарушением зрения (Цвет, форма, величина)

В данном материале представленно годовое планирование задач, игр по формированию сенсорных эталлонов у детей с нарушением зрения....

Формирование чувства цвета у детей раннего возраста через проектную деятельность

Данная статья посвящена знакомству детей раннего возраста с основными эталонами цвета, путем обучения при помощи сенсорного восприятия через проектную деятельность. Цветовосприятие - это один из эта...

Методика формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в технике «коллаж»

Опыт работы по методике формирования чувства цвета в подготовительной к школе группе...