квест-технологии, как система взаимодействия взрослого и ребенка
статья на тему

Олисова Надежда Сергеевна

    Квест – это увлекательная приключенческая игра как для детей, так и для взрослых, в которой необходимо решать самые разные задачи, для того, чтобы достигнуть определенной цели. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_tehnologii.docx174.68 КБ

Предварительный просмотр:

     На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и деятельностные формы взаимодействия с воспитанниками и их родителями, в основе которых лежит активизация первых и включение вторых в непосредственное участие в образовательный процесс ДОУ. Наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников образовательного процесса и реализовать их творческие способности, воплотить имеющиеся знания и навыки в практической деятельности. К таким формам организации образовательной деятельности относятся: интерактивная игра, мастер-класс, проектная деятельность, создание проблемных ситуаций, экспериментирование и другое.  

      Все эти формы могут существовать как отдельно взятые элементы, а могут сочетаться между собой и варьироваться педагогом при планировании того или иного вида детской деятельности или совместного мероприятия с родителями и детьми.  

    Особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии, или как его еще называют образовательный квест, который чаще всего пользуется популярностью у подростков и взрослых, благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета. В дошкольном учреждении можно использовать эту технологию даже, чем в школе. Квест-технология знакома многим педагогам как игра по станциям.    Так что же такое «квест»? Откуда он пришел к нам? И что мы подразумеваем, когда говорим об образовательном квесте, о квест-технологии?

    Если мы обратимся к словарю, то само понятие «квест» собственно и будет обозначать игру, поиски, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету, который может быть определен или же иметь множество исходов, где выбор будет зависеть от действий самого игрока.  

 

Понятие квест- технологии

     Квест-технология в воспитательном и общеобразовательном процессе как понятие появилась относительно недавно. Надо отметить, что большую роль в этом сыграли не только детские психологи, но и появившиеся пару десятилетий назад компьютерные игры жанра quest.  

    Рассмотрим основные аспекты, связанные с пониманием этого процесса, не с научной точки зрения, а поговорим на эту тему общечеловеческим языком, чтобы каждый смог понять, например, что такое квест-технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения.  

     Определим основные принципы взаимодействия педагога и дошкольника (или группы дошкольников), а также приведем некоторые простейшие примеры использования таких новшеств в процессах обучения и становления ребенка как личности.

     Само английское слово quest можно трактовать как «поиск» или даже «приключение». Собственно, на поиске решения для какой-то конкретно поставленной задачи и основаны квест-технологии в образовании. Как известно, дети образовательный процесс достаточно часто воспринимают, что называется, «в штыки». Особенно это касается случаев, когда подается сухой материал, насыщенный фактами. А уж точные дисциплины дети даже на начальной стадии развития изучать вообще не склонны. Естественно, они предпочитают обучению обычные игры. Чтобы заинтересовать детей образовательными дисциплинами, и было предложено использовать игру, как один из методов обучения, ведь именно в процессе игры у детей появляется восприятие того или иного материала, а также формируется собственное мнение по поводу происходящего, не говоря уже о разделении на положительных и отрицательных героев, что, в свою очередь, может достаточно сильно повлиять на психику ребенка и сформировать правильное мировосприятие.      Сами же квест-технологии в образовании и воспитании детей широко начали применяться с 1995 года, когда профессор университета Сан-Диего Берни Додж предложил использовать в процессе обучения некую поисковую систему, в которой предполагалось находить решение поставленной задачи с прохождением промежуточных стадий, на каждой из которых требовалось выполнить какое-то действие или найти ключ для выхода на следующий уровень.

     В принципе, изначально тогдашняя квест-технология сводилась даже не к поиску логического решения, а была призвана, скорее, заинтересовать ребенка, создав некий процесс, подобный игре.  

    Именно игры (в любом их проявлении) и стали той отправной точкой, которая послужила развитию такого направления в педагогике.  

     Впервые попытку перенести виртуальный компьютерный квест в реальность, предприняли в азиатских странах в 2007 году, вслед за ними его стали внедрять и в Европе, а затем и в России (2013г.). Как видим, это достаточно новое, молодое нововведение, но несмотря на это оно уверенно набирает обороты и становится популярным и востребованным направлением.

     Реформы в сфере образования и модернизации современного общества заставляют педагогов совершенствовать свои знания, пересматривать взгляды и искать новые формы, приемы, технологии при организации образовательного процесса с детьми и взаимодействии с родителями. Так появился образовательный квест или квест-технология, который стремительно набирает популярность не только у воспитанников, но и у взрослых (родителей и педагогов), позволяющий индивидуализировать процесс обучения, задействовать все образовательное пространство и создать наилучшие условия для развития и самореализации участников образовательных отношений.

     В образовательном процессе квест – это специально организованный вид исследовательской деятельности, где обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным адресам (в реальности), включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий.  

     Делаем вывод, что образовательный квест – это своего рода проблема, которая ставится перед участниками, где они должны реализовать образовательные задачи. Но в отличии от учебной проблемы в образовательном квесте есть элементы сюжета, ролевой игры, связанные с поиском и обнаружением мест, объектов, людей, информации, и для решения образовательных задач используются ресурсы какой-либо территории или информационные ресурсы.

    Квест – это увлекательная приключенческая игра как для детей, так и для взрослых, в которой необходимо решать самые разные задачи, для того, чтобы достигнуть определенной цели. Задачи могут быть самые разные по своему содержанию и наполнению: творческие, активные, интеллектуальные и т.п. Особенно значимо, что квесты могут проходить как в закрытом пространстве (группа, помещение детского сада), так и на улице, на природе (участок детского сада, город, парк и т.д.), охватывая все окружающее пространство.

     Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры?                

       Живой квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т.к. участники могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.  

Структура, виды, формы проведения образовательного квеста

     Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время, обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм как в плане подготовки такой игры, так и в ходе ее проведения.  

     Как и любая технология образовательный квест имеет свою структуру.  

 

     При подготовке и организации образовательных квестов необходимо определить цели и задачи, которые ставит перед собой организатор, учитывая ту категорию участников (дети, родители), то пространство, где будет проходить игра и написать сценарий. Самое главное и, наверное, самое трудное, это заинтересовать участников. Этапы организации квеста.   

 

    Детей заинтриговать значительно легче, чем взрослых (родителей, педагогов), поэтому очень важно продумать этот момент, чтобы родители стали нашими партнерами и активными участниками., т.к. это является одной из главных задач, которая прописано в РФ «Закон об образовании» и ФГОС ДО.

    При планировании и подготовки квеста немаловажную роль играет сам сюжет и то образовательное пространство где будет проходить игра.  

      Будет ли это закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут. В зависимости от этого квесты можно условно разделить на три группы.  По форме проведения квесты бывают: 

  • компьютерные игры-квесты – один из основных жанров компьютерных игр, представляет собой интерактивную историю с главным героем; при этом важнейшими элементами игры является собственно повествование (сюжет) и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решения головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий;
  • веб-квесты – направлены на поиск и анализ веб-ресурсов, и создание веб- продукта (сайт, блог, виртуальный словарь и т.п.);
  • QR-квесты – направленына использование QR-кодов;
  • медиа-квесты – направлены на поиск и анализ медиаресурсов. К такому виду квестов можно отнести фото и видео квесты;  квесты на природе (улицах, парках и т.д.);  комбинированные.  По режиму проведения:  
  • в реальном режиме,  
  • в виртуальном режиме,  
  • в комбинированном режиме. По сроку реализации квесты различают:  
  • краткосрочные – цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно – три занятия;  
  • долгосрочные – цель: углубление и преобразование знаний, рассчитаны на длительный срок. По форме работы:  
  • групповые,  
  • индивидуальные.  

По предметному содержанию:  

  • моно квест,  
  • межпредметный квест.

 

По информационной образовательной среде:   традиционная образовательная среда,   виртуальная образовательная среда.

По доминирующей деятельности воспитанников:  

  • Исследовательский квест,  
  • информационный квест,  
  • творческий квест,  
  • поисковый квест,   игровой квест,   ролевой квест.

По структуре сюжетов различают:  

  • линейные,  
  • нелинейные,   кольцевые.

 

Формы организации квест-игры: 

  1. Путешествие.
  2. Детектив.
  3. Журналистское расследование.
  4. Научное исследование.

Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными:  

  • загадки;  
  • ребусы;  
  • интеллектуальные задания, игры «Найди отличия», «Что лишнее?»;  
  • пазлы;  
  • творческие задания;  
  • игры с песком;  
  • лабиринты;  
  • спортивные эстафеты.  

Воспитательные и образовательные цели и возможности квест-технологии для дошкольников  

Рассмотрим, что собой представляет квест как педагогическая технология несколько подробнее.  

Различают несколько видов обучающих и воспитательных процессов, ведь в большинстве случаев педагог является не только учителем, преподающим определенный материал, а еще и воспитателем, так сказать, нравственным наставником. В общей классификации выделяют следующие:  

  • линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую);
  • штурмовые (с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения учебной задачи);
  • кольцевые (по сути, тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек).

    В целом, если посмотреть на такие обучающие процессы, можно отметить, что квесттехнологии в дошкольном учреждении имеют ряд сходств с компьютерными играми, на основе которых они, собственно, и построены.  

      Во-первых, это достижение конечной цели через поиск промежуточных решений.  

      Во-вторых, это система подсказок (правда, они встречаются не всегда, что усложняет поиск правильного решения). Кстати, нужно отметить, что отсутствие некоего путеводителя по квесту зачастую служит стимулом для творческого мышления и поиска нестандартных решений. Очень часто дети могут предложить такое, что у взрослого человека в голове не укладывается, а при ближайшем рассмотрении оказывается, что ребенок был прав.

     В ряде случаев такую детскую логику можно сравнить с тем, что сегодня принято называть термином «скальпель Оккама». Этот принцип предполагает, что первое самое простое решение какой-то задачи, пришедшее на ум, и является правильным.

     В ходе КВЕСТА у детей происходит развитие по всем образовательным областям и реализуются разные виды деятельности:

  • Игровая  
  • Коммуникативная
  • Познавательно-исследовательская
  • Двигательная
  • Изобразительная
  • Музыкальная
  • Восприятие художественной литературы и фольклора

Организация деятельности детей через проведение квест-игры имеет ряд преимуществ, что позволяет решать цели и задачи:  

  • всестороннее         развитие         детей         по         различным         направлениям         (физическому, познавательному, социально-коммуникативному);  – создание положительного эмоционального настроя;  
  • развитие социально-коммуникативных качеств путем коллективного решения общих задач;  
  • действовать в команде, а не поодиночке;  
  • помощь и взаимовыручка;  
  • побуждение         к         познавательно-исследовательской         деятельности         путем         решения проблемных ситуаций;  
  • внимательность и смелость;  – обеспечение интеграции содержания разных образовательных областей.

 

 

 

Методика проведения квест-игры для дошкольников  ПЛАН ПОДГОТОВКИ ИГРЫ:  

  1. Разработать сценарий  
  2. Создать антураж для каждой зоны проведения действий  
  3. Подготовить музыкальное сопровождение  
  4. Разработать презентацию для вступительной части  
  5. Оформить наглядные материалы («карты»)  
  6. Продумать методику и организацию проведения игровых заданий  
  7. Подготовить необходимый реквизит для прохождения каждого испытания.  

Самое главное, это то, что квесты помогают нам активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество.  

Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств.  

Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать.  

Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. А еще немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья. Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

Образовательные квесты проходят на территории детского сада, в групповых помещениях, в городе, в парке, на природе.  Для составления маршрута можно использовать разные варианты:

  • Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);
  • «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);
  • Карта (схематическое изображение маршрута);
  • «Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники);
  • Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на станции (от организатора; ответ на задание и есть название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории) и т.п.
  • Организационный момент. Вступительное слово ведущего с целью переключения внимания детей на предстоящую деятельность, повышение интереса, создание соответствующего эмоционального настроя:
  • - деление детей на группы;
  • - обсуждение правил квеста;
  • - раздача карт и путеводителей, на которых представлен порядок прохождения зон.
  • Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т.п. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Также в ходе выполнения заданий дети получают бонусы (фишки) и штрафы.

Мастерская – это форма организации продуктивной деятельности. Это не просто занятия, здесь преобладает совместная деятельность, коллективные  формы  работы, которые имеют определенную социальную мотивацию (украшение группы к празднику, изготовление сувениров, поделок в подарок). Здесь очень важно ребенку самостоятельно осуществить выбор деятельности. Он может рисовать, лепить, делать аппликацию, это его выбор. Он вправе попросить помощи у педагога, а педагог должен ее оказать только тогда, когда ребенок в ней действительно нуждается. Ребенок работает в индивидуальном темпе. Главное, чтобы работа была завершена и имела результат. В этом и есть педагогическое сопровождение. Так же ребенок может сам выбрать себе партнера. В этом и есть отличие от традиционных занятий.

Технология «Ситуация» - это форма совместной деятельности, которая позволяет педагогу гибко реагировать на познавательный интерес, который может спонтанно возникнуть. Либо это может быть специально созданная  ситуация, которая активизирует, пробудит интерес у ребенка. Дети решают проблему, а педагог их только направляет.

 

Коллекционирование – это форма познавательной активности дошкольников. Именно в ней проявляются интересы ребенка. Она хороша и те, что коллекционировать можно не только материальные объекты (например, семена, минералы), но и это может быть коллекция эмоций, впечатлений о каких-то событиях. А потом можно использовать эти впечатления для того, чтобы ребенок транслировал приобретенный им опыт другим детям. Важны детские впечатления, детский опыт, детские эмоции, это ведет к взаимообогащению детского опыта.

Экспериментирование и исследование – это форма познавательно – исследовательской деятельности. Она направлена на расширение кругозора детей. Данную форму мы может использовать как в режимных моментах, так и на специальных занятиях.

Проектная деятельность – это так же форма совместной деятельности, направленная на расширение кругозора детей, на воспитание познавательной активности дошкольника. Педагогом  создаются условия, позволяющие детям самостоятельно или совместно со взрослым приобретать новый опыт, добывать знания экспериментальным, поисковым путем.

 

Эти формы деятельности очень важны в работе педагога. Они и должны осваиваться для реализации основных принципов стандарта.  

 

 

7. Рефлексия «Ладошка». На листе бумаги обведите свою ладошку, каждый палец – это какая - то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение. 

  • большой – для меня это важно и интересно …
  • указательный - я получил конкретные рекомендации…
  • средний - мне было трудно (не понравилось)…
  • безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
  • мизинец - для меня было недостаточно…

Закончить педсовет хочу притчей: Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках".  

Результаты нашей работы - в наших руках.

 

 

Решение педагогического совета

 

  • Педагогам всех возрастных групп продолжать изучать нормативно – правовые документы,  регламентирующих введение и реализацию ФГОС ДО Срок выполнения – в течение учебного года.

 

  • Педагогам всех возрастных групп внедрять в образовательный процесс различные формы         организации         детской         деятельности         (проектный         метод, экспериментирование, мастерские, коллекционирование, технологию «Ситуация», квест –технология и др.).  

Срок выполнения – в течение учебного года.

 

  • Разработать вариант квест – игры для каждой возрастной группы. Срок выполнения – январь 2018г.

 

  • Подготовить фотоотчет о применении современных образовательных технологий в работе с детьми в течение учебного года и  выступить с защитой на итоговом педсовете.  

Срок выполнения – в течение учебного года.        Контроль за выполнением решения педсовета возложить на ст. воспитателя.

 

 

 

И, в заключение, по каким бы стандартам ни учился  ребенок, наши любовь и внимание необходимы ему, чтобы он был счастлив, успешен в учебе. 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие взрослого и ребенка дошкольника в контексте личностно-ориентированного воспитания

 В Концепции дошкольного воспитания декларируется необходимость осуществления индивидуального подхода к каждому воспитаннику в дошкольном образовательном учреждении. Более того, «всемирная поддержка и...

Родительское собрание «Способы взаимодействия взрослого и ребенка» в форме тренинга

1.      Ознакомление родителей со стилями общения в семье.2.      Формирование ответственного отношения родителей к воспитанию ребенка,  владеюще...

Презентация опыта работы "Партнерское взаимодействие взрослого и ребенка как одно из условий успешной реализации ФГТ в аспекте ООП"

Воспитанники чувствуют себя комфортно там, где устанавливаются хорошие, дружеские отношения. Чем раньше ребенок научиться взаимодействию с другими людьми, тем легче он адаптируется в социуме. Опыт усп...

Проект "Развитие системы взаимодействия "Взрослый-ребенок""

Взаимодействие взрослого с ребенком представляет собой вид коммуникативной деятельности, обладающий всеми структурными элементами любого вида деятельности, протекающий между двумя субъектами в ...