Конспект открытый НОД по освоению ОО "Позновательного развития" с элементами экперементирования "Чудеса на кухне"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Уталина Лариса Ивановна

формирование навыков экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта проведения

непрерывной образовательной деятельности

(образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,

 «Речевое развитие», «Физическое развитие»)

Проводят: Уталина Л. И. (воспитатель)

                    Гаврина О.В.  (воспитатель)

Дата

Возраст

Вид

Тип

Тема

Программное содержание

февраль

старший возраст

Поиско-исследовательский

Познавательно-исследовательский, коммуникативный, игровой

«Чудеса на кухне»

- Формировать умение выявлять свойства воды  (не имеет формы, принимает форму сосуда, в котором находится).

- Развивать познавательный интерес к практическим действиям.

-  Развивать умения делать простые выводы, умозаключения.

- Познакомить детей со свойствами различных продуктов питания.

- Включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.

- Обогащать словарный запас существительными, глаголами, прилагательными

исследователь, ученый, растворитель, лаборатория, соленый, пресная,  тонет, плавает, вещества и т.д.

Дидактическое обоснование

Алгоритм проведения

Дидактическое оснащение (методический инструментарий)

Подготовка

Технология организации и проведение

Методы

- Первый этап: Подготовительный

- Второй этап: Основной

- Третий этап: Заключительный 

  • пластиковые тарелки,
  • ложки и стаканы,
  • воздушные шары,
  • влажные салфетки,
  • вода,
  • яйцо,
  • манная крупа,
  • скрепки,
  • магнит,
  • лавровый лист,
  • соль,
  • свекла и картофель,
  • пробки,
  • сода и уксус.
  • мультимедийный экран,
  • ноутбук,
  • аудиозапись «Волшебник - недоучка»

- подготовка конспекта;

- подготовка презентации;

- подготовка помещения;

- подготовка материала и оборудования для проведения экспериментов

оптимизировать развитие  познавательно- исследовательской деятельности путем разумного сочетания методов, средств и форм, направленных на получение положительного результата за время НОД.

словесные, наглядные, практические, игровые.

Ход образовательной деятельности

Этапы  познавательно-исследовательской деятельности,

игровые методы и приёмы

Деятельность педагогов

Деятельность детей

Первый этап: Подготовительный

Организационный момент: появление героя

Педагог приглашает детей встать  полукругом для приветствия гостей.

Дети приветствуют гостей, знакомятся с героем.

Включение детей в познавательно-исследовательскую деятельность

Загадывание загадки

Сюрпризный момент.

Кролик Знайка загадывает загадку.

Дети отвечают на вопросы.

Активизация внимания

к опытно - экспериментальной деятельности

Загадывание загадки

Приглашение Кролика в лабораторию: - Ребята я приглашаю  вас на кухню! Но сегодня  для нас это не место, где готовят пищу, а настоящая  лаборатория.

Вопросы педагога:  Как назвать их, одним словом?

Обобщает: - Правильно, это продукты питания и вещества.

Вопросы педагога: Можем ли мы их использовать для  проведения опытов?

Кролик Знайка загадывает загадку.

Вопросы педагога: Как вы думаете, почему?

Педагог: - Правильно. Посмотрите на экран. Подумайте, какими свойствами обладает вода?

Дети  смотрят на экран и отвечают на вопросы.

Дети  смотрят на экран и отвечают на вопросы.

Второй этап: Основной

Беседа с детьми

Проведение опытов

Беседа с детьми

Педагог предлагает проверить одно из свойств воды.

Вопросы педагога:  – Как вы думаете, какие материалы нам нужны?

Предлагает сделать выбор материалов, побуждает к самостоятельному выбору.

Педагог ведет И.Р. с детьми.

Вопросы педагога:  Что вы наблюдаете? Какой можно сделать вывод?

Педагог: - Правильно. Посмотрите на экран. Что на нем изображено? Вспомните, какая вода в реке?

Вопросы педагога:  Как вы думаете, где легче научится плавать, в пресной или в соленой воде?

Предлагает сделать выбор материалов для следующего проведения опыта, побуждает к самостоятельному выбору.

Педагог ведет И.Р. с детьми.

Вопросы педагога:  Что вы наблюдаете? Какой можно сделать вывод?

Педагог обобщает: - Правильно. В чистой воде одни предметы тонут, а другие плавают на поверхности.

Вопросы педагога:  Давайте выясним, почему?

Что вы наблюдаете? Какой можно сделать вывод?

Дети  смотрят на экран, делают выбор материалов и подходят к столу.

Дети проводят опыт.

Дети делают выводы.

Дети  смотрят на экран и отвечают на вопросы.

Дети смотрят на экран, делают выбор материалов  и подходят к столу.

Дети отвечают на вопросы.

Дети проводят опыт, делают вывод.

Создание ситуации успеха детей

Педагог хвалит детей за то, что они справились с заданием и у них получилось.

Дети делятся своими впечатлениями

Беседа с детьми

Спрашивает: Всегда ли получаются опыты и эксперименты у учёных?

Об этом мы сейчас узнаем, приглашаем вас на разминку.

Дети отвечают на вопросы.

Дети выходят в середину зала.

Физминутка:

«Волшебник - недоучка» 

- И.п.- стоя на ковре, легкий присед.

Имитация движения смотр в подзорную трубу.

Имитация  круговых движений над головой руками.

Имитация движения рукой указательного знака.

- Ходьба на месте.

- Имитация движений руками в соответствии с текстом.

- Имитация движений утюга, слона, крылья пчелы, ушей-цветов.

- Ходьба на месте.

- Имитация движений руками в соответствии с текстом.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Активизация внимания

к познавательной деятельности

Педагог  спрашивает у детей о готовности к дальнейшей работе в лаборатории.

Вопросы педагога:  Подумайте, а можно ли заставить картофель плавать? Какие предметы в этом могут помочь? Почему же так получилось?

Предлагает сделать выбор материалов для следующего проведения опыта, побуждает к самостоятельному выбору.

Педагог обобщает: В пробках есть пузырьки воздуха, они сделаны из дерева, дерево легкое – не тонет.

Педагог  спрашивает: Посмотрите внимательно, у вас на столе крупа, из которой можно приготовить кашу? Как вы думаете, какую?

Но в каше находятся металлические предметы. Каким способом их можно достать?  Как вы думаете?

Педагог обобщает: Магнит притягивает металлические предметы, а сито просеивает мелкие частицы.

Дети возвращаются к столам.

Дети отвечают на вопросы.

Дети смотрят на экран, делают выбор материалов  и подходят к столу.

Дети отвечают на вопросы.

Дети проводят опыт, делают вывод.

Создание ситуации успеха

Сюрпризный момент

Педагог хвалит детей за то, что они справились с заданиями  и опытами.

Педагог обыгрывает ситуацию: чтобы надуть шарик без помощи дыхания человека, ему понадобятся несколько веществ. Опыт проводят педагоги -  «Надуй шарик»

Дети делятся своими впечатлениями

Третий этап: Заключительный

Рефлексия

Педагог спрашивает: Что сегодня мы творили?

Педагог благодарит детей и гостей, приглашает  всех  детей попрощаться с гостями.

Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.

Прощаются с Кроликом - Знайкой  и идут играть.

Литература:

  1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой;
  2.  Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории: программа, игровые проблемные ситуации, картотека опытов, ФГОС ДО. Костюченко М. П., Камалова Н. Р.;
  3. Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. (ФГОС);
  4. Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. (ФГОС);
  5. Батова И.С. Познавательно- исследовательская деятельность детей. Опыты с веществами и материалами: комплект из 16 технологических карт. Осень.  ФГОС ДО. Старшая группа (от 5 до 6 лет)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами грамоты

Данное занятие с детьми подготовительной группы помогает обогащать и активизировать словарь по теме «Зима»,  развивать внимание, память, мыслительные операции анализа и синтеза,  творческое ...

Конспект открытого урока "Песочные истории" с использованием элементов сказкотерапии .

Тема: «Песочные истории» Цель: развитие  познавательной активности, творчества и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками. Программное содержание: 1 .Познакомить детей...

Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами драматизации в старшей группе «Стрекоза и муравей»

Цель: формирование способности к речевому творчеству у детей через игровую деятельность. Задачи: привлекать детей к активному участию в играх-инсценировках;развивать диалогическую и монологическу...

Конспект открытой НОД по освоению ОО «Познавательное развитие» с элементами экспериментирования на тему: «Тайны воздуха»

формирование экологических представлений о воздухе, через познавательно-исследовательскую деятельность....

Конспект открытой НОД по освоению ОО «Познавательное развитие - ФЭМП» на тему: ««Путешествие по космическим планетам»

обобщение и закрепление элементарных математических знаний и умений у детей старшего возраста посредствам игры – путешествия....

Конспект открытой НОД по освоению ОО «Познавательное развитие» с элементами экспериментирования на тему: «Тайны воздуха»

Формирование у детей экологических представлений о воздухе, через познавательно-исследовательскую деятельность....