ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦЕНТРОВ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
В докладе описанно создание РППС с учетом решения задач огсновной образовательной программы детского сада и примерной программы "Детство"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 23.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 50 с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развитию детей»
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦЕНТРОВ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Воспитатель Назарова Нина Николаевна
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) направлен на поиск путей активизации процесса развития творческих, исследовательских способностей на всех ступенях образования.
Образовательная область «Познавательное развитие» направлена на развитие познавательно-исследовательской детской деятельности.
Наиболее приемлемая для каждого дошкольного учреждения предметно-пространственная среда проектируется на основе:
- реализуемой в детском саду образовательной программы;
- требований нормативных документов;
- материальных и архитектурно-пространственных условий (наличие помещений, их площадь, конструктивные особенности);
- предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;
- общих принципов построения предметно-пространственной среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетания привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, опережающего характера содержания образования, учета половых и возрастных различий детей, уважения к потребностям и нуждам ребенка).
В нашей группе мы постарались создать предметно- развивающую среду с учетом решения задач основной образовательной программы детского сада и примерной программы «Детство» Сегодня я расскажу о проектировании среды, которая осуществляется в ходе освоения образовательной области «Познавательное развитие».
Задачи образовательной деятельности
- Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях. Развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы познания: обследование объектов, установление связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета, сравнение по разным основаниям (внешне видимым и скрытым существенным признакам), измерение, упорядочивание, классификация. Развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии.
- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, людям, предметам).
- Поддерживать творческое отражение результатов познания в продуктах детской деятельности.
- Обогащать представления о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений взрослых и детей.
- Развивать представления ребенка о себе, своих умениях, некоторых особенностях человеческого организма.
- Развивать представления о родном городе и стране, гражданско-патриотические чувства.
- Поддерживать стремление узнавать о других странах и народах мира.
При переходе ребенка в старшую начинает меняться его психологическая позиция: он впервые начинает ощущать себя старшим среди детей детского сада. И в этот период важно поддержать это ощущение такой организацией среды, при которой ребенок будет активно проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу.
Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки личного опыта. Через предметы ребенок самостоятельно знакомится с животными и растениями дальних стран, с обычаями и внешним видом разных народов, поэтому большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть картинка и надпись для узнавания игры, дети самостоятельно определяют, в какие игры будут играть. «Развернуты» только те игры, в которые дети играют; игры могут длиться несколько дней и даже недель.
Оборудованы центы активности детей:
- Занимательная математика
. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели, на осуществление контрольно-проверочных действий (« Гак бывает?», «Найди ошибки»), на следование и чередование и др. Например, для развития логики это игры с логическими блоками Дьенеша, «Логический поезд», «Логический домик», «4-й лишний «Найди отличия».
2. Природы
Умение видеть различия в потребностях у конкретных животных и растений (во влаге, тепле, пище, воздухе, месте обитания и убежище). Сравнение растений и животных по разным основаниям, отнесение их к определенным группам (деревья, кусты, травы; грибы; рыбы, птицы, звери, насекомые) по признакам сходства. Установление сходства между животными, растениями и человеком (питается, дышит воздухом, двигается и т.д.) и отличия (думает, говорит, испытывает чувства и т.д.).
Представления о неживой природе как среде обитания животных и растений, ее особенности (состав, качества и свойства). Особенности жизни живых существ в определенной среде обитания.
Установление последовательности сезонных изменений в природе (смена условий в неживой природе влечет изменения в жизни растений, насекомых, птиц и других животных) и в жизни людей. Понимание причин этих явлений.
Накопление представлений о жизни животных и растений в разных климатических условиях: в пустыне, на севере (особенности климата, особенности приспособления растений и животных к жизни в пустыне, на Севере).
Установление стадий роста и развития хорошо знакомых детям животных и растений, яркие изменения внешнего вида и повадок детенышей животных в процессе роста.
Развитие представлений о природных сообществах растений и животных (лес, водоем, луг, парк), их обитателях, установление причин их совместного существования (в лесу растет много деревьев, они создают тень, поэтому под деревьями произрастают тенелюбивые кустарники, травы и грибы и т.д.). Осознание правил поведения в природе.
Экспериментирование
При организации детского экспериментирования стоит новая задача: показать детям различные возможности инструментов, помогающих познавать мир. В группе для экспериментирования имеются различные материалы, шары, подвески, крупы, камни и т. Д. В группе имеется коробка с бросовым материалом, пластиковой и картонной упаковкой, отходами бумаги, ткани, меха, кожи, картона и др. материалов для изготовления по ходу игры недостающих атрибутов.
Важная роль в развитии ребенка отводится конструктивной деятельности. Для этого
имеются конструкторы и строительные наборы, выполненные из разного материала (пластика, дерева, металла), напольные и настольные, с разнообразными способами крепления деталей, разной тематической направленности. Кроме самих наборов имеются разнообразные схемы-образцы построек, фотоальбомы (с фотографиями архитектурных сооружений и детских построек), тетради для зарисовки схем созданных детьми конструкций.
Формирование первичных представлений о себе, других людях
Развитие интереса к людям разного пола и возраста. Овладение пониманием особенностей проявления характерных мужских и женских качеств, Понимание труда людей как основы создания богатства окружающего мира.
Чтобы развивать у ребенка представления о собственных возможностях и силах, учить познавать себя, используется технология самонаблюдения. Для этого есть разнообразные пути. Например, метки «Я расту» - это повод для обсуждения, кто выше, кто ниже, на сколько сантиметров вырос ребенок за месяц, за три месяца, кто растет быстрее, кто медленнее.
Привлекают старших дошкольников возможности изменения имиджа, внешнего вида. Имеется уголок ряженья, где имеются различные детали одежды взрослых людей. Например, такие как шляпа, галстук, длинная пышная юбка, солнечные очки, шаль, пилотка стюардессы, капитанская фуражка.
Наряду с художественной литературой в книжном уголке представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников. и т.н.).
Развитие познавательной деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательная деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
Наполняемость предметной развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать принципу целостности образовательного процесса. Предметная развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
Предметная среда не должна быть самоцелью, нельзя думать, что можно воссоздать идеальную предметно-развивающую среду. Это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей. Развивающая среда является развивающей, если помогает ребенку осваивать задачи в соответствии с его возрастом и индивидуальным развитием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Познавательный центр как «поисковое поле» по теме «Вода»
Реализация данного проекта по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Познавательный центр как «поисковое поле» по теме «Вода» позволит создать необх...
Приложение к проекту по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Познавательный центр как «поисковое поле» по теме «Вода»
Данное приложение позволит педагогам реализовать проект на тему: «Познавательный центр как «поисковое поле» по теме «Вода» в полном объеме и облегчет труд по подбору необходимого мате...
Конспект Организованной образовательной деятельности Образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» на тему : «Как помочь Буратино?»
Программное содержание: учить выделять условие и вопрос задачи, учить решать задачи путём сложения и вычитания однозначных чисел; закрепить знание детей о последовательности дней недели; з...
Конспект организованной образовательной деятельности во II младшей группе «Калинка» Тема: «Чудеса леса» Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», « Познавательное развитие
Конспект организованной образовательной деятельностиво II младшей группе «Калинка»Тема: «Чудеса леса»Приоритетная образовательная область: «Познавательн...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических представлений» по теме: «Детский центр «Мишутка-сити», для детей подготовительной группы
Тема: « Мишутка-сити» Цель: развитие логического мышления детей .Форма: игра – путешествие.Задачи:Обучающие задачи: познакомить дошкольников со значением слова &laqu...
Конспект НОД По образовательной области «Познавательное развитие», с интеграцией образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие» в средней группе Математическая игра – путешествие «Морская экспеди
Математическая игра – путешествие «Морская экспедиция «Поможем морским обитателям»» Данный материал позволит в увлектельной игровой форме выполнить следующие...
Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Юные знатоки леса» Приоритетная образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,физическое развитие.
Цель: Создание условий для закрепления и расширения представлений детей о лесе и его обитателях , представления о взаимосвязи человека и природы.Задачи:Образовательные :- Уточнять и р...