ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ И САМОРАЗВИТИЯУЧАСТНИКОВПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДОУ
статья (подготовительная группа) на тему

Веретковская Оксана Александровна

Дошкольный возраст – неповторимая и  яркая  страница в  жизни каждого человека. Именно здесь начинается процесс социализации, становление связи ребенка с основными сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, здесь происходит приобщение к культуре, к общим людским ценностям. Дошкольное детство – это время, когда происходит первоначальное становление личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_redaktirovannaya.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ И САМОРАЗВИТИЯ УЧАСТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДОУ

Абучкаева С.Г., Веретковская О.А., Худякова К.А.,

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 142

Дошкольный возраст – неповторимая и  яркая  страница в  жизни каждого человека. Именно здесь начинается процесс социализации, становление связи ребенка с основными сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, здесь происходит приобщение к культуре, к общим людским ценностям. Дошкольное детство – это время, когда происходит первоначальное становление личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Воспитание и обучение ребенка в дошкольном возрасте – это  новый шаг вхождения в окружающий мир. Важная роль отводится социальной адаптации детей и  принадлежит дошкольным учебным заведениям, потому как, именно там происходит активное формирование личности ребенка.

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

Важной задачей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) при введении ФГОС ДО  становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей образовательной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.

Поэтому, в связи с введением нового ФГОС ДО, вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным. Понятие развивающей предметно-пространственной среды определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности, считал, что благодаря ей, ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Н.А. Короткова, С.И. Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную игровую, коммуникативную, исследовательскую, двигательную, трудовую и творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

Образовательная среда – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.

 Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участками и т.д.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Алгоритм проектирования образовательной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования предполагает поиск ответов на следующие вопросы:

«КОГО учить и воспитывать?» – психолого-педагогическая характеристика воспитанников, их возрастных и индивидуальных особенностей, учет психологических и физиологических особенностей дошкольников, этнокультурных условий развития.

«ЗАЧЕМ учить и воспитывать?» – определенность целей и задач по всем направлениям развития и образования детей (социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому), расширение направлений развития, социализации и индивидуализации детей.

«ЧЕМУ учить?» – осознанное, ответственное отношение к выбору информационного воздействия и предметного наполнения среды, обеспечение развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и общении.

«КАК учить и воспитывать?» – рефлексивный выбор методов и технологий образовательного процесса и взаимодействия, ориентация на возрастные особенности развития, использование зоны ближайшего развития.

При создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения необходимо обеспечить реализацию:

- образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны их здоровья, учета индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;

- двигательной активности, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;

- различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.

В рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования, возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для реализации общеобразовательной программы.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать: охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей,

-максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы и прилегающей территории,

-построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности,

-создать условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие

педагогических работников,

-открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность,

-построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей,

-создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям.

Принципы конструирования предметно-пространственной среды в

образовательных учреждениях основаны на психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка.

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОУ развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

1.        содержательно-насыщенная;

2.        трансформируемая;

3.        полифункциональная;

4.        вариативная;

5.        доступная;

6.        безопасная.

1. Содержательно-насыщенная – средства обучения, инвентарь, оборудование, которое позволяет обеспечить все виды детской деятельности; эмоциональное благополучие детей; возможность самовыражения детей.

2.Трансформируемая – возможность изменения развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможности детей.

3.Полифункциональная – возможность разнообразного использования составляющих развивающей предметно-пространственной среды в разных видах детской деятельности.

4.Вариативная – предположение наличия различных пространств (для игры, уединения, конструирования и пр.),наличие материалов, оборудования, инвентаря, игр, игрушек для развития детских видов деятельности.

5.Доступная – свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все виды детской деятельности.

6.Безопасная – соответствие элементов развивающей предметно-пространственной среды требованиям СЭС, пожарной безопасности и охране жизни и здоровья детей.

Основные составляющие при проектировании предметно-пространственной развивающей среды в группе:

  • ПРОСТРАНСТВО;
  • ВРЕМЯ;
  • ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ.

Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности:

- рабочая

- активная

- спокойная для того чтобы обеспечить содержательную базу образовательного процесса в ДОУ.

Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему – сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы.

Образовательная система выполняет жизненно важную функцию, а именно функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Если бы не было педагогов, то культура человечества регрессировала бы, его поступательное развитие остановилось. Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ. Организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-потребностной сферы. Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности – вот чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности.

Важной стороной образовательного процесса в ДОУ является взаимодействие педагогов с родителями воспитанников, которые являются заказчиками образовательных услуг, обладают определенным педагогическим потенциалом и способны обогащать образовательный процесс положительным опытом семейного воспитания. Взаимодействие педагогов и семьи — целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка.

Педагогическое сотрудничество родителей с ребенком и педагогами помогает родителям познать индивидуальные особенности своих детей и общие закономерности развития.

Таким образом, организация образовательной среды - это направление, связанное с созданием целостной системы материальных, культурных и дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач в оптимальных условиях.

Литература:

1.        Артамонова О.В. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное 17.  Новоселова С. Л. Развивающая предметно-игровая среда. // Дошкольное воспитание №4.

2.        Боровикова Е. Н. Влияние предметно-развивающей среды на развитие внимания и воображения старших дошкольников: Материалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. М.: МГППУ, 2006.

3.        Полякова, М.Н. Организация развивающей среды в возрастных группах детского сада / М.Н. Полякова // Детство-Пресс. – 2010. – С. 41-62

4.        Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н. В. Нищева. – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.-128 с.

5.        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива, 2014.-32с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Роль образовательной среды в развитии ребёнка дошкольника"

Презентация "Предметно-пространственная среда ДОУ"...

Роль образовательной среды в развитии дошкольников.

Тема: «современная образовательная среда.»   Важной  составляющей современной образовательной среды для дошкольника является характер его взаимодействия со взрослыми и другими детьми, в...

Создание образовательной среды для развития познавательных интересов ребёнка. Ляпина Ирина Анатольевна, руководитель

Современный ребёнок не самостоятелен. А стремительно меняющийся мир требует от него стать творчески мыслящим, компетентным, умеющим действовать в конкретной ситуации. Безусловно, помощь взрослого ребё...

Индивидуализация образовательной среды для развития естественной мотивации музыкально-творческой деятельности детей

Обмен опытом по программе "Элементарное музицирование" Т.Э.Тютюнниковой. Включены как теория, так и практические задания по каждому разделу программы....

Реализация проекта «Образовательная среда для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста» в условиях современной дошкольной образовательной организации

В этой статье  раскрывается актуальность проблемы проектирования образовательной среды для развития игровой деятельности дошкольников.  Представлен  проект «Образовательная среда ...