План самообразования
материал (младшая группа) по теме

Карпова Людмила Александровна

План по самообразованию "Нетрадиционные формы рисования. как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx28.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №181»

План по самообразованию воспитателя

Карповой Людмилы Александровны

Сообщаю о себе следующие сведения:

-Высшее профессиональное, Казанский Государственный Гуманитарно-Педагогический Университет, квалификация «Преподаватель дошкольной педагогике и психологии» специальность «Дошкольная педагогика и психология», 2010г.

Стаж педагогической работы (по специальности) 15 лет.

В данной должности 15 лет.

        Тема: «Нетрадиционная формы рисования, как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста».

        Актуальность выбора темы

«Нетрадиционные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, помогают раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».

(М. Шклярова).

Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности,

которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисование с использованием нетрадиционных работоспособность на протяжении всего

времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные В

истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из

актуальных. Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие

способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются

недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни.

Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида

профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей –

одна из главных задач дошкольного воспитания.

Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с

использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее техники

позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают

ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и

способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность

выбора.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт

работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными

педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных

приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого

мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют

необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник

является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и

доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они

открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и

самовыражению в целом.

Работая с детьми дошкольного возраста я заметила: дети любят рисовать, старательно

овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами,

осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ

изобразительные и выразительные навыки детей остаются на среднем уровне, многие

композиции выделяются скудностью содержания, штампами. Нет главного – "своих",

искренних рисунков, отсутствует творческий подход, они не отражают то, что значимо для

рисующего их ребенка. Проанализировав рисунки дошкольников пришла к выводу –

необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить

какой-либо предмет. Этим можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что

они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Использование нетрадиционных способов рисования вызывает у детей обилие

положительных эмоций; даёт возможность использования в качестве изобразительных

материалов часто неожиданных предметов, удивляя малышей оригинальностью и

непредсказуемостью. Знания, умения, педагогический такт дают возможность ребёнку

сотворить собственную картину мира, а нетрадиционные методы рисования сделать рисунок

красивым, понятным, привлекают его и заинтересовывают.

Идея педагогического опыта– развитие творческих способностей, каждого ребенка

средствами нетрадиционных техник, помочь реализовать себя, уметь соединять в одном

рисунке различные материалы для получения выразительного образа.

Чтобы выявить и реализовать возможности детей, я разработала проект на тему «Развитие

творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования».

Разработанный мною проект составлен в соответствии с условиями ФГОС дошкольного

образования, а также с учётом психологических аспектов развития ребёнка дошкольного

возраста.

Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся

знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и

успеха.

Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и

увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не

бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными

техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и

процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества. Рисование с

использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них

сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени,

отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует:

- интеллектуальному развитию ребенка;

- коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;

- развивитию уверенности в своих силах;

- развивитию пространственного мышления;

- умению свободно выражать свой замысел;

- развитию мелкой моторики рук.

        

        Цель: Повышение профессиональной компетентности по вопросу развития творческого потенциала в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

        

        Задачи:

  • Повысить собственный уровень знаний путём изучения литературы по заданной тематике,   изучение методик и технологий в интернет ресурсах.
  • Изучить проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе.
  • Рассмотреть содержание и методику работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества.
  • Систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на развитие мелкой моторики рук детей через занятия рисования, продуктивной деятельностью.
  • Развивать умения и навыки в игровой, познавательной, исследовательской деятельности;
  • Разработать перспективный план работы.
  • Составить поэтапный план работы.
  • Достигнуть положительных результатов работы по теме.

        Ожидаемые результаты:

  • повышение педагогической компетентности
  • определение тактики и стратегии совершенствования образовательного процесса образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в современных условиях в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Этапы работы по самообразованию 2018-2023 годы

Раздел плана

Сроки

Содержание работы

Форма отчетности

1

Диагностический

2018– 2019 у.г.

1. Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов)

2. Изучение передового педагогического опыта работы по развитию творческих способностей детей через нетрадиционные методы рисования

1. Создание в группе художественно-эстетической предметно-развивающей среды.

2. Подбор методического оснащения.

3. Пополнение методической копилки

4. Разработка перспективного плана по развитию творческих способностей через нетрадиционную технику рисования.

2

Прогностический

2019-2020 у.г.

1.Определение целей и задач темы.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Прогнозирование результатов

4.Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы)

1. Разработка перспективного плана по развитию творческих способностей через нетрадиционную технику рисования.

2. Выставка на тему: «Времена года глазами детей» используя нетрадиционную технику рисования.

3. Составить картотеку заданий и игр для развития мелкой моторики рук.

4. Проведение консультации, семинара-практикума для педагогов, родителей

5. Оформление наглядно-иллюстративного материала

3

Практический

2020-2021 у.г.

1. Внедрение опыта работы.

2. Формирование методического комплекса.

3. Корректировка работы.

4. Исследовательская работа (применение выбранной технологии для работы в экспериментальной группе)

1. Разработка перспективного плана по развитию творческих способностей через нетрадиционную технику рисования.

2. Консультация для родителей "Нетрадиционная техника рисования и ее роль в   развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста».

3. Выставки детских рисунков для родителей.

4. Методическая разработка «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

4

Практический

2021-2022 у.г.

1. Внедрение опыта работы.

2. Формирование методического комплекса.

3. Корректировка работы.

4. Исследовательская работа (применение выбранной технологии для работы в экспериментальной группе)

1. Разработка перспективного плана по развитию творческих способностей через нетрадиционную технику рисования.

2. Семинар-практикум для родителей «Использование нетрадиционных техник и материалов в совместном творчестве с детьми».

3. Мастер-класс для педагогов «Рисование пеной для бритья»

5

Обобщающий

2022-2023 у.г.

1. Подведение итогов.

2. Распространение опыта своей работы

3. Оформить творческую лабораторию: «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста».

1. Разработка перспективного плана развитию мелкой моторики через нетрадиционную технику рисования во второй младшей группе.

2. Составить программу «Нетрадиционное рисование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

3. Показ мероприятия родителям и педагогам.

4. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете

5. Выставка пособий, наглядного материала, дидактических игр, конспекты занятий для педагогов

Список используемой литературы:

1. Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003»

2. И.В.Тюфанова «Мастерская юных художников». Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детство-Пресс», 2004 г.

3. А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг».

4. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р.Г.Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.

5. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика».

6. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – Москва, 1995г.

7. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет.- Москва ,2010 г.

8. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р.Г. Казаковой. Москва 2007 г.

9. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие.- Ярославль, 1998 г.

10. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – Москва, 2010 г.

11. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.

12. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования. Дошкольное образование. 2010 г №18.

13. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме. Дошкольное воспитание. -1995 г. №11

14. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашеными опилками, на самоклеющейся пленке. – Обруч 1999 г. №2.

15. Комарова Т.С. «Как можно больше разнообразия» Дошкольное воспитание, 1991г. №9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...