Гербарий как средство воспитания любви к природе
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

Бирючкова Виктория Викторовна

Презентация "Гербарий как средство воспитания любви к природе" для старшей и подготовительной групп. 

Цель знакомство детей с миром растенй, с разнообразием флоры, формирование у детей осознанно-правильного отношения к растениям

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГЕРБАРИЙ КАК СЕРДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К ПРИРОДЕ (дети старших и подготовительных групп)

Слайд 2

ЦЕЛЬ - знакомство детей с миром растений, с разнообразием флоры; - формирование у детей осознанно- правильного отношения к растениям .

Слайд 3

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: - УЗНАТЬ НА КАКИЕ ГРУППЫ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ РАСТЕНИЯ ; РАЗВИВАЮЩАЯ: - УМЕТЬ ВЫДЕЛЯТЬ И СРАВНИВАТЬ ПРИЗНАКИ ЭТИХ ГРУПП, рассуждать и делать выводы ; ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: - УЧИТЬСЯ ЗАМЕЧАТЬ И ЦЕНИТЬ КРАСОТУ МИРА РАСТЕНИЙ ЗАДАЧИ:

Слайд 4

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ГЕРБАРИЙ? Гербарий – это коллекция засушенных растений. В переводе с латинского гербарий означает «травник». Но в гербарии могут быть и цветы, и плоды и листья деревьев . Первые гербарии появились в Италии XVI веке, когда для сбора и засушивания растений стала применяться бумага как материал, хорошо впитывающий влагу из растений. А сегодня в магазинах можно найти подходящие инструменты для сбора гербариев: бумагу для приклеивания образцов, этикетки, папки и т.д. Гербарий собирали многие великие люди. В России первый гербарный лист был заложен Петром I с лаконичной надписью « рваны 1717 года»

Слайд 5

Использование гербариев В ДОУ используется в разных образовательных областях: « Познавательное развитие», темы: «Лекарственные растения наши друзья », « Что растет на огороде?», «Деревья и кустарники» и т.д. « Социально- коммуникативное развитие», темы: «Какие растения опасны, а какие полезны», «Витамины в жизни человека» и др. « Речевое развитие», темы: «Готовим блюда из овощей», «Составление описательных загадок», «Составление описательных рассказов», при чтении и заучивании стихотворений и др. « Художественно – эстетическое развитие», в аппликации, например: «Ковер из осенних листьев», «Осенний лес» (печатание ) и др. В рисовании «Ветка вербы», «Лист дуба», «Одуванчики на лугу» и др. Лепка: «Ромашки», «Елочка», «Ветка рябины » и др.

Слайд 6

Использование гербария в совместной деятельности взрослого и ребенка В совместной деятельности воспитатель предлагает детям речевые и настольно – печатные игры, читает детям сказки, рассказы, стихи, загадывает загадки, создают поделки и аппликации с использованием листьев гербария

Слайд 7

Использование гербария в свободной деятельности ребенка В самостоятельной деятельности детям предлагаются настольно-печатные игры, рассматривание растений гербария, нахождение знакомых растений, рассказывание, что они знают о нем, составление загадок – описаний и тд

Слайд 8

Как правильно сделать гербарий своими руками Сбор гербария делится на три этапа: поиск и сбор растений; засушка растений; систематизация растений, поиск информации и оформление гербария.

Слайд 9

Инструменты для сбора растений: Узкая совковая лопатка, если хотите получить растение с целой корневой системой Маленькие маникюрные ножницы Контейнер для транспортировки растений Секатор садовый Старые газеты

Слайд 10

Правила сбора растений растения собираются в сухую и солнечную погоду; растение собирается целиком, со всеми корнями , корневищами, клубнями, луковицами, плодами и цветками; если растение крупное и собрать его целиком не представляется возможным, то берутся те части растения, по которым можно его опознать; крупные веточки срезайте секатором, замазывая места среза садовым варом или глиной .

Слайд 11

Это обязательно нужно делать, в присутствии детей, т.к. они должны видеть, что мы не приходим к природе, как разрушители, и даже если что-то берем от нее, то заботимся о том, чтобы у природы хватило сил восстановиться. Листья и головки цветов срезайте маникюрными ножницами, укладывайте в контейнер, прокладывая газетами. Листья деревьев и кустарников срезаются вместе с ветками, чтобы можно было посмотреть расположение листьев. Для гербария выбираются только развитые растения с цветками и плодами. Для каждого растения берется несколько экземпляров про запас. Выкопанное растение сразу же тщательно очищается от земли, расправляется так, как оно росло и кладется между двумя листами бумаги. Далее, кладется этикетка (дата сбора растения, кем оно было собрано и в какой местности).

Слайд 12

Как сушить растения Сушить растения можно несколькими способами : 1 ) Крупные и объемные растения, и цветы , сушат в мелком песке (сухом речном или морском) в манке, кукурузной крупе. В картонную коробку, на дно насыпаем слой песка или крупы толщиной около 3 см , помещаем растение и засыпаем его полностью, ставим в теплое место. Если цветок крупный – пион, георгин, тогда понадобится несколько раз менять наполнитель. Объемный гербарий дает возможность увидеть полностью строение растения, его цвет, форму и объем.

Слайд 13

2) Сохранять в парафине. Расплавляем парафин в емкости на водяной бане, затем живой цветок быстро окунаем в расплавленный парафин и тут же вынимаем. Преимущество засушивания в парафине заключается в том, что хорошо видны все жилки и прожилки.

Слайд 14

3)Сушим при помощи утюга. Заверните лист в салфетки и газеты и прогладьте несколько раз не слишком горячим утюгом. Отложите гербарий на несколько часов, затем прогладьте снова. Повторите процедуру с утюгом 3-4 раза до полного высыхания растения .

Слайд 15

4 ) Традиционный способ: сушим в газетах. Аккуратно расправив листья, разложите растения между газет, придав растению естественный вид. Некоторые листья можно специально отогнуть, чтобы была видна нижняя сторона. Сложите газеты одна на другую, между ними проложите еще несколько листов газетной бумаги. Сверху поставьте груз, например, книги. Сохнуть растения будут около двух недель . Конечно , к сушке растений можно подойти еще проще, положив их между листами книги, но тогда, во-первых, может испортиться книга, во-вторых, засушенное растение может не сохранить форму или загнить. Чтобы узнать, высохло ли растение, его аккуратно поднимают за стебель и, если оно не сгибается, его уже можно оформлять на гербарном листе .

Слайд 16

Как оформить гербарий В качестве основы для гербария обычно используют плотную бумагу формат А4, А5 (картон, дизайнерская бумага или можно купить специальные гербарные листы).

Слайд 17

Полоски гофрированного цветного картона длиной – 12 см, шириной – 4 см, прозрачные файлы (или калька) Папка скоросшиватель, дырокол, ножницы, клей ПВА или клей - карандаш, бечевка или плотные нитки, швейная иголка с ниткой, фломастер, скотч.

Слайд 18

Сухое растение кладем по центру листа, фиксируем его по стеблю или по черешку с помощью иголки с ниткой (или скотча), делая 2-3 стежка. Если это крупный вид, то закрепляем его еще в нескольких местах; если это один листик, то листовую пластину приклеиваем клеем ПВА. Нитки маскируем, закрасив их фломастером соответствующего цвета

Слайд 19

В файл вкладываем лист с растением. Так поступаем со всеми остальными листами гербария. Или кальку накладываем поверх растения, сбоку прикладываем полоску гофрированного картона и пробиваем весь этот «бутерброд» дыроколом. За тем завязываем листы веревкой. К каждому листу делаем надпись: название, место и время сбора. Можно добавить: фотографию растения, информацию (доступную детям) о его росте и развитии, полезных свойствах, применении человеком, загадки, стихи о растении и т.п.

Слайд 20

Теперь осталось собрать все листья в альбом и сделать титульный лист, где написать название вашего гербария. Как будет выглядеть ваш гербарий, его тематика– это дело вашей фантазии или заданной тематики. Например, «Гербарий листьев», «Гербарий лекарственных растений», «Растения огорода», «Плодовые деревья» и тд Как видите, сделать гербарий своими руками несложная работа. Хранить гербарий нужно в сухом месте, лучше на верхних полках, в горизонтальном положении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: "Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе".

Русская природа... Эти слова легко вызывают в памяти многообразные знакомые и дорогие картины. Стройные сосновые леса и светлые, березовые рощи. Полные свежести зеленые луга и золотые хлебные ...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ...

Консультация для родителей Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе

Русская природа... Эти слова легко вызывают в памяти многообразные знакомые и дорогие картины. Стройные сосновые леса и светлые, березовые рощи. Полные свежести зеленые луга и золотые хлебные по...

Художественное слово – как средство воспитания любви к природе.

Художественное слово - как средство воспитания любви к природе...

Отчет воспитателя по углубленной работе по теме: "«Использование художественной литературы как средство воспитания любви к природе у детей дошкольного возраста»

Материал поможет рассмотреть формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию, приносящие положительные результаты в освоении материала....

Воспитание любви к природе родного края как одно из средств нравственного воспитания дошкольников

Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто славбее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствовует формированию у ребенка уверенности в себе....

Консультация для воспитателей: «Экологическая тропа как средство воспитания любви к природе»

Экологическое состояние планеты Земля ухудшается с каждым годом. В связи с этим особую актуальность приобретает экологическое образование. Так как только экологически грамотный человек с с...