Марафон «Солнце профессий»
проект (подготовительная группа) на тему

Сметанникова Виктория Владимировна

 Современное общество постоянно меняется  и изменяется, прогресс не стоит на месте и предъявляет все новые требования подрастающему поколению. Особенно эти изменения заметны в образовании, так как именно оно направленно на воспитание новой прогрессивной молодежи, способной принимать нестандартные решения, быть мобильными и творческими.

В образовании появилось новое понятие предприимчивый ребенок - это ребенок способный нестандартно мыслить, рассуждать, иметь свою точку зрения, аргументировать свой выбор и иметь четко выраженные качества лидера. Воспитывать предприимчивого ребенка необходимо с дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marafon_professiy_madou_2.docx54.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников»

Авторы-составители:

Сметанникова В.В.

Марафон «Солнце профессий»

марафон предприимчивости

Ленинск-Кузнецкий ГО

2018г

Паспорт марафона

Наименование проекта:

«Солнце профессий»

Основные разработчики марафона

Беляева Алёна Анатольевна – педагог-психолог;

Cметанникова Виктория Владимировна – воспитатель;

 Цель марафона

создание условий для расширения представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.

Задачи марафона

1. Познакомить с профессиями родителей.

2. Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах их труда, через различные формы работы и виды деятельности.

3. Расширять кругозор и познавательный интерес детей.

4. Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду, к людям разных профессий родного края.

Сроки и этапы реализации марафона:

1. Организационный этап (15.09.17-31.10.17): разработка мероприятий по проекту, выявление ответственных.

2. Основной этап (с 01.11.2017 – 22.12.17): проведение мероприятий по проекту.

3. Заключительный этап (18.12.17-22.12.17): подведение итогов.

Перечень основных мероприятий

Дистанции марафона:

1 Профессии будущего:

  • профессии;
  • дефиле  «Наряды профессий будущего»;
  • новая жизнь предмета;
  • старая профессия по-новому;

2  Кем Быть?

  • квест-игра;

3 Мир профессий

  • очумелые ручки «Вторая жизнь предмета»;
  • профес-сиональная расскадровка;
  • профессии родного края.

Ожидаемые результаты

Для детей:

1. понимание детьми значения слово «профессия», проявление признательности и уважения к труду взрослых (родителей).

2. - наличие у детей определенных знаний и представлений о профессиях родного края;

- сформированность знаний о некоторых профессиях родителей, их назначении, особенностях;

- умение имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.

Для родителей:

- продуктивное взаимодействие со своими детьми в совместной деятельности;

- расширение представлений родителей об интересах их детей.

Для воспитателей:

- создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта;

- совместная работа с родителями по расширению знаний детей;

- выстраивание комфортного и продуктивного взаимодействия педагогов и родителей в воспитании и развитии ребенка.

Целевая группа

Воспитанники, родители

Актуальность марафона

          Современное общество постоянно меняется  и изменяется, прогресс не стоит на месте и предъявляет все новые требования подрастающему поколению. Особенно эти изменения заметны в образовании, так как именно оно направленно на воспитание новой прогрессивной молодежи, способной принимать нестандартные решения, быть мобильными и творческими.

В образовании появилось новое понятие предприимчивый ребенок - это ребенок способный нестандартно мыслить, рассуждать, иметь свою точку зрения, аргументировать свой выбор и иметь четко выраженные качества лидера. Воспитывать предприимчивого ребенка необходимо с дошкольного возраста.

Взаимодействие с родителями позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей. Организуя совместную познавательную деятельность ребенка и членов его семьи, при системной и качественной поддержке педагога дошкольной образовательной организации в большей степени будет способствовать развитию скрытых (потенциальных) возможностей ребенка. Организация совместной деятельности в семье косвенно способствует сплочению всех членов семьи при решении поставленных задач.

Одной из инновационных форм по развитию предприимчивого ребенка является «марафон предприимчивости». Марафон – это соревнование где участники преодолевают дистанции. «Марафон предприимчивости» отличается тем, что на каждой дистанции участники получают задания, выполняя которые они продвигаются по дистанции. Задания носят познавательный, творческий и мыслительный характер.    

 Дошкольное образование является первой ступенью основного общего образования, что закреплено в законе «Об образовании Российской Федерации». Начальные представления о труде, его видах и характеристиках закладываются в раннем детстве, когда ребенок наблюдает за трудом взрослых, что в свою очередь является основой формирования представлений о профессиональных представлениях в будущем.

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда родного края, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и приобретение детьми опыта общения с людьми, понимание необходимости труда и разнообразии о профессиональной деятельности взрослых.

На наш взгляд в дошкольном возрасте необходимо начинать углубленное изучение профессии родного края, что способствует развитию представлений об их значимости, ценности труда. Ребенку необходимо знать, кем работают его родители, бабушки и дедушки, познакомить с особенностями профессий и требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет, чтобы выявить  интересы и потребности ребенка. Чем больше ребенок получит информации и чем разнообразнее и богаче она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор и остаться в родном городе.

Организация  марафона даст возможность в интересной, творческой и познавательной форме, совместно с родителями познакомится с большим миром профессий.

Цель Марафона: создание условий для расширения представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.

Задачи:

1. Познакомить с профессиями родителей.

2. Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах их труда, через различные формы работы и виды деятельности.

3. Расширять кругозор и познавательный интерес детей.

4. Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду, к людям разных профессий родного края.

Участники Марафона:

В Марафоне могут принимать участие воспитанники старшей и подготовительной группы и их родителя (законные представители)  МАДОУ №2 (далее по тексту – Участники).

Участие в Марафоне «Моя профессия» индивидуальное и командное (семьи воспитанников).

Ожидаемые результаты:

Для детей:

- понимание детьми значения слово «профессия», проявление признательности и уважения к труду взрослых (родителей).

- наличие у детей определенных знаний и представлений о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей);

- сформированность знаний о профессиях родного края, их назначении, особенностях;

- умение имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.

Для родителей:

- продуктивное взаимодействие со своими детьми в совместной деятельности;

- расширение представлений родителей об интересах их детей.

Для воспитателя:

- создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта;

- совместная работа с родителями по расширению знаний детей;

- выстраивание комфортного и продуктивного взаимодействия педагогов и родителей в воспитании и развитии ребенка.

Ресурсы проекта:

Проект рассчитан на внутренние ресурсы МАДОУ №2.

-  Кадровые: в МАДОУ №2 работают высококвалифицированные педагогические кадры – 100% педагогов имеют высшую и первую квалификационные категории.

- В проекте будут задействованы заведующий, старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог, инструктор по ФК, музыкальный руководитель.

- Информационно-методические: на сайте МАДОУ №2 создан раздел  «Марафон».

- Материально-технические: в МАДОУ №2 имеются: спортивный зал, групповые комнаты, музыкальный зал, студия творчества, кабинет логопеда, зимний сад, кабинет педагога-психолога, изо студия, библиотека, множительная, копировальная техника, цифровая видеокамера, фотоаппарат, локальная сеть.

 Финансовое обеспечение Марафона:  

Марафон   финансируется за счет средств МАДОУ №2  и привлеченных спонсорских средств.
Формы распространения опыта реализации проекта:

  • выпуск и распространение буклетов;
  • выпуск методических рекомендаций по организации и проведению «Марафона предприимчивости»
  • размещение информации на сайте МАДОУ №2.

Этапы реализации проекта

1. Организационный этап:

Время проведения:  15.09.17-31.10.17

На 1 этапе формируется план работы творческой группы, в обязанности которой входит:

  • ведение  предварительной работы;
  • осуществление непосредственного руководства реализации марафона;
  • формирование состава  жюри марафона;
  • определение сроков и места проведения  дистанций и заданий;
  • разработка содержаний заданий, критерии их оценки;

2. Основной этап

Время проведения: 01.11.2017 – 22.12.17

Торжественное открытие марафона- 07.11.17,

Детям и родителям вручается центр (круг) солнышка и объясняются правила марафона: марафон состоит из 3 дистанций: 1.профессии будущего; 2 .Кем быть?; 3 Мир профессий. На каждой дистанции по несколько заданий, за которые дети получают лучики разных цветов в зависимости от качества выполненного задания, а родители - быллы.  Каждый заработанный лучик крепиться  у своего круга, таким образом, отображая участия в марафоне. От количество набранных  баллов и лучиков будет зависеть категория номинаций и призов.

Название

        Дата

Участники

Содержание этапа

Критерии

Оценка

Для детей

Для родителей

ПРОФЕСИИ БУДУЩЕГО

Профессии

08.11.17-

10.11.17

Дети

Родители

Составление ментальной карты «профессии моей семьи»:

По середине листа ребенок обозначает свою семью, вокруг которой рисует лучики, рядом с каждым лучиком обозначает профессии семьи (мама-врач, папа-шахтер, бабушка-учитель, дедушка-водитель, тетя-продавец, дядя-железнодорожник и т.п.), от каждой профессии еще разводит лучики для подробного раскрытия данной профессии (например, от профессии « врач»  лучики расходятся на предметы, необходимые врачу -  халат, шприц и т.п.)

Количество перечисленных профессий, творческий подход, разнообразие предметов каждой профессии

Желтый лучик-хорошо выполненное задание; оранжевый лучик – отлично выполненное задание

1 балл за каждую профессию на ментальной карте, дополнительно 3 балла за творческий подход и оригинальность оформления

Дефиле  «Наряды профессий будущего»

08.11.17-22.12.17

Дети

Родители

Дефиле костюмов и их презентация,

Проходит при взаимодействии со школой на праздничном показе

Функциональность костюма, сложность изобретения,  творческий подход,

креативная презентация

Желтый лучик-хорошо выполненное задание; оранжевый лучик – отлично выполненное задание

функциональность костюма-5 баллов,

сложность – 3 балла,

эстетичность и творческий подход – 2 балла,

презентация-3 балла

Новая жизнь предмета

13.11.17-

17.11.17

Дети

Родители

Создать модернизирован-ную модель стола  и презентовать ее.

Презентация оформляется в виде рисунка, аппликации,  показывающую функцион-сть изделия

Количество функций модели, сложность изобретения, эстетичность и творческий подход

Желтый лучик-хорошо выполненное задание; оранжевый лучик – отлично выполненное задание

функциональность модели-5 баллов,

сложность – 3 балла,

эстетичность и творческий подод – 2 балла.

Старая профессия по-новому

20.11.17-24.11.17

Дети

Родители

Представить  профессию воспитателя в будущем ( в свободной форме:

рисунок,  коллаж, аппликация, презентация и т.п.) с обязательным описанием.

Креативность, фантастичность,

подробная характеристика профессии в будущем

Желтый лучик-хорошо выполненное задание; оранжевый лучик – отлично выполненное задание

Краткая характеристика профессии -3 балла,

творческий подход -3 балла,

оформление профессий-2 балла.

КЕМ БЫТЬ?

Квест-игра

28.11.17

Дети

За каждую пройденную станцию дети получают часть картинки, из которых по окончанию игры соберут картину  на тему ЗОЖ.

Станции квест-игры:

За каждое выполненное задание дети получают «Солнышко»

Если за всю квест- игру ребенок набирает от 1  до 4 «солнышко», то он получает желтый лучик;

от 4 и более – оранжевый лучик.

За прохождения ребенком квеста начисляется 5 б.

1.Беседа-рассуждение на тему «Что будет, если все люди перестанут работать?»

Количество ответов

За каждый  ответ ребенок получает «солнышко»

2. Угадай профессию по его оборудованию. (детям предлагаются картинки с оборудованием какой-либо профессии, и они должны ее угадать)

Количество ответов

За каждый  ответ ребенок получает «солнышко»

3.Здоровый профессионал

(детям предлагается выполнить физические упражнения)

стойка на одной ноге,

прыжки на скакалке,

упражнения с обручами

За каждое выполненное  задание ребенок получает «Солнышко»

4. Геометрическая фигура (детям предлагается дорисовать геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) до любого изображения).

Выполненное задания

За каждое выполненное  задание ребенок получает «Солнышко»

МИР ПРОФЕССИЙ

Очумелые ручки «Вторая жизнь предмета»

04.12.17-

08.12.17

Дети и родители

Изготовить подделку из оборудования профессий родителей (например, если мама врач, то можно изготовить поделку из капельницы)

творческий подход,

сложность изготовления поделки,

соответствие оборудования профессиям родителей.

Желтый лучик-хорошо выполненное задание; оранжевый лучик – отлично выполненное задание

Эстетичность и творческий подход – 5 баллов,

Сложность изготовления поделки-3 балла

профес-сиональная рас-

скадровка

11.12.17-15.12.17

Дети и родители

Изобразить поэтапный режим работы любой профессии родителей в виде коллажа, фото-ряда, аппликации, рисунка.

Эстетичность, творческий подход, доступное понимание содержание расскадроки

Желтый лучик-хорошо выполненное задание; оранжевый лучик – отлично выполненное задание

доступное понимания содержание расскадроки-5 баллов;

Эстетичность, творческий подход-3 балла

Профессии родного края

18.12.17-

21.12.17

Дети и родители

фотоколлаж профессий родного края (самые распрространенные профессии, которые встречаются в городе)

эстетичность, творческий подход,

количество профессий на коллаже

Желтый лучик-хорошо выполненное задание; оранжевый лучик – отлично выполненное задание

За каждую профессию по 1 баллу,

Эстетичность и творческий подход – 3 балла.

3.  Заключительный этап

Время проведения: 18.12.17-22.12.17

Результаты выполнения заданий на каждой дистанции оформляются протоколом, который заполняется в день прохождения дистанции.  В личный зачет семей идет сумма баллов, полученных им за все задачи конкурса.  Победители и призеры Марафона   награждаются дипломами, грамотами, памятными подарками по следующим номинациям:

  • «Профессионал»- две бесплатные образовательные услуги ;
  • «Мастерская идей» - одна бесплатная образовательная услуга;
  • «Путь в профессию»- игрушка;
  • «Дело мастера боится» - ценный приз;
  • «За волю к Победе»- утешительный приз.

Награждение осуществляется на торжественном закрытие марафона- 22.12.17.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015).  

2.Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспект занятий [Текст]: Н. В. Алешина. М., УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2008.- 248 с.

3. Арушанова А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. [Текст] : А. Г. Арушанова ТЦ Сфера, 2011.- 80 с.

4. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. [Текст] /- Теселкина, М. Р.Мурзина, Т. Т. и др. – М.: УЦ «Перспектива». 2013. – 104 с.

5. Давыдова О. И. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. О.И. Давыдова, А. А. Майер, Л. Г. Богославец [Текст]  :  М.: ТЦ Сфера, 2012.- 128 с.

6. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации [Текст]: О.А. Дыбина М.: Мозайка – Синтез, 2005. – 88 с.

7. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников. [Текст] : Н. Н.  Захаров — М., 1988. – 132.

8. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. [Текст] : В. П.  Кондрашов, Балашов: Изд-во "Николаев", 2004. – 52 с.

9. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: программно-методическое пособие. [Текст]-  Л.В. Куцакова - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.- 143 с.

10. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие. [Текст] - И. Ф. Мулько М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96 с.

11. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст]-  /Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3е изд., исправ. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 368 с.

12. Петрова В. И., Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. Петрова В. И.,  Стульник Т. Д [Текст]- М. ,: Мозаика-Синтез, 2007.- 80 с.

13. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. Потапова Т. В.  [Текст]- М.: Сфера, 2005. – 64 с.

14. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. Потапова Т. В.  [Текст]-  М.: ТЦ Сфера, 2008.-75 с.

15. Проектная деятельность старших дошкольников/ сост. В. Н. Журавлева: Учитель, 2011.- 202 с.

16. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей

старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. Савина И. В.   [Текст]-  2012. – 102с.

17. Шаламова Е.А., Реализация образовательной области "Труд" в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями. Шаламова Е.А.,  [Текст]-  Детство - Пресс, 2012.- 207с.

18. Шорыгина Т. А. Профессии, какие они? Шорыгина Т. А.  [Текст]-  Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 156с.

19. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет. Потапова Т. В.  [Текст]- М., 2010. – 92с.

20. Профессии. Демонстрационный материал. М., 2013.

21. Профессии. Демонстрационный плакат М., 2013.

22. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Метод. Пособие Шорыгина Т. А.  [Текст]- М., 2014. – 128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуально-спортивный марафон «Праздник солнца».

22 июня называют днём солнцестояния и солнцеворота. Наши предки считали, что солнце обладает божественной властью над всем живым. Летнее солнцестояние означало расцвет всех сил природы, а также изобил...

Марафон предприимчивости "Мир профессий"

Цель :Ø Расширять и обобщать представление детей о различных профессияхвзрослых, орудиях труда, трудовых действиях, а также развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей...

Консультация для родителей и воспитателей «Клипмейкер – профессия будущего!», посвященная науке и технологиям в рамках предметной недели «Мир профессий» в ДОУ (в рамках XVIII-го областного педагогического марафона)

Консультация для родителей и воспитателей «Клипмейкер – профессия будущего!», посвященная науке и технологиям в рамках предметной недели «Мир профессий» в ДОУ...

Календарный план воспитательно - образовательной работы с 24.04.2023г. по 28.04.2023г. I. Тема: Марафон предприимчивости «Детский университет: мир профессий»

Календарный план воспитательно - образовательной работы с 24.04.2023г. по 28.04.2023г.I. Тема: Марафон предприимчивости «Детский университет: мир профессий»II. Цель: Уточнение знаний детей...

Квест Интеллектуальный марафон "Моя педагогическая профессия"

Цель: развитие игровой компетенции педагога через знакомство с современной технологией квест....