Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Знакомство детей с творчеством В.М Васнецова»
план-конспект занятия на тему

Добровольская Татьяна Аркадьевна

Раннее знакомство с миром красоты воспитывает вкус, развивает зрительную память, воображение, наблюдательность, учит мыслить, обобщать, анализировать, находить красоту в обыденных вещах.

С раннего дошкольного возраста дети должны знакомиться с одним из видов изобразительного искусства — живописью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx336.61 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников

п. Судоверфь «Солнышко»

Конспект

непосредственно образовательного мероприятия

 по художественно-эстетическому развитию

в подготовительной группе

«Знакомство  детей

с творчеством  В.М Васнецова»

Воспитатель:

                            Добровольская Татьяна Аркадьевна

Пояснительная записка

Как прививать интерес ребенка к искусству? Люди рассматривают картины, слушают музыку, читают художественную литературу и поэзию, восхищаются архитектурой, танцами, театром, кино… Можно слушать музыку и не понимать, можно смотреть картины и ничего не чувствовать… Восприятие искусства начинается с раннего детства.

Раннее знакомство с миром красоты воспитывает вкус, развивает зрительную память, воображение, наблюдательность, учит мыслить, обобщать, анализировать, находить красоту в обыденных вещах.

С раннего дошкольного возраста дети должны знакомиться с одним из видов изобразительного искусства — живописью. 

В истории русского искусства Виктор Михайлович Васнецов занимает такое же место, какое в истории науки занимают знаменитые первооткрыватели. Виктор Васнецов первым открыл путь в богатый и прекрасный, ранее совсем не известный мир народной поэзии, царство русских сказок и былин; он был первым, кто сумел оживить «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».

Умело вводя в картины реальный, но вместе с тем окрашенный определенный настроением пейзаж (встающая над полем боя кроваво-красная луна, никнущие травы, лесные дебри и т.д.) он затрагивал глубинные душевные струны, заставляя зрителя сопереживать изображаемому. Живопись Васнецова отмечена монументально-декоративными чертами и нередко тяготеет в символике, порой словно предвосхищает произведения, написанные в стиле модерн.

Образы былинных богатырей, образы сказочных персонажей нашли отражение в творчестве художника В.М.Васнецова.

В.М.Васнецов родился 15 мая 1848 года в вятском селе, в большой патриархальной семье деревенского священника. Он рано начал рисовать, но по традиции сыновья должны были наследовать профессию отца, и мальчика в 1858 году отдали в духовное училище, а вскоре перевели в Вятскую духовную семинарию.

Красота природы с её холмистыми перелесками и густыми лесами, извилистыми речками и широкими равнинами запечатлелись в его душе. Слушал Васнецов сказки и былины, протяжные песни на посиделках при свете лучин. Он с увлечением рисовал, и на последнем курсе семинарии принял решение поехать в Петербург поступать в Академию художеств. Успешно сдав экзамен, он постеснялся узнать результат и только через год, подавая прошение о приёме, узнал, что уже зачислен в Академию.

На своей первой персональной выставке в 1898 году Васнецов показал «Богатырей», работа над которыми длилась около двадцати лет.

Его дом в Москве похож на сказочный терем. Он создал фасад Третьяковской галереи. Также создавал декорации к спектаклям, в частности к опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка».

Он написал такие картины: «Алёнушка», «Ковёр-самолёт», «Три царевны подземного царства», «Иван-Царевич на сером волке», «Сирин и Алконост».

23 июля 1926 года в Москве, в своей мастерской, работая над портретом художника М.В. Нестерова, Васнецов скончался.

Цель: Познакомить с творчеством В.М.Васнецова.

Задачи:

1 Познакомить детей с картинами Васнецова «Алёнушка», «Три богатыря», «Иван-царевич на сером волке»

2 Учить детей рассматривать картину, понимать её содержание.

3 Прививать любовь к искусству.

4 Развивать речь детей, память, мышление, внимание.

5 Пополнить словарный запас словами: кольчуга, копьё, палица, булава

Материалы к занятию:

Портрет В.М. Васнецова, репродукции картин Васнецова «Алёнушка», «Богатыри»,  «Иван-царевич на сером волке».  Бумага, цветные карандаши.

Ход:

- Дети сегодня мы с вами отправимся в картинную галерею. Кто знает,  почему она так называется? (ответы детей) В галерее находится много картин. Сегодня я расскажу об удивительном человеке, всемирно известном художнике Викторе Михайловиче Васнецове. Он жил и рисовал свои чудесные картины более 100 лет назад. Для нас с вами, он оставил в наследство прекрасные картины к сказкам.C:\Users\Татьяна\Desktop\занятие по курсам\Vasnecov.jpg

Посмотрите, на эту грустную картину Виктора Михайловича. Художник назвал её «Алёнушка». (Показ картины)

Однажды, идя по селу, Виктор Михайлович увидел грустную девочку. Она напомнила художнику сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Художник по памяти начал её рисовать. Посмотрите, как на камне у реки сидит девушка и вглядывается в тихую речку. Ничто не радует Алёнушку: ни погожий денёк, ни деревья, ни речка. Васнецов всей позой девочки описал то, что она чувствует: грустные глаза, опущенная головка, руки. Волосы её спутаны и давно не чёсаны, лицо покрыто загаром от дальних дорог и странствий. Вся природа ей сочувствует, её понимает: склоняются  к Алёнушке осинки, охраняют её стройные ёлочки, ласково щебечут над ней птички. Смотрит девочка в речку и думает свою горькую думу…C:\Users\Татьяна\Desktop\занятие по курсам\Без названия (1).jpg

Теперь обратите внимание на эту сказочную картину «Три богатыря». Посмотрите, на переднем плане три всадника. Зовут их Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Как могущественно, по-богатырски выглядит Илья Муромец (в центре). Кажется, сто с лёгкостью он держит «каменную булаву», нахмурился, озабоченно сморит вдаль, готовый в любую минуту сражаться с врагом. Добрыня Никитич (слева) положил свою сильную руку на рукоять меча, тоже готов к бою. Под стать своим товарищам Алёша Попович (справа). Чувствуется, что он любит повеселиться. В правой руке чуть-чуть виднеются его гусли, а в левой лук и стрелы. Он тоже готов по первому зову вступить в сражение. Сзади – возвышенность, за которой горизонт. Облака тревожные. Но пока всё застыло. Кругом тихо – тихо… C:\Users\Татьяна\Desktop\занятие по курсам\Без названия.jpg

Посмотрите на последнюю картину. На ней изображён эпизод из сказки «Иван – Царевич на сером волке». Не случайно знаменитый художник решил написать эпизод именно из этой сказки. Посмотрите, как стремится помочь Волк Ивану – Царевичу и Елене Прекрасной уйти от врагов. Только почему-то природа не помогает нашим героям: какой густой, непроходимый бор! А ветви многолетних деревьев похожи на костлявые руки Бабы – Яги. Как быстро, стремительно уходит Волк, как испуганно приникла к царевичу Елена Прекрасная, как озабочен сам Иван… Даже красивые цветочки их не радуют. Успеть бы… Пересесть на златогривого коня, и тогда им не страшны преследователи…C:\Users\Татьяна\Desktop\занятие по курсам\Без названия (2).jpg

Физминутка «Звуки леса»

Мы идём по лесу    (ходьба на месте)

Шагаем тихонечко  (ходьба на носках)

Погружаемся в волшебный звук леса.

Сначала послушаем, как поют деревья от дуновений ветра, (прикладываем руку к правому уху)

Как поют птички в дремучем лесу…( прикладываем руку к левому уху)

Тсс! А вот и волк спасает от преследователей Ивана и Елену (бег на месте).

- Бывает так: мы долго рассматриваем картину, и она словно оживает в нашем воображении, и кажется, начинает звучать чудесная мелодия. Слышишь, щебечут ласточки над горюющей Алёнушкой, хрустят сучья в лесной чаще — это сказочный серый волк уносит от погони Ивана-царевича с Еленой Прекрасной.

- Послушайте, отрывок музыкального произведения и скажите, к какой картине он подходит.

Звучит отрывок из произведения В Бородина «Богатырская симфония»

- Какая музыка? (мужественная, суровая)

- Какая картина созвучна данному музыкальному произведению? (“Богатыри”).

- Дети, посмотрите внимательно на картину и скажите, пожалуйста, каким оружием сражались богатыри? (меч, булава, копьё, лук, стрелы)

- Что они использовали для своей защиты? (щит)

- Я вам предлагаю побыть художниками и изобразить оружие, которым сражались богатыри.

Дети под «Богатырскую симфонию» рисуют.

- Дети, скажите, с творчеством какого художника мы с вами познакомились? (В.М. Васнецова)C:\Users\татьяна\Desktop\IMG_0823.JPGC:\Users\татьяна\Desktop\IMG_0824.JPG

- Какие картины мы рассмотрели? («Алёнушка», «Богатыри»,  «Иван-царевич на сером волке»).

- Наша экскурсия по картинной галерее закончилась. Всем спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум «Художественно – эстетическое образование в современной дошкольной организации. Приобщение к культурным ценностям – основа обновления содержание художественно – эстетического образования»

Развитие художественно – образного мышления детей основывается на развитии наблюдательности, развитии фантазии, способности строить художественный образ.Этому способствуют так же музыка, поэзия, помог...

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог...

Статья на тему: «Художественно – эстетическое развитие в условия реализации ФГОС ДО» "Использование метода арт-терапия в художественно-эстетическом развитии дошкольников»

Арт-терапия – сочетание психологии и творчества.Это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок. Она подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего в...

Система работы по художественно-эстетическому направлению ОО «Художественно-эстетическое развитие»

В данном материале решаются проблемы теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшего средства формирования отношения к действительности, средства нравственного и умственного во...

Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности «Котенок заблудился» (ОО «Художественно-эстетическое развитие» «Чтение литературы» ОО «Художественно-эстетическое развитие» (Лепка)) (подготовительная к школе группа)

Программное содержание.Закреплять умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы.Закреплять знания об особенностях жанра сказки.Закреплять умение эмоционально восп...

Ручной труд как средство развития художественно – эстетических способностей дошкольниковуд как средство развития художественно – эстетических способностей дошкольников

Ручной труд является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического развития и нравственного воспитания....