календарно-тематическое планирование по шахматам
календарно-тематическое планирование на тему

Герасимова Анюта Васильевна

календарное планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie.docx71.92 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

1 год  неприятельскойобучения

№ п/п

Тема

Цель

Методические  место приемы

Средства

обучения/материал

1.

«В  кингчессстране шахматного  дидактическихкоролевства»

Познакомить  заучивание детей с шахматной  один игрой, способствовать  логическое развитию интереса  март к шахматной игре.

Самостоятельные  решать игры с шахматными  мира фигурами

Шахматная  вертикальная доска и

шахматные  волшебномполя,

комплекты

шахматных фигур

2.

«Шахматные  вертикаль фигуры»(сказка «Шахматный  развитию теремок»)

Закрепить  достижении названия шахматных  методическоефигур, развивать  учебный внимательность, память. Воспитывать  фигура желание играть  клетки с шахматными фигурами.

д/и «Чудесный  пять мешочек», «Белые  название и черные», «Снежный  воспитывать ком», «Какой  место фигуры не стало»

комплекты

шахматных фигур, волшебный мешочек

3.

«Шахматные  фигура фигуры» (сказка «Шахматная  самостоятельно репка»)

Продолжать  понятия закреплять знания  перед детей о шахматных  физкультурнаяфигурах. Упражнять  сделать в правильном названии  правильно шахматных фигур. Закрепить  проходная полученные знания с помощью  потом дидактических игр-заданий. Воспитывать  сторон желание играть  справились с шахматными

д/и «Угадай-ка», «Кто  приучать быстрее», «Прятки», «Чудесный  сложностями мешочек».

комплекты

шахматных фигур, волшебный мешочек

4.

Легенда  гришино

 Радже и

мудреце

Познакомить  инициативногос историей

шахмат. Заинтересовать детей через  увлекательные  дидактическое и

достоверные факты.

Вызвать  учебник интерес к игре.

Просмотр  фигурой презентации

«Легенда о радже  программой и

мудреце»Знакомство с рисованными персонажами:  игра Клеточкой,Леной и Алешей

Комплект  шахматный шахмат,

демонстрационная

доска, ИКТ,

рисованные

персонажи.

5.

В  минимальноестране шахматных

чудес

Формирование

первоначальных

представлений о понятиях:  слушание пешка, фигура; развитие слухового и зрительного  фигур восприятия, мыслительных операций анализа  оптимизации и синтеза

Слушание сказки «В разыгрываниястранешахматных чудес»,  фигура беседа по содержанию;

Д/и«Узнай  начальноми назови»,

рисование по сказке.

Гришин  формирование В.Г.

Малыши играют в

шахматы;  играть с.13-15

6.

Мудрец

Развитие умения различать  рисование пешки и фигуры. Формирование

первоначальных

представлений  занятиям о начальном положении, понятиях, ход,  соответствии партнер, последовательности

ходов; развитие тонкой

моторики, воображения.

Слушание  фигур легенды

«Мудрец» Беседа по

содержанию;Д/и  «Волшебный  целью мешочек»,«Что изменилось?»

Комплект  количество шахмат,

демонстрационная

доска, полотняный

мешочек.

Гришин В.Г.

Малыши  дошкольноеиграют в

шахматы; с.17-22

7.

Волшебная  тоже доска

Познакомить с новыми  закончилась понятиями: шахматная  находится доска, «белые», «черные» поля,  новым чередование белых,  либо черных полей, «центр» шахматной  цели доски, шахматные  форточка поля квадратные. Развивать  учить внимательность. Воспитывать  шахматныеусидчивость.

«Выложи  двигаться шахматную дорожку»,  занятия раскрасить шахматное  шахматнаяполе, на диаграмме  подгруппам обозначить центр  опрос с помощью символов.

Шахматные  игра задачи-шутки.

Гришин В.Г

Малыши  ничья играют в

шахматы; с. 23-25.

Листы  интересно в клетку

16Х16 см,  выполнение карандаш

Сухин И.Г. с.9.

8.

Волшебная  тоже доска

Продолжать  отрывок знакомить с шахматной  нехватка доской. Познакомить  кингчессс понятиями: горизонталь,  знакомство вертикаль. Упражнять  какихв счете до 8. Закрепить  танец материал посредством  гости дидактических игр-заданий. Воспитывать  фигуры бережное отношение  начинается к вещам.

выложить фишками  мелкую шахматную дорожку – вертикаль,  названиигоризонталь, работа  научиться с диаграммами.

Шахматная доска

Комплекты

шахматных  сухинфигур

по количеству

детей.фрагмент

шахматной  основе доски, ИКТ, игра «Динозаврики играют в шахматы»

9.

«Волшебная  буквы доска»

Познакомить  игры с новым понятием:  начальной диагональ. Упражнять  сюрпризныйв умении сравнивать  игру линии по длине. Повторить  конкретные понятия: горизонталь,  заключительная вертикаль. Воспитывать обучаясь самостоятельность при  дети выполнении заданий.

фишками  игровойзаполнить любую  знакомство горизонталь, вертикаль,  фигура диагональ, работа  которые с шахматными диаграммами

Шахматная доска

Комплекты

шахматных  сухинфигур

по количеству

детей.фрагмент

шахматной  основе доски

10.

«Волшебная доска» (итоговое)

Продолжать учить  отслеживать детей ориентироваться  возможности на шахматной доске,  использованием находить и показывать  увести горизонталь, вертикаль,  ферзем диагональ. Упражнять  только в счете до 8. Воспитывать  могут бережное отношение  тактика к вещам

раскрасить шахматные  методические дорожки (1-ю  заучивание горизонталь, самую  движение длинную диагональ  красавца и т. д.), д/и «Диагональ, «Вертикаль», «Горизонталь», «Центр».

Шахматная доска

Комплекты

шахматных  сухинфигур

по количеству

детей.фрагмент

шахматной  основе доски

11.

«Знакомство  веселас шахматными фигурами»

Познакомить детей  декабрь с шахматными фигурами. Учить  шахматы сравнивать фигуры  юные между собой,  которого упражнять в нахождении  вертикалях той или  шахматном иной фигуры  фигура в ряду с остальными,  методическоеразвивать  мелкую  диагональ моторику рук. Прививать  шахматныхинтерес к игре  методические с шахматными фигурами.

д/и “Большая  записьи маленькая”, “Что  игрушка общего?” «Найди  фигурами фигуру», «Угадай-ка», «Кто  диагональ быстрее».

ИКТ, игра «Динозаврики играют в шахматы» Сухин И.Г. с.6-9;ИКТ,

12.

Рисование «В  шахматном шахматном королевстве»

Побуждать детей  январь к самостоятельному созданию каких художественного образа.

игры  познакомить с шахматными фигурами.

Цв. карандаши, фломастеры, восковые мелки, листы бумаги

13.

«Начальное  пата положение»

Познакомить  каждому детей с новыми  называется понятиями: «начальное  фигура положение или  вопросы начальная позиция»,  лавирования запомнить правило «ферзь  проходная любит свой  фигура цвет». Учить  заучивание правильно, располагать  оценивать доску между разновидность  партнерами. Закрепить  проигрышу новый материал  первым посредством дидактических  примерно игр-заданий.

д/и «Путаница», «Что  вариант пропало?», «Кто  играет быстрее расставит»,

Шахматная  начисляется доска и

шахматные  делая поля,

учебник,карандаши. ИКТ, игра «Динозаврики играют в шахматы»

Сухин И.Г. с.10-12; Учебник  педагог Ч.1 с.7-10

14.

«Начальное  каждое положение»

Закрепить  тема материал посредством  лучших дидактических игр-заданий. Развивать  слово память, внимание,  какая мелкую моторику,  детей воспитывать усидчивость.

работа  дети с диаграммой: закрась  взаимодействиифигуры, найди  которых ошибку в расстановке, д/и «Какой  компьютерная фигуры не стало?»

Шахматная  следующихдоска и

шахматные  комплекты поля,

учебник,карандаши.

Сухин И.Г. с.10-

12;Учебник  игра Ч.1

с.11-14.

15.

«Начальное  человеческойположение» (итоговое)

Продолжать знакомить  игорьдетей с начальной  место расстановкой фигур. Закрепить  оценку материал посредством  упражнятьдидактических игр-заданий. Формировать  шахматнаянавык самоконтроль

д/и «Путаница», «Да  сиссаи нет». шахматной блиц опрос  умеет по пройденным темам,  место работа с раскрасками.

Шахматная доска с

комплектом  защита фигур

(6), учебник, карандаши. Сухин И.Г. с.10-12; Учебник  комплекты Ч.1 с.14-15.

16.

Шахматные фигуры

Продолжать знакомство с шахматными  фигура фигурами. Развитие произвольного внимания, логического мышления. Воспитание культуры  выработка поведения во

время игры.

Чтение  детей сказки «Чудесные фигуры» Знакомство с

шахматными  быстроты фигурами: белые и черные. Ладья,слон,  угадайкаферзь, конь,  загадки пешка,

король. Д/и «Угадайка», «Возьми  игра и назови»,«Запретная фигура»Шахматная  взаимодействии доска

Комплекты

шахматных фигур

по  сухинколичеству

детей.

ИКТ – слайд

17.

Так много  детей их, но мы уже  познавательной их знаем

Закрепление знаний  шахматныео правильном

расположении доски  фигур м/у партнерами,  карандаш расстановкой фигур  фигурперед игрой;  коротких развитие интереса  чтение к игре, памяти,  месте внимания творческих  мониторинг способностей.

Логическая минутка,

Просмотр  представлММП «Книгашахматной  характеристика мудрости», решение предложенных в

ней  творческих задач. Игра-соревнование Расставь  соперников фигуры»

Шахматная доска

Комплекты  снимается шахматных фигур

по  обсуждение количеству

детей, ИКТ

18.

«Шахматная  правильныйфигура ладья»

Познакомить детей  ферзя с шахматной фигурой «ладья»,  компьютерная новым понятием «ход  которой фигуры». Ладья  ладья ходит по прямым  концу линиям: горизонталям,  один вертикалям. Место  вдали ладьи в начальном  шахматнаяположении. Ход  угол ладьи. Развивать  какоготворческие способности. Воспитывать  играют самостоятельность при трехходовкивыполнении заданий.

работа  колдуном с диаграммами, слепить  которой шахматную фигуру  меня ладья, «Лабиринт».

Шахматная  правила доска и

шахматные  материал поля,

комплекты

шахматных фигур

по  волшебнаякол-ву детей

19.

«Шахматная  шахматная фигура ладья»

Продолжать знакомить  стране детей с шахматной  получения фигурой «ладья»,  игры новым понятием «взятие». Закрепить  шахматныйзнания детей  больше о фигуре ладья  фигура посредством дидактических  фигуры игр.

Чтение дидактической

сказки «Как  поле ладья

похудела» Рассказ  закреплять о месте ладьи  первый в начальном положении. Ход  примереладьи. Взятие.

Дидактические  достигается задания и игры

«Лабиринт», «Перехитри  решение часовых», «Один  настольные в поле воин», «Кратчайший  слайд путь».

Шахматная доска  открытыйи

шахматные поля,

комплекты

шахматных  ребенка фигур

по кол-ву  результаты детей

ИКТ, игра «Динозаврики играют в шахматы»

20.

«Шахматная  игры фигура ладья» (игровая  материала практика)

Упражнять  знакомство в умении ходить  музыкальное ладьей, отслеживать обучаясь взаимодействие между  кингчессбелой и черной  быстрее ладьей на шахматной  вика доске, учиться  методические предвидеть события  руки на шахматной доске  эполетный на один ход  разных вперед. Воспитывать  методические доброжелательные отношения  в игре.

Чтение  теме сказки «Простая,

бесхитростная  конь фигура»Ответы на вопросы«Шахматной  поля шкатулки»Дидактические игры, «Игра  педагог на ничтожение», «Найди  развивать фигуру», «Ограничение уничтожая подвижности». «Захват контрольного

поля».

Шахматная доска  овладение и

шахматные поля,

комплекты

шахматных  педагогических фигур

по кол-ву когда детей

Учебник Ч.1 с.26 -29.

21.

Шахматная  шахматными фигура «Слон»

Знакомство детей  часы с шахматной фигурой «слон»,  может вспомнить место  называетсяслона в начальном  продолжать положении, ход  видим слона, что  начальной такое белопольные и чернопольные слоны. Показать  играют детям как  сираслон выполняет  продолжать взятие. Закрепить  запись полученные знания  долженпосредством дидактических  каких игр.

Чтение  эмоции сказки Совсем  защита этотслон на слона  белая не похож» Дидактические  деятельность задания «Лабиринт»,

«Перехитри часовых», «Один  введении в поле воин»,

Шахматная  фигура доска и

шахматные  любит поля,

комплекты

шахматных фигур

по втораякол-ву детей.

Учебник  пешка Ч.1 с.30 -33. ИКТ, игра «Динозаврики играют в шахматы»

22.

Шахматная фигура «Слон»

Закрепить полученные  развивать знания посредством  позиционноедидактических игр

Отгадывание  греческаязагадки о слоне, Ответы  знаний на вопросы Шахматной шкатулки»

Дидактические  решать задания«Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один  детей в поле воин», «Кратчайший  шахматных путь».

Дидактические игры

«Чудесный  содержанию мешочек»

Шахматная доска  фигур и

шахматные поля,

комплекты

шахматных  белаяфигур

по кол-ву  оказалась детей.

Учебник Ч.1

с.33 -36.

23.

«Шахматная фигура  упражнять ферзь»

Познакомить  воспитывать детей с новой  белые шахматной фигурой «ферзь». Путем  шахматами анализа и сравнения  фланг подвести к пониманию  жертва относительной силы  вертикаляхфигуры. Упражнять  слово в ориентировки на плоскости. Активизировать  позиционноемыслительную деятельность  закрепить при решении  продолжать шахматных задач.

Заучивание  комплект стихотворения «Фигура  области ферзь» Весела отправился И., Веселы  познакомить И. («Шахматный букварь»),  игру лепка на тему «Ферзь», д/игра «Цепочка».

Учебник. Демонстрационная

доска с набором

шахматных  фигур фигур

Учебник Ч.1

с.37 -42.

24.

«Шахматная  методическиефигура ферзь»

Продолжить знакомить  царь детей с шахматной  шахматное фигурой ферзь,  познакомить вспомнить место  начало ферзя в начальной  достижении позиции, как  упражнения ходит фигуру  открытый ферзь, закрепить  один полученные знания  стороны посредством дидактических  которых игр.

Д/ игры: «Цепочка», «Самая  новым короткая дорожка», «Кто  только ыстрее «срубит» все фигуры?»  дарит фффффффффффффффффффффффффффффПрописи  нехватка по шахматам.

Шахматная  правила доска и

шахматные  материал поля,

комплекты

шахматных фигур

по  волшебнаякол-ву детей

Учебник  очереди Ч.1 с.46 -52.

25.

Аппликация  «В  шахматном шахматном королевстве»

Побуждать детей  январь к самостоятельному созданию каких художественного образа, ч/з обрывную аппликацию

игры  познакомить с шахматными фигурами.

Цв.бумага, клей, заготовки шахматных фигур

26.

«Шахматная  шахматная фигура конь»

Познакомить детей  размен с шахматной фигурой «конь». Место  шахматнаяконя в начальной  лавирования позиции. Ход  может коня, взятие.

Заучивание  методические стихотворения о шахматной  должен фигуре «Конь»,  самым лепка на тему «Конь»,  закрепить упражнения с шахматной  вспомнить фигурой «конь».

Шахматная доска  самостоятельно и

шахматные поля,

комплекты

шахматных  здоровогофигур

по кол-ву  среды детей

Учебник Ч.1

с.65 - 68.

27.

«Шахматная  познакомить фигура конь» (игровая  воспитывать практика)

Продолжать  материала знакомить детей  нехватка с шахматной фигурой «конь»,  самостоятельно вспомнить полученные  самая знания на предыдущем  которого занятии (место  зайка коня в начальной  шахматная позиции, ход  познакомить коня, взятие). Упражнять  руки в ходе коня  конь и во взятии. Учить  дидактических детей правильно  чернаяпонимать и решать  играет поставленную перед  укороченным ними учебную  шахматная задачу.

Компьютерная игра «Динозаврики»,  методические Чтение сказки «Прыг,  короткие скок и вбок». Рассказ  педагогом и показ сложности

ходов  ученики коня Ход

коня,  формы взятие. Конь – легкая  ребенка фигура.

Шахматная  поля доска и

шахматные  упражнение поля,

комплекты шахматных  факторов фигур по кол-ву  диагонали детей Учебник Ч.1

с.62 - 64.ИКТ, игра «Динозаврики играют в шахматы»

28.

Шахматная фигура «Пешка».

Познакомить детей  дидактических с «пешкой». Место которой пешки в начальном  против положении. Ход  фигурой пешки, взятие. Взятие  царь на проходе.

Компьютерная игра «Динозаврики»,  короля упражнение «Цепочка»,  вспомнить слепить шахматную  шахматном фигуру пешку,  понятия заучивание стихотворения «Пешка».

Шахматная доска  двое и

шахматные поля,

комплекты

шахматных  выделение фигур

по кол-ву  уровень детей

Учебник Ч.2 с.3-5.

29.

Шахматная фигура «Пешка».

Продолжать знакомить  видим детей с шахматной  борьбы фигурой «пешка,  методические вспомнить место  методика в начальном положении,  матуемый ход пешки,  решить взятие, правило «взятие  игрушка на проходе».

Познакомить с новым  итого понятием – «превращение  только пешки». Закрепить  фигурой полученные знания  развивать с помощью дидактических  пониматьигр. Работа  шаха с диаграммой, указать правильное  против решение позиции (ход  путем белой пешки), д/игры: «Пешечная  сира эстафета», «Игра  вчера на уничтожение». 

Шахматная  достигается доска и

шахматные  партия поля,

комплекты шахматных  поле фигур

по кол-ву  педагог детей

Учебник Ч.2

с.6 - 8 Шахматная  шахматная доска и шахматные  фигуры поля,комплекты шахматных  материалов фигур

по кол-ву  выполнение детей

30.

Шахматная  шестьюдесятью фигура «Король»

Познакомить детей  шахматнуюс шахматной фигурой «король». Место  есть короля начальной  физкультурная позиции. Ход  каждому короля. Взятие

Заучивание  фланг стихотворения о короле,  шахматная слепить шахматную  шахматной фигуру «король»,  буквы работа с диаграммами,  один фишками.

Шахматная  шахматная доска и

шахматные  фигуры поля,

комплекты шахматных  материалов фигур по кол-ву  выполнение детей

Учебник Ч.2 с.17 – 22. Костюмы для

инсценировки.

31.

Шахматная фигура «Король»

Продолжать  научиться знакомить детей  королевский с шахматной фигурой «король». Дать  один новое понятие – «контролируемое» поле. Развивать  дидактическихвнимание.

Д/игры: «Цепочка», «Самая  смотрим короткая дорожка»,  либо блиц-опрос.

Шахматная доска  двое и

шахматные поля,

комплекты

шахматных  выделение фигур

по кол-ву  уровень детей, ИКТ, игра «Динозаврики играют в шахматы»

32.

Шахматная фигура «Король» и «Пешка».

Знакомство  шахматнаяс возможностями защиты  дидактические и нападения. Упражнять  дидактических детей в игре  выполнении с королем и пешками  может против короля.

Д/игры «Штаны», «Юбка», «Шорты».

Шахматная доска  двое и

шахматные поля,

комплекты

шахматных  выделение фигур

по кол-ву  уровень детей, ИКТ, игра «Динозаврики играют в шахматы»

Учебник Ч.2 с.3-5

33.

В  методическиешахматном королевстве.

Повторить и закрепить  концу знания детей  познакомить о шахматных фигурах,  шахматнаяшахматной доске. Развивать  шахматной память, внимание,  клетки любознательность.

Конкурсы, задания,  воспитательныйэстафеты, загадки

Атрибуты для конкурсов, заданий,  воспитательныйэстафет

34.

"Компьютерная  угол шахматная игра".

Обучать детей  диагональ компьютерным играм  методика по шахматам. Развивать  каждое интерес к играм  методическиесоревновательного характера.

Конкурсы,  методические игры.

ИКТ, игра «Динозаврики играют в шахматы»

35.

Досуг «Вечер  хода загадок»

Приучать  носовадетей активно  дидактических участвовать в развлечениях. Учить доброжелательности и умению  учебныйсамостоятельно оценивать  шахматных действия персонажей.

«Шахматная  шахматнойшкатулка».

36.

«Шахматный  стороны досуг»

Закрепить  слово знания детей  слепить о шахматной игре,  дидактические развивать интерес  правильно к играм соревновательного  методические характера, воспитывать  самостоятельно интерес к шахматной  часы игре.

Отгадывание загадок,  игра задание-эстафета «Кто  дидактических правильнее расставит  просмотр начальную позицию»,  чистомколлективный рисунок  любил на шахматную тематику,  пешке сюрприз.

2 год  рограммыобучения

пп/п

Тема

Цель

Содержание

Средства

обучения/материал

1.

«Сказка  отслеживать о том, как  вторую на Руси в шахматы  методические играли»

Развивать  шахматная любознательность, воспитывать интерес, стремление  которой изучать шахматную  соседнихигру.

Выставка детских  двух рисунков «Шахматная  ладья страна».

Шахматная  февраль доска и

шахматные  ничья поля,

комплекты

шахматных фигур

2.

Легенда о Радже и

мудреце

Познакомить с историей шахмат. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты.

Вызвать интерес к игре.

Просмотр презентации

«Легенда о радже и мудреце»Знакомство с рисованными персонажами: Клеточкой,

Леной и Алешей

Комплект шахмат,

демонстрационная

доска, ИКТ,

рисованные

персонажи.

3.

В стране шахматных

чудес

Формирование первоначальных

представлений о понятиях: пешка, фигура; развитие слухового и зрительного восприятия, мыслительных операций анализа и синтеза

Слушание сказки «В стране шахматных чудес», беседа по содержанию;

Д/и«Узнай и назови»,

рисование по сказке.

Гришин В.Г.

Малыши играют в

шахматы; с.13-15

4.

Волшебная доска

Знакомство с шахматной

доской: её формой, белыми и черными

полями. Чередованием белых и черных полей на шахматной доске. Закрепить умение пользоваться линейкой и

карандашом, ориентироваться на

тетрадном листе.  Развитие тонкой

моторики, счетных навыков

Слушание сказки «Волшебная доска»выполнение практических

Заданий предусмотренных

содержанием;

Шахматные задачи-шутки. Гришин В.Г.

Малыши играют в

шахматы; с. 23-25.

Листы в клетку

16Х16 см, карандаш

Сухин И.Г. с.9.

5.

Шахматная доска.

«Проспекты, улицы и переулки»

Отработка практических

навыков ориентировки на

шахматной доске,

Упражнение в нахождении

заданных вертикалей,

диагоналей и горизонталей,

с использованием буквенно-цифровых обозначений. Д/И

«Адреса», «Лабиринт»

Шахматная доска с комплектом фигур, магниты. карандаш,

листы бумаги в

клетку

6.

Шахматные фигуры

Закрепление знания шахматных фигур.

Развитие произвольного внимания, логического мышления. Воспитание

культуры поведения вовремя игры.

Чтение сказки «Чудесные фигуры» Закрепление знания шахматных фигур: белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка,король. Д/и «Угадайка», «Возьми и назови», «Запретная фигура» Шахматная доска

Комплекты

шахматных фигур

по количеству

детей. Учебник Ч.1

с.18 -19.

ИКТ – слайд

учебник с.19

7.

Начальное положение

Закрепить знание детей  о

расстановке фигур перед

шахматной партией. Связью между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением

фигур. Правилами: "Ферзь

любит свой цвет".

Слушание и инсценировка

стихотворения о начальном положении шахматных фигур. Дид-ские задания и игры «Волшебный мешочек»,«Угадайка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая и маленькая»,

Шахматная доска

Комплекты

шахматных фигур

по количеству

детей. Слайд с.21,

шапочки с

изображением

шахматных фигур,

фрагмент

шахматной доски

8.

Так много их, но мы уже их знаем

Закрепление знаний о правильном

расположении доски м/у партнерами, расстановкой фигур перед игрой; развитие интереса к игре, памяти, внимания творческих способностей.

Логическая минутка,

Просмотр ММП «Книга

шахматной мудрости», решение предложенных в ней задач. Игра-соревнование «Расставь фигуры»

Шахматная доска

Комплекты шахматных фигур

по количеству

детей, ИКТ

9.

Ладья

Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – ладья. Показать  позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук.

Чтение сказки «Простая,

бесхитростная фигура» Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки»

Дидактические игры, «Игра на ничтожение», «Найди фигуру», «Ограничение подвижности».«Захват контрольного поля».

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур

по кол-ву детей

Учебник Ч.1 с.26 -29.

10.

Слон

Закрепление представлений о

шахматной фигуре  «слон», Отработка

практических навыков

Отгадывание загадки о слоне. Ответы на вопросы«Шахматной шкатулки»

Дидактические задания:«Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».Дидактические игры«Чудесный мешочек»

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур

по кол-ву детей.

Учебник Ч.1

с.33 -36.

11.

Ладья против

слона

Отработка практических

навыков игр ладьей.

Развитие внимания,

логического мышления,

смекалки, мелкой

моторики.

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской

фигуры», «Двойной удар»,"Взятие».

Учебник.

Демонстрационная

доска с набором

шахматных фигур

Учебник Ч.1

с.37 -42.

12.

Ферзь

Закрепление знаний о шахматной фигуре «Ферзь», Месте ферзя в начальном положении. Ходами ферзя, взятием; Отработка практических навыков

«Игра на уничтожение»

(ферзь против ферзя),

«Ограничение подвижности».

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур

по кол-ву детей

Учебник Ч.1 с.46 -52.

13.

Ферзь против ладьи и слона

Закрепление знаний и отработка практических

навыков игры ферзем.

«Атака неприятельской

фигуры», «Взятие»,

«Перехитри часовых»,

«Игра на уничтожение»

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур

по кол-ву детей

Учебник Ч.1 с.53 -58.

14.

Конь

Продолжать знакомить с

шахматной фигурой

«Конь» Развивать

ловкость и смекалку,

ориентировку в

пространстве,

способность думать,

мыслить, анализировать.

Активизировать словарь.

Задания: «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности».Д/и «Секретная фигура»

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур

по кол-ву детей

Учебник Ч.1

с.65 - 68.

15.

Конь против ферзя,

ладьи, слона

Продолжить знакомить

детей с шахматной фигурой – конь. Показать позиции фигуры,

различные ходы. Развивать воображение, сообразительность,

быстроту реакции.

Д/и «Волшебный мешочек»Задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака

неприятельской фигуры», «Двойной удар»,

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур

по кол-ву детей

Учебник Ч.1

с.69 – 73.

16.

Пешка «Ни шагу назад!»

знакомство с Местом пешки в начальном положении; понятиями:

ладейная, коневая, слоновая, ферзевая,

королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.

Чтение дидактической

сказки «Детский сад

«Чудесная Пешка»»

Рассказ о пешке.

Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин». Д/и «Волшебный мешочек».

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур

по кол-ву детей

Учебник Ч.2 с.3-5.

17.

Пешка против ферзя, ладьи,

слона, коня.

Продолжать знакомить

детей с пешкой.

Отрабатывать умение «сражаться пешками».

Приобщать детей в ходе решения занимательных задач к элементарной

творческой деятельности. Поощрять стремление

высказывать свое мнение.

Дидактические игры «Игра на уничтожение»  (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух,

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур

по кол-ву детей

Учебник Ч.2

с.9 -16.

18.

Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня.

Продолжать знакомить детей с пешкой. Отрабатывать умение «сражаться пешками».Приобщать детей в ходе решения занимательных задач к элементарной творческой деятельности. Поощрять стремление

высказывать свое мнение.

«Двойной удар»

«Ограничение подвижности», «Защита», Перехитри часовых»

Рисование

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты

шахматных фигур

по кол-ву детей

19.

Король

Показать, как ходит король. Разучить правило «Королей не уничтожают» и что оно означает. Развивать внимание,

способность работать по правилам, умение мыслить, находить

правильное решение, отстаивать своё мнение.

Рассказ о месте короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.

Дидактические задания:«Один в поле воин», «Кратчайший путь». Чтение и инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба Яга».

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Учебник Ч.2 с.17 – 22. Костюмы для

инсценировки.

20.

«Король «Волшебный квадрат»

Формирование представлений о

волшебном квадрате, который король

использует в игре. Развивать способность думать, мыслить,

рассуждать и анализировать.

Активизировать словарь.

Рассказ о волшебном

квадрате, который король использует в игре. «Двойной удар», «Взятие». Дидактические игры«Захват контрольного

поля», «Защита

контрольного поля»,

«Ограничение подвижности».

Шахматная доска и

шахматные поля,

комплекты шахматных фигур

по кол-ву детей

Учебник Ч.2

с.23 – 28.

21.

Шахматное королевство

Развитие познавательной

активности, воображения,

сообразительности, быстроты реакции,

посредством игровых развивающих заданий.

Выполнение игровых

заданий.

Демонстрационный

материал, шарады,

ребусы,

головоломки,

занимательный материал И.Г.Сухина

22.

Сказка,  март про шах,  воспитывать и про шахматы.

Знакомство с историей  бывает возникновения шахмат. Расширять  какогопредставление детей  группу о шахматной игре.

Просмотр  методические мультфильма «Заговор  любил шахматной королевы»

ИКТ

23.

Шах

Цель:  корольФормировать представление о позиции «шах» Развивать

способность  учебник думать, мыслить, рассуждать  ладья и анализировать.

Активизировать словарь.

Шах  планируемыеферзем, ладьей, слоном,  жизни конем, пешкой. Защита  матеот шаха. Дидактические  угадайказадания «Шах  представлили не шах», «Дай  пешки шах», «Пятьшахов»,«Защита  шахматная от шаха».

Шахматная доска  формируется и

шахматные поля,

комплекты

шахматных  чтобы фигур по кол-ву детей

Учебник  каждой Ч.2

с.29 - 35.

24.

Шах

Закрепить  своимипредставления

детей о позиции «шах» Развивать  педагогом логического мышления умения

доказывать  пространства правильность

решения, опровергать

неправильные, сообразительность,

быстроту  гришинреакции.

Воспитывать умение

выслушивать  жизни других

детей.

Открытый шах. Двойной

шах. Дидактические

задания «Дай открытый шах», «Дай  играть двойной шах». Дидактическая игра. «Первый шахматные шах» -

проведение  шахматные игры всеми  неожиданности фигурами из начального елаяположения.

Шахматная доска  детей и

шахматные поля,

комплекты

шахматных  фигур фигур по кол-ву детей

Учебник  фигур Ч.2

с.36 - 41.

25.

Шах. Шах  незнайка ферзем, ладьей,  хода слоном, конем,  цифры пешкой. Защита  определение от шаха

Вспомнить  игры значение «шах». Учить  приемам детей правильно  методическиепонимать поставленную  белый учебную задачу  чистом и самостоятельно ее решать. Закрепить  мелкуюполученные знания  играет с помощью дидактических  шахматный игр.

Задания: «Шах  фигура или не шах», «Дай  загадки шах», «Пять  которомшахов», «Защита  продолжить от шаха», работа  шахматных с диаграммами.

Демонстрационная

доска, шахматные

фигуры, шахматные

доски (одна  разбор на двоих детей) с комплектом фигур,  система фишки; Учебник Сухин И.Г.

с.42-43

26.

Шах. Открытый  справились шах. Двойной  сюрпризный шах

Учить  который детей правильно  правильнопонимать поставленную  задание учебную задачу  полученные и самостоятельно ее решать. Закрепить  шахматных полученные знания  считают с помощью дидактических  матоваяигр

Задания: «Дай  одной открытый шах», «Дай  фигуры двойной шах». «Первый  победит шах».

Шахматная доска  шахматная и

шахматные поля,

комплекты

шахматных  индивидуальных фигур покол-ву детей

27.

Мат

Формирование представлений  проводится о том, что  исходном мат - цель  поля игры упражнение в определении

шахматных  словесных ситуаций.

Чтение сказки «До

свидания, Шахматная страна» Объяснение  обучения нового материала:  ребенок мат ферзем,  шахматной ладьей, слоном,  фигура конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат  этюды или немат».

Шахматная  этюды доска и

шахматные  волшебномполя,

комплекты

шахматных фигур по кол-ву  мониторинг детей

Учебник Ч.2

с.44 - 52.

28.

Мат  расстановкой в один ход.

Закрепить  слон представления

детей о позиции «мат»

Развивать  минимальноебыстроту

реакции. Воспитывать

организованность.

Мат  белыми в один ход: сложные

примеры  элементарнойс большим

числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай  один мат в один ход».

Шахматная  школе доска и

шахматные  выделение поля,

комплекты

шахматных фигур покол-ву  король детей

Учебник Ч.2

с.53 – 55.

29.

Ничья,  стали пат

Познакомить  малышу детей с новым  отслеживать понятиями – «ничья  меня и пат». Показать  начало несколько вариантов  заучивание шахматной игры,  учить которые приводят  ладья к ничейной позиции. Учить  сюрпризный находить позиции,  карандаш в которых есть  городской пат, в ряду  которой остальных, где  пользовании пата нет. Воспитывать  познакомить самостоятельность в выполнении  которыйучебной задачи. Задание «Пат котором или не пат».

Работа  фигура с диаграммами.

Шахматная доска  шахматная и

шахматные поля,

комплекты

шахматных  индивидуальных фигур по кол-ву детей

30.

Ничья, пат

Формирование

представлений о

положении «пат» ,

выделение  матеотличий пата

от  можно мата.

Чтение сказки «Мат  шахматнаяи пат», Рассказ  стоят о позициях «мат» и «пат»Вариантах ничьей. Примеры  словесно на пат.

Дидактическое задание «Пропавшая  содержанием фигура» «Пат или  стране не пат».

Шахматная доска  шахматная и

шахматные поля,

комплекты

шахматных  индивидуальных фигур покол-ву детей

Учебник  формирование Ч.2

с.61 - 62.

31.

Великие  стране гроссмейстеры

Продолжать воспитывать

устойчивый  доска интерес к

игре в шахматы ;

Закреплять  детей умение решать

шахматные  формирование задачи, этюды

Практические  увлекательные занятия в парах;  учебник работа с диаграммами.

Знакомство  детей с именами

великих шахматистов

(А.Карпов,  выделение Г.Каспаров).

Портреты

шахматистов;

демонстрационная

доска, шахматные

фигуры, альбомные

листы,  знает цветные

карандаши. Сухин

И.Г. стр.9-22

32.

Продолжать  двухходовкавоспитывать

устойчивый интерес к

игре  процесс в шахматы ;

Закреплять  шахматнаяумение решать

шахматные  доски задачи, этюды

Д/и «Расставь  особое на доске», «Пройди  воспитанниками и назови поле»;

работа  слайд с диаграммами

Знакомство с именами

великих  ошибка шахматистов

(М.Ботвинник, и др.)

Портреты

шахматистов;

демонстрационная

доска, шахматные

фигуры,  можно альбомные

листы, цветные

карандаши. Сухин

И.Г. стр.9-22

33.

Рокировка

Цель:  развития знакомство с

понятием «Рокировка»

Зачем  сухиннужна рокировка.

Как  шахматныеделается рокировка. Развитие  итоговое творческое мышление, логического мышления,

Длинная и короткая

рокировка. Правила

рокировки.

Дидактическое  комплекты задание

«Рокировка».

Шахматная доска  короткая и

шахматные поля,

комплекты

шахматных  костров фигур по кол-ву детей

Учебник  чтение Ч.2

с.63 - 68.

34.

Рокировка

Цель: продолжать родолжатьрпрзнакомство с понятием «Рокировка» Зачем  сухиннужна рокировка. Как  шахматныеделается рокировка. Развитие  итоговое творческое мышление, логического мышления,

Длинная и короткая

рокировка. Правила

рокировки.

Дидактическое  комплекты задание

«Рокировка».

Шахматная доска  короткая и

шахматные поля,

комплекты

шахматных  костров фигур по кол-ву детей

Учебник  чтение Ч.2

с.63 - 68.

35.

Короткие  оценки партии

Закрепление знаний  если о

принципах разыгрывания

дебюта. Игра  защита всеми

фигурами из начального

положения.

Логическая  поле минутка;

Демонстрация коротких

партий. Игра  понятияхвсеми

фигурами из начального

положения. Партии 1 - 2

Шахматная  костров доска,

комплекты

шахматных фигур по кол-ву  своимидетей

Учебник Ч.2 с.76-79.

36

Шахматный

праздник

Активизировать

мыслительную ребенок и

познавательную

деятельность

воспитывать интерес  группой к игре в шахматы;

Атрибуты  анализ и костюмы

персонажей

Инсценировка с участием

детей

Гришин  здоровыеВ.Г. с.148-

156


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарное-тематическое сентябрь планирование подготовительная группа ФГОС

Календарный-тематический план подготовительная группа...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе/ Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе (дети от 4 до 7 лет)Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппе Вид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппеВид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности. Вид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)».

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в средней подгруппе, старшей подгруппеВид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)»...

Календарно-тематическое недельное планирование по теме "Моя семья"

Календарно-тематическое недельное планирование по теме "Моя семья"...