ПЛАН САМОРАЗВИТИЯ «Профориентация дошкольников. Ребенок в мире профессии»
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Пименова Мария Анатольевна

ПЛАН САМОРАЗВИТИЯ

 

 

 

«Профориентация дошкольников.

Ребенок в мире профессии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobraz_2017-18.docx30.35 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                    Утверждено

                                                                                                              на педагогическом совете

                                                                                                      МБДОУ д/с № 29 «Светлячок»

                                                                                                     Протокол № 1 от 31.08.2017г.

ПЛАН САМОРАЗВИТИЯ

«Профориентация дошкольников.

Ребенок в мире профессии»

воспитателя Пименовой М.А.

на 2017 - 2018 г.г.

г.о.г. Кулебаки

Ф.И.О. педагога: Пименова Мария Анатольевна

Дата рождения: 21.09.1985г.

Место работы, должность: МБДОУ д/с № 29 «Светлячок»»

Стаж работы в данной должности: 13 лет.

Образование (когда и какое учебное заведение окончил, по какой специальности): Московский психолого – социальный институт, специальность – «психология», квалификация – «Психолог. Преподаватель психологии», 2009 г., прошла профессиональную подготовку в НГУ им. Лобачевского по программе «Теория и методика дошкольного обучения и воспитания», 2015г.

Курсы повышения квалификации за последние 3 года (место, время прохождения, вид курсов):

Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского по программе «Теория и методика дошкольного обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС ДО» (108 часов), 2014г.

Квалификационная категория: 1 квалификационная категория.

Тема самообразования: «Ранняя профориентация дошкольников. Ребенок в мире профессии».

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по теме программы саморазвития.

Задачи:

  • Изучение научно – методической литературы, интернет – ресурсов по теме программы саморазвития;
  • Определить содержание работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста;
  • Выступление с докладом из опыта работы по теме саморазвития на педсовете;
  • Разработка перспективного плана работы с детьми и родителями;
  • Обобщение опыты работы, транслирование на персональном сайте и сайте ДОУ.

Актуальность

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.

Трудами таких исследователей, как Я.З. Неверович, Д.Б. Эльконин, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева, А.А. Люблинская и др. заложены основы отечественной теории трудового воспитания. Её суть сводится к тому, что в дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение планировать, действовать целесообразно, заранее представлять результаты своих действий); труд – это основа самореализации личности, пробуждение в ней творческого начала. В силу возрастных особенностей ребенок не может трудиться профессионально, создавая материальные и духовные ценности.

Труд – не самоцель, а его значение – в воспитательном воздействии на личность ребенка. О необходимости профориентации детей дошкольного возраста отмечали в своих исследованиях Н.Н. Захаров, Е. Гинзберг, Д. Сьюпер, Е.Н. Землянская, С.Н. Чистякова, Е.А. Климов и др. Данные авторы уделяли внимание этапам формирования профессионального самоопределения, возможностям выбора предпочитаемых профессий детьми. В исследованиях В.И. Логиновой, Л.А. Мишариной, С.А. Козловой, А.Ш. Шахматовой и др. по проблеме ознакомления детей с профессиями взрослых раскрывается то, что детям доступна система элементарных представлений, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация.

Самым сложным для дошкольника является осознание труда взрослых. Они легче выделяют его общественную значимость в деятельности тех людей, профессии которых им знакомы, чем само содержание профессиональной деятельности. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Знание о труде, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, уже в дошкольном возрасте начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми.

Задачи для воспитанников:

- развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;

- формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в

жизни людей;

- развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;

- формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса,

понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

- воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;

- формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия

представителей разных профессий.

Практическая значимость заключается в том, данная разработка может использоваться и другими педагогами для работы с детьми потому, что работа вполне предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами педагога.

Педагоги всегда могут воспользоваться практическим материалом, представленным в разделе «Приложение», а также он поможет педагогам разнообразить занятия с детьми, принести детям радость и сюрпризы.

Практический выход:

  • Анализ научно - методической литературы, конспектов, статей на интернет – сайтах;
  • Создание современной предметно - развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС ДО (лэпбуки, дид. игры, мини музей «профессия «Пожарный»;
  • Результат диагностики уровня развития представлений у воспитанников о профессиях;
  • Выступление с отчетом о проделанной работе за 2017/2018 уч. год на педсовете, родительском собрании;
  • Транслирование опыта работы на сайте ДОУ, на персональном сайте Социальной сети работников образования nsportal.ru

Ожидаемый результат у воспитанников:

  • развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;
  • сформированность представлений о необходимости трудовой деятельности в жизни людей;
  •  развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;
  • сформированность обобщенных представлений о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
  • воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;
  •  сформированость у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий.

Перспективное планирование

Месяц

Работа с воспитанниками

Работа с родителями

Работа по самореализации

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Диагностика сформированности знаний у детей дошкольного возраста по профессиям

Д/и «Что не правильно нарисовал художник»

Д/и «Волшебный мешочек»

Д/и «Что мы делали не скажем, а что делали, покажем»

Цель: выявить имеющие знания у детей по профессиям на момент диагностирования ребенка

Консультация «Ознакомление детей с профессиями взрослых. Влияние труда взрослых на развитие детей».

Анкетирование: «О воспитании трудолюбия в семье»

Знакомство родителей с конкурсами, акциями, которые будут проводиться в ДОУ

Изучение литературы:

Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н.В.Алешина.

Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г.Нечаевой.-М.: Просвещение,1974.-192с.

Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников / Н.Н.Захаров.- М.: Просвещение, 1988.

Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов.-Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.

Подборка практического и теоретического материала

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Экскурсия по ДОУ, беседа, презентация

«Профессии в детском саду», моделирование сюжетно-ролевой игры «Кто работает в детском саду?».

Составление альбома с детскими рисунками «Все работы хороши».

Д/и «Кому это нужно?»

Д/и «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»

Консультации для родителей - «Профориентация детей в дошкольном образовании».

Методическая разработка: «Алгоритмы ознакомления детей с профессиями»

Н

О

Я

Б

Р

Ь

«Профессии моих родителей».

ООД «Все работы хороши – выбирай на вкус»

Профессия «Врач». Экскурсии в процедурный кабинет, с,ю игры «Поликлиника»

Изготовление презентаций или альбомов по профессиям «Где и кем работают мои родители».

Методическая разработка: «Технологические карты дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями взрослых»

Открытый показ НОД «Путешествие в Детский город профессий»

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Выпуск газеты «Наши родители на работе» (рисунки, информация о том, чем они занимаются на работе, какое значение имеет работа для них самих и для других людей)

Д/и«Что сначала, что потом?»

Д/и«Угадай профессию»

Участие в городском конкурсе рисунков «Кем быть»

Консультация «Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании положительного отношения к труду у старших дошкольников»,

Создание библиотеки-передвижки

«Мастер – класс»: «Мое хобби» с элементами показа работы.

Разработка лэпбука, мини-музея «Профессия «Пожарный»

Я

Н

В

А

Р

Ь

Д/и«Кому без них не обойтись?» Д/и«Угадай, что я делаю?»  Экскурсия в пожарную часть.

Загадки, пословицы и поговорки о профессиях.

Сюжетно – ролевая игра «Пожарный».

Родительская гостиная «Все профессии важны!»

Презентация на педсовете: «Использование мини – музея, лэпбука «Профессия «Пожарный» для формирования первичных представлений о труде пожарного.

 

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

  Фотоколлаж «С днем защитника отечества! Профессии военных».

Д/и«Что сначала, что потом?»

Экскурсия в мастерскую, беседа с плотником.

Праздник «23 февраля». «Кем служил мой папа».

Методическая разработка: «Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых».

М

А

Р

Т

Оформление стенгазеты «Профессии наших мам»

Творческая мастерская «Подарки для мамы»

Д/и «Что делают этим предметом?», «Что предмет расскажет о себе?»

Экскурсия в прачечную, беседа с ее работниками

Сюжетно – ролевая игра.

Мастер – класс «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»

День открытых дверей «Встречи с интересными людьми нашего детского сада».

Выступление на педчасе: "Психологические, гендерные особенности детей среднего дошкольного возраста, определяющие возможность познания профессий взрослых"

Публикация в электронном журнале «Педмастерство», «Педагог ДОУ»

А

П

Р

Е

Л

Ь

Д/и «Отгадай, кто это?», «Названия профессии от А до Я», «Что б случилось, если бы не работал (электрик, водитель, врач и др.)?»

Консультация для родителей: «Умелому любая работа по плечу – трудовое воспитание с детства».

Открытый показ ООД в Детском городе профессий «Все профессии важны!», «Играем – профессию выбираем!»

М

А

Й

Диагностика сформированности знаний у детей дошкольного возраста по профессиям

Фотоотчет «Из жизни группы»

Выступление на педагогическом совете «Ранняя профориентация дошкольников». Презентация из опыта работы на персональной страничке nsportal.ru и на сайте ДОУ.

Интернет – ресурсы

Литература

  1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013 г.
  2. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования». Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016 г.
  3. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. - М: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ;
  4. Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с детьми 5 – 7 лет: - М.:ТЦ Сфера, 2014;
  5. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов.-Балашов: Изд-во «Николаев», 2004г.;
  6. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3–7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Издательство «Совершенство», 2007.
  7. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
  8. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В. Потапова - М.: ТЦ Сфера, 2008;
  9. Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? / Т.А. Шорыгина., Издательство ГНОМ и Д, 2011;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром по теме «В мире профессий. Знакомство с профессией "шоколатье"» (с проведением мастер – класса)

Цель: Вызвать у детей  интерес к разным видам профессий, способствовать обогащению знаний и навыков при знакомстве с профессией - шоколатье. Задачи:Закрепить  знания детей о профессиях ...

Перспективный план по ранней профориентация дошкольников "В мире профессий"

Этот план  по раннеей профориентации дошкольников для воспитателей ДОУ, целью которой является  расширение знаний и формирование элементарных представлений у детей дошкольного возраста о про...

План творческой группы «Дошкольник в мире профессий»

План творческой группы «Дошкольник в мире профессий»...

Индивидуальный план работы по самообразованию «Ранняя профориентация дошкольников. В мире профессий»

обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации....

ПЛАН САМОРАЗВИТИЯ «Профориентация дошкольников. Ребенок в мире профессии»

ПЛАН САМОРАЗВИТИЯ «Профориентация дошкольников. Ребенок в мире профессии»...

Мастер - класс «Ребенок в мире профессий. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к миру медицинских профессий»

Повышение компетентности педагогов в вопросах использования современных технологий по ранней профориентации дошкольников....