Главные вкладки

    Методическая разработка (младшая группа) на тему:
    Музыкально-дидактические игры, направленные на развитие музыкальных способностей детей ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Пристанскова Лариса Петровна

    Музыкально-дидактические игры, направленные на развитие музыкальных способностей детей ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл na_sayt_m-_d_igry_mladshiy_vozrast.docx37.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Музыкально-дидактические игры, направленные на развитие музыкальных способностей детей

    ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                               Игры для развития ладового чувства

    Чудесный мешочек

    Цель: Различать знакомые произведения.

    Игровой материал: Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок. Можно использовать персонажи из кукольного театра.

    Ход игры: Участвует вся группа. «Дети,— говорит педагог,— к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.) Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там». Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Петушок»— русская народная мелодия, «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова и др. Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.

    Найди игрушку

    Цель: Развивать умение различать музыкальные произведения.

    Игровой материал: Игрушки, соответствующие содержанию песен: зайчик, медведь, кошечка, петушок и т. д.; проигрыватель с записями программных произведений.

    Ход игры: Игрушки лежат на столе. Полукругом сидят дети. Педагог предлагает послушать мелодию и выбрать (называет имя ребенка) соответствующую игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не останется ни одной игрушки.

    Игра может проводиться на занятии для закрепления знакомых произведений и в свободное от занятий время (лучше во второй половине дня).

    Буратино

    Цель: Совершенствовать навык узнавания знакомых произведений.

    Игровой материал: Коробка, на ней нарисован Буратино. С боковой стороны коробка открывается, туда вставляются карточки с красочными иллюстрациями к различным программным песням и пьесам (елочка, паровоз, машина, санки, кукла, флажок и т. д.), знакомым детям.

    Ход игры: Педагог объясняет детям, что к ним в гости приехал Буратино и привез с собой песни, а какие - дети сами должны отгадать. Музыкальный руководитель проигрывает произведения, дети отгадывают. Для проверки ответа из коробки достают соответствующую картинку. Например, исполняется песня «Елочка» М. Красева, ребенок достает карточку с изображением новогодней елки, или звучит мелодия песни «Паровоз» 3. Компанейца- из коробки достают картинку паровоза и т. д.

    Игра может проводиться на музыкальном занятии с целью закрепления программных музыкальных произведений.

    Что делают дети?

    Цель: Развивать умение различать характер музыкальных произведений. 

    Игровой материал: Карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображены дети (они поют, маршируют, спят), вторая половина пустая; фишки.

    Ход игры: Детям раздают по одной карточке. Педагог исполняет знакомые музыкальные произведения (можно в записи): «Колыбельную» А. Гречанинова, «Баю-бай» В. Витлина, «Марш» Э. Парлова, любую песню (которую знают и поют дети). Тот, кто узнал музыкальное произведение, закрывает фишкой пустую половину карты.

    Игра сначала проводится в ходе непосредственно образовательной деятельности, а затем и в свободное  время.

    Зайцы

    Цель: Совершенствовать умение детей различать характер музыки.

    Игровой материал: На планшете изображены лес, поляна (в центре сделаны разрезы, куда могут вставляться картинки - «Зайцы спят», «Зайцы пляшут».

    Ход игры: Педагог предлагает детям пойти погулять на полянку, нарисованную на картинке: «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете сами, когда услышите музыку».

    Звучит мелодия колыбельной или танцевальной музыки. Дети определяют ее и по просьбе педагога вставляют соответствующую картинку в прорези на планшете. Если ребенок узнал музыкальное произведение, дети апплодируют. Игру можно использовать на занятиях и в часы досуга.

                                                         Три цветка

    Цель: Развивать умение детей различать характер музыкальных произведений .
    Игровой материал: Записи с инструментальной музыкой, карточки с изображением веселого, грустного и спящего цветков.
    Ход игры: Дети  слушают музыкальные произведения в исполнении музыкального руководителя или в записи, определяют настроение в музыке и поднимают условно обозначенную карточку: веселый цветок – веселая музыка, грустный – грустная, спящий – спокойная.

                                                Укрась музыку.

    Цель: Развивать умение детей различать характер музыкальных произведений и соотносить их с тембровой окраской.
    Игровой материал: Записи с инструментальной музыкой, знакомой детям; музыкальные инструменты (треугольник, дудочка, колокольчик, бубен, маракас и др.)
    Ход игры: Ребёнок слушает музыкальное произведение, определяет настроение в музыке и выбирает музыкальный инструмент, подходящий по своему тембру к характеру произведения. Подыгрывает на выбранном инструменте, украшая звучание. 


                                               

     Найди игрушку.

    Цель: Совершенствовать навык узнавания знакомых произведений.
    Игровой материал: Игрушки или картинки, соответствующие содержанию песен: зайка, мишка, кошечка, петушок и т.д.
    Ход игры: Педагог предлагает послушать пьесу и выбрать игрушку. Ребёнок по характеру определяет, кто это может быть. Дети играют, пока не закончатся все игрушки. 

    Игры для развития музыкально-слуховых представлений

    Где мои детки?

    Цель: Развивать  у детей звуковысотный слух.

    Игровой материал: Четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены гусь, утка, курица, птица; на маленьких — утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.

    Ход игры: Дети сидят полукругом напротив педагога, у каждого по одной маленькой карточке. Музыкальный руководитель предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на «ре» первой октавы).

    Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке «ля» второй октавы).

    Воспитатель забирает у ребят карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!» (поет на «ре» первой октавы). Игра продолжается, пока все птицы не найдут своих детей.

    Веселые матрешки

    Цель: Учить детей различать звуки по высоте.

    Игровой материал: матрешки трех величин по числу играющих, металлофон.

    Ход игры: Музыкальный руководитель  играет на металлофоне, когда звук низкий – танцуют маленькие матрешки, высокий – высокие, средний – средние.

    Три медведя

    Цель: Учить детей различать разные регистры.

    Игровой материал: плоскостное изображение медведей большого, среднего и маленького размера на каждого ребенка. «Мишка» А. Раухвергера.

    Ход игры:

    Вариант 1: Когда произведение звучит в высоком регистре, выходят погулять медвежата, когда в среднем – мамы – медведицы, в низком – папы – медведи. Последовательность регистровых звучаний варьируется.

    Вариант 2: Дети изображают медведей, каждый ребенок двигается в соответствии с заданной ему ролью и под соответствующее звучание музыкального произведения.

    Птица и птенчики

    Цель: Упражнять детей в восприятии двух звуков («до»1 – «до»2). Необходимо знание попевки «Птица и птенчики» сл. М. Долинова муз. Е. Н. Тиличеевой.

    Игровой материал: (для младшего возраста) карточки с изображением птицы, птенчиков (цветные не разрезанные).(для среднего возраста) карточки с изображением птицы, птенчиков не цветные и цветные, разрезанные на четыре части.

    Ход игры:

    Вариант 1: (для младшего возраста) Педагог напоминает играющим голос птицы и птенчиков. Ударяет по пластине соответствующего звука и спрашивает: «Кто вас зовёт – птица или птенчик? » Дети отвечают или поднимают карточки (цветные не разрезанные) с изображением птицы или птенчиков.

    Вариант 2: (для среднего возраста) Педагог-ведущий раздает детям не цветные карточки. Разрезанные части цветных карточек остаются у Ведущего, он перемешивает их, кладёт одна на другую рисунком вниз и вместе с металлофоном прикрывает ширмой. Ведущий напоминает играющим голос птицы и птенчиков. Ударяет по пластине соответствующего звука и спрашивает : «Кто вас зовёт–птица или птенчик? » Отвечать должен ребёнок, у которого карточка соответствует проигранному звуку. За правильный ответ он получает маленькую цветную карточку и закрывает ею часть не цветного изображения на большой карточке. Игра продолжается до тех пор, пока оба играющих не сложат карточку с цветным рисунком. Выигравшим считается тот, кто первым выполнит задание. 

    Вариант 3:  Игровой материал: Лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки (3-4 большие птицы и 3-4 птенчика).

    Ход игры:  Участвует подгруппа детей. У каждого ребенка по одной игрушке. Педагог играет на металлофоне низкие и высокие звуки, например, до второй октавы. Дети, которые держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушки на верхнюю ступеньку. Затем звучит до первой октавы, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.

    Курица и цыплята

    Цель: Развивать  у детей звуковысотный слух.

    Игровой материал: Домик, кукла Маша, металлофон. Все раскладывается на столе. У детей в руках игрушечные птицы

    (курица и цыплята).

    Ход игры: Дети рассаживаются вокруг стола. Педагог берет куклу и говорит: «В этом домике живет кукла Маша, у нее есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они разбежались. Маша, позови своих кур. Послушайте, ребята, кого зовет Маша», играет на металлофоне «ре» второй октавы. Дети с цыплятами в руках встают и ставят их перед Машей. Кукла кормит птиц. Педагог просит детей спеть тоненьким голосом, как цыплята, «пи-пи-пи». Затем кукла Маша зовет кур — музыкальный руководитель играет на металлофоне «ре» первой октавы. Дети ставят фигурки кур на стол перед Машей и поют на этом же звуке «ко-ко-ко».

    Матрешка шагает

    Цель: Учить детей различать движение звуков вверх и вниз.

    Игровой материал: Лесенка из пяти ступенек, игрушка-матрешка.

    Ход игры: Педагог исполняет на любом инструменте мелодию, вызванный  ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает матрешку по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке.

    Игры для  развития чувства ритма

    Прогулка

    Цель: Упражнять детей в передаче разных ритмических рисунков.

    Игровой материал: Музыкальные молоточки по числу играющих.

    Ход игры: Дети рассаживаются полукругом. «Сейчас, дети, пойдем с вами на прогулку, но она необычная, мы будем гулять в музыкальном зале, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице»,- педагог медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок. «А теперь мы вышли на улицу,- продолжает педагог,- светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!» -частыми ударами передает бег. Дети повторяют. «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю»,- музыкальный руководитель вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. «Остальные дети стали быстро прыгать. Скок, скок»,- быстро ударяет молоточком. Дети повторяют. «Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень»,- педагог  постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют. «Испугались ребята и побежали в детский сад»,- быстро и ритмично ударяет молоточком.

    В игре может принимать участие подгруппа детей и вся группа. Желательно проводить игру в часы досуга.

    К нам гости пришли

    Цель: Учить различать темповые изменения. 

    Игровой материал: Игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка), бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.

    Ход игры: Музыкальный руководитель предлагает детям подойти к нему: «Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слышится стук в дверь. Педагог подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу». Девочка медленно ударяет в бубен, мишка в руках педагога  ритмично переступает с ноги на ногу. Дети хлопают.

    Аналогичным образом музыкальный руководитель  обыгрывает приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под четкие ритмические удары музыкального молоточка, птичка летит под звон колокольчика. Игра может проводиться со всеми детьми как в ходе непосредственно образовательной деятельности, так и в свободное  время.

    Кукла шагает и бегает

    Цель: Учить детей различать музыку разного ритма.

     Необходимо знание песенки «Что за куколка у нас» сл. Ю. Островского муз. Е. Н. Тиличеевой:

    1. Что за куколка у нас,

    Сладко спит она сейчас.

    Коля с ней играть начнёт-

    Кукла встанет и пойдёт.

    2. Что за куколка у нас,

    Сладко спит она сейчас.

    Таня с ней играть начнёт-

    Кукла встанет и бежать.

    Игровой материал: кукла.

    Ход игры:Педагог даёт кому-либо из детей куклу и поёт один из куплетов песенки. Ребёнок «укачивает» куклу. Затем исполняется музыка марша или бега, и кукла в руках ребёнка «шагает» или «бегает».

                                                Весёлый поезд

    Цель: Учить слышать изменения в темпе.
    Игровой материал: Небольшая игрушка паровоза с вагонами, фортепиано.
    Ход игры: Педагог исполняет музыкальную пьесу, передавая движение паровоза: сначала он двигается медленно, затем быстрее и совсем быстро, к концу пьесы музыка замедляется и останавливается. При повторном исполнении пьесы педагог предлагает детям представить себя паровозом и вагонами и двигаться в соответствии с музыкой.

    кармашки планшета. Надо обязательно напомнить детям, что они должны брать столько матрешек, сколько разных звуков услышат. Если дважды звучит один и тот же звук, то поет только одна матрешка.

    При выполнении игры с другим игровым материалом дети поднимают карточки с изображением одной, двух или трех поющих девочек в соответствии с количеством звуков.

    Игра проводится с небольшой подгруппой детей в свободное от занятий время. Необходимо, чтобы вначале педагог был в роли ведущего.

                                                            Курицы
    Цель: Закреплять различение звуков квинты (фа-до). Требуется знание песни «Курицы» Е.Тиличеевой.

    Игровой материал: Карточки (по количеству детей) с изображением куриц с опущенной и поднятой головой.

    Ход игры: Педагог играет на музыкальном инструменте поочередно два звука. Дети поднимают условно обозначенные картинки. «Фа» первой октавы соответствует картинке курицы с опущенной головой, «до» второй октавы – с поднятой головой.

                                                               Часы
    Цель: Закреплять различение звуков квинты (фа-до). Требуется знание песни «Часы» Е.Тиличеевой.

    Игровой материал: Макет часов  с маятником.

    Ход игры: Педагог играет на музыкальном инструменте поочередно два звука. Вызванный ребенок поднимает или опускает маятник в соответствии с высоким или низким звуком. В дальнейшем, ведущим может быть ребенок, проигрывая звуки на металлофоне.

                                                          

                                                            Эхо
    Цель: Закреплять различение звуков сексты (ре-си). Требуется знание песни «Эхо» Е.Тиличеевой.

    Игровой материал: Большая карточка – игровое поле, на котором нарисованы четыре девочки, заблудившиеся в лесу, они кричат «а-у», две из них только начинают кричать низкий звук а, слегка наклонив голову, две другие – высокий звук у, приподняв голову вверх. Четыре фигурки ёлок, которыми перед игрой закрыты изображения девочек. Металлофон.
    Ход игры: Ведущий выкладывает перед двумя детьми игровое поле. Назначает, кто из них будет искать девочку, которая кричит высоким звуком, а кто - девочку, которая кричит низким звуком. Затем предлагает детям спеть песню «Эхо» и отдельно пропеть звуки «а», «у». Далее ведущий поочерёдно играет звуки и каждый раз спрашивает детей: «Девочка поёт «а» или «у?». Игра продолжается, пока оба играющих не найдут своих девочек.

                                                     Качели
    Цель: закреплять восприятие и различие звуков септимы («до»2-«ре»1). Знать песню «Качели» Тиличеевой.
    Игровой материал: Большая карточка с контурным изображением качелей в верхнем и нижнем положении. Качели вверху – высокий звук; качели внизу – низкий звук. Маленькие карточки-фигурки в форме качелей по ходу игры накладываются на силуэты качелей большой карточки. Металлофон, ширма.
    Ход игры: Играют трое детей, один из них- ведущий. Перед двумя играющими лежит большая карточка. Педагог назначает, кто из играющих будет узнавать звук «высоких» качелей, кто – «низких», предлагает спеть песню «Качели», напоминает звуки, характерные для неё, проигрывая их на металлофоне. Ведущий берёт фигурку качелей (верхние и нижние качели отличаются по цвету), проигрывает необходимый звук и спрашивает: «Где сейчас качели – вверху или внизу?» отвечать должен тот, кто узнал свой звук. Игра продолжается до тех пор, пока все фигурки качелей не будут положены на свои места. Выигрывает ребёнок, первым выполнивший задание. 

                                                    Кто поёт?
    Цель: Развивать у детей способность различать регистры (высокий, низкий, средний).
    Игровой материал: Три карточки из картона с изображением мамы, папы, сына.
    Ход игры: Педагог рассказывает о музыкальной семье, показывает картинки и говорит, что все в этой семье любят музыку, но поют разными голосами. Папа – низким, мама – средним, сын – тоненьким, высоким. Педагог исполняет три пьесы и объясняет, что пьеса, звучащая в низком регистре, называется «Рассказ папы» (о военном походе); пьеса, звучащая в среднем регистре, называется «Колыбельная песня» (мама поёт сыну); в высоком регистре – «Маленький марш» (мальчик напевает и марширует). После повторного исполнения каждой из пьес дети отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную картинку и показывают её, объясняя свой выбор.
    Музыкальный материал: «Рассказ папы», «Колыбельная песня», «Маленький марш» Г. Левкодимова.

                                                    Лесенка
    Цель: Различать высоту звуков и направление мелодии вверх, вниз.
    Игровой материал: Две квадратные карточки (7см) с изображением лесенки в пять ступенек. На одной карточке изображена девочка, идущая вверх; на другой – вниз.
    Ход игры: После ознакомления с попевкой «Лесенка» педагог играет на фортепиано и предлагает детям узнать, куда идёт девочка, а затем показать карточку с соответствующим изображением.
    Музыкальный репертуар: «Лесенка» Е.Тиличеевой.


                                                            Труба
    Цель:
     Учить детей различать высоту двух звуков.
    Игровой материал: 8 карточек типа лото с цветной полоской внизу (2 с красной, 2 с синей, 2 с зелёной, 2 с жёлтой). На каждой карте по 5 клеток, в 3-х – изображение трубы наклоненной вниз или поднятой вверх. На всех карточках по две пустые клеточки, они по- разному перемежаются с теми, на которых есть рисунок. Труба, опущенная вниз, обозначает низкий звук, вверх – высокий. Карточки с цветным изображением труб.
    Ход игры: Ведущий раздаёт детям по две длинные карточки с полосками одного цвета. Маленькие карточки складываются одна на другую картинками вниз. Педагог с маленькими карточками и металлофоном садится за ширму. Предлагает детям спеть песню «Труба» и говорит, что звук «соль» - это опущенная труба, а звук «до» 2-й октавы – это поднятая труба. Ведущий берёт верхнюю карточку рисунком к себе и проигрывает звук, соответствующий изображению трубы. Отвечает тот ребёнок, у которого на карте есть такая труба. Если он отвечает правильно, то получает карточку и закрывает ею рисунок у себя на карте.


                                             Кого встретил колобок?
    Цель: Развивать у детей представление о регистрах (высокий, средний, низкий).
    Игровой материал: Карточка из плотного картона, разделена на две части: слева изображен весёлый колобок; справа вырезано окошко. С обратной стороны – заклеено. В щель вставляется полоска из картона в виде линейки, разделённой на четыре равные части, на каждой из которой изображён тот или иной персонаж сказки (заяц, лиса, волк, медведь). Линейка должна передвигаться, чтобы каждый раз в окошке появлялся один из персонажей.
    Ход игры: Дети вспоминают сказку «Колобок», перечисляют всех героев, которые встречаются колобку на пути. Затем педагог исполняет в разной последовательности музыкальные пьесы, характеризующие персонажи сказки. Каждая пьеса звучит в определённом регистре: «заяц» - высокий, «лиса» - средний, «волк» - низкий, «медведь» – очень низкий. После прослушивания какой-либо пьесы дети отгадывают, кто изображён в музыке (кого встретил колобок), и передвигают линейку. 
    Музыкальный репертуар: «Кого встретил колобок?» Г. Левкодимова.

    Игры для развития чувства ритма

    Прогулка

    Цель: Учить детей отмечать длинные и короткие звуки.

    Игровой материал: Музыкальные молоточки по числу играющих; фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки (с обратной стороны карточек приклеена фланель).

    Ход игры:  Содержание игры соответствует аналогичной игре, проводимой в младшей группе, но, кроме этого, дети должны передать ритмический рисунок - выложить на фланелеграфе карточки. Широкие карточки соответствуют редким ударам, узкие - частым. Например: «Таня взяла мяч, - говорит педагог, - и стала медленно ударять им о землю». Ребенок медленно стучит музыкальным молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки.

    «Пошел частый, сильный дождь», - продолжает музыкальный руководитель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает узкие карточки.

    Игра проводится на занятии и в свободное от занятий время.

    Наше путешествие

    Цель: Упражнять детей в передаче разных ритмических рисунков.

    Игровой материал: Металлофон, бубен, угольник, ложки, музыкальный молоточек, барабан.

    Ход игры: Воспитатель предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном инструменте. «Послушайте, сначала я вам расскажу, - говорит воспитатель.

    - Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне).

    Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать, и она побежала домой за скакалками, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофоне).

    Мой рассказ вы можете продолжить или придумать свой рассказ». Игра проводится во второй половине дня.

    Определи по ритму

    Цель: Учить детей различать ритмические рисунки.

    Игровой материал: Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты — группа ударных (ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2—3 карточки.

    Ход игры: Ребенок-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).

    При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся. Одному ребенку можно дать большее число карточек (3-4).

    Учитесь танцевать

    Цель: Упражнять детей в передаче разных ритмических рисунков.

    Игровой материал: Большая матрешка и маленькие (по числу играющих).

    Ход игры: Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У педагога большая матрешка, у детей маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких», - говорит музыкальный руководитель и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками.

    При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.

                                                         Картинки и имена
    Цель:
     Учить детей отмечать ритмические рисунки слов.
    Ход игры: Ребёнок произносит своё имя громко и чётко, потом прохлопывает его: Та-ня, Се-рё-жа… Ребёнок называет себя ласково: Та-неч-ка – и протягивает какой-нибудь слог. Отхлопывает ритм в ладоши. То же с картинками и игрушками. Например: Кош-ка, ко-шеч-ка.

                                                          Игры с нитками
    Цель: Дать понятие о длинных и коротких звуках.
    Игровой материал: Клубок ярких, толстых, шерстяных ниток. Ножницы. Стол.
    Ход игры: Педагог тянет нитку и поёт: «У-у-у». Звук обрывается, ниточку отрезают ножницами и кладут на стол. Таким образом, отрезают нитки разной длины и раскладываются в любой последовательности. Педагог, проводя пальцами по ниткам, пропевает либо длинные, либо короткие звуки. В промежутках между нитками звук исчезает.

     Варианты:
    Педагог раскладывает нитки, дети проводят по ним пальчиком и поют звук «у-у-у»; несколько детей держат в руках нитки, остальные, проходя мимо, поводят по нитям пальцем и пропевают звуки; дети сами выкладывают нитки и пропевают свой ритмический рисунок.

                                              Игры с пуговицами
    Цель: Закреплять понятие о длинных и коротких звуках. Приближать к восприятию понятия «нота».
    Игровой материал: Пуговицы разной величины (большие и маленькие, одного диаметра).
    Ход игры: Крупные пуговицы пропеваются длинными звуками, мелкие – короткими. Игра проводится аналогично игре с нитками. В дальнейшем пуговицам даются «имена»: большим – «та», маленьким – «ти». 
    Усложнение: выкладывание из пуговиц ритмических рисунков и их проговаривание, пропевание и прохлопывание.
     

                       Волшебные дудочки

    Цель: Учить детей отмечать длинные и короткие звуки.

    Игровой материал: Фланелеграф, короткие и длинные плоскостные дудки, детские музыкальные инструменты – дудки.

    Ход игры: Музыкальный руководитель вносит игрушечные дудки, говорит, что они – волшебные: каждая из них поет свою песенку. Педагог проигрывает ритмический рисунок на дудке или на другом музыкальном инструменте , предлагая детям повторить песенку дудочек. Дети прохлапывают ритмический рисунок. Вызванный ребенок выкладывает песенку на фланелеграфе короткими и длинными дудками.

                                                            Воздушные шары

    Цель: Учить детей отмечать звуки по длительности.
    Игровой материал: Фланелеграф; плоскостные шары, широкие и узкие; плоскостной медвежонок.
    Ход игры: Музыкальный руководитель показывает медвежонка на  фланелеграфе, рассказывает:

    «Медвежонку в магазине

    Много шариков купили:

    Разноцветных, разных, ярких.
    Был он очень рад подарку,

    Все на шарики смотрел,

    Даже песенку запел.

    «Мишка шарики купил,

    С ними весело ходил.
    Вот!»

    А давайте отобразим эту песенку  воздушными шарами!»

     Дети  прохлапывают ритмический рисунок песенки мишки. Вызванный ребенок выкладывает песенку на фланелеграфе узкими и широкими плоскостными шарами (короткими и длинными звуками соответственно) на фланелеграфе.

    Зимняя роща

    Цель: Учить детей отмечать длинные и короткие звуки.

    Игровой материал: Фланелеграф, узкие и широкие плоскостные березы.

    Ход игры: Необходимо знание песни «Небо синее» Е. Тиличеевой. Музыкальный руководитель предлагает детям отправиться на прогулку в зимнюю рощу. Рассказывает, что березы  здесь необычные, они растут попеременно: большие , старые с толстыми стволами и юные березки с тонкими стволами.  А растут они так же, как в песенке « Небо синее», где чередуются длинные и короткие звуки. Дети вспоминают попевку, прохлапывают ритмический рисунок. Вызванный ребенок выкладывает песенку на фланелеграфе узкими и широкими плоскостными березами.

                                                           


                                              
    Весёлые дудочки.
    Цель: Упражнять детей в восприятии и различии трёх ритмических рисунков, условно соответствующих ритму звучания.
    А) играет медведь на трубе;
    Б) лиса играет на дудочке;
    В) мышонок играет на свирели;
    Требуется знание песни «Весёлые дудочки» Г.Левкодимого.
    Игровой материал: Три карточки с контурным изображением зверей, играющих на духовых инструментах: на трубе – медведь, на дудочке – лиса, на свирели – мышонок. Такие же карточки с цветным изображением, разрезанные на четыре части.
    Ход игры: Дети поют песню, прослушивают, как играют звери на своих инструментах, и начинают играть. На вопрос ведущего, кто играет, отвечает тот, у кого большая не цветная карта соответствует исполненному ритмическому рисунку.

                                                Определи по ритму

    Цель: Учить детей различать ритмические рисунки.
    Игровой материал: Карточки с изображением ритмического рисунка знакомой детям песни, часть карточки пустая. Картинки, иллюстрирующие эти песни, музыкальные инструменты: ложки, треугольник, молоточки, барабан.
    Ход игры: Ребёнок-ведущий исполняет ритмический рисунок песни на одном инструменте. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половинку карточки.

                                              


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Игровые методы и приемы пальчиковых игр с предметами, направленные на развитие мелкой моторики, формирование речи детей младшего дошкольного возраста в ГКП.

    Для чего необходимо развивать мелкую моторику?Существует прямая и естественная связь между движениями рук и  произнесением слов, так как речевые области мозга у детей частичноформируются под влия...

    Мастер- класс" Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"

    Мастер- класс" Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"...

    «Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».

    Музыкально- дидактическаяя игра используется на музыкальных занятиях и в свободное время. Её главная задача - воспитание любви к музыке и овладение основами музыкальной грамоты....

    Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

    Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста...

    Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

    Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста ...

    Консультация для родителей "Интерактивная музыкально-дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста".

    Консультация для родителей содержит в себе информацию по основным видам музыкально-дидактиечских игр, об их целях, задачах и т.д....