«Музыкально-дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
статья (старшая группа)

СЕРГИЕНКО ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА

Музыкально-дидактические игры являются игровым методом обучения, направленным на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке, а также игровой формой обучение и самостоятельной игровой деятельностью, средством музыкального общения и развития ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл музыкальным руководителям20.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Радуга»

Дистанционный семинар:

«Формы и методы развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

 Тема: «: «Музыкально-дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Музыкальный руководитель: Сергиенко О.М.

2020 г.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.        

 Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

                                        В.А. Сухомлинский

Для детей-дошкольников игра является ведущей деятельностью, благодаря которой они полноценно развиваются.  

Музыкально-дидактические игры являются одним из средств развития музыкальной культуры дошкольника. Они способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, творческих способностей детей.

Музыкально-дидактические игры являются игровым методом обучения, направленным на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке, а также игровой формой обучение и самостоятельной игровой деятельностью, средством музыкального общения и развития ребёнка.

Наблюдая за игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста свидетельствую: в отличие от младших дошкольников, они могут самостоятельно играть друг с другом в музыкально-дидактические игры, составлять их, придумывать последовательность действий, формулируют правила игры.

Наличие у детей определенного музыкального и жизненного опыта позволяют им быть достаточно активным в ходе игры и самостоятельно использовать умения, полученные в повседневной жизни. Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка заключается в том, что оно:

-помогает развитию музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир детей;

-развивает познавательные способности;

-воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;

Усвоение навыков восприятия музыки и выразительного движения происходит в процессе разучивания игр, хороводов, плясок, упражнений. Общее в методике разучивания музыкально-ритмических движений всех видов заключается в стремлении педагога заинтересовать ими детей, привлечь внимание к звучанию музыки, научить откликаться на ее образы соответствующим движением. Этому способствую выразительному исполнению, образный показ движений, яркие, точные пояснения, применение детьми самостоятельных способов действий.

Особое значение музыкально-дидактические игры имеют в развитии музыкально-ритмического слуха. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, способности, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Все дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, сообразительности; приучают к быстроте действия, к сдержанности, к оценке собственных возможностей; активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.

Музыкально-дидактические игры объединяют в себе многие черты, присущие хороводным построениям, подвижным играм. Но дидактический материал этих игр отличается тем, что в основе его лежат задачи развития музыкального восприятия; игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Характер игровых действий в музыкально-дидактических играх, следовательно, весьма своеобразен. Все дидактические игры отличаются по своим игровым действиям и по сенсорным заданиям, но всегда требуют слуховой сосредоточенности.

Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:

- обучающей задачи;

- содержания;

- правил;

- игровых действий;

Все эти элементы обязательны и взаимозависимы. Основным элементом дидактической игры является обучающая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обслуживают ее.

Назначение дидактических игр - ввести ребенка в понимание свойств и качеств чувственно воспринимаемых явлений. Дидактические игры как бы выражают и завершают процесс сопоставления и отделения собственно сенсорного опыта ребенка по восприятию свойств, качеств явлений от общественно принятых эталонов.

 Музыкально-дидактическое пособие в качестве учебного применяю в основном на музыкальном занятии:

  • В процессе пения.
  • В процессе слушания музыки.
  • В процессе ритмических движений.
  • В процессе игры на музыкальных инструментах.
  • В процессе самостоятельной деятельности
  • В процессе в индивидуальной работе.    

В своей работе включаю в процессе: карточки, картинки с передвижными деталями, кубики, флажки палочки, игрушки, музыкальные инструменты, медиа-файлы.

                  Классификация музыкально-дидактических игр

      - (развитие звуковысотного слуха);

- (развитие тембрового слуха);

- (развитие   ритмического чувства);

- (развитие динамического слуха).

  • а) обучающей задачи;
  • б) содержания;
  • в) правил;
  • г) игровых действий.

               Виды музыкально–дидактических игр:

 Игры на развитие звуковысотного слуха.

Цель: Учить детей различать высокие и низкие звуки. Определять, куда направляется мелодия в музыке

- «Ступеньки»

- «Найди нужный колокольчик»

- «Птичка и птенчики»

- «Узнай по голосу»

 

 Игры на развитие тембрового слуха;

Цель: Развивать у детей звуко-высотный слух, учить различать высокие, низкие и средние звуки, звуки музыкальных инструментов

  •  «Солнышко, тучка»
  • «Музыкальный домик»
  • «Музыкальные жанры»
  •  «Назови наоборот»
  • «Чудесный мешочек»
  • Определи инструмент»

Игры на развитие ритмического слуха

Цель: Развивать чувство ритма, учить различать короткие и долгие звуки; прохлопать несложные ритмы; играть на музыкальных инструментах слажено.

Игры  на  развитие динамического слуха

Цель: Развивать умение различать средства музыкальной выразительности. Учить детей чисто интонировать мелодию.

            В результате систематического использования на музыкальных занятиях музыкально-дидактических игр и пособий, наблюдаю, что у детей повышается интерес к музыке. Дети внимательно слушают музыку и эмоционально откликаются на контрастные произведения, различают на слух не только высокие и низкие звуки, но и определяют звучания различных инструментов, разбираются в жанрах, у детей развивается слух. Дети имеют возможность сольно выступать на праздниках, играть в оркестре. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Основное их назначение - в доступной форме привить детям любовь к музыке. Дети получают не только необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».

Музыкально- дидактическаяя игра используется на музыкальных занятиях и в свободное время. Её главная задача - воспитание любви к музыке и овладение основами музыкальной грамоты....

Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста...

Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста ...

Доклад "Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"

Доклад "Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"...