Исследовательская работа "Это волшебный мел"
проект (подготовительная группа) на тему

Плетнева Марина Геннадьевна

Содержание

Введение

Основная часть

1.1. Из чего состоит мел?

1.2. Эксперимент с крахмалом, и мукой.

1.3. Рецепты белого и цветного мела,

         1.3.1. Мел из гипса и воды.

         1.3.2. Мел из гипса, клея ПВА и воды.

         1.3.3. Мел из гипса, клея ПВА, воды и подсолнечного масла.

Заключение

Список использованных источников

Актуальность (от детей). Мы – дети подготовительной группы «Почемучки» детского сада «Ладушки», любим, рисовать белыми и цветными мелками на асфальте. Летом наши рисунки получались красочные и яркие, потому что мы много рисовали цветным мелом, но он у нас закончился. Скоро снова наступит лето, и очень хочется заниматься любимым занятием, а цветного мела осталось мало. Мы захотели узнать рецепт и изготовить свои цветные мелки для рисования на асфальте.

Цель: если мы сможем узнать рецепт и изготовить его сами, то нам не нужно будет покупать мел.

Объект исследования: белый и цветной мел.

Предмет исследования: рецепт изготовления белого и цветного мела.

Гипотеза: если мы сможем узнать, как и из чего делают белые и цветные мелки, то сможем сами сделать.

Задачи исследования:

1)    Узнать, из чего состоит белый и цветной мел.

2)    Выяснить, состав рецепта белого и цветного мела.

3)    Изготовить мел разный по составу с мукой, крахмалом и гипсом.

4)    Определить какой рецепт мела, такой же по качеству, как и в магазине.

Методы исследования:

§  подумать, что мы сами знаем о белом и цветном меле,

§  найти в Интернете информацию о том, как можно сделать белый и цветной мел,

§  провести опыты:

Ø №1: «Мел из гипса и воды».

Ø №2: «Мел из гипса, клея ПВА и воды».

Ø №3: «Мел из клея ПВА, воды и подсолнечного масла».

§  организовать презентацию «Разноцветный мир в твоих руках»

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Марина Геннадьевна:Мел добывают в карьере при помощи ковшовых экскаваторов в виде крупных кусков. Сырье на поездах доставляется в цех сырьевой подготовки.

Рис.1. Добыча мела в карьере (фото из Интернета)

Мел используется при производстве сухих строительных смесей, штукатурок, затирок, пластмасс, лакокрасочным материалов, резины, бумаги, кабелей и т. д. Основными поставщиками мела для резиновой, кабельной, полимерной, лакокрасочной и других отраслей промышленности являются предприятия по его производству, расположенные в Белгородской и Воронежской областях.

Рис.2. Мел добытый из карьера (фото из Интерната)

Мел производится двумя основными способами: путем измельчения пород и осадочных отложений.Для измельчения используются два способа – сухой и мокрый. При мокром размоле получают гладкие и круглые частицы, что при использовании приводит к меньшему износу оборудования.

Рис.3. Дробление мела (фото из Интернета)

После разгрузки мел направляется на две дробилки, где измельчается до размеров около 50 мм и направляется на хранение на склад.

Рис.4. Упаковка мела в мешки (фото из Интернета)

− Марина: мел для письма получают формовкой белого молотого мела со связующим веществом. Порошок мела смешивают с соответствующими минеральными красками для получения любого оттенка и замешивают в водном растворе столярного клея. Школьный мел на 40% состоит из мела (карбоната кальция) и на 60% из гипса (сульфат кальция).

− Андрей: мы с мамой узнали, что самый старый завод по производству мела находится в городе Белгороде.Мел используют при производстве стекла.

1.1.         Из чего состоит белый и цветной мел?

С лета остался белый и цветной мел мы его рассмотрели и решили изготовить мел для рисования на асфальте. Мы исследовали оставшийся у нас мел (рис.5). 

Изучая состав белого и цветного мела, мы узнали, что:

■ мел оставляет следы на руках и одежде;

■ мел хрупкий (крошится и ломается);

■ мел производства Китая не пишет на железной доске черного цвета;

■ мел без запаха;

■ мел в воде намокает, темнеет, появляются пузырьки;

■ мел пористый; 

■ если нарисовать мелом на мокрой доске, то лучше видно.

Вывод: при исследовании мела мы узнали его свойства.  долго думали, из чего он состоит, из муки, крахмала и решили узнать путём эксперимента.

                     

Рис.5. Изучаем свойства мела

 

1.2.         Эксперимент с крахмалом и мукой

Сначала мы попробовали сделать мел из муки. Насыпали муки в чашку и стали медленно наливать воду, помешивая. У нас получилась смесь до густоты сметаны. Затем разделили в пять ёмкостей и добавили красители:красного, желтого, оранжевого, синего и зеленого цвета, всё хорошо перемешали. Выложили в формочки для застывания.

       

Рис.6. Изготовление мела из муки

Крахмал мы тоже развели водой. Много раз, пришлось подливать воды, потому что крахмал оседал на дно и стал застывать. Так же, как и муку, мы крахмал разделили на четыре ёмкости, и добавили красителя разного цвета, и перемешали. Вылили в формочки для застывания.

         

Рис.7. Изготовления мела из крахмала

Через два дня мы проверили, мел из муки, форма с верху покрылась корочкой, а с низу не застыла. Решили дать ей еще время для застывания. Мел из крахмала был залит в разные формы: в футляры от градусников, футляр от киндер яйца и в кукольную посуду (сковорода). В сковороде и в киндере после высыхания он раскрошился, в футляре от градусника форму сохранил, но принаписании раскрошился.

Вывод: мука не оседает и с ней работать можно долго, а крахмал оседает на дно и его нужно постоянно помешивать, чтобы масса была однородной.

Мел не получился, мы решили посмотреть в других источниках информации рецепты мела, которым можно рисовать. В книге Мери-Эни Кол, Синди Гейнер 200 увлекательных проектов для детей: творим, экспериментируем, развиваем, на сайтах: Appleandapple, Okiseliova, Bridget Connolly.

1.3.        Рецепты белого и цветного мела

1.3.1.  Мел из гипса и воды

При работе с гипсом работала Марина Геннадьевна, она замешивала раствор (смешивала гипс и воду).

В отдельной емкости (лучше одноразовой) смешиваем гипс с водой в пропорции 1,5:1. ГИПС добавляем В ВОДУ, но НЕ НАОБОРТ! Чтобы было удобнее соблюсти пропорцию, используем один стакан для гипса, один для воды.  И соотносим с мерками.                          Рис.8. Соотношение воды и гипса

Смесь не должна быть слишком жидкой, иначе не засохнет гипс.

 

Рис.9. Однородная смесь воды и гипса

     Рис.10. Получение цветного мела

 

 Чтобы получить цветной мел мы добавили краску, в зависимости от нужной нам яркости цвета. Работали быстро, ведь если гипс правильно смешать с водой, то  он быстро застынет.

 

                                                                 Рис.11. Хорошо размешиваем

Мы взяли футляр от киндер яйца или можно другую емкость с определенной формой. Каждую ячейку перемешиваем зубочисткой, чтобы убрать воздух.

 

Рис.12. Разливаем готовый жидкий мел по формочкам

Через некоторое время, а именно через 20-30 минут  мелки полностью готовы к использованию. Можно вынуть их из форм и дать просохнуть на открытой поверхности.

 

Рис.13. Мел после застывания

1.3.2. Мел из гипса и клея ПВА

 

В этом рецепте мы замесили ГИПС, который развели с клеем ПВА и теплой водой. В основе, этого рецепта мы использовали 2 части клея ПВА и одну часть теплой воды. Налили клей и воду в пластиковую чашу. Добавили гипс и перемешали смесь, до состояния слегка загустевшей каши. Рис.14.Распоковка мела Рис.15.Испытание полученного мела

Вывод: мел получился прочным, но при написании крошился.

1.3.2.  Мел из гипса, клея ПВА и растительного масла

Мы решили, посмотреть в сети Интернет есть ли ещё, какие рецепты мела. Нашли, в тот же состав из гипса и клея ПВА, для придания мелу мягкости мы добавили растительное масло.

              

Рис.16. Изготовления мела по рецепту

Вывод: изготовленный мел по рецепты №3 получился самый лучший. Он не марает руки, при написании мало крошится.

Заключение

Таким образом, мы изучили белый и цветной мел.

Проведя эксперимент с разными веществами, мы узнали, что рецепт № 3 самый лучший, даже лучше, чем в магазине.

Рецепт мела №3: смешиваем гипс с водой в пропорции 1,5:1, клей ПВА 2 стакана, 4 столовые ложки растительного масла.

Мы проверили,что если мы сможем узнать, как и из чего делают белые и цветные мелки, то сможем сделать их сами. Теперь мы знаем много рецептов изготовления белого и цветного мела и можем сделать его сами, по качеству, как нам кажется, что даже лучше чем в магазине.   

 

Рис.17. Испытание всего получившегося мела

Список использованных источников:

1.    Мери-Эни Кол, Синди Гейнер. 200 увлекательных проектов для детей: творим, экспериментируем, развиваем,ПОППУРИ, Минск. 2009

2.    www.openbusiness.ru (Производство дисперсного мела)

3.    alexio-marziano.livejournae.ru(картинки)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная познавательно-исследовательская деятельность "Волшебные бусины". Автор-составитель педагог 1й квалификационной категории Соловьева Наталья Петровна

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Данная образовательная познавательно-исследовательская деятельность направлена на расширение опыта тактильного восприятия детей ...

Исследовательский проект«Волшебный пластилин».

Исследовательская работа по пластилину. Из чего лучше лепить....

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

Краткосрочный исследовательский проект "Волшебная соль". Воспитатель МБДОУ №50 Марина Елена Петровна ст. Анастасиевская, Славянский район, Краснодарский край.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ с использованием исследовательской деятельности «ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ В ГОСТЯХ У РЕБЯТ» В I МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

В конспекте представлен опыт работы с детьми младшей группы с использованием исследовательской деятельности...

Непосредственная образовательная деятельность в средней группе Познавательно – исследовательская деятельность «Волшебное превращение воды»

Познание: Познакомить детей с качествами и свойствами льда, развивать представление о плавлении льда, о превращении льда в воду и наоборот, о зиме и лете.Коммуникация: Учить четко, проговаривать слова...

конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Волшебные свойства магнита"

Развиваем познавательный интерес, любознательность,расширяем знания об окружающем мире, развиваем желание исследовать,и наблюдать....