Применение социоигровой технологии в детском саду
материал на тему

Багандова Рашидат Гаджиевна

В помощь педагогам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конструирование –это практическая деятельность детей, направленная на получение определённого, заранее задуманного продукта. Конструирование в дошкольном возрасте тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.

Значение конструирования в формировании личности ребёнка:

1. развивает технические способности детей

2. формирует тонкую наблюдательность, сосредоточенность внимания.

3.развивает пространственное воображение; гибкость мышления

4.формирует эмоционально-волевые качества личности: дети учатся испытывать удовлетворение,  создавая или совершенствуя конструкцию, значимую для других людей, стремятся добиться поставленной цели.

5.готовит  детей к школе: развивает мышление, память, воображение, способность к самостоятельному творчеству.

6.способствует формированию

- обобщенных представлений о предметах, способности понимать существенные связи и зависимости между отдельными предметами и явлениями

- обобщенных способов действий, умения обследовать предметы, планировать работу, самостоятельно исправлять ошибки

- самоконтроля, способности управлять своими психическими процессами.

 7. во время НОД   формирует умение слушать воспитателя, принимать умственную задачу и находить способ ее решения.

8. сознание детей переключается с конечного результата на способы достижения цели, они начинают понимать, что, при выполнении задания важен не только практический результат, но и приобретение новых умений, знаний, новых способов деятельности.

9.способствует развитию речи

10.помогает формированию дружного детского коллектива, навыков коллективной работы

11.обогащает эстетические представления детей.

Выделяют два типа конструирования: техническое  и творческое. В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т.п. К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков.

В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой: «веселый клоун», «худой простофиля волк», «прекрасный принц» и т.п. К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.

 Существование двух видов детского конструирования –творческого и технического, каждый из которых имеет свои особенности,  требует дифференцированного подхода в руководстве ими.

Виды конструирования в детском саду:

 В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:

  • конструирование из строительных материалов;
  • конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;
  • конструирование из природного материала.

Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников и начинается с раннего возраста .

 Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с наименьшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение. Существует множество наборов для всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, во дворе.

 Как правило, в строительных наборах отдельные элементы крепят путем наложения друг на друга, приставления одного к другому. Кроме строительных наборов, рекомендуются наборы «Лего», имеющие более прочные способы соединения, а также  пластиковые и металлические «Конструкторы», у которых крепления более сложные – с помощью винтов, гаек, шипов и т. д.

 В игре «Конструктор» дети учатся решать сложные конструктивные задачи, знакомятся с различными способами соединения деталей, создают всевозможные подвижные конструкции, тогда как строительные наборы предназначены для сооружения в основном неподвижных построек.

Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе. Соорудить из плоского материала поделку объёмной формы непросто; бумага, картон даются в форме квадратов, прямоугольников, кругов и т. д. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали, украшения, сделать нужные надрезы и только затем сложить и склеить игрушку. Весь этот процесс требует умения измерять, пользоваться ножницами. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек путем составления их из отдельных готовых форм.

 Коробки из-под духов, пудры, спичек, кусочки проволоки в цветной обмотке, пенопласта, поролона, пробки и т. д. фактически представляют собой полуфабрикат. Соединяя с помощью клея или проволоки коробки, катушки между собой, дополняя их разнообразными деталями другого материала, дети получают интересные игрушки – мебель, транспорт и другие изделия.

Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) – пирожки и др. В более старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей.

 Используя в своих играх природный материал, дети знакомятся с его свойствами, учатся заполнять свободное время интересной деятельностью. Они узнают, что песок сыпучий, но из сырого песка можно лепить; воду можно наливать в разную посуду,  на холоде она замерзает и т. д.

 Начиная со средней группы, дети делают игрушки из природного материала: веток, коры, листьев, каштанов, шишек сосны, ели, ореховой скорлупы, соломы, желудей, семян клена и т. д.  Особенность  поделок из этого материала состоит в том, что используется его естественная форма. Качество и выразительность достигается умением подметить в природном материале сходство с предметами действительности, усилить это сходство и выразительность дополнительной обработкой с помощью инструментов.

 Особенно большое значение эта деятельность имеет для развития фантазии, художественного вкуса, творческой деятельности ребёнка.

 Основной формой работы по обучению детей конструированию является привлечение их к участию в НОД. В зависимости от  поставленных задач и наличия строительного материала может быть использован как фронтальный, так и подгрупповой способ организации детей.

Методы и приёмы работы с детьми:

Наблюдение натурального объекта

Все возрастные группы

Показ и анализ образца        

При недостаточном опыте  конструирования или если

 впервые сооружают подобную  поделку и способы действий незнакомы

Показ способов действий        

При недостаточном опыте конструирования или если

впервые сооружают подобную  поделку и способы действий незнакомы

Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы        

При наличии некоторого опыта

Постановка конструктивных задач по условиям, требующим усложнения знакомой конструкции        

Младший и средний возраст

Обыгрывание темы в начале занятий и в анализе

Все возрастные группы, в старшем возрасте - исходя из тематики и задач

Объяснение последовательности и способов выполнения постройки, игрушки

При сложных видах конструирования: из бумаги, природного материала и др.

Пояснения, вопросы        

Все возрастные группы.

Постановка перед детьми проблемных задач

Старший возраст

Анализ и оценка процесса работы и качества готовой продукции        

Младший возраст- исключительно положительная оценка, старший- обращать внимание на эстетическую сторону, соответствие поставленным целям , характер работы, коллективизм и т.д.

Важно сформировать у детей обобщённые способы обследования предметов.  Последовательность обследования:

1) целостное восприятие – рассматривание -  предмета с общей характеристикой ( например, «мост длинный, с плавными спусками», «здание школы большое, у него много окон» и т. д.)

2) определение общей формы предмета ( форма здания напоминает большой брусок, поставленный вертикально или горизонтально ); выделение основных его частей, определение их формы и величины

3) выяснение пространственного размещения частей относительно друг друга ( сверху, снизу, слева, справа, выше, ниже )

4) выделение более мелких частей и определение пространственного расположения их по отношению к основным; определение материала, из которого выполнена каждая часть ( уточнение названия деталей строителя, природного материала, его качества и т.п.)

5) повторное восприятие ( рассматривание ) предмета в целом с определением его общей характеристики ( «вот высокий двухэтажный дом вы будете учиться строить» и т. д.)

Подбор и сочетание указанных выше методов и приёмов определяет форму организации продуктивно-конструктивной деятельности в процессе НОД.

Формы организации обучения конструированию

1. Конструирование по образцу  заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества.

2. Конструирование по модели  заключается в следующем. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала . Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Конструирование по модели является усложненной разновидностью конструирования по образцу.

3. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Сначала  детей учат построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам.

4. Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать

5. Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций («птицы», «город» и т.п.), и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику.

6. Каркасное конструирование предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (его частями, характером их взаимодействия) и последующую демонстрацию педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции. В результате дети легко усваивают общий принцип строения каркаса и учатся выделять особенности конструкции, исходя из заданного каркаса

При выборе методов и форм организации работы необходимо помнить, что основная цель обучения конструированию заключается не в том, чтобы научить ребёнка делать ту или иную поделку, а в том, чтобы развивать мышление ребёнка, его нравственные качества, эстетические чувства.

При организации НОД по конструированию и выборе тем необходимо опираться на комплексно- тематическое планирование, рабочую программу группы.

Формы организации обучения конструированию необходимо чередовать, опираясь на требования программы каждой возрастной группы.

А теперь предлагаю вам проанализировать конспекты НОД по конструированию (предлагается один конспект на двоих)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение компьютерных технологий в детском саду. Компьютерная программа "Игры для тигры"

В настоящее время компьютерные технологии стали активно применяться в образовательном процессе. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонент...

Применение здоровьесберегающих технологий в детском саду

Данная работа раскрывает специфику внедрения здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении. Подробно изложены традиционные и нетрадиционные формы и методы работы с детьм...

Применение ТРИЗ - технологии в детском саду

Применение ТРИЗ технологий для обучения детей....

Применение компьютерных технологий в детском саду

информация для родителей и коллег...

Применение социоигровых технологий в детском саду.

Социоигровая технология – развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. Использование социо-игровых приемов в непосредственно-образовательной деятельности пробуждает интерес...