Индивидуальная программа развития педагога
материал на тему

Надежда Александровна Саркисян

Индивидуальная программа развития педагога Саркисян Н.А. по теме: «Развитие связной речи с использованием мнемотаблиц в обучении пересказу детей младшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_programma_razvitiya_pedagoga_sarkisyan_n.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная программа развития педагога Саркисян Н.А. по теме: «Развитие связной речи с использованием мнемотаблиц в обучении пересказу детей младшего дошкольного возраста»

Актуальность

Существует множество проблем в развитии речи детей. На сегодняшний день проблема развития речи детей является, по мнению многих педагогов, одной из главных проблем. Уровень развития речи детей в дошкольном возрасте различен. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. А уж что говорить об описательной речи – это явление очень редкое. Нарушение экспрессивной речи наблюдается у большинства детей. Отсутствие образной речи, богатой синонимами, дополнениями, определениями. Речь чаще односложная, словарь беден. Дети не могут грамматически правильно построить распространенное предложение, ограничиваясь простыми предложениями, а зачастую перечислениями предметов и их частей. У детей отмечаются значительные трудности при описании предмета по плану, данному педагогом. Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами, разучивании стихов, пословиц, поговорок.

Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, уметь описать предмет связно и последовательно, уметь рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Это необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложный процесс. Чтобы процесс обучения был для детей интересным, занимательным, развивающим, а также для достижения наилучших результатов используются нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.

Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника четкими, связными и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, значит, ребенок может строить по ним свой рассказ.

Использование моделей позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление. Чтобы помочь детям в этом, на занятиях по развитию речи используются схемы описание: для составления описательных рассказов о диких и домашних животных, птиц, растений, при составлении рассказов о временах года, о явлениях природы. Мы используем: схемы описание, мнемотаблицы.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать рассказ, придерживаться его последовательности, удерживать лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей. Они используются для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".А также для составления описательных рассказов по лексическим темам.

Кроме того, мнемотехника используется в работе над звукопроизношением. Основной целью коррекционной работы при нарушении произношения звуков является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке.

Работая с детьми, имеющими разные речевые нарушения, мы сталкиваемся с проблемой длительного периода автоматизации и дифференциации поставленных звуков. На определенном этапе процесса автоматизации корректируемого звука ребенку предлагается работа с «чистоговорками»: выучить двустишие или четверостишие, насыщенное корректируемым звуком и повторять его многократно в течение нескольких дней. Известно, что дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, плохо овладевают приёмами и методами запоминания. Выучить стихотворение становится затруднительно, быстро утомляются, возникают отрицательные эмоции. Поэтому очень важно пробудить у детей с подобной патологией интерес к учебной деятельности. Здесь помогает мнемотехника. Использовать систему мнемотехники помогает ускорить процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков, помогает запоминанию с последующим воспроизведением целостного образа в рифмованной форме.

Гипотеза исследования: целенаправленная и систематическая работа по использованию карточек- схем в воспитательно-образовательном процессе, как элемента мнемотехники, представляет педагогу дополнительную возможность для успешного развития связной речи и речевой активности младших дошкольников.

Объектом являются дети младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предметом исследования является процесс развития связной описательно – повествовательной речи детей младшего дошкольного возраста с ОНР методами мнемотехники.

Цель: Развитие связной речи детей с помощью схем описание и мнемотехники, повышение уровня речевой активности детей.

Задачи:

• Развитие связной монологической речи.

• Обогащение словарного запаса детей.

• Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.

• Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки.

• Формирование умений отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.

• Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделение существенных признаков.

• Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды)

Технологии

• Личностно-ориентированная технология – взаимодействие педагога с детьми;

• Технология развивающего обучения (атмосфера заинтересованности в каждом виде деятельности);

• Развитие творческого воображения, с помощью которой могут создаваться новые образы;

• Здоровье сберегающая – динамические паузы;

• Коммуникативное общение – особенность этой технологии является осознание ребенком деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал при этом ребенок.

Прогнозируемый результат

Прежде всего, будут сформированы коммуникативные навыки общения детей, повышен уровень мотивации к занятиям, расширен круг знаний об окружающем мире. Словарный запас выведен на более высокий уровень. Совершенствованы лексико-грамматические средства языка. Дети умеют рассказывать по схемам описаниям и мнемотаблицам, переводить графические символы в «живые» слова. Тем самым развито их внимание, мышление, память и, конечно же, речь. Повышен интерес детей к художественной литературе. Повысилась заинтересованность родителей в вопросах речевого развития ребёнка. Родители включены в коррекционно-педагогический процесс.

Перспективный план работы по теме: «Развитие связной речи с использованием мнемотаблиц в обучении пересказу детей младшего дошкольного возраста»

Месяц

Вид деятельности

Задачи

Технологии

Продукт

Сентябрь

Пересказ сказки 

«Колобок»

Формирование умения детей пересказывать сказку по картинкам (мнемосхемам), описывать животных

Коммуникативное общение. 

Развитие творческого воображения 

 Мнемосхема

Октябрь

Составление рассказа «Осень» с опорой на картинно-графическую схему

Формирование умения составлять небольшой описательный рассказ с помощью схемы описание; самостоятельно определить главные свойства и признаки установить последовательность изложения, обогащают словарный запас детей.

Коммуникативное общение. 

Развитие творческого воображения

Картинно-графическая 

схема

Ноябрь

Заучивание стихотворения И. Токмаковой 

«Осень» 

Используя моделирование облегчить и ускорить процесс запоминания и усвоения текста стихотворения, формировать приемы работы с памятью.

Коммуникативное общение. 

Развитие творческих способностей. Здоровье сберегающая 

Мнемосхема

Декабрь

Заучивание стихотворения Н. Нищевой «Ёлочка» 

Формирование умения детей запоминать стихотворение по схемам рисункам, интонационно передавать настроение

Коммуникативное общение, 

развитие твор-ческого воображения, здоровье сберегающая 

Мнемосхема

Январь

Пересказ сказки «Репка»

Беседуя по тексту и отслеживая последовательность, расставить в нужной последовательности заранее приготовленные схемы к данному произведению. Вызвать речевую активность, формирование умения следить за развитием событий, отвечать на вопросы.

Коммуникативное общение, 

развитие твор-ческого воображения, здоровье сберегающая

Индивидуальные схемы-рисунки, мнемосхема

Февраль

Составление описательного рассказа о зиме

Формирование умения детей составлять связный рассказ по картинке с помощью воспитателя, пополнять и активизировать словарный запас детей

Коммуникативное общение, 

Развитие творческого воображения 

Мнемосхема

Март

Заучивание отрывка стихотворения З. Александровой «Мой мишка»

Формирование умения детей составлять связный рассказ по картинке с помощью воспитателя, пополнять и активизировать словарный запас детей

Коммуникативное общение, 

развитие твор-ческого воображения

Мнемосхема

Апрель

Составление описательного рассказа «К нам идет весна» 

Используя моделирование, облегчить и ускорить процесс запоминания и усвоения текста стихотворения, формирование приемов работы с памятью.

Коммуникативное общение, 

развитие твор-ческого воображения, здоровье сберегающая 

Мнемосхема

Май

Пересказ сказки «Рукавичка» с использованием мнемосхемы 

Формирование умения детей отгадывать загадки по картинке с помощью воспитателя, пополнять и активизировать словарный запас детей

Коммуникативное общение, 

развитие творческого воображения, здоровье сберегающая 

Мнемосхема


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа развития педагога Ибиевой С.Э. на 2012-2014 годы

В программе представлена перспектива развития и профессионального роста педагога: цели, задачи, программные мероприятия....

Индивидуальная программа развития педагога

Индивидуальная программа профессионального и личностного совершенствования педагога в процессе самообразованияЛичная тема «Развитие речи детей 2-3 лет посредством различных видов детской деятельн...

Индивидуальная программа развития педагога 2016-2020 г.

Качество образования определяется множеством фактороф, одним из которых является непрерывное повышение уровня теоретической и творческой подготовки и профессионального мастерства педагогов....

Индивидуальная программа развития педагога на 2016-2020 уч. гг.

Индивидуальная программа профессионального совершенствования на 2016-2020 уч.гг....

Индивидуальная программа развития педагога Журавлёвой О.В.

Всё более значимой становится задача обеспечения профессионального саморазвития педагога как субъекта профессиональной деятельности, поведения и отношений, ибо профессиональное саморазвитие воспитател...

Индивидуальная программа развития педагога Волейко Н.А..

Индивидуальный программа развития педагога - это план мероприятий, направленный на повышение эффективности результатов работы, на его профессиональный рост....

Индивидуальная программа развития педагога

Качество образования определяется множеством факторов, одним из которых является непрерывное повышение уровня теоретической и творческой подготовки и профессионального мастерства педагогов....